Рабочая программа для 10 класса по обществознанию.
рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме
Рабочая программа для 10 класса по обществознанию к учебнику Кравченко А.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 15
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании МО зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ №15
Протокол № 1
«___» _______2013г. «___» _________ 2013г. «___» ________ 2013г.
Рабочая программа
по обществознанию
для 10 класса
Составитель: учитель обществознания
МБОУ СОШ № 15 Никифорова А. С.
2013-2014 уч/год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «обществознание» для 10 класса разработана на основе:
- Примерной программы курса «Обществознание» для общеобразовательных учреждений. Сборник (базовый уровень). М.: Просвещение, 2010 – 57 с., допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации;
- Авторской программы Кравченко А.И., Хромовой И.С. Программа курса «Обществознание» для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2006 – 87 с., допущенной Министерством образования Российской Федерации.
Актуальность курса. Курс «Обществознание» 10 класса является продолжением курса «Обществознание», который учащиеся изучали в 6 классе. При разработке содержания и основ методики курса для семиклассников учитывались не только особенности психологии младших подростков, но и уровень знаний и умений, достигнутый ими в 10 классе. Преемственность обеспечивается сохранением в структуре учебника основных рубрик, характером заданий для организации активной познавательной деятельности учащихся. Изучение курса позволит заложить у обучающихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах.
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса направлена на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношении; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско – общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно - бытовых отношениях.
Задачи курса:
- Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.
- Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.
- Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.
- Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.
- Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.
Для реализации поставленных целей и задач используется учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершённую линию для основной школы и включает в себя:
Программа:
- Кравченко А.И. Обществознание. Программа курса для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2008 г. – 46 с. Допущено Министерством образования РФ.
Учебник:
- Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 10 класса. М.: ООО ТИД «Русское слово», 2011 г.- 120 с. Допущено Министерством образования РФ.
Согласно учебно-тематическому плану, рабочая программа по обществознанию для 10 класса рассчитана на 68 учебных часа в год, по 2 часа в неделю. Количество уроков может отличаться в связи с праздничными и выходными днями. Национально-региональный компонент реализуется в данной рабочей программе в объёме 10 часов, встроенного в базовый курс в отдельные темы уроков и предполагает изучение особенностей развития различных сфер общественной жизни в Республике Адыгея с опорой на публикации в средствах массовой информации.
Рабочая программа предусматривает следующие формы контроля: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 5 разделов. В конце каждого раздела предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.
1. | Введение | №1.Введение в обществознание. | 1 | Задачи и содержание курса, структура курса. Формы и методы работы на уроках | Знать определение «обществознание», структуру курса | Беседа | ||
2. | Научное познание общества | №2 – 4. Познание окружающего мира. Истина. Критерии истины. | 3 | Процесс познания. Познание, знание. Чувственное и рациональное познание. Истина. Дедукция и индукция | Знать основные понятия: познание, знание, сенсуализм, рационализм, истина,. Перечислить критерии истины. | Работа с текстом учебника и вопросами | ||
