Рабочая программа для 6 класса по обществознанию.
рабочая программа (обществознание , 6 класс) на тему

Никифорова Анжелика Сергеевна

Рабочая программа для 6 класса по обществознанию составлена к УМК Кравченко А. И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvoznanie_6_klass.docx52.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 15

«Рассмотрено»                                 «Согласовано»               «Утверждаю»

На заседании МО        зам. директора по УВР             Директор МБОУ СОШ №15

Протокол № 1

«___» _______2013г.           «___» _________ 2013г.        «___» ________ 2013г.

Рабочая программа

по обществознанию

для 6 класса

Составитель: учитель обществознания

МБОУ СОШ № 15  Никифорова А. С.

2013-2014 уч/год

Пояснительная записка

Рабочая  программа курса «обществознание»  для  6 класса разработана на основе:

  • Примерной программы курса «Обществознание» для общеобразовательных учреждений. Сборник (базовый уровень). М.: Просвещение, 2010 – 46 с. Допущено Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации;
  • Авторской программы Кравченко А.И., Хромовой И.С. Программа курса «Обществознание» для 5-7 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2006 – 57 с. Допущено Министерством образования Российской Федерации.

Актуальность курса. Изучение курса обществознания в 6 классе  позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввести учащихся в мир общественных отношений и научится жить в этом мире; будет способствовать определению учащимися места в мире и выработке жизненной стратегии; будет способствовать формированию у учащихся представления о себе как гражданине общества.

Рабочая программа на ступени основного общего образования направлена на достижение следующих целей:

развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

    Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;

формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

воспитание гражданственности и любви к Родине;

создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;

выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;

содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;

помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;

ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

   Для реализации поставленных целей и задач используется учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершённую линию для основной школы и включает в себя:

Программа:

  1. Кравченко А.И. Обществознание. Программа курса для  5-7 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2008 г. – 46 с.  Допущено Министерством образования РФ.

Учебник:

  1. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 6 класса. М.: ООО ТИД «Русское слово», 2011 г.- 102 с.  Допущено Министерством образования РФ.

Согласно учебно-тематическому плану, рабочая   программа по обществознанию для  6 класса  рассчитана на  34 учебных часа в год, по 1 часу в неделю. Количество уроков может отличаться в связи с праздничными и выходными днями.

Национально-региональный компонент реализуется в данной рабочей программе в объёме 5 часов, встроенного в базовый курс в темы уроков и предполагает изучение особенностей развития различных сфер общественной жизни в Республике Адыгея с опорой на публикации в средствах массовой информации.

Рабочая программа предусматривает следующие формы контроля: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 6 тем. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела и темы урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Дата проведения

план

факт

1.

Раздел  I.  ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (6 часов+1).

Тема 1. Что такое общество?

1

Понятие «общество». Разнообразие значений понятия «общество». Сферы общественной жизни: Содержание каждой из сфер общественной жизни.

Знать основные понятия темы: общество; общественная жизнь; страна; государство; сферы общественной жизни.

Беседа. Работа по алгоритму с текстом учебника. Заполнение таблицы.

2.

Тема 2. Происхождение и развитие человека.

1

Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Человек — биосоциальное существо. Появление речи. Изменение форм объединения древних людей.

Знать основные понятия темы: человек — биосоциальное существо, культура, родовая община.

Опрос. Заполнение сравнительной таблицы.

3.

4.

Тема 3. Исторические ступени развития общества.

Тема 4. Современное общество.

1

1

Выделение ступеней развития общества по способу добывания средств существования и форм хозяйствования.

Современное производство. Научно-техническая революция. Современные средства транспорта и связи. Информационная революция. Мировое сообщество. Проблемы современного общества.

 Знать основные понятия темы: аграрное,  индустриальное, информационное общество; социальный процесс. Учащиеся должны уметь: характеризовать основные соц. объекты

Знать основные понятия темы: научно-техническая революция; информационная революция; Интернет; мировое сообщество.

Самостоятельная работа с учебником.

