Главные вкладки

    Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по обществознанию
    учебно-методический материал по обществознанию (11 класс) по теме

    Корпачёв Вячеслав Викторович

    Рекомендации по подготовке к Единому государственному экзамену по обществознанию

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon podgotovka_k_ege_po_obshchestvoznaniyu_-_2012_god.doc97 КБ

    Предварительный просмотр:

                                     Подготовка к ЕГЭ

                               по обществознанию – 2012 год

                                            (части А, В и С)

       

    Структура части А: 

         

         В части А всего – 20 вопроса.  Два самых больших раздела – экономика и право + социология, также – политология, органы государственной власти России, общие проблемы человека и общества.  

    1. Первые 4 вопроса А1 – А4 – вопросы на общие темы обществознания, общество и человек (много – из курса 7, 8 и 9 классов), духовная жизнь общества. Теория познания: могут быть вопросы на теорию познания – рациональное и чувственное познание, термины: понятие, суждение, восприятие, ощущение и т.п. - полезен учебник обществознания за 8 класс Кишенковой и Иоффе (см. учебник Кишенковой и Иоффе «Введение в обществознание» для 8 класса). Определения общества, культуры, отличия и сходство человека и животного, определения индивида, индивидуальности, личности.

    А1 – всё общество, человек. Может быть график или диаграмма социологического исследования или опроса общественного мнения.

    А2 – познание и культура, культура и природа.

    А3 – ситуативные задания на: общество, человек, познание, культура (с конкретными примерами).

    1. Экономика – вопросы А5 – А9. Много: конкретные приложения экономических понятий (к ситуациям в экономике, к фирмам, к роли государства в экономике). Помнить функции рынка: 1) регулирующая; 2) посредническая (сходно с информационной); 3) стимулирующая (стимулирует к выпуску востребованной продукции); 4) оздоравливающая (санационная) – банкротство неэффективных предприятий, неконкурентноспособные предприятия (например).  8 задание (А8) может быть на закон спроса и предложения (вспомнить графики спроса и предложения). Встречаются задания на темы: деятельность фирм, деятельность банков, формы предприятий (АО, ПБОЮЛ и др.); есть задания на операции с экономическими понятиями (девальвация, деноминация и др.). Может быть график на закон спроса и предложения (Закон спроса – спрос и цена обратно пропорциональны, закон предложения – предложение и цена прямо пропорциональны; спрос и предложение – функции от цены. Смещение графика спроса и предложения вправо – увеличение того и другого, смещение спроса и предложения влево – уменьшение того и другого). Причины уменьшения или увеличения спроса или предложения.

         Вопросы на: а) сущность понятия «экономика» (2 понимания термина «экономика»: наука и хозяйство; б) типы экономических систем – три типа – традиционная, централизованная (административно-командная, плановая, советского типа), рыночная (плюс промежуточная между централизованной и рыночной – смешанная); в) функции государства в экономике: 1) правовая (например: «Правительство приняло новые правила лицензирования деятельности коммерческих банков»), 2) предоставление общественных благ (государственные услуги в сфере образования, здравоохранения, правоохранительной деятельности, обороны страны и т.п.); 3) борьба с монополизмом и защита конкурентной среды; 4) борьба с безработицей и поощрение системы социального партнёрства (отношения между работодателями и работниками); 5) внешнеэкономическая и внешнеторговая функция; 6) инвестиционная функция и поощрение инноваций; 6) поддержание стабильности национальной валюты и борьба с инфляцией.

         Налоги – 1) прямые (подоходный, на прибыль), 2) косвенные (акцизы, пошлины, НДС). Косвенные налоги включены в цену товара. Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или с доходов. Налоговая льгота – предусмотренное государством освобождение от уплаты налогов либо снижение налоговой ставки.

