Преподавание истории, обществознания в пенитенциарной системе образования.
по обществознанию по теме

Мухарамов Ислам Исрафилович

Из опыта работы в преподавании истории и обществознания в пенитенциарной системе образования.

Преподавание в пенитенциарной системе образования несколько отличается от преподавания в общеобразовательной школе, так как  существуют свои особенности преподавания. Какие особенности, и как их решать в преподавании, я поделился своим опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx38.06 КБ

Предварительный просмотр:

Преподавание истории, обществознания  в условиях пенитенциарной системы образования.

( Из опыта работы).

Вступительная часть.

Тема моего опыта «Методы преподавания истории, обществознания и основ безопасности жизнедеятельности в условиях пенитенциарной системы образования». Внедрение новых инновационных технологий обучения в преподавании вышеперечисленных предметов в условиях пенитенциарной системы образования.

       В отличии от общеобразовательной системы образования в пенитенциарной системе образования существуют ряд особенностей:

  1. уровень знаний обучающихся оставляет желать лучшего, так как существует проблема запущенности в воспитании и образовании;
  2. исключить из своего лексикона при общении с обучающимися такие слова как: «обиделся», «обиженный», «петух» «курятник» и другие;
  3. при составлении групп для практических занятий учитывать их деление на касты, и избегать их смешивания;
  4. заставлять учиться «из под палки», как правило, приводит к ответной отрицательной реакции к учёбе у обучающихся,  приходится применять различные приёмы и методы, чтобы заинтересовать их и захватить их внимание;
  5. отсутствие такого метода обучения как домашнее задание;
  6. большая текучесть обучающихся, приводит иногда на нет все Ваши старания, в обучении;
  7. ежегодная корректировка рабочих программ по предметам с учётом учебного плана, и необходимого минимума знаний по требованию Государственного стандарта образования;
  8. в отличии от общеобразовательных школ, в пенитенциарной системе образования как правило вечерние (сменные) школы, с 12-ым классом.

И тем не менее, тот необходимый минимум ни кто для пенитенциарной системы образования не корректировал, и его необходимо дать.

Основная часть.

               Основными задачами данного опыта являются:

  • ознакомить с опытом преподавания в пенитенциарной системе образования;
  • показать какие посильные методы и формы преподавания в наибольшей степени достигают целей и задач в обучении;
  • сформировать у обучающихся стремление и интерес к изучению предметов.

Главной мотивацией в обучении истории, обществознания и основ безопасности жизнедеятельности является заинтересованность обучающихся.

  Приведу пример: В самом начале учебного года, на урок истории в 8-ом классе, пришёл ученик, который наотрез отказывался учиться. Со словами « Что Вы мне сделаете? И что нового я у Вас узнаю? Я и так сижу в колонии строго и особого режима? Страшнее уже ничего нет?» Пришлось с ним согласиться что страшнее уже нет ничего, и сказал ему пусть ответит на один детский вопрос по истории, если ответит то в школу может вообще не ходить. Он согласился. Вопрос: Чем отличаются человечество от Адама и Евы? Вопрос казалось бы лёгкий, но ответить на него он не смог. В классе присутствовали и другие ученики которые не смогли на него ответить. А когда услышали ответ все согласились, что это так. Сыграв, таким образом, на интересе данный ученик не только сам стал ходить, но и привёл с собой друга.

В обучении применение современных методов обучения (урок-лекция; урок – дискуссия; комбинированный урок; групповые занятия, семинары, философские клубы) позволяют добиться хороших результатов в усвоении материала.

  Необходима связь тем уроков по истории и обществознанию с современностью на разных ступенях обучения.

Наибольшим успехом среди обучающихся пользуются практические занятия и проведение предметных недель по истории и обществознанию. Дух соперничества у обучающихся, присутствует всегда и необходимо его поддерживать на доброжелательном уровне.

В процессе обучения на практических занятиях применил использование в конце занятия обучающимися- ПОПС – формулу. Данная формула учит выражать свою мысль, не отвлекаясь на другие темы.

П (позиция (в чём заключается Ваша точка зрения?)) – «Я считаю что …..».

О (обоснование (на чём Вы основываетесь, довод в поддержку Вашей позиции)) – «Потому что ….».

П (пример (факты, иллюстрирующие Ваш довод)) – «Например ….».

С (следствие (вывод что надо сделать)) – « в последствии чего я делаю вывод что ……».