Развёрнутый ответ по картинке.

Составление таблицы.

Словарный диктант.

5.

Тема 5. Человечество как сумма поколений.

1

     Поколение. Взаимоотношение поколений в разные исторические эпохи. Предки, современники и потомки. Культура. Культурная память поколений. Материальная и духовная культура. Культурное наследие.

Знать основные понятия темы: поколение; культура; культурное наследие.

Заполнить сравнительную таблицу.

6.

Тема 6. Человек, общество, природа.

1

Взаимосвязь и взаимодействие человека, общества и природы. Биосфера. Изменение взаимодействия человека, общества и природы в различные исторические эпохи. Экологический кризис.

Знать основные понятия темы: биосфера, экология, экологический кризис, охрана природы.

Работа с текстом учебника. Опрос.

7.

8.

 Повторительно-обобщающий урок по разделу «Общество и человек».

Раздел второй ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (4 часа+1)

Тема 7. Что такое экономика?

1

1

Проверка и оценка знаний и способов деятельности  учащихся по разделу «Общество и человек».  

Происхождение понятия «экономика», её сущность. Потребности. Блага. Производство. Ограниченность ресурсов. Невосполнимые ресурсы. Организация производства. Затраты производства. Производитель. Потребитель.

Знать ранее изученное по разделу «Общество и человек».  

Знать основные понятия темы: экономика; потребности; блага; производство; затраты производства; производитель; потребитель.

Выполнение тематического тестирования.

Опрос. Выполнение практикума.

9.

Тема 8. Рынок. Предпринимательство и бизнес.

1

Рынок как система экономических отношений. Торговля. Зависимость рыночной цены от количества произведённых товаров и спроса на них. Деньги как всеобщее средство обмена. Роль денег. Деньги как средство платежа. Банки. Предпринимательство,  бизнес, формы организации бизнеса. Фирма, капитал.

Знать основные понятия темы: рынок; обмен; рыночная цена; деньги; банк; вклад. Предпринимательство,  бизнес, фирма, капитал.

Опрос.

10.

11.

Тема 9. Домашнее хозяйство. Экономическая деятельность подростков.

Тема 10. Труд с точки зрения закона.

1

1

Домашнее хозяйство семьи. Семейный бюджет. Доходы и расходы.  Источники семейного бюджета. Сбалансированный семейный бюджет. Дефицит бюджета. Прожиточный минимум. Труд детей в разные исторические эпохи. Современная «молодёжная экономика». Личный бюджет подростка.

Право на труд. Трудовой кодекс РФ. Трудовой договор. Трудовая книжка. Права и обязанности работника и работодателя. Условия расторжения трудового договора. Продолжительность рабочего времени. Право на отдых. Пенсионный возраст.

Знать основные понятия темы: домашнее хозяйство; семейный бюджет; доходы; расходы; прожиточный минимум; молодежная экономика; карманные деньги.

Знать основные понятия темы: право на труд; безработица; работодатель; работник; трудовой договор; трудовая книжка; заработная плата; пенсия.

Опрос, словарный диктант.

Опрос, выполнение практикума.

12.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Экономическая сфера общества».

1

Проверка и оценка знаний и способов деятельности  учащихся по разделу «Экономическая сфера общества».

Знать ранее изученное в разделе «Экономическая сфера общества».

Выполнение тематического тестирования.

 13.

Раздел III  СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА.  (3 часа +1)

Тема 11. Социальная структура общества

1

Общество как система. Социальные группы: малые и большие. Социальное неравенство. Богатые. Бедные. Средний класс зажиточных людей. Крайняя бедность — нищета.

Знать основные понятия темы: социальная группа; малая группа; большая группа; социальное неравенство.

Опрос, выполнение практикума.

14.

15.

Тема 12. Семья.

Тема 13. Правила и нормы поведения в обществе.

1

1

Семья — малая социальная группа. Функции семьи в обществе. Создание семьи. Семейные отношения. Брак как форма отношений между мужчиной и женщиной, одобряемая обществом. Законодательная охрана брака и семьи.