         Микроэкономика. Вопрос о ресурсах и факторах производства на примерах локальных рынков. Пример: «К какому фактору производства относятся станки, закупленные предпринимателем?» Ответ – «капитал». Факторы производства – это ресурсы, задействованные в производстве. Предпринимательские способности как фактор производства: предприниматель – тот, кто имеет средства и на них организует производство. Менеджер компании (в том числе и топ-менеджер) – это фактор производства «труд», рабочая сила, это – наёмный работник.

        Может быть вопрос на безработицу и её формы: 1) естественная (фрикционная) безработица – увольнение по собственному желанию, переезд в другой город и т.п.; 2) сезонная безработица – летние полевые работы, курортный сезон; 3) структурная безработица – закрытие устаревших производств; 4) циклическая безработица – связана с экономическими циклами роста и спада производства; 5) застойная (депрессивная) безработица – депрессивные регионы, города с монопроизводством.

         Особое внимание – на рынок труда: спрос на труд, предложение труда, трудовое право, трудовой договор, трудовые права несовершеннолетних, отношения работодателя и наёмного работника.

         Может быть вопрос на доход предприятия, прибыль, затраты (издержки) предприятия. Внешние издержки = бухгалтерские издержки (зарплата, закупка оборудования, оплата коммунальных услуг). Внутренние издержки – расходы на собственное имущество предпринимателя, на своё время, свою землю и т.п. не отражаются и не могут быть отражены в бухгалтерских книгах. Расходы предпринимателя на свой дом – внутренние издержки.

         Возможен вопрос на локальные рынки – фондовый рынок (ценные бумаги – акции и облигации), рынок товаров и услуг, кредитный рынок (рынок капиталов), рынок труда и т.п.

         Определения – доход, прибыль, затраты. Равновесная цена – величина спроса = величина предложения. Законы спроса и предложения (спрос – обратная функция цены, предложение – прямая функция цены).

       Вопросы по макроэкономике: 1) инфляция, дефицит бюджета, девальвация, налоги; 2) функции Центрального банка – главное: поддержание стабильности денежного обращения в стране и стабильности национальной валюты. Налоги – прямые (с доходов и имущества) и косвенные (включены в цену товара, добавляются на определённых этапах производства и распределения товара или услуги – НДС, таможенные пошлины, акцизы). Функции налогов – 1) пополнение бюджета; 2) перераспределение доходов; 3) государственное регулирование экономике в сфере бюджетно-налоговой политики.

       Графики спроса и предложения. Смещение влево –  спрос и предложение уменьшаются, смещение вправо – спрос и предложение увеличиваются. Закон спроса – спрос – обратная зависимость от цены (гипербола). Закон предложения – предложение – прямая зависимость от цены (парабола).

        Два суждения по экономике. Экономика как наука и экономика как хозяйство.

    1. Далее А10 – А12 – 4 задания по социологии (социальные структуры, социальные отношения, социальные роли и статусы, социальная стратификация, классы, сословия и т.п. При одном социальном статусе может быть несколько социальных ролей). А12 – может быть таблица опроса общественного мнения, статистическая диаграмма. Здесь – внимание. Вопросы на традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество.
    2. Далее – А13 – А17 - 4 задания по политологии (государство, политика, гражданское общество – основы его функционирования с примерами – демократия, независимые общественные организации и т.п.). Избирательная система.
    3. Далее – А17 – А20 - 5 заданий по праву , государственному устройству Российской Федерации, Конституции РФ. Желательно знать (хотя бы в общих чертах) законы РФ об адвокатуре и прокуратуре. Знать Всеобщую декларацию прав человека ООН. Маловероятно: определение права, общая теория права (правоотношения, правонарушения, но может быть). Акценты: 1) система правоохранительных органов в РФ, их иерархия, структура, отчасти – компетенция, их взаимоотношения в системе власти и с гражданами (МВД, суды, прокуратура, адвокатура). 2) институт трудового договора с точки зрения конкретных примеров.

