Рабочая программа для 6 класса по обществознанию.
рабочая программа (обществознание , 6 класс) на тему
Рабочая программа для 6 класса по обществознанию составлена к УМК Кравченко А. И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 15
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании МО зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ №15
Протокол № 1
«___» _______2013г. «___» _________ 2013г. «___» ________ 2013г.
Рабочая программа
по обществознанию
для 6 класса
Составитель: учитель обществознания
МБОУ СОШ № 15 Никифорова А. С.
2013-2014 уч/год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «обществознание» для 6 класса разработана на основе:
- Примерной программы курса «Обществознание» для общеобразовательных учреждений. Сборник (базовый уровень). М.: Просвещение, 2010 – 46 с. Допущено Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации;
- Авторской программы Кравченко А.И., Хромовой И.С. Программа курса «Обществознание» для 5-7 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2006 – 57 с. Допущено Министерством образования Российской Федерации.
Актуальность курса. Изучение курса обществознания в 6 классе позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввести учащихся в мир общественных отношений и научится жить в этом мире; будет способствовать определению учащимися места в мире и выработке жизненной стратегии; будет способствовать формированию у учащихся представления о себе как гражданине общества.
Рабочая программа на ступени основного общего образования направлена на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
воспитание гражданственности и любви к Родине;
создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Для реализации поставленных целей и задач используется учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершённую линию для основной школы и включает в себя:
Программа:
- Кравченко А.И. Обществознание. Программа курса для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2008 г. – 46 с. Допущено Министерством образования РФ.
Учебник:
- Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 6 класса. М.: ООО ТИД «Русское слово», 2011 г.- 102 с. Допущено Министерством образования РФ.
Согласно учебно-тематическому плану, рабочая программа по обществознанию для 6 класса рассчитана на 34 учебных часа в год, по 1 часу в неделю. Количество уроков может отличаться в связи с праздничными и выходными днями.
Национально-региональный компонент реализуется в данной рабочей программе в объёме 5 часов, встроенного в базовый курс в темы уроков и предполагает изучение особенностей развития различных сфер общественной жизни в Республике Адыгея с опорой на публикации в средствах массовой информации.
Рабочая программа предусматривает следующие формы контроля: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 6 тем. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Дата проведения | |
план | факт | ||||||
1. | Раздел I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (6 часов+1). Тема 1. Что такое общество? | 1 | Понятие «общество». Разнообразие значений понятия «общество». Сферы общественной жизни: Содержание каждой из сфер общественной жизни. | Знать основные понятия темы: общество; общественная жизнь; страна; государство; сферы общественной жизни. | Беседа. Работа по алгоритму с текстом учебника. Заполнение таблицы. | ||
2. | Тема 2. Происхождение и развитие человека. | 1 | Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Человек — биосоциальное существо. Появление речи. Изменение форм объединения древних людей. | Знать основные понятия темы: человек — биосоциальное существо, культура, родовая община. | Опрос. Заполнение сравнительной таблицы. | ||
3. 4. | Тема 3. Исторические ступени развития общества. Тема 4. Современное общество. | 1 1 | Выделение ступеней развития общества по способу добывания средств существования и форм хозяйствования. Современное производство. Научно-техническая революция. Современные средства транспорта и связи. Информационная революция. Мировое сообщество. Проблемы современного общества. | Знать основные понятия темы: аграрное, индустриальное, информационное общество; социальный процесс. Учащиеся должны уметь: характеризовать основные соц. объекты Знать основные понятия темы: научно-техническая революция; информационная революция; Интернет; мировое сообщество. | Самостоятельная работа с учебником. Развёрнутый ответ по картинке. Составление таблицы. Словарный диктант. | ||