№5 - №7. История развития взглядов об обществе. Воззрения на общество. | 3 | Воззрения на общество и государство Платона и Аристотеля. Взгляды древних китайцев. Теория общественного договора. Идея разделения властей | Знать основные понятия: история, политология, социология, экономика, этнография, культурология. | Работа с учебником и основными понятиями | ||||
№8-№10. Строение общества. | 3 | Общество как система. Основные сферы общественной жизни. Институты общества | Знать основные понятия: общество, социальный институт, экономическая сфера. | Ответить на вопросы и выполнить задания | ||||
№11-№13. Цивилизация и общество. | 3 | Цивилизация. Взгляд на цивилизацию О. Шпенглера. Культурно-исторические типы Н.Я. Данилевского. Понятие менталитета | Знать основные понятия: цивилизация, культурно-исторические типы, менталитет, теория локальных цивилизаций. | Выполнить практические задания | ||||
№14. Итоговый урок по теме «Научное познание общества». | 1 | Выяснить степень освоенности материала | Знать основные понятия. | Выполнение контрольного теста | ||||
3. | Развитие общества | №15-№17. Современное общество. | 3 | Закон ускорения истории. Традиционное общество. Индустриальное общество. Урбанизация. Постиндустриальное общество. | Объяснить закон ускорения истории. | Работа в группах | ||
№18 - 20. Модернизация и глобализация. | 3 | Социальный прогресс. Технический прогресс. Регресс. Революция. Модернизация. Глобализация общества. Средства массовой информации | Знать основные понятия: прогресс, регресс, глобализация, СМИ, реформа, революция | Заполнить таблицу. Выполнить задания практикума | ||||
21 - 22. Мировая система | 2 | Сущность теории У. Валлерштайна. Характеристика составных частей мировой системы. | Знать основные понятия: мировое сообщество, ядро мировой системы, третий мир | Подготовить доклады к семинару | ||||
№23. Семинар «Глобальные проблемы человечества» | 1 | Глобальные вызовы современной эпохи. Антиглобализм. Геополитика современного мира. Международные экономические организации | Хорошо владеть информацией по данной проблеме | Выступление с докладами | ||||
4. | Рыночная экономика | 24 - 26. Рыночное общество. | 3 | Экономика: наука и хозяйство. Типы экономических систем. Рыночное общество. Отношение между капиталом и трудом. | Знать основные понятия: экономика, экономические системы, плановая экономика, смешанная модель экономики, частная собственность | Провести сравнительный анализ (в виде таблицы) командной и рыночной экономических систем | ||
27. Экономическая жизнь РА (НРК). | 1 | Экономическая жизнь РА. Рыночная модель экономики. | Знать рыночную модель экономики. | Фронтальный опрос | ||||
28 - 31. Эволюция капитализма | 4 | Капитализм. Законы рынка и маркетинг. Спрос, величина спроса. Предложение. Закон предложения. Рыночное равновесие. Маркетинг | Знать основные понятия: спрос, величина спроса, равновесная цена. | Ответить на вопросы учебника | ||||
32 - 33. Многообразие рынков. | 2 | Рынок: признаки, функции, задачи. Типы рынков. Рынок труда. Безработица. | Знать основные понятия: рынок, рынок труда, безработица, рабочая сила | Работа с основными понятиями | ||||
34.Проблемы занятости и безработицы в РА (НРК). | 1 | Проблемы занятости и безработицы в РА. Уровень безработицы в РА. | Знать проблемы занятости в своём регионе. | Подготовить сообщение. | ||||
35 - 36. Деньги. Инфляция. | 2 | История возникновения денег. Функции денег. Виды денег. Инфляция, её виды. | Знать основные понятия: деньги, инфляция, цена, покупательная способность денег, эмиссия денег | Работа с основными понятиями | ||||
5. | Сфера производства | 37. Производитель на рынке. | 1 | ВНП. Предприятие и его формы. Государственные и частные предприятия. Фирма. Цена. | Знать основные понятия: валовой национальный продукт, предприятие | Работа с текстом учебника | ||
38.Предпринимательство и бизнес. | 1 | Предпринимательство. Бизнес и малый бизнес. Формы организации бизнеса. Прибыль. | Знать основные понятия: предпринимательство, бизнес, предприятие, бизнес | Выполнить практикум | ||||
39.Развитие предпринимательства в РА (НРК).