         Организационно – правовые формы предприятий. 1) Производственный кооператив – занимается производством несложных товаров и услуг при непосредственном участив производстве членов кооператива, объединение труда; прибыль распределяется по трудовому участию, доля в имуществе кооператива – пай, члены кооператива – пайщики. Собственник кооператива = работник этого кооператива. 2) Хозяйственное товарищество: 1) полное – все товарищи отвечают в полном объёме (всем своим имуществом) по обязательствам предприятия; 2) товарищество на вере (коммандитное, смешанное) – а) одни товарищи отвечают по обязательствам фирмы в полном объёме и участвуют в управлении фирмы в полном объёме; б) другие товарищи отвечают по обязательствам фирмы только в размере своего вклада и участвуют в управлении фирмой в ограниченном объёме. 3) Хозяйственное общество (акционерное общество) – 1) открытого типа – ОАО; 2) закрытого типа – ЗАО. 4) Унитарное предприятие – 1) муниципальное; 2) государственное (казённое – имущество в оперативном управлении). Унитарное предприятие обладает правом владения и правом управления имуществом – это казённые (государственные) предприятия. 5) Товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) – все отвечают только в размере своих вкладов.

         Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя России – глава 1. (Россия – президентско-парламентская республика). Какие отрасли права какие общественные отношения регулируют. Примеры юридической ответственности – дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная. Виды правонарушений. Внимание к процессуальному праву. Функции адвокатов и прокуроров. Возможно – типовые условия брачного контракта (имущественные права и ответственность супругов при заключении брака, в совместном проживании и при разводах). Основания для заключения брака и основания, препятствующие заключению брака. Трудовое право – внимание на статус несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Трудовое право – равенство сторон.

       Обычно: а) задания на знакомство с кодексами – уголовный, административный, гражданский; подведение конкретных явлений и случаев под данную отрасль права б) задания на знание правовых институтов – например, трудовой договор, сделка аренды, завещание; семейное право; организационно – правовые формы предприятий. В конце – задания на знание Конституции РФ и основ государственного строя России – полномочия Президента РФ, судов РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, избирательная система РФ.

       

    Часть С

        С8 – задание: составить план-конспект предполагаемого устного ответа по данной теме (не менее трёх пунктов плана, причём не менее одного пункта, разбитого на два – минимум - подпункта). Например, тема: «Экологическая проблема – одна из глобальных проблем современности».

       План: 1) Глобальные проблемы требуют для своего решения усилий всего человечества; 2) Экологическая проблема затрагивает весь мир и одна страна или группа стран не в состоянии её решить самостоятельно; 3) С ростом экономики и потребления экологическая проблема встаёт всё более остро; 4) Без решения экологической проблемы само выживание человечества будет поставлено под вопрос; 5) Вывод – экологическая проблема является одной из самых острых и животрепещущих глобальных проблем, от решения которой зависит выживание всего человечества.

        Ещё: «Гражданское общество как основа демократии».

        План: 1) Что такое гражданское общество (определение); 2) Признаки гражданского общества; 3) история гражданского общества: а) теория гражданского общества в правовой и философской мысли; б) реальность гражданского общества в европейских странах XIX – XX веков; 4) гражданское общество в России – история и современность; 5) вывод – перспективы гражданского общества в России и мире.

    С8 – много заданий на планы по правовым вопросам.

      Алгоритм для составления плана развёрнутого ответа по С8.

    1. Для содержательной, ёмкой, общей темы (примеры таких тем: «Семья и её роль в обществе», «Государство и его роль в политической системе», «Налоги и их роль в современной экономике», «Общество как динамично развивающаяся система»).

    Тема: Семья и её роль в жизни общества.