5. | Тема 5. Человечество как сумма поколений. | 1 | Поколение. Взаимоотношение поколений в разные исторические эпохи. Предки, современники и потомки. Культура. Культурная память поколений. Материальная и духовная культура. Культурное наследие. | Знать основные понятия темы: поколение; культура; культурное наследие. | Заполнить сравнительную таблицу. | ||
6. | Тема 6. Человек, общество, природа. | 1 | Взаимосвязь и взаимодействие человека, общества и природы. Биосфера. Изменение взаимодействия человека, общества и природы в различные исторические эпохи. Экологический кризис. | Знать основные понятия темы: биосфера, экология, экологический кризис, охрана природы. | Работа с текстом учебника. Опрос. | ||
7. 8. | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Общество и человек». Раздел второй ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (4 часа+1) Тема 7. Что такое экономика? | 1 1 | Проверка и оценка знаний и способов деятельности учащихся по разделу «Общество и человек». Происхождение понятия «экономика», её сущность. Потребности. Блага. Производство. Ограниченность ресурсов. Невосполнимые ресурсы. Организация производства. Затраты производства. Производитель. Потребитель. | Знать ранее изученное по разделу «Общество и человек». Знать основные понятия темы: экономика; потребности; блага; производство; затраты производства; производитель; потребитель. | Выполнение тематического тестирования. Опрос. Выполнение практикума. | ||
9. | Тема 8. Рынок. Предпринимательство и бизнес. | 1 | Рынок как система экономических отношений. Торговля. Зависимость рыночной цены от количества произведённых товаров и спроса на них. Деньги как всеобщее средство обмена. Роль денег. Деньги как средство платежа. Банки. Предпринимательство, бизнес, формы организации бизнеса. Фирма, капитал. | Знать основные понятия темы: рынок; обмен; рыночная цена; деньги; банк; вклад. Предпринимательство, бизнес, фирма, капитал. | Опрос. | ||
10. 11. | Тема 9. Домашнее хозяйство. Экономическая деятельность подростков. Тема 10. Труд с точки зрения закона. | 1 1 | Домашнее хозяйство семьи. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Источники семейного бюджета. Сбалансированный семейный бюджет. Дефицит бюджета. Прожиточный минимум. Труд детей в разные исторические эпохи. Современная «молодёжная экономика». Личный бюджет подростка. Право на труд. Трудовой кодекс РФ. Трудовой договор. Трудовая книжка. Права и обязанности работника и работодателя. Условия расторжения трудового договора. Продолжительность рабочего времени. Право на отдых. Пенсионный возраст. | Знать основные понятия темы: домашнее хозяйство; семейный бюджет; доходы; расходы; прожиточный минимум; молодежная экономика; карманные деньги. Знать основные понятия темы: право на труд; безработица; работодатель; работник; трудовой договор; трудовая книжка; заработная плата; пенсия. | Опрос, словарный диктант. Опрос, выполнение практикума. | ||
12. | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Экономическая сфера общества». | 1 | Проверка и оценка знаний и способов деятельности учащихся по разделу «Экономическая сфера общества». | Знать ранее изученное в разделе «Экономическая сфера общества». | Выполнение тематического тестирования. | ||
13. | Раздел III СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА. (3 часа +1) Тема 11. Социальная структура общества | 1 | Общество как система. Социальные группы: малые и большие. Социальное неравенство. Богатые. Бедные. Средний класс зажиточных людей. Крайняя бедность — нищета. | Знать основные понятия темы: социальная группа; малая группа; большая группа; социальное неравенство. | Опрос, выполнение практикума. | ||
14. 15. | Тема 12. Семья. Тема 13. Правила и нормы поведения в обществе. | 1 1 | Семья — малая социальная группа. Функции семьи в обществе. Создание семьи. Семейные отношения. Брак как форма отношений между мужчиной и женщиной, одобряемая обществом. Законодательная охрана брака и семьи. Социальные нормы. Привычки. Обычаи и традиции. Манеры поведения. Этикет. Обряд. Нравы как особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Табу. Ценности. Религиозные нормы. Правовые нормы. | Знать основные понятия темы: семья; брак. Знать основные понятия темы: социальные нормы; обычаи; традиции; этикет; обряд; нравы; ценности; нравственность. | Опрос. Опрос, выполнение практикума. | ||
16. | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Социальная сфера общества». | 1 | Проверка и оценка знаний и способов деятельности учащихся по разделу «Социальная сфера общества». | Знать ранее изученное в разделе «Социальная сфера общества». | Выполнение тематического тестирования. | ||
17. | Раздел IV. ПОЛИТИКА И ПРАВО (9 часов +1). Тема 14. Государство и граждане. | 1 | Понятие «государство», его функции История возникновения ранних государств. Развитие государств в различные исторические эпохи. Демократические и недемократические государства. Монархия. Республика. Главные признаки государства. Гражданство и граждане. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». | Знать основные понятия темы: государство; демократические государства; недемократические государства; монархия; республика; гражданство; гражданин; паспорт; государственные символы. | Опрос. | ||
18. 19. | Тема 15. Государственные символы Российской Федерации. Тема 16. Государственные символы Республики Адыгея (НРК). | 1 1 | Понятие «государственные символы». Флаг РФ, история происхождения. Герб РФ, история происхождения.Гимн РФ, Государственные символы Республики Адыгея. Флаг РА, история происхождения. Герб РА, история происхождения. Гимн РА, история происхождения. | Знать основные понятия темы: государственные символы, флаг, герб, гимн. Знать основные понятия темы: государственные символы, флаг, герб, гимн. | Подготовка сообщений. Подготовка сообщений. | ||
20. | Тема 17. Право на службе человека. | 1 | Право. Нормативные правовые акты. Закон. Постановления. Договор. Юридическая ответственность. Преступления. Уголовная ответственность за преступления. | Знать: право; юридический закон; юридическая ответственность; преступления. | Опрос, подготовка сообщений. | ||
21. | Тема 18. Конституция — Основной закон страны. | 1 | Конституция как главный закон государства. История возникновения и развития Конституции. Конституция РФ 1993 года. Структура современной Конституции РФ. Государственное устройство России. Президент РФ. Федеральные собрания (Совет Федерации, Государственная Дума). Депутаты. Правительство РФ. Принцип разделения властей Местное самоуправление. | Знать основные понятия темы: Конституция; президент; депутаты; разделение властей. | Работа с текстом учебника, ответы на вопросы. | ||
22. | Тема 19. Конституция Республики Адыгея (НРК). | 1 | Конституция Республики Адыгея. История возникновения и развития Конституции. Структура Конституции Республики Адыгея. Глава республики. Государственный совет РА- «Адыгэ хасэ». Местное самоуправление. | Знать историю возникновения и развития Конституции Республики Адыгея | Работа с текстом Конституции Республики Адыгея, ответы на вопросы. | ||
23. | Тема 20. Право и правопорядок. | 1 | Законность. Закон един для всех. Правопорядок. Органы охраны правопорядка, их структура и функции: органы внутренних дел, суды, прокуратура. Адвокат. | Знать основные понятия темы: законность; правопорядок. | Опрос, выполнение практикума. | ||
24. | Тема 21. Как защититься от несправедливости. | 1 | Суд и правосудие. Суды общей юрисдикции (районные, городские или областные, мировые). Арбитражные суды. Конституционный суд. Способы защиты от несправедливости. Запрещение самосуда. | Знать основные понятия темы: правосудие, суд. | Опрос, работа с текстом учебника, составление схемы. | ||
25. | Тема 22. Судебная система Республики Адыгея (НРК). | 1 | Судебная система Республики Адыгея. Верховный суд РА. Майкопский городской суд. Районные суды РА. Мировые судебные участки РА. Арбитражный суд РА. | Знать основные понятия по теме. | Беседа, составление схемы. | ||
26. | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Политика и право». | 1 | Проверка и оценка знаний и способов деятельности учащихся по разделу «Политика и право». | Знать ранее изученное в разделе «Политика и право». | Выполнение тематического тестирования. | ||
