« Исследовательский подход в преподавании истории,обществознания и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.»
материал

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_argunova_l.g.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема конкурсной работы: « Исследовательский подход в преподавании истории,обществознания и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.»

Оглавление

Введение ……………………………………………………………….……….... с. 1

1. Исследовательский подход в обучении ……………………………………... с. 2

1.2. Способы организации исследовательского обучения учащихся:

методы, методические приемы, формы……………………..…………… с. 3-4

Заключение…………………………………………………………………........ с.5

Введение

Свою конкурсную работу для «Методического семинара» я назвала «Исследовательский подход в преподавании истории, обществознания, во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС».

Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития критического мышления и познавательной самостоятельности. Исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.

Цель организации исследовательской деятельности: в условиях  школьного обучения-создать условия для развития личности, повысить образовательный и культурный уровень, воспитать уважение к историческим ценностям. Главный плюс исследовательской деятельности-развитие творческих способностей учащихся, передача социального опыта от поколения к поколению. Реконструируя историческое прошлое в ходе исследовательской работы, ученик более ярко представляет и ощущает связь поколений - так реализуется социальная функция обучения Истории.

Актуальность темы:1.В условиях оголтелой ненависти, которую проявляют к России как исторической преемнице Советского Союза некоторые «братья-славяне», очень важно научить детей получать объективное представление о тех страницах истории, которые сейчас переписываются, искажаются, переоцениваются.

2.Исследовательский подход незаменим в изучении краеведения - ведь Смоленская область, каждая ее деревня имеет историю, которой можно и нужно гордиться. Ведь любовь к Родине, патриотизм вырастает постепенно  на основе воспитанной с детства любви к родным местам. К сожалению, с каждым годом уменьшается число непосредственных участников событий ВОВ, послевоенного восстановления народного хозяйства и культуры, воинов-афганцев и участников других горячих точек, и если не собрать об этом воспоминания старожилов, фронтовые письма, какие-то предметы  той или иной эпохи, все это исчезнет безвозвратно.

3.Исследовательский подход способствует укреплению межпредметных связей с другими предметами - с географией, литературой как мировой, так и региональной, изобразительным искусством.

Реализация данной проблемы в повседневной школьной практике имеет следующие особенности:

1.Прежде всего наша школа малокомплектная и это оказывает свое влияние на обучение и воспитание детей. Небольшие классы дают возможность педагогу лучше изучить своих подопечных, тем более, что он встречается с ними ежедневно не только в школе, но и за ее пределами. Обладая разносторонними  сведениями об учащихся,  их характерах, интересах, работоспособности, особенностях восприятия, памяти и т.д., учитель может быстрее найти эффективные средства организации процесса обучения тому или иному предмету. Вместе с тем, он ограничен в использовании ряда методических приемов: трудно организовать дискуссию в классе с одним или двумя учениками, проблематично использовать на уроке групповую учебную работу, которая предполагает деление класса на несколько групп. Но зато открываются широкие возможности для самостоятельной работы учащихся с учебником (его иллюстрациями и текстом), со справочной литературой и историческими документами, материалами периодической печати, с дидактическими карточками, подготовкой устных и письменных описаний и сочинений.

2.Сложность работы в малокомплектной школе связана с тем, что талантливого ребенка стремится задействовать каждый учитель, а так как готовиться надо и к урокам, то ребенок испытывает двойную, тройную нагрузку. Поэтому целесообразно вводить на уроке элемент игры, занимательности, творческих заданий, чтобы снизить психологическую нагрузку. Зато в обстановке сельской школы ребенок не боится рассуждать, высказывать свое мнение, зная, что его никто не будет высмеивать и осуждать за неправильное  мнение.

Результаты многих лет использования исследовательского подхода и разных школ, в которых я работала, его использования как самостоятельной формы организации урока и его сочетание с другими методами (проблемным, проектным) доказали перспективность и результативность метода, сделали урок более интересным, живым, а значит - любимым.

