Рабочая программа и тематическое планирование по обществознанию. 9 класс. 2013-14 уч. год.
рабочая программа по обществознанию (9 класс) по теме

Данная рабочая программа и тематическое планирование разработаны и и спользуются при обучении  ребенка-инвалида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №7

«Утверждаю»

Директор школы №7:         Л.С. ЛОСЕВА

Приказ №273 от 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

9 класс

на 2013-14 учебный год

Учитель:     Гонышкова О.Г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие  в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания  учебного предмета обществознания является опыт  познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности  в учебном процессе и социальной практике.

Данная рабочая программа  составлена на основе следующих документов:

  1. Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент).
  2. Закон РФ «Об образовании».
  3. Федеральный     перечень     учебников,     рекомендованных     (допущенных)     к использованию в образовательном процессе.
  4. Примерная    образовательная    программа основного общего образования по обществознанию,    рекомендованная    к использованию Министерством образования и науки РФ.
  5. Примерная программа основного общего образования по экономике.
  6. Программа основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова, помещенная в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений», Москва «Просвещение», 2010.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Цели расширения и углубления правовых знаний у обучающихся в курсе обществознания:

-  развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права; на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

- освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия поддержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере и учебных задач в образовательном процессе;

-  формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Задачи углубления изучения  права:

-  приобретения базовых навыков, обеспечивающих успешные действия подростка в реальных (не ограниченных рамками школы) правоотношениях и ситуациях;

-  передачи детям основ правовых знаний, в том числе о правовой системе России и международном праве;

- формирования способности к анализу ситуаций, регулируемых правовыми нормами, и способности к реальным действиям в таких ситуациях.

Условием решения образовательных задач являются:

а) образовательная среда (уклад школы), обеспечивающая детям умение отстаивать свои права, участвовать в выработке правил и норм, регулирующих отношения в школе; возможность реальной пробы себя в социально-правовых ситуациях;

б) учебные мероприятия двух типов:

- учебный курс, включающий элементы теории права, обеспечивающие представление о праве как особой предметно-практической области, сведения об основных правах и свободах человека, о различных отраслях права, способах реализации и защиты своих прав;

-  практикумы, способствующие формированию практических навыков правового поведения в реальной жизни.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В области познавательной деятельности:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;

- выдвижение гипотезы, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования.

В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается :

поиск нужной информации по заданной теме; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; умения развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.

В области рефлексивной деятельности обеспечивается: понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и при самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Формы образования: комбинированный урок, виртуальные экскурсии, лекции, практические работы, мини-проекты, урок «юридическая консультация» и др.

Технологии образования: работа в группах, индивидуальная работа, проектная технология, информационно-коммуникативная, игровые.

Методы образования: объяснение рассказ, лекция, самостоятельная работа с книгой, документом, упражнения, ролевая игра, применение условно-графической, предметной  наглядности и др.

Методы мониторинга: тесты, мини-проекты, творческие работы, интеллектуальные игры по изученной теме, устный опрос, понятийные диктанты, составление схем, написание эссе и др.

Рабочая программа рассчитана на 34  час.  из расчета 1 час в неделю.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

п/п

Разделы, темы

Час. по программе

Тема 1. Политика и социальное управление.

12

Тема 2. Право.

18

Резерв. Повторение.

3

Итого

33

  1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.

Тема 1. Политика и социальное управление

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.

Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления  гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни.  Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации в политической жизни.  Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Тема 2. Право

Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права.  Субъекты права.

Система права.  Понятие нормы права. Нормативный правовой акт.  Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства.  Правовая информация.

Правоотношения как форма общественных отношений.  Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.  

Признаки и виды правонарушений.  Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений.  Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.

Конституция  Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие.  Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации.  Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.  

Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты  прав и свобод человека  и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю.  Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.  

Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Уголовное право.  Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания  привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.

  1. Требования к подготовке учащихся по предмету.

В результате изучения обществознания ученик должен

Знать/понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной  деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь:

  • описывать основные социальные объекты,  выделяя их существенные признаки;  человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять  их общие черты и различия;
  • объяснять   взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • приводить примеры  социальных объектов определенного типа, социальных отношений;  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;    деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать    познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).       

Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
  • первичного анализа и использования социальной  информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Список литературы

  1. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществоведение. Человек, право, экономика: 7 класс. - М.: Просвещение, 2007;
  2. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. Человек, право, экономика: 7 класс». - М.: Просвещение, 2007.
  3. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Обществоведение. Человек, право, экономика: 7 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2006.
  4. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев  Обществознание: учеб. для 8–9 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2008 г.
  5. С.И. Володина, A.M. Полиевктова, В.В. Спасская и др. Основы правовых знаний: учебник для 8-9 классов. В 2-х кн. - М., 2002;
  6. Н.Г. Суворова. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». 8-9 классы: пособие для учителя. - М., 2002;
  7. С.Н. Ловягин и др. Практикум по курсу «Основы правовых знаний»: учебное пособие для 8-9 классов. - М., 2001;

DVD и CD-ROM:

1. Экономика и право 9-11 классы.

Учебные пособия:

I. Обществознание (VIII – IX классы)

II. Учебный плакат «Структура политической системы».

III. Учебный плакат «Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации».

«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №.:       Л.С. ЛОСЕВА

Приказ № 273 от 30.08.2013 г.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЗАНЯТИЙ С ХРОМОВЫМ Сергеем

9 класс

2013-14 учебный         год

Номер урока

Содержание

(разделы, темы)

Количество

часов

Дата проведения

Оборудование урока

 Тема 1: Политика и социальное управление.