   Надо честно сказать что при внедрении ПОПС – формулы встречались некоторые трудности при обучении. Этому есть ряд причин:

  • попросту у учащихся не хватало времени на переработку материала при проведении практического задания;
  • не всегда стремились учащиеся выражать свою точку зрения открыто и при всех, так как косноязычие вызывал смех у окружающих;
  • текучесть учащихся иногда приводил на нет, все усилия на применение данной формулы.

Проанализировав проведённые уроки, пришлось сделать ряд корректировок при  планировании урока:

  1. снизился объём материала при проведении практического урока, не во вред минимуму знаний;
  2. к каждой группе пришлось составлять развёрнутый план выполнения групповых или лабораторных работ;
  3. коротко объяснять каждой группе в начале урока, что и каких результатов от них ожидают.

После корректировки урок стал представлять собой то, что и ожидалось. Надо отметить, что данные типы уроков полностью перекрывают то, что нет домашних заданий.

 Ещё одной немаловажной деталью в преподавании предметов, с целью сокращения времени для конспектирования материала лекции и умения грамотно выражать свою точку зрения по теме урока, является применение условных обозначений.

 По каждому предмету на внутренней стороне тетради отображена ПОПС-формула, и таблица условных обозначений:

по истории:

Д.н.э.

До нашей эры

С/х

Сельское хозяйство

Н.э.

Нашей эры

Ф/с

Феодализм -  феодальный строй

М/ф

Мануфактура

М/с

Монархия

Н/х

Народное хозяйство

К/с

Капитализм

и т.д.

по обществознанию:

Д

Деньги

Увеличение

Т

Товар

Падение

С

Спрос

Приводит к тому что…

П

Предложение

Дестабилизация

Дф

Дефицит

Обмен

Мн

Монополия

Ц

Цена

К

Конкуренция

Бд

Бюджет

Р/о

Рыночные отношения

В/В

Ветви Власти

и т.д.

Это очень экономит время в конспектировании и объяснении нового материала. Используя школьную доску, упор в большей степени, делается на принцип наглядности и доступности в обучении.

К тому же на практических занятиях по обществознанию применить можно построение логических цепочек, например:

Что произойдёт с Ц если С↑? Ответ должен выглядеть примерно так:

 с ↑ С на Т→ ↑Дф→↑Ц. (С увеличением спроса на товар приведёт к увеличению дефицита на товар что приведёт к увеличению цены на товар).

Надо сказать, что подобные задачки и проблемные уроки по всем предметам учащимся очень нравятся.

На практических занятиях решаем и филворды, составляем кроссворды и стараемся отвечать по ПОПС – формуле (смотри приложения).

    Надеюсь, что мой скромный труд кому-то поможет в проведении практических занятий по обществознанию и истории. Кстати при проведении предметных недель, большую роль играют именно задания в виде филвордов, кроссвордов и ребусов.

   Например, приложение № 4, учащиеся среднего и старшего звена с удовольствием выполняли задания, и открывали для себя новые слова, затем искали определение и значение этих слов.

Приложение № 1.

Дата:                         Фамилия:                                                   Класс:

Урок № 20: Практическое занятие по теме: Типы экономических систем.

Эпиграф к уроку: Бизнес – это игра, величайшая игра в мире – если вы знаете, как в неё играть.

                                                                                                                                                                       Т. Дж. Уотсон.

Цели урока: 1.Закрепить знания по теме урока; 2. Научиться определять типы экономических моделей по признакам;

                        3. Умение работать с учебником; 4. Закрепить знания по применению ПОПС – формулы

                             в своих выводах.  

Условия:

Обязательный минимум, выполнение трёх заданий: - оценка 3;   4 задания – оценка 4;     5 заданий – оценка – 5.

Задание №1.  Заполните таблицу по признакам экономических моделей.

п/п

Тип

Экономической модели

Земля, капитал, ресурсы.

Социальная

защищённость.

(Безработица).

Наличие конкуренции

Наличие монополии

1.

Традиционная

2.

Рыночная

3.

Командная

4.

Смешанная

Задание № 2.  Используя учебник (стр. 74), дайте определение торговли и условия для успешной торговли.

Торговля -................................................................................................................................................................................................

..................................................................................................................................................................................................................

.................................................................................................................................................................................................................

Для успешной торговли необходима .................................................................................................................................................

.................................................................................................................................................................................................................

Задание № 3. Используя ПОПС – формулу дайте свой вывод, какой тип экономической модели существует в России.

Я считаю, что в России ....................................................................................................................................................................... .

Потому что ...........................................................................................................................................................................................

..................................................................................................................................................................................................................