                                    Результат метода:

Год         Класс       % выбравших экзамен по общ.              Оценка

2018       2 уч.          100%                                                   «4»-28 б.; «3»-18б       50%на «4-5»

2019       2уч.из 3.     67%                                                    «5»-34б;   «4»-28б.     100%на «4-5»

Несмотря на вроде бы успешную подготовку учащихся к сдаче экзаменов за курс 9-летней школы, недовольство вызывает следующее - косноязычие современных учеников, безграмотность, поверхностное отношение к выполнению заданий, неумение и нежелание работать самому, а не надеяться на Интернет. Это стало еще одной причиной обращения к исследовательскому методу изучения истории и обществознания.

Процесс обучения началам научного исследования должен быть поэтапным, с учетом возрастных особенностей, целенаправленным формированием

1) мыслительных умений и навыков - анализ, сравнение, обобщение и систематизация знаний;

2) умением и навыком работы с книгой, документальными источниками, справочниками и другой исторической информацией;

3) аргументацией собственного суждения;

4) представлением результатов своей деятельности в виде сообщения, докладов, реферата и т.д.

Социальный заказ общества такой - подготовить человека к новым вызовам, где нет готовых рецептов, ответов на все вопросы, а значит, чтобы быть успешным, надо развивать информационную компетенцию - способность к самостоятельному приобретению знаний, т.е. их поиску, отбору, анализу, использованию.

Как же сформировать у учащихся практические навыки исторического исследования?

1.Начнем с изучения вещественных источников - (керамические изделия, монеты, орудия труда, обувь из школьного музея). В нашем школьном музее экспонаты можно трогать, брать на уроки, тем более некоторые из них изготавливают сами дети (например, височные кольца).

6  класс, тема  «Древние балты». Предлагаю вниманию детей 3 керамических сосуда и предлагаю записать те вопросы, которые у них возникают при осмотре данных предметов, а потом попытаться на них ответить.

Ход рассуждений таков:1.Откуда этот предмет? 2.Сколько ему может быть лет? Как его изготавливали? 3.Какие продукты хранили в нем? В чем отличие от современной керамической посуды?

В итоге дети приходят к мысли, что люди использовали тот материал, который можно было найти в природе, что процесс изготовления был долгим, трудоемким, требовал особых умений и навыков, а значит, люди относились к предметам бережно и они сопровождали их и в «царстве мертвых».

9 класс, элемент урока по теме «Социально-экономическое развитие страны во 2 четверти 19в.». Задание: изучить монеты 19в. и сделать максимальные выводы по плану, который должны сформулировать сами. Как правило, возникает следующий план:

1. Внешний облик монеты, какой металл использовали, где чеканили, какой год выпуска.         2. Сравниваем по весу с современными. 3.Какие события происходили в эти годы в России, на Смоленщине?

Логическим завершением  такого исследования стала работа ученицы школы Бельской О. по теме: «В гостях у Юноны» и сертификат участника 19 областной научно-практической конференции «Шаг в науку».

2. Популярная форма использования исследовательского метода - работа с историческими документами. Учащиеся знакомятся со стилистическими особенностями письменных источников разных исторических эпох, учатся выделять главную мысль, позицию автора, пробуют комментировать документ с исторической точки зрения.

9 класс (когда обучение было по учебнику А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной) Тема: «Накануне войны. Советско-германские отношения». Ученики работают с отрывками из дневника Геббельса и высказываниями Гитлера, анализируют их и отвечают на вопросы: 1.Какой метод предлагает фюрер для строительства «новой Европы»? 2.Какое отношение к СССР-союзнику по пакту Молотова-Риббентропа? 3.Сколько времени прошло от заключения договора о ненападении до этого высказывания в дневнике? 4.Каков моральный облик этих людей?