     Социальные нормы. Привычки. Обычаи и традиции. Манеры поведения. Этикет. Обряд. Нравы как особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Табу. Ценности. Религиозные нормы. Правовые нормы.

Знать основные понятия темы: семья; брак.

Знать основные понятия темы: социальные нормы; обычаи; традиции; этикет; обряд; нравы; ценности; нравственность.

Опрос.

Опрос, выполнение практикума.

16.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Социальная сфера общества».

1

Проверка и оценка знаний и способов деятельности  учащихся по разделу «Социальная сфера общества».

Знать ранее изученное в разделе «Социальная сфера общества».

Выполнение тематического тестирования.

17.

Раздел  IV.  ПОЛИТИКА И ПРАВО (9 часов +1).

Тема 14. Государство и граждане.

1

Понятие «государство», его   функции История возникновения ранних государств. Развитие государств в различные исторические эпохи.

Демократические и недемократические государства. Монархия. Республика. Главные признаки государства. Гражданство и граждане. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации».

Знать основные понятия темы: государство; демократические государства; недемократические государства; монархия; республика; гражданство; гражданин; паспорт; государственные символы.

Опрос.

18.

19.

Тема 15. Государственные символы Российской Федерации.

Тема 16. Государственные символы Республики Адыгея (НРК).

1

1

Понятие «государственные символы». Флаг РФ, история происхождения. Герб РФ, история происхождения.Гимн РФ, Государственные символы Республики Адыгея. Флаг РА, история происхождения. Герб РА, история происхождения. Гимн РА, история происхождения.

Знать основные понятия темы: государственные символы, флаг, герб, гимн.

Знать основные понятия темы: государственные символы, флаг, герб, гимн.

Подготовка сообщений.

Подготовка сообщений.

20.

Тема 17. Право на службе человека.

1

Право. Нормативные правовые акты. Закон. Постановления. Договор. Юридическая ответственность. Преступления. Уголовная ответственность за преступления.

Знать: право; юридический закон; юридическая ответственность; преступления.

Опрос, подготовка сообщений.

21.

Тема 18. Конституция — Основной закон страны.

1

Конституция как главный закон государства. История возникновения и развития Конституции. Конституция РФ 1993 года. Структура современной Конституции РФ. Государственное устройство России. Президент РФ. Федеральные собрания (Совет Федерации, Государственная Дума). Депутаты. Правительство РФ. Принцип разделения властей Местное самоуправление.

Знать основные понятия темы: Конституция; президент; депутаты; разделение властей.

Работа с текстом учебника, ответы на вопросы.

22.

Тема 19. Конституция Республики Адыгея (НРК). 

1

Конституция Республики Адыгея. История возникновения и развития Конституции. Структура Конституции Республики Адыгея. Глава республики. Государственный совет РА- «Адыгэ хасэ». Местное самоуправление.

Знать историю возникновения и развития Конституции Республики Адыгея

Работа с текстом Конституции Республики Адыгея, ответы на вопросы.

23.

 Тема 20. Право и правопорядок.

1

Законность. Закон един для всех. Правопорядок. Органы охраны правопорядка, их структура и функции: органы внутренних дел, суды, прокуратура. Адвокат.

Знать основные понятия темы: законность; правопорядок.

Опрос, выполнение практикума.

24.

Тема 21. Как защититься от несправедливости.

1

Суд и правосудие. Суды общей юрисдикции (районные, городские или областные, мировые). Арбитражные суды. Конституционный суд. Способы защиты от несправедливости. Запрещение самосуда.

Знать основные понятия темы: правосудие, суд.

Опрос, работа с текстом учебника, составление схемы.

25.

Тема 22. Судебная система Республики Адыгея (НРК).    

1

Судебная система Республики Адыгея.   Верховный суд РА. Майкопский городской суд. Районные суды РА. Мировые судебные участки РА. Арбитражный суд РА.    

Знать основные понятия по теме.

Беседа, составление схемы.

26.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Политика и право».