    План развёрнутого ответа по данной теме:

    1. первый пункт – дать понятие об объекте или частичное определение объекта: Понятие о семье или: Семья как ячейка общества.
    2. второй пункт – дать признаки, свойства, качества, функции объекта: Свойства семьи: а) семья как социальный институт; б) семья как особая малая группа.
    3. третий пункт – детализация второго: Функции семьи (их – много). Или: Основные функции семьи (три – четыре функции): а) репродуктивная (воспроизводство человеческого рода); б) воспитательная; в) хозяйственно-экономическая; г) социально-статусная; д) рекреационная (досуговая).
    4. четвёртый пункт: Формы (типы) семьи: а) по составу (нуклеарная (малая - отец, мать, ребёнок), поколенная, неполная); б) по характеру взаимоотношений между членами семьи (традиционно-патриархальная, партнёрская).
    5. Пятый пункт: Тенденции (вариант: Проблемы) развития современной семьи: а) возрастание интересов всех членов семьи, не связанных с жизнью семьи; б) возрастание числа неполных семей; возрастание числа неполных семей; в) рост количества очень ранних и одновременно – очень поздних браков; г) рост числа незарегистрированных браков; д) изменение статусных ролей в семье (муж – жена); е) рост занятости женщин вне семьи.
    6. шестой пункт – переходить к положению в данной области в России: Политика в отношении семьи и брака в современной России.

    Тема: Налоги и их роль в современной экономике.

      План развёрнутого ответа по данной теме:

    1. Понятие налога или: Налоги как основной источник формирования бюджета (частичное определение объекта).
    2. Виды налогов: а) прямые (примеры – подоходный, на прибыль); б) косвенные (акцизы, таможенные пошлины, НДС – налог на добавленную стоимость).
    3. Структура налогооблагаемой базы: а) налоги с физических лиц; б) налоги с юридических лиц.
    4. Функции налогов: а) фискальная (формирование бюджета); б) социальная (перераспределение доходов, поддержка неимущих); в) стимулирующая (поддержка определённых отраслей, налоговые льготы); г) регулирующая.
    5. Основные тенденции развития налоговой системы в современной России.

         Примечание: Не нужны исторические примеры. Изредка – причины какого-либо явления или процесса.  

              Тема: Познавательная деятельность и её особенности.

              План развёрнутого ответа по данной теме.

    1. Понятие о познавательной деятельности (Познание как…) или:

      Познавательная деятельность как особый вид деятельности человека или: Познание как особое свойство, присущее человеку (не рекомендуется: Что такое познание?).

    1. Цели познавательной деятельности: а) постижение истины; б) для извлечения практической пользы.
    2. Ступени процесса познания: а) чувственное (ощущение, восприятие, представление); б) рациональное (понятие, суждение, умозаключение).
    3. Границы познания: а) познавательные возможности человека; б) бесконечность и сложность познаваемого мира.
    4. Взаимодействие субъекта и объекта познания.
    5. Особенности познавательной деятельности на современном этапе развития человечества.

    Тема: Истина и её критерии.

    План развёрнутого ответа по данной теме.

    1. Понятие об истине или: Истина как идеальная цель познания.
    2. Виды истины: а) абсолютная истина; б) относительная истина (парные понятия); в) объективная истина (или: Объективность как свойство истины).
    3. Истина и заблуждение.
    4. Критерии истины: а) практика (большинство физических законов); б) построение системы логических доказательств (математика); в) очевидность, сама действительность (зелёная трава); г) компетентное мнение группы учёных-специалистов, экспертов по данному вопросу.
    5. Специфика понимания истины на современном этапе развития человечества (в моде – релятивизм, относительность, плюралистичность (множественность) истины).

    Тема: Личность.

    План развёрнутого ответа по данной теме.

    1. Понятие личности или: Личность как субъект общественных отношений.
    2. Основные свойства личности: а) наличие знаний и умений; б) обладание жизненным опытом; в) наличие совокупности социально-значимых качеств; г) обладание нравственными ценностями и идеалами.
    3. Социализация как ключевой фактор (процесс) формирования личности: а) первичная социализация (семья); б) вторичная социализация (социальное окружение).
    4. Модели взаимоотношений личности и общества: а) конструктивная; б) деструктивная.
    5. Специфика формирования личностных качеств в современную эпоху.

