Правоохранительные органы.
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Волкова Елена Михайловна

Методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_sud_v_9kl.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – суд по обществознанию в 9 классе.

«Слушается дело о хулиганстве»

Автор: Волкова Е.М.

Цель урока: Знакомство учащихся с формами и видами судебного процесса, способствовать формированию активной гражданской позиции.

Задачи:

-создать представления о работе органов защиты и обвинения;

-способствовать осознанию ответственности за свои поступки;

-помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей.

Техническое обеспечение: ПК, Конституция РФ.

Среди учеников были распределены следующие роли:

Адвокат

Судья

Присяжные

Прокурор

Обвиняемый

Свидетели: Одноклассница, Подруга Одноклассницы, Друг  Подсудимого, Учитель, Бабушка Подсудимого.

Ход  урока.

Вступление учителя: Сегодня на уроке обществознания мы с вами рассмотрим судебное разбирательство, подробно изучим работу органов безопасности в данном случае суда. Представим непростую ситуацию.

Судья: всем встать! Суд идет!

Прокурор: Слушается дело о хулиганстве подсудимого, порчи имущества школы. Состав преступления: подсудимым было разбито окно в школе, неуспеваемость по предметам, плохое поведение в классе. Для дачи показаний вызывается одноклассница подсудимого.

Судья: Клянетесь ли вы говорить правду, только правду и ничего кроме правды? Помните, что дача ложных показаний является преступлением и преследуется по закону!

Свидетель (одноклассница): Клянусь!

Судья: Представьтесь, пожалуйста.

Свидетель (одноклассница): Меня зовут…(учащиеся называют вымышленные имена) … года рождения, с Подсудимым мы одноклассники.

Адвокат: Расскажите, что произошло два дня назад в школе?

Свидетель (одноклассница): У нас было четыре урока, после уроков мы пошли вниз в раздевалку. А Подсудимый с другом поругались и у них завязалась драка, в результате Подсудимый кинул горшок с цветком в противника, но он уклонился и цветок угодил в окно.

Адвокат: Где вы находились в этот момент?

Свидетель (одноклассница): Я стояла около лестницы и все видела.

Адвокат: Скажите, какое у вас зрение? Как я понимаю, вы носите очки?

Прокурор: Протестую! К делу это не относится!

Судья: Протест отклоняю! Можете продолжать допрос свидетеля.

Свидетель (одноклассница): Да, я действительно ношу очки, зрение у меня -3.

Адвокат:  Были ли на вас очки во время указанного вами происшествия?

Свидетель (одноклассница): Нет, не было, я их нечаянно уронила и они разбились.

Адвокат: Так как же вы беретесь утверждать, что все видели?

Свидетель (одноклассница): Я была с подругой, она все подтвердит!

Адвокат: Прошу вызвать для дачи показаний  подругу Свидетельницы.

Судья: Вызывайте. Клянетесь ли вы говорить правду, только правду и ничего кроме правды?

Подруга Свидетельницы: Клянусь!

Судья: Представьтесь, пожалуйста.

Подруга Свидетельницы: Я ….родилась в …

Адвокат: Расскажите суду о ваших отношениях с подсудимым.

Подруга Свидетельницы: Мне никогда не нравился Подсудимый, он всегда меня обзывал, дергал за волосы, однажды даже мне жвачку в волосы кинул, пришлось выстригать прядь волос! Вот поэтому я все, все видела, это он разбил окно!

Адвокат:  Скажите откуда у вас такая неприязнь к Подсудимому?

Подруга Свидетельницы:  Мы с Подсудимым живем в соседних домах, в детстве он всегда издевался надо мной, к песочнице не подпускал или в лужу толкнет. Я считаю, что он хулиган и получит по заслугам!

Адвокат: Вопросов больше нет.

Прокурор: У меня тоже вопросов нет.

Судья:  Для дачи показаний вызывается учитель подсудимого.

Судья: Клянетесь ли вы говорить правду, только правду и ничего кроме правды?

Учитель: Клянусь!

Судья: Представьтесь, пожалуйста.

Учитель: Я….года рождения.

Судья: Слово для допроса предоставляется Прокурору.

Прокурор: Скажите, какие оценки у Подсудимого по вашим предметам?

Учитель: Подсудимый на мои предметы ходит не регулярно, оценки у него плохие, сплошные двойки.

Адвокат: Скажите, как вы относитесь к Подсудимому?

Учитель: Ужасный Мальчик! Не слушается, на уроках играет в телефон, грубит учителям. А меня вообще невзлюбил, то кнопку на стул положит, то питарду подкинет! В общем, отношения у меня с ним можно сказать враждебные. Правильно вы его судите, так ему по делам!

Прокурор: Вопросов больше нет.

Судья: У Адвоката есть вопросы?

Адвокат: Нет.

Судья: Для дачи показаний вызывается Друг Подсудимого.

Судья: Клянетесь ли вы говорить правду, только правду и ничего кроме правды.

Друг Подсудимого: Клянусь!

Судья: Представьтесь, пожалуйста.

Друг Подсудимого: Я …. года рождения.

Адвокат: Расскажите, почему вы подрались?

Друг Подсудимого:  Мы с Подсудимым давно дружим, ну и мне с первого класса нравилась одна девушка, а он (Подсудимый) сказал, что ему она тоже нравится, вот мы и подрались, он в порыве гнева схватил горшок с цветком и запустил в меня, ну я увернулся, а окно нет.

Адвокат: Т.е. вы утверждаете, что это подсудимый разбил окно?

Друг Подсудимого: Да подтверждаю.

Адвокат: А может это вы разбили, а вину свалили на Подсудимого?

Друг Подсудимого: Нет! Это не я!