1

Проверка и оценка знаний и способов деятельности  учащихся по разделу «Политика и право».

Знать ранее изученное в разделе «Политика и право».

Выполнение тематического тестирования.

27.

Раздел  V.   ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (3 часа).

Тема 23. Наука и образование.

1

Сущность науки. Зарождение науки. Деление наук на естественные, общественные, гуманитарные и технические.. Образование, его значение в жизни людей. Функции образования. Самообразование. Самовоспитание. Право на получение образования как одно из конституционных прав граждан Российской Федерации.

Знать основные понятия по теме: наука; общественные науки; образование; самообразование; знание.

Опрос, выполнение практикума.

28.

Тема 24. Наука и образование в Республике Адыгея (НРК).

1

Наука и образование в Республике Адыгея. Министерство науки и образования Республики Адыгея. Система ДОУ и школы Республики Адыгея. Система профессиональных учебных учреждений. Высшие учебные заведения.

Знать систему образования и науки в Республике Адыгея.

Опрос, составление схемы.

29.

 Тема 25. Мораль. Идеал и ценности.

Мораль как норма, регулирующая поведение человека в обществе. Соотношение морали и права. Общественное мнение людей. Нравственные ценности. Влияние религии на нравственность человека. Идеал как образец, высшая цель стремлений. Материалисты и идеалисты. Общечеловеческие ценности. Конфликт ценностей. Три этапа нравственного развития человека

Знать основные понятия по теме: мораль; моральный поступок; аморальный поступок, идеал; идеалист; идеализация.

Опрос, словарный диктант.

30.

Раздел  VI.  РЕБЕНОК В ОБЩЕСТВЕ  (3 часа+2).

Тема 26. Ребёнок в семье. Взаимоотношения детей и родителей.

1

Детство: сущность, хронологические рамки, стадии. Отношение к детям в разные исторические эпохи. Воспитание детей у разных народов. Воспитание в разные исторические периоды. Роль семьи в формировании личности ребенка. Конфликты между детьми и родителями: причины, пути решения.

Знать основные понятия темы: детство, дети; родители.

Опрос.

31.

Тема 27. Воспитание детей у адыгов (НРК).

1.

Система воспитания детей у адыгов. Физическое и нравственное воспитание. Институт аталычества у адыгов.

32.

Тема 28. Ребёнок в школе. Друзья и ровесники.

1

История школьного обучения. Современная школа. Три ступени школы РФ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) образование. Обязательность получения основного общего девятилетнего образования. Роль школы в воспитании детей. Дружба. Отношения дружбы. Верность.

Знать основные понятия темы: общедоступность и бесплатность получения образования; обязательность получения образования.  

  дружба; верность

Опрос, выполнение практикума.

33.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Духовная сфера жизни общества. Ребёнок в обществе».

1

Проверка и оценка знаний и способов деятельности  учащихся по разделу «Духовная сфера жизни общества. Ребёнок в обществе».

Знать ранее изученное в разделе «Духовная сфера жизни общества. Ребёнок в обществе».

Выполнение тематического тестирования.

34.  

Итоговое повторение и обобщение знаний по курсу «Обществознание» 6 класс.

1

Проверка и оценка знаний и способов деятельности  учащихся по курсу «Обществознание» за 6 класс;

Знать и уметь применять на практике знания полученные по курсу «Обществознания» 6 класс.

Выполнение итогового тестирования по курсу «Обществознание» 6 класс.

        Итого: 34 часа        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 8 класс по Обществознанию

Рабочая программа по Оществознанию. 34 недели - 1 час в неделю...

Рабочая программа 11 класс по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию 11 класс...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 11 класса

Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часа.Вид элективного курса – предметный.Реали...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 10 класса

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часов.Вид элективного курса — предметный.Экза...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по обществознанию для 9 класса «ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Рабочая программа дополнительного образования «Практическое обществознание» для обучающихся 9 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного обще...

Рабочая программа 9 класс по обществознанию ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Обществознанию» 9 класс                                      ...