| 1 | Развитие предпринимательства в РА. Частное предпринимательство. | Знать информацию о развитии ЧП в РА. | Подготовить сообщение. | ||||
40. Инфраструктура рыночной экономики. | 1 | Рынок, биржа, банк. Коммерческие кредиты и ссуды. Покупка и продажа акций банками. Слияние банков | Рынок; биржа; банк; брокеры; дилеры | Работа с вопросами и заданиями | ||||
41 – 42.Роль государства в экономике. | 2 | Основные экономические функции государства. Налогообложение и бюджет. Виды налогов. Дефицит бюджета | Знать основные понятия: государственный бюджет, государственный долг, налоги | Подготовиться к итоговому уроку | ||||
43. Итоговый урок «Экономическая сфера общества» | 1 | Повторить, обобщить и закрепить знания | Знать основные понятия и термины | Выполнить контрольный тест | ||||
6. | Политическая система общества | 44 - 45. Политическая власть. | 2 | Власть: понятие и концепция. Ресурсы власти. Легитимность власти. Типы легитимной власти Государство. | Знать основные понятия: политика, власть, легитимная власть | Отработать в тетради практикум | ||
46. Политическая система РА (НРК). | 1 | Политическая власть в РА. Политическая система РА. | Знать устройство политической системы РА. | Подготовить сообщения. | ||||
47 – 48. Сущность и организация государства. | 2 | Основные формы правления. Унитарное, федеративное государство | Знать понятия: федерация, правовое государство, | Работа с основными понятиями | ||||
49 - 50. Местное самоуправление. | 2 | Самоуправление. История самоуправления. Функции самоуправления | Местное самоуправление, земство, территориальная община | Выполнить практикум | ||||
7. | Политическая жизнь общества | 51 - 52. Условия политической жизни. | 2 | Условия политической жизни. Демократический и недемократический режимы государства. | Знать понятия: политический режим, авторитарный режим, тоталитарный, демократический режимы. | Выполнить практикум | ||
53 – 54. Выборы в Адыгее (НРК). | 2 | Условия политической жизни. Политическое развитие нашей республики. | Подготовить сообщения. | |||||
55 – 56. Субъекты политической жизни. | 2 | Политические группы: группы давления, группы интересов, лобби, элита | Знать основные понятия: политическая программа, референдум, партийная система | Выполнить практикум. | ||||
57 . Избирательное право РА. Выборы в Адыгее (НРК). | 1 | Избирательное право РА. История выборов в регионе. | Знать основные понятия: лобби, элита. | Выполнить практикум. | ||||
58. Политическое развитие РА. (НРК) | 1 | Политическое развитие РА. | Перспективы политического развития. | Подготовить сообщения. | ||||
59. Итоговый урок «Политическая жизнь общества». | 1 | Повторить, обобщить и закрепить знания. | знать основные понятия и термины по данному разделу | Выполнение тематического теста. | ||||
60. Формы политического участия. | 1 | Формы и виды политического участия. | Знать формы и виды политического участия. | Опрос. | ||||
61. Дискуссия о необходимости референдума. | 1 | Что такое референдум и нужен ли он в современном государстве. | Знать референдум. | Беседа. | ||||
62 - 63. Адыгея сегодня и завтра: взгляд в будущее. (НРК). | 2 | Перспективы развития нашей республики. | Подготовить сообщения. | Подготовить сообщения. | ||||
64 - 65. Урок-семинар «Мировое сообщество». | 2 | Понятие мировое сообщество. | Мировое сообщество. | Подготовить сообщения. | ||||
66 – 67. Контрольный урок по теме «Политическая жизнь». | 2 | Обобщение и систематизация знаний по всему курсу обществознания 10 класса. | Знать основные понятия курса. | Выполнение тематического теста. | ||||
Итого: 68 часов. | 68. Резервный урок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 8 класс по Обществознанию
Рабочая программа по Оществознанию. 34 недели - 1 час в неделю...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/30/picture-1182031-1572442061.jpg)
Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 11 класса
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часа.Вид элективного курса – предметный.Реали...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/30/picture-1182031-1572442061.jpg)
Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 10 класса
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часов.Вид элективного курса — предметный.Экза...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/29/picture-676610-1443553780.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по обществознанию для 9 класса «ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа дополнительного образования «Практическое обществознание» для обучающихся 9 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного обще...