Прокурор: Я протестую! Адвокат оказывает давление!

Судья: Протест принят! Для дачи показаний вызывается Бабушка Подсудимого.

Судья: Клянетесь ли вы отвечать правду, правду и только правду и представьтесь, пожалуйста.

Бабушка Подсудимого:  Конечно, всю правду расскажу. Меня зовут…я пенсионерка, мне 74 года.

Адвокат: Расскажите суду, как себя ведет дома Подсудимый?

Бабушка Подсудимого: Подсудимый дома мне всегда помогает, поэтому часто и пропускает занятия. Я же старенькая, мне нужно, то за лекарствами сбегать, то снег около дома почистить, вот внучок и молодец  никогда не отказывает в помощи.

Адвокат: А какие у него были отношения с друзьями?

Бабушка Подсудимого: Вот с этим мальчонкой внучок все дружил.

Адвокат: У меня вопросов больше нет.

Судья: Прокурор, есть ли у вас вопросы к Бабушки Подсудимого?

Прокурор: Да, Ваша честь.

Прокурор: Скажите, как ваш внук учится?

Бабушка Подсудимого: Хорошо учится, домашнее задание выполняет, приходит и хвалится, что получил пятерку.

Прокурор: А в дневник вы заглядывали?

Бабушка Подсудимого: Нет, а зачем, внучек ведь мне врать не будет.

Прокурор: Значит,  вы не знаете, что Подсудимый является двоечником и хулиганом?

Бабушка Подсудимого: Что вы, это не про моего внука, он у меня порядочный.

Прокурор: К Бабушке Подсудимого вопросов больше нет.

Судья: Можете садиться на место.

Судья: Мы выслушали Свидетелей, приступим к прениям сторон.

Прокурор: Уважаемый Судья, Присяжные заседатели, сегодня мы рассмотрели дело отъявленного хулигана. У Подсудимого был прямой умысел в нанесении школе урона:  взаимоотношения в классе не сложились, успеваемость у Подсудимого отсутствует, учителями он не доволен, поэтому он решил отомстить учебному заведению путем порчи имущества, в  данном случае окна. Обвинение считает, что вина Подсудимого полностью доказана. Опираясь на Административную ответственность, определяющаяся Кодексом РФ об административных правонарушениях, назначить Подсудимому наказание в виде штрафа в размере 5000 тыс.рублей и  в соответствии с Дисциплинарной ответственностью, регулирующейся Трудовым Кодексом РФ, исключить Подсудимого – учащегося из учебного заведения. Т.к. Подсудимый является несовершеннолетним, ответственность за уплату штрафа накладывается на родителей Подсудимого.

Судья: Слово предоставляется Адвокату Подсудимого.

Адвокат: Защита, полностью не согласна с обвинением. Мой Подзащитный оказался жертвой заговора, одноклассников. Все было специально подстроено, Другом подсудимого, который захотел убрать соперника. А свидетельница не могла видеть всего происходящего, т.к. она была без очков, поэтому точно видеть не могла происшедшего. Показания Подруги Свидетельницы так же не точны, т.к.именно она и являлась причиной спора. Возможно, что выбрав Друга Подсудимого, они могли пойти на сговор и убрать мешающего в их отношениях. Бабушка Подсудимого охарактеризовала внука, как прилежного ученика и внимательного по отношению к ней. Таким образом, защита просит пересмотреть дело, за отсутствием доказательств преступления и освободить моего подзащитного из под стражи в зале суда.

Судья: Прения завершены, последнее слово предоставляется Подсудимому.

Подсудимый: Я не виновен! Меня оклеветали!

Судья: Суд удаляется для вынесения вердикта

(Судья выбирает  вердикт  1 или 2).

Вердикт.

  1. Суд, рассмотрел дело о хулиганстве и постановил: признать Подсудимого виновным и назначить ему наказание в виде выплаты штрафа (в данном случае родителями Подсудимого) в размере 3-х минимальных заработных плат, так же назначить Подсудимому исправительные работы, а именно  уборку  территории школы сроком до двух недель.

  1. Суд  рассмотрел дело о хулиганстве и постановил: признать Подсудимого оправданным по всем статьям в связи с недоказанностью состава преступления, освободить Подсудимого в зале суда.

Викторина

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое Презумпция невиновности?
  2.  Может ли несовершеннолетний выступать в виде: подсудимого, свидетеля, обвинителя?
  3. Как вы поняли из урока, какие наказания предусматривает  Административная и Дисциплинарная ответственность?
  4. Какие виды ответственности вы еще знаете?
  5. Что нужно делать, чтобы не стать Подсудимым?
  6. Скажите, что такое апелляционная инстанция?
  7. Какими правами вы обладаете?
  8. Перечислите ваши обязанности?

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Правоохранительные органы"

1). В систему правоохранительных органов РФ входит(ят)1. полиция2. пограничные войска3. местные органы самоуправления4. администрация Президента2). Верны ли следующие суждения о правоохранительных орг...

Правоохранительные органы

занятие проводится для повышения правовой грамотности воспитанников....

план конспект урока по обществознанию 9 класс тема "Правоохранительные органы"

урок изучения нового материала, с элементами исследовательской рабоы учащихся, с использованием ИКТ...

Правоохранительные органы

Конспект урока по теме "Правоохранительные органы" (9 класс, Обществознание)...

Правоохранительные органы (презентация)

Презентация по теме "Правоохранительные органы"...

Правоохранительные органы (таблица)

Представлена разработанная таблица по теме "Правоохранительные органы" для дальнейшего использования на уроках....

тест по обществознанию в 9 классе по теме: Правоохранительные органы

Данный тест можно использовать при закреплении , а также при проверки домашнего задания....