    Тема: Социализация индивида.

     План развёрнутого ответа по данной теме:

    1. Сущность социализации.
    2. Функции социализации:

    а) усвоение моральных ценностей и идеалов;

    б) усвоение практических умений и навыков.

            3) Уровни (этапы) социализации:

                  а) первичная;

                  б) вторичная.

            4) Институты (агенты) социализации:

                  а) семья;

                  б) ближайшее окружение;

                  в) система образования;

                  г) профессиональная система.

             5) Специфика процесса социализации в современную эпоху.

     

     

    II. Второй тип алгоритма составления плана развёрнутого ответа.

       Алгоритм под локальные, узкие, более конкретные темы. По этим темам или нет материала в учебниках или очень мало материала.

       Тема: Место информации в современной экономике.

       План развёрнутого ответа по данной теме:

    1. Информация как новый фактор производства в современной экономике.
    2. Свойства информации: а) особая ценность; б) особый характер собственности; в) неуничтожимость при трансляции (передаче) и использовании; г) однородность.
    3. Виды информации: а) по носителю (вербальная, графическая, цифровая, аудиовизуальная); б) по характеру (техническая, социальная, гуманитарная).
    4. Структура информационной экономики.
    5. Развитие информационного сектора экономики в современной России.

     Тема: Социально-демографические проблемы как разновидность глобальных проблем современности.

      План развёрнутого ответа по данной теме:

    1. Понятие социально-демографической проблемы или – Социально-демографические проблемы – часть глобальных проблем.
    2. Причины возникновения социально-демографических проблем: а) углубление разрыва в уровне развития стран и регионов; б) качественные изменения характера и стиля жизни в развитых странах (урбанизация); в) низкий уровень здравоохранения в странах третьего мира.
    3. Классификация социально-демографических проблем: а) неконтролируемый рост населения в развивающихся странах; старение ряда европейских наций; в) особое положение России – низкая рождаемость и высокая смертность.
    4. Пути решения социально-демографических проблем: а) преодоление разрыва между странами в уровне жизни; б) повышение уровня и качества здравоохранения (в России); в) поддержка семьи, традиционных семейных ценностей; г) продуманная политика в отношении миграции.
    5. Особенности социально-демографических проблем в современной России.

    Тема: Философия как вид духовной жизни общества.

    План развёрнутого ответа по данной теме:

    1. Философия – особый вид духовной культуры.
    2. Области философского знания:

            а) онтология;

            б) гносеология;

            в) этика.

    3) Функции философии в обществе:

           а) формирование мировоззрения;

           б) формирование методологии науки.

      4) Общее и различия между философией и наукой;

      5) Идеализм и материализм – основные направления философии;

      6) Актуальность философии в современном мире.

    III. Третий тип алгоритма составления плана развёрнутого ответа. Алгоритм под двухкомпонентные темы.

          Тема: Экономическая свобода и социальная ответственность.

          План развёрнутого ответа по данной теме:

    1. Понятие об экономической свободе или

    дать часть определения: Экономическая свобода как необходимое условие развития рыночной экономики (не рекомендуется давать пункт плана в виде вопроса, например: Что такое экономическая свобода?).

    1. Элементы экономической свободы: а) экономическая свобода производителя (сам решает, что, как и для кого производить); б) экономическая свобода потребителя (сам решает, что ему потреблять).
    2. Социальная ответственность производителя: а) не производить во вред природе; б) не производить в ущерб обществу; в) согласовывать своё производство с нравственными и правовыми нормами.
    3. Социальная ответственность потребителя: а) не потреблять сверх необходимого; б) не потреблять во вред обществу; в) не потреблять с ущербом для природы.
    4. Неразрывная связь экономической свободы и социальной ответственности как условие развитие современной экономики.