..................................................................................................................................................................................................................

Например ................................................................................................................................................................................................

..................................................................................................................................................................................................................

...................................................................................................................................................................................................................

Вследствие этого я делаю вывод что, в России ...............................................................................................................................

Задание № 4. Манипулируя понятиями спроса, предложения, ценой, товаром, создайте условия:

а). конкуренции;  б). монополии.

Как должны себя вести спрос, и предложение, цена, используйте условные обозначения и напишите логическую цепочку.

а).                                                                                                                                

б).

Задание № 5. Создайте кроссворд  по теме урока, не менее 4-5 слов по горизонтали и по вертикали.

Приложение № 2.

Филворд на тему История воззрений на общество.

В таблице найдите 9 названий наук изучающих общество:

                                    (Используйте учебник, §2  стр. 23 таблица)

К

П

О

Л

И

Т

О

Л

О

Г

И

Я

У

Р

С

О

Ц

И

О

П

Г

И

Я

И

Л

М

А

Ц

И

Я

Л

С

О

К

А

Н

Ь

Э

З

А

Н

С

О

И

Л

У

Н

Я

Т

К

Э

Я

Э

Я

Г

Х

О

С

И

И

У

О

К

И

Т

И

И

Г

Я

Т

Щ

Ф

Р

Н

О

Г

Н

Р

Я

М

Т

А

Р

А

О

О

Л

О

О

О

Е

У

Р

Ф

О

Р

Л

М

И

Р

Г

Т

Т

Д

Е

М

О

Г

О

А

К

А

И

С

У

Н

А

Й

Д

И

Г

Н

А

Ф

И

И

Е

Н

О

Т

В

Е

И

Т

П

О

Я

К

М

Т

В

И

Ш

   Т

Я

Р

О

Л

О

Г

И

Я

Ы

П

И

Ы

 Ответы выпишите ниже:

Приложение № 3.

Групповое занятие по Всеобщей истории 8 класс, по теме:

Правила Венского конгресса. §7(стр. 104) учебник Д. Д. Данилов и др.

История Нового времени.

            Цель урока: Научить учащихся работать с учебником.

  1.          Какие страны  участвовали и выносили решения  в Венском конгрессе?

  1. Какие страны в январе 1815 года заключили оборонительный союз против

России?

 3. Заполните таблицу по решению Венского конгресса. Кому отделяли земли?

№ п/п

Земли бывших государств.

Страны кому отдавались земли.

1.

Саксония

2.

Вестфалия

3.

Познань

4.

Галиция

5.

Финляндия

6.

Бессарабия

7.

Зальцбург

8.

Ломбардия, герцогства: Модемское, Пармское, Тосканское

9.

Норвегия

10.

Бельгия

11.

Острова Цейлон и Мальта

12.

Гвиана и мыс Доброй Надежды

         4.   Составьте кроссворд из 3-х слов по горизонтали и трёх слов по вертикали по теме урока, используйте учебник.

Разгадайте филворд по обществознанию, ответы запишите на обратной стороне листа. Количество разгаданных слов  и есть количество набранных баллов в процессе предметной недели по обществознанию.                       (Приложение № 4)