Особенно поражают учеников даты, когда между заключением пакта и высказыванием в дневнике нет большого временного промежутка. Не могу не привести цитату из дневника Геббельса:«9 августа 1940г. (Пятница). Мы говорим с фюрером о Прибалтийских государствах, в которых русские устанавливают свою террористическую диктатуру. Но нам нечего проявлять к ним сострадание, а без интеллигенции  они для нас менее опасны. Необходимо установить между Москвой и нами непреодолимую стену. Ведь большевизм-это мировой враг №1. Когда-нибудь мы тоже столкнемся с ним. Фюрер тоже считает так». Наверно, поработав с такими источниками, не будешь извиняться в бундестаге за гибель немецких солдат в 1941-45г.г. которых никто не звал в Россию!

Или исследовательская работа по чудом сохранившимся газетам 1954 года «Смена». Это 9 класс, обществознание, тема: «Политика и власть». Работая с этим источником, ученики обращали внимание на существенные отличия социалистической прессы от современной  начиная от лозунга: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», цены в 20 копеек и то, что это орган Смоленского обкома и горкома ВЛКСМ. А при анализе статей их  удивляло, что нет рекламы, криминальных статей, астрологических прогнозов и что можно всю(!) газету посвятить героям труда в промышленности и сельском хозяйстве.

3.Сюда же можно отнести работу с литературными произведениями. Например,6 класс, тема  «Становление древнерусского государства». Задание: Сравнить изображение Святослава византийским историком Львом Диаконом и Нестором-летописцем. Вопросы для сравнения придумай сам. Дети формулируют следующие вопросы:1.Почему византийский автор называет Святослава варваром и обвиняет в жестокости? 2.Какие слова Святослава стали крылатым выражением? 3.Почему об одном человеке такие разные мнения? 4.Непонятные слова можно найти в словаре или в Интернете.

Ответы на эти вопросы позволяют ученику на доступном для него уровне  самостоятельно исследовать тему, стать в чем-то ученым, а значит самообразовываться и саморазвиваться. В 9 классе такая последовательная работа с использованием исследовательской технологии нашла замечательный выход в работе Душевиной Алены  в номинации «Сочинение» с темой «Как оплачивается творчество?» на 3 межрегиональном конкурсе исследовательских и творческих работ школьников «Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев».

Девочка защищала свою работу по скайпу и выглядела весьма достойно. Диплом 3 степени и подарочный сертификат на 1,5 тысячи рублей доказательство этому.

4.Исследовательский подход в использовании краеведческого материала. Каждое ученическое Исследование - это шаг в новое, неизвестное, а значит реализация творческих способностей, расширение знаний по истории своей маленькой Родины. Кому, как не ученикам и сельским учителям, связанным общей жизнью с жителями деревни, стать собирателями документов, фактов, фотографий нелегких человеческих судеб. Все это потом становится экспонатами нашего школьного музея. Например, в 2019г. мы собирали воспоминания тех жителей деревни, которые родились в 1929-30г.г. За эту работу ученица Душевина А. в номинации «О войне, на которой я не был», конкурс «Край мой Смоленский» стала одним из победителей. Исследование фронтовых писем, воспоминаний воинов-афганцев, копий трудовых книжек жителей деревни разных годов и т.д.помогают ученикам воспринять прошлое родной страны, не как страницу учебника, а как нечто личностно значимое, существенное, погрузиться в живую историю, ощутить себя свидетелем далеких событий.

5.Мини-исследования еще одно достоинство исследовательского подхода в изучении истории. Эта работа личностно ориентирована, характеризуется интересом и вовлеченностью в работу всех учащихся, приносит удовлетворение, ведь реализуется конкретное дело, формируются коммуникативные умения и способность доказывать свою точку зрения. Это - графическое изображение личности или событий с помощью кругов дифференциации. Цель - оценить влияние исторических личностей или событий на историю России. Задача: разделить круг дифференциации на секторы, величина которых будет зависеть от ответа на вопрос: « Какие события 19в. (или исторические личности) оказали наибольшее влияние на историю нашей страны? Свой выбор аргументировать.»

Историческая группировка. Вперемешку даются разные логически, но не напрямую связанные между собой позиции. Из предложенного списка надо составить 3 новых группировки и доказать их логическую связь. Пример:

1. Крепостной актер. Открытие Антарктиды. Обличение язв крепостнической России.