27. | Раздел V. ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (3 часа). Тема 23. Наука и образование. | 1 | Сущность науки. Зарождение науки. Деление наук на естественные, общественные, гуманитарные и технические.. Образование, его значение в жизни людей. Функции образования. Самообразование. Самовоспитание. Право на получение образования как одно из конституционных прав граждан Российской Федерации. | Знать основные понятия по теме: наука; общественные науки; образование; самообразование; знание. | Опрос, выполнение практикума. | ||
28. | Тема 24. Наука и образование в Республике Адыгея (НРК). | 1 | Наука и образование в Республике Адыгея. Министерство науки и образования Республики Адыгея. Система ДОУ и школы Республики Адыгея. Система профессиональных учебных учреждений. Высшие учебные заведения. | Знать систему образования и науки в Республике Адыгея. | Опрос, составление схемы. | ||
29. | Тема 25. Мораль. Идеал и ценности. | Мораль как норма, регулирующая поведение человека в обществе. Соотношение морали и права. Общественное мнение людей. Нравственные ценности. Влияние религии на нравственность человека. Идеал как образец, высшая цель стремлений. Материалисты и идеалисты. Общечеловеческие ценности. Конфликт ценностей. Три этапа нравственного развития человека | Знать основные понятия по теме: мораль; моральный поступок; аморальный поступок, идеал; идеалист; идеализация. | Опрос, словарный диктант. | |||
30. | Раздел VI. РЕБЕНОК В ОБЩЕСТВЕ (3 часа+2). Тема 26. Ребёнок в семье. Взаимоотношения детей и родителей. | 1 | Детство: сущность, хронологические рамки, стадии. Отношение к детям в разные исторические эпохи. Воспитание детей у разных народов. Воспитание в разные исторические периоды. Роль семьи в формировании личности ребенка. Конфликты между детьми и родителями: причины, пути решения. | Знать основные понятия темы: детство, дети; родители. | Опрос. | ||
31. | Тема 27. Воспитание детей у адыгов (НРК). | 1. | Система воспитания детей у адыгов. Физическое и нравственное воспитание. Институт аталычества у адыгов. | ||||
32. | Тема 28. Ребёнок в школе. Друзья и ровесники. | 1 | История школьного обучения. Современная школа. Три ступени школы РФ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) образование. Обязательность получения основного общего девятилетнего образования. Роль школы в воспитании детей. Дружба. Отношения дружбы. Верность. | Знать основные понятия темы: общедоступность и бесплатность получения образования; обязательность получения образования. дружба; верность | Опрос, выполнение практикума. | ||
33. | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Духовная сфера жизни общества. Ребёнок в обществе». | 1 | Проверка и оценка знаний и способов деятельности учащихся по разделу «Духовная сфера жизни общества. Ребёнок в обществе». | Знать ранее изученное в разделе «Духовная сфера жизни общества. Ребёнок в обществе». | Выполнение тематического тестирования. | ||
34. | Итоговое повторение и обобщение знаний по курсу «Обществознание» 6 класс. | 1 | Проверка и оценка знаний и способов деятельности учащихся по курсу «Обществознание» за 6 класс; | Знать и уметь применять на практике знания полученные по курсу «Обществознания» 6 класс. | Выполнение итогового тестирования по курсу «Обществознание» 6 класс. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 8 класс по Обществознанию
Рабочая программа по Оществознанию. 34 недели - 1 час в неделю...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/30/picture-1182031-1572442061.jpg)
Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 11 класса
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часа.Вид элективного курса – предметный.Реали...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/30/picture-1182031-1572442061.jpg)
Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 10 класса
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часов.Вид элективного курса — предметный.Экза...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/29/picture-676610-1443553780.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по обществознанию для 9 класса «ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа дополнительного образования «Практическое обществознание» для обучающихся 9 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного обще...