           

                   Как писать эссе по обществознанию

    Часть С9 – эссе по предложенному высказыванию

    1. Первый абзац. Следует показать, правильно ли понята проблема, о которой говорится в высказывании. В первом абзаце – 2 элемента. Первое – начало: «Данное высказывание говорит о том…» - указание на проблему, о которой говорит высказывание. Второй элемент – обоснование одним или двумя предложениями актуальность высказывания (его современность, то, что эта проблема – не устарела, почему она важна сегодня): 1) эта проблема была актуальна во все времена, так как…; 2) актуальность для современного общества; 3) актуальность для России (права человека, государство и гражданин); 4) актуальность для тебя лично («Мне близка эта проблема, так как…»).
    2. Второй абзац состоит из трёх элементов. Первый элемент – представление точки зрения автора на данную проблему – то есть дать пересказ высказывания своими словами: «Известный немецкий философ И. Кант полагает…». Здесь очень рекомендуется показать знание автора: кто он был, когда жил, в какой стране, чем знаменит. Полезно накапливать сведения об авторах афоризмов. Второй элемент – заявление о своей оценке высказывания: согласны, не согласны, частично согласны/не согласны. Третий элемент – формулировка собственной позиции автора эссе. В случае согласия – задача изложить то же самое, но своими словами. Мнение автора заявляется как личное мнение автора (ученика).  
    3. Третий абзац состоит из двух элементов. Первый элемент – теоретическое обоснование заявленной точки зрения. Надо начинать с предложения: «Приведём теоретическое обоснование заявленной точки зрения…». Следует логически выдерживать связь понятий, логическую цепочку. Второй элемент – подобрать одно – два высказывания других авторов (писателей, философов) в поддержку теоретического обоснования заявленной точки зрения. Теоретическое аргументация – показать теоретическое владение курсом, предметом, подтвердить или опровергнуть подходы автора с точки зрения основ данной науки (социология, философия, политология и т.д.). Полезно сталкивать мнения разных авторов. Если не знаете, кто автор приводимого высказывания – лучше его не упоминать. Полезно пользоваться словарями афоризмов, крылатых слов, в подготовке к ЕГЭ по обществознанию, накапливать афоризмы.  
    4. Четвёртый абзац состоит из двух – трёх элементов. Примеры на подтверждение заявленной точки зрения. Не теоретические примеры, но – из жизни общества, истории, литературы, собственного опыта. Первый элемент – начало: «Приведём примеры в обоснование нашей позиции…». По правам человека (пример) – государство, где соблюдаются права человека (и что из этого выходит) и государство, где не соблюдаются права человека (и что выходит из этого). Приводить конкретные примеры – 1) из истории – приводить осторожно – не уверен – не упоминай. Приводи пример из истории, если твёрдо знаешь, о чём говоришь; 2) из современной общественной жизни – политические проблемы лучше не иллюстрировать примерами из российской политической действительности – она слишком запутана и нестабильна; лучше приводить примеры из политической жизни стабильных демократических стран.
    5. Пятый абзац состоит из одного-двух элементов. Это – аргументация со ссылкой на личный социальный опыт. Начало: «Могу подтвердить на собственном опыте…». Здесь можно и пофантазировать – что могло бы быть в школе, в семье, в классе, выдав это за уже осуществлённое, реальное.  Примеры из собственной социальной практики, из личных впечатлений – не вульгарные житейские случаи («Мой сосед дядя Вася не ходит на выборы, потому что…»), а доказательные примеры – например, из деятельности школьного самоуправления.
    6. Шестой абзац состоит из двух-трёх небольших предложений. Возвращение к заявленной проблеме (её повторение, повтор своей точки зрения) и – резюме, заключение: «Таким образом, рассмотрев заявленную проблему…, мы приходим к выводу…».   Подтвердить или опровергнуть высказывание автора на достигнутом высоком уровне понимания.