о

т

в

а

р

е

б

е

с

ц

и

т

н

с

т

и

т

у

ц

и

я

ф

е

ц

и

е

р

н

и

з

б

с

о

д

с

л

ы

р

о

б

ы

в

о

е

т

и

р

о

т

в

а

с

р

а

я

д

я

и

ц

а

щ

е

з

у

т

п

р

е

ф

е

р

е

к

т

р

а

о

г

р

е

с

с

а

к

м

о

и

н

д

у

н

а

н

с

в

а

а

п

м

у

д

н

т

с

г

м

р

п

е

и

н

е

с

и

л

а

и

р

т

с

и

е

г

о

о

к

р

л

о

б

а

л

а

и

о

м

р

е

д

л

о

ж

т

ф

и

я

п

р

и

в

т

с

а

л

в

и

т

г

э

т

с

и

р

л

р

а

п

с

о

р

п

с

р

и

з

и

и

к

ч

ы

ь

п

о

л

и

т

и

я

л

е

к

т

о

а

п

р

е

г

р

е

с

с

а

т

а

ц

т

р

а

д

а

н

з

о

п

м

з

и

л

а

у

с

н

е

с

я

и

ц

а

з

и

л

и

в

и

ц

я

и

ц

и

н

ф

л

о

р

е

н

и

е

с

к

о

э

м

и

г

р

а

ц

и

я

у

р

б

а

н

и

з

а

ц

и

н

и

к

е

в

т

с

б

о

э

н

п

д

е

р

п

а

ц

и

т

о

б

а

р

з

е

б

я

и

е

о

к

с

н

с

т

р

а

в

о

о

р

а

т

ь

с

о

н

а

л

о

г

п

п

р

о

и

з

в

к

к

т

у

н

о

ь

п

а

к

и

м

и

м

е

л

т

в

ь

л

ы

б

и

р

о

в

т

с

д

о

б

ю

д

ж

е

т

п

р

е

з

и

д

е

н

т

л

а

е

р

а

с

р

о

н

т

з

н

а

к

з

т

а

и

р

а

т

е

л

о

р

п

н

е

п

м

ю

н

д

к

л

с

п

ц

е

б

и

е

с

ц

и

м

м

е

о

с

н

п

о

т

е

к

с

т

о

в

а

р

б

а

р

т

е

р

и

п

а

к

в

а

б

н

е

н

н

т

о

б

е

р

л

т

л

е

ф

и

л

о

в

и

т

о

р

п

т

а

л

и

л

р

ю

о

д

ж

д

ь

р

н

т

ь

ф

о

п

м

и

ф

о

с

о

п

о

з

и

ь

е

р

м

з

е

п

р

г

р

е

о

э

м

о

с

р

е

т

я

я

я

н

с

о

р

в

в

и

т

л

и

ы

н

о

н

у

о

о

н

а

р

т

а

о

н

д

и

а

и

г

х

а

т

в

е

и

р

е

ф

о

в

а

р

к

и

о

к

п

р

г

о

н

м

м

о

е

г

л

л

и

р

м

д

и

ч

т

м

р

о

р

о

м

у

и

е

м

р

а

а

ф

и

я

о

л

п

н

ь

и

е

р

и

ь

е

е

г

а

а

п

р

т

л

а

т

с

и

а

а

р

и

щ

б

о

т

а

о

и

т

т

т

ь

с

л

в

у

е

у

т

с

е

н

с

р

ь

п

н

с

т

т

н

р

а

а

и

н

л

ц

и

а

с

о

т

у

и

т

н

п

л

е

н

о

о

к

л

о

в

с

и

и

а

у

л

д

в

и

и

е

ф

р

н

н

и

с

а

о

я

п

п

а

и

к

с

е

у

л

е

у

я

й

н

т

и

о

а

г

я

д

я

и

е

в

а

у

н

п

и

у

р

г

е

о

я

т

к

н

с

т

г

н

а

а

з

м

ц

р

к

о

и

з

с

т

н

м

т

о

с

т

ь

с

а

м

и

и

а

и

т

а

и

о

ц

н

а

я

и

а

у

к

ц

м

т

е

с

о

н

н

т

н

е

в

к

н

ц

н

т

т

и

т

м

с

и

я

ц

и

я

м

р

е

н

о

т

в

т

в

о

с

т

ь

д

е

л

и

а

г

с

е

ц

с

н

т

с

о

л

и

д

а

р

н

о

с

т

ь

ы

ч

а

й

м

о

р

а

л

ь

р

м

а

л

и

г

ф

ь

о

б

я

з

а

н

н

о

с

т

ь

о

б

т

н

е

м

а

л

р

а

п

г

и

к

ь

и

а

л


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержательный аспект преподавания истории в контексте этнокультурного образования

В данной статье представлен опыт преподавания спецкурса «Российский менталитет (Особенности российской цивилизации)» и факультативного курса «История российского предпринимательства»....

Система методической работы и использование современных педагогических технологий в преподавании истории, обществознания и внеклассной работе как средства повышения качества образования.

Повышение качества общего образования через реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», проекта модернизации региональной системы образования – основная задача работы всей с...

Педагогический проект "Интегративная технология преподавания истории, обществознания и регионального через проектную деятельность учащихся"

Осуществление компетентностного подхода с применением  интегративных технологий, метапредметности и конвергенции в изучении истории и обществознания через проектную деятельность учащихс...

Применение метода учебных проектов в преподавании истории (обществознания) как средство повышения качества знаний обучающихся

Выпускная работа слушателя курсов повышения квалификации - обобщение опыта работы по теме самообразования ( теория и результаты работы )...

Методика преподавания истории основанная на системе учебных заданий (УЗ)

Данные методические рекомендации были разработаны и реализованы в ГБОУ СОШ № 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга на уроках истории в 5 -7 классах. Актуальность данного методического подхода обуслв...