2.Кругосветная экспедиция. Фамусов-любимая роль. Гоголь (Яновский Н.В.)

3. « Господа! К нам едет ревизор!» М.Щепкин -основоположник реализма на сцене. Фаддей Беллинсгаузен.

Правильный ответ будет таков:

1.Крепостной актер. М.Щепкин-основоположник реализма на сцене. Фамусов-любимая роль.

2.Открытие Антарктиды. Кругосветная экспедиция. Фаддей Беллинсгаузен.

3.Гоголь(Яновский Н.В.) « Господа! К нам едет ревизор!» Обличение язв крепостнической России.

Пример: Историческая группировка.

1.1849 год, неевклидова геометрия, мюридизм.

2.Кружок разночинцев, аул Гуниб, Казанский университет.

3.Ф.М.Достоевский, Н.И.Лобачевский, Шамиль.

4. « Записки из мертвого дома», самая долгая в истории России война, применимо для изучения космоса.

Историческая группировка как самостоятельное задание-яркий пример межпредметных связей с географией и литературой.

Графическое изображение личности. На шкале от 0 до 3 надо отметить, каким был политический деятель прошлого с твоей точки зрения.

Степан Разин- это человек …( с твоей точки зрения)

Интересный     __3_____2____1____0____1_____2______3___ скучный                                                                        

Интеллигентный 3_____2____1____0____1_____2______3___ необразованный                                                                    

Властный         __3_____2____1____0____1_____2______3___ слабый                                                                          

Теплый     ____    3_____2____1____0____1_____2______3___ холодный                                                                              

Добрый          ___ 3_____2____1____0____1_____2______3___ злой                                                                                

Красивый        ___3_____2____1____0____1_____2______3___ некрасивый                                                                                

Яркий              ___ 3_____2____1____0____1_____2______3___ тусклый                                                                                

Составь полюсные пары (с известной долей погрешности). Дай на основании своего выбора характеристику личности.

Легче всего показать как работает это задание на примере пары Пушкин-Дантес. Пушкин, естественно, со знаком «+»,а Дантес со знаком « -. Споры при противопоставлении других пар возникают нешуточные.

 Исследовательские работы, сделанные учениками ,незаменимы  на предметных неделях, на торжественных мероприятиях, таких как Торжественные линейки в День Победы, в честь освобождения Смоленщины, годовщины вывода советских войск из Афганистана. . Исследовательский подход не исчерпал свой потенциал и в преподавании обществознания. Например, тема: «Участие граждан в политической жизни» может пройти в форме анкетирования учащихся и учителей, и выполнения домашнего задания: « 1.Подобрать из газет и журналов 2 политические статьи, авторы которых придерживаются противоположных идеологических взглядов. Доказать свою точку зрения.» или 2. «Что роднит, а что различает политических лидеров России и стран Запада? Вопросы для сравнения придумай сам.» В процессе исследования формируется умение работать с различными источниками информации, делать соответствующие ссылки, осуществлять выбор значимого содержания из имеющегося информационного массива.

 Заключение.

Требования ФГОС к современному уроку ориентируют на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности, а значит, перед учителем истории сегодня стоят задачи, навеянные очередным пересмотром содержания предмета: альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, неоднозначные этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов на уроке невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности. Коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций приобретают все большее значение в оценке личностей и хода событий. На данный учебный год запланированы следующие исследовательские работы: «Орден на ладони»- в честь 75-летия Великой Победы - (на основе тех наград, которые сохранились в семье). « Самая старая вещь в доме»- для школьников 5-6 классов. «Монеты 30-х годов 20 века-свидетельство сталинской эпохи». В конце концов не написана история деревни Крапивна, а значит иследовательский подход по- прежнему будет задействован и в преподавании истории, обществознания и в внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

Проектная работа «Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.»

 В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в неп...

Проектно–исследовательская деятельность на уроках технологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

В статье описана педагогическая технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС. Представлены основные идеи организации проектно-исследовательской деятельности...