12

1

Вводная беседа. Что мы будем изучать в 9 классе.

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки.

Политический режим.

Правовое государство. Разделение властей.

1

1

1

1

03.09.13

10.09.13

14.09.13

21.09.13

Публикация, презентация, задание на сайте ДШ

2

Гражданское общество. Местное самоуправление.  

Закон о местном самоуправлении.

1

1

30.09.13

07.10.13

Публикация, презентация, задание на сайте ДШ

3

Участие граждан в политической жизни.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

Политические партии и движения в РФ.

1

1

1

14.10.13

21.10.13

28.10.13

Публикация, презентация, задание на сайте ДШ

4

Средства массовой информации.

Влияние СМИ на политическую жизнь общества.

Роль СМИ в предвыборной борьбе.

1

1

1

11.11.13

18.11.13

25.11.13

Публикация, презентация, задание на сайте ДШ

5

Повторительно-обобщающий урок.

1

02.12.13

12ч.

 Тема 2. Право.

18

1

Право, его роль в жизни человека и общества и государства.

1

09.12.13

Публикация, презентация, задание на сайте ДШ

Понятие нормы права.

Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов.

2

Система законодательства.

1

  1. 16.12.13

Публикация, презентация, задание на сайте ДШ

Понятие правоотношения. Виды правоотношений.

Субъекты права.

3

Тест по итогам 2 четверти.

1

24.12.13

4

Особенности правового статуса несовершеннолетних.

1

08.01.14

Публикация, презентация, задание на сайте ДШ

Понятие правонарушения.

Признаки и виды правонарушений.

Понятие и виды юридической ответственности.

5

Презумпция невиновности.

1

14.01.14

Публикация, презентация, задание на сайте ДШ

Правоохранительные органы.

Судебная система РФ.

Адвокатура. Нотариат.

6

Конституция – основной закон РФ.

1

21.01.14

Публикация, презентация, задание на сайте ДШ

Основы конституционного строя РФ.

Федеративное устройство.

Органы государственной власти в РФ.

7

Понятие прав, свобод и обязанностей.

1

1

28.01.14

Публикация, презентация, задание на сайте ДШ

Всеобщая декларация прав человека – идеал права.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии.

04.02.14

Конституционные обязанности гражданина.

Права ребенка и их защита.

8.

9.

Гражданские правоотношения.

1

1

11.02.14

Публикация, презентация, задание на сайте ДШ

Право собственности.

Основные виды гражданско-правовых договоров.

18.02.14

Публикация, презентация, задание на сайте ДШ

Права потребителей.

10

Трудовые правоотношения. Право на труд.

1

25.02.14

Публикация, презентация, задание на сайте ДШ

Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Трудоустройство несовершеннолетних.

11

Семейные правоотношения.

1

04.03.14

Публикация, презентация, задание на сайте ДШ

Порядок и условия заключения брака.

Права и обязанности родителей и детей.

12

Административные правоотношения.

1

11.03.14

Публикация, презентация, задание на сайте ДШ

Административное правонарушение.

Виды административных наказаний.

13

Тест по итогам 3 четверти.

1

18.03.14

Публикация, презентация, задание на сайте ДШ

14

15

Основные понятия и институты уголовного права.

1

1

  1. 01.04.14

Понятие преступления.

Пределы допустимой самообороны.

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

  1. 08.04.14

Публикация, презентация, задание на сайте ДШ

16

Социальные права.

1

  1. 15.04.14

Жилищные правоотношения.

17

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

22.04.14

Публикация, презентация, задание на сайте ДШ

Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

18

Правовое регулирование в сфере образования.

1

29.04.14

Публикация, презентация, задание на сайте ДШ

18ч.

1

Повторение. Политика и социальное управление.

1

06.05.14

Публикация, презентация, задание на сайте ДШ

2

Повторение. Право.

1

13.05.14

Публикация, презентация, задание на сайте ДШ

Итоговый тест

1

20.05.14

Итого

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и тематическое планирование по обществознанию 9 класс

Рабочая программа и тематическое планирование по обществознанию 9 класс И.П. Насонова УМК под общей редакцией акдемика РАО Г.А. Бордовского...

Рабочая программа и тематическое планирование в 11 классе

Материал ориентирован на преподавание геометрии в 11 классе на базовом уровне по учебнику Л.С. Атанасяна. Содержит рабочую программу и развернутое тематическое планирование....

Рабочая программа и тематическое планирование для 9 класса к УМК Spotlight

Рабочая программа и тематическое планирование для 9 класса к УМК Spotlight...

Рабочая программа и тематическое планирование 5-9 класс по краеведению (Липецкая область)

В данном материале содержится рабочая программа и тематическое планирование уроков....

1) курсы повышения квалификации 2) рабочие программы, календарно-тематическое планирование 5-11 классы, элективный курс 3) разработки уроков, презентации

Предоставленны материалы по географии, биологии,Элективные курсы( авторские программы):   "Уникумы природы" 8 класс ,"микромир" 8 класс, " Клетки. Ткани" 11 класс, "Обжора долго не живет" 8 класс...

Рабочая программа, календарно - тематическое планирование музыка 2 класс,ФГОС автор Е.Д.Крицкая

Рабочая  учебная программа по музыке для 2-го класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального  общего образов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 5-9 КЛАССЫ . МОСКВА ПРОСВЕЩЕНИЕ 2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 5-9 КЛАССЫ...