    Рекомендации к написанию эссе по обществознанию (часть С9)

    1. Как выбирать афоризм. Следует выбирать тему, наиболее вам известную. Если вы лучше всего ориентируетесь в экономике, выбирайте «экономический» афоризм, то же – с социологией, политологией, философией и т.д. Не обольщайтесь первым впечатлением лёгкости и краткости афоризма – внимательно прочтите все афоризмы. Что не нужно выбирать: 1) непонятные фразы (напр. «Мир – это иероглиф истины». С. Булгаков). 2) не брать очень длинные фразы, которые сами себя объясняют, то есть сами есть уже мини – эссе, они уже доказаны, и по ним нечего сказать (если более 3 строчек – максимум 4). 3) не брать темы, сформулированные публицистически – где ярко выражена пристрастная точка зрения автора (банальный случай: «Человек – это звучит гордо!». М. Горький. Ну да, ну и что из этого?). публицистическую тему очень трудно обосновать научно, а эссе по обществознанию – всё-таки небольшая научная работа. Можно брать: высказывания о правах человека, взаимоотношениях государства и человека, влиянии общества  на человека, высказывания на моральную тематику, высказывания на социальную тематику. Есть о чём сказать по высказываниям И. Канта.
    2. Здесь эссе – не литературное эссе (сочинение на вольную тему). Эссе по обществознанию – небольшая научно-исследовательская работа (наподобие реферата, курсовой работы). Не нужно никакой «литературщины», литературных, поэтических «красивостей». Чёткий порядок – тезис, аргументация, вывод.
    3. Нет необходимости в излишних «умных» терминах. Писать только о том, что ты понимаешь, использовать слова и термины, которые ты твёрдо знаешь и можешь разъяснить.
    4. Не следует писать длинными предложениями. Писать кратко, просто, лаконично, ясно. Писать разборчиво, чётко – работы проверяют живые люди! (Эксперт, проверяющий работу, может просто не читать её, если почерк неразборчивый – соответственно, часть С вам не зачтут).Объём работы – одна страница А4 (без оборота).

                                                                                       Литература

    1. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 8 класс. М., 2001.
    2. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 8 класс. М., 2001.
    3. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И. и др. Обществознание. 8 – 9 классы. М., 2008.
    4. Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Городецкая Н.И. и др. Обществознание. 10 класс. М., 2008.
    5. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. и др. Обществознание. 11 класс. М., 2008.
    6. Поляков Л.В. и др. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. Учебник для 11 класса. М., 2008.
    7. Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах: Пособие для учащихся 10 – 11 классов. М., 2006.
    8. Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. М., 2010.
    9. Аверьянов Ю.И., Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. и др.

        Школьный   словарь по обществознанию. 10 – 11 классы. М., 2007

                  .

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по обществознанию

    1. Ознакомить выпускников с кодификатором, спецификацией и демоверсией КИМ по предмету;2. Систематически применять различные письменные задания, подобные ЕГЭ;3.Использовать объемные письменные р...

    Методические рекомендации по подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ по обществознанию

    Представленные материалы содержат методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию, памятку для учащихся и примеры заданий для формирования и закрепления навыков работы с КИМам...

    Тема: «Рекомендации по подготовке педагога к введению стандарта». Из опыта работы Л.М. Казаковой, учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ № 3» г.Горнозаводска

    Историю можно преподавать по-разному: прочитать лекцию и провести круглый стол, обсудить заранее подготовленные рефераты, превратить урок в небольшую игру-исследование – хороши все варианты, лишь бы з...

    Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по обществознанию

    На что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ по обществознанию.......

    рекомендации по подготовке к ЕГЭ по обществознанию

    Презентация содержит рекомендации по наиболее сложным заданиям...

    Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по обществознанию

    Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по обществознанию по разделу "Экономика"...