обществознание 6 класс
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) по теме

Власова Алёна Олеговна

человечество как сумма поколений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovechestvo_kak_summa_pokoleniy.docx88.72 КБ

Предварительный просмотр:

Человечество как сумма поколений

Эпиграф к уроку:      Одно поколение, словно волна набегает на                                                        другое, совсем не зная друг друга.

                                                                            Федор Тютчев.

Цели: 1.Вывести на научный уровень представления о понятии «поколение».

             2.Развивать  умения исследовать проблему, высказывать собственные суждения, анализировать текст.

             3.Выявление и осмысление собственной социальной позиции.

Тип урока – изучение нового материала

План: 

  1. Что такое человечество
  2. Что такое поколение
  3. Культурное наследие

Ход урока:

Проверка домашнего задания:

1.каковы характерные черты современного общества?

2. почему темпы изменений в жизни современного общества возрастают?

3. с какими проблемами столкнулось человечество в конце 20- начале 21 века?

4. проверка сочинений.

Изучение нового материала:

Запись темы и эпиграфа в тетрадях.

Человечество можно представить как сумму всех ныне живущих на планете людей. Нас сегодня более 7 млрд человек. Но можно человечество представить и как сумму всех когда-либо к живших людей. В этом случае цифры будут более грандиозными.

Интересный факт

Ученые, которые занимаются подсчетом населения, — демографы — установили следующую картину. Ориентировочно к концу эпохи палеолита (примерно 15 тыс. лет до н.э.) численность населения достигала 3 млн человек. 10 тыс. лет назад на Земле было 10 млн людей; концу неолита (2 тыс. лет до н.э.) - 50 млн человек; в начале нашей эры на Земле было уже 30 млн. человек; к концу 1-го тыс. н. э. — 275 млн человек; к 1650 г., к началу промышленной революции, — 500 млн; к 1900 - 1,6 млрд человек, в начале XX века — 2 млрд.

Чтобы достигнуть первого миллиарда, человечеству потребовалось, более миллиона лет. И в этот момент началась промышленная революция. Второй миллиард был достигнут за 100 лет, третий — за 40, четвертый — за 15, пятый — за 10.

Крупнейшая по количеству людей страна — Китай. В нем насчитывается более 1 млрд 330 млн человек. Затем идет Индия - свыше 1 млрд 150 млн. В США — 307 млн. А в России — 112,9 млн. В начале 90-х гг. XX века население мира ежегодно увеличивалось примерно на 70 млн человек, т. е. на 2% в год.

Географическое распределение населения на Земле неравномерное: одно место густо заселено, другое пустует.

Задание

Подумайте, почему количество людей на Земле постоянно растет?

Значит, человечество — это непрерывающаяся эстафета устремленных вперед поколений людей. И каждое следующее поколение, благодаря унаследованному опыту, преумножая его в меру своих сил и талантов, продвигается по пути прогресса чуть дальше. Мы, ныне живущие, не только умнее, образованнее и целеустремленнее, чем наши предки. Мы живем богаче, вооружены более современной техникой, находимся и более комфортной домашней и рабочей обстановке. У нас есть спутники и спутниковое телевидение, телефоны и телевизоры, авиалайнеры и межкосмические станции. Мы преумножили добытые богатства, мы благодарны своим предкам, мы чтим их память и продолжаем их дело.

Человечество действительно можно представить не только как совокупность всех когда-либо живших на Земле людей, но и как сумму всех прошедших поколений. Человечество — это общее количество ушедших, ныне живущих и будущих поколений.  Изменение численности населения происходит прежде всего вследствие естественной смены поколений, т. е. через рождаемость и смертность. А что такое поколение?

Одно колено, или поколение, составляют люди примерно и одного года рождения или близкие к ним. Родившиеся в 1980г., а также за пять лет до того и за пять лет после того составит людей приблизительно одного поколения. Благодаря небольшой разнице в возрасте они выглядят как одногодки, у них сходные взгляды на жизнь и одинаковый жизненный опыт, если последний приравнивать к тем историческим событиям, которые пришлось им пережить.

Иногда люди разных поколений не понимают друг друга, потому что у них разные взгляды, примеры для подражания. Это называется конфликтом поколений. Обычно дети отвергают ценности поколения отцов, не желая принимать их в качестве образца.

Жизнь в обществе была бы иной, если не было бабушек и дедушек, пап и мам, детей и внуков. Но у животных именно так и происходит: они просто не понимают, кто такие бабушки и дедушки. А как вы думаете, почему?

Роль старшего поколение в поддержании общественной жизни и сохранении преемственности культуры огромная.

В древние времена старший по возрасту считался очень важной фигурой. Он являлся представителем своих предков и говорил от имени «тех, кто умер, но остался среди живых», чей дух покровительствовал потомкам и уберегал их. Он играл своего рода роль посредникам между живыми и мертвыми, выступая в качестве жреца.

В прошлом считалось, что старики, пережившие несколько поколений, выступают кладезем знаний и хранителями мудрости многих людей. Они пользовались уважением других членов общества, по мнению которых они снискали милость богов, даровавших им долгую жизнь в отличие от большинства их ровесников, умерших значительно раньше.

И в настоящее время старшее поколение пользуется уважением, почетом, поскольку их знания и опыт значительно больше.

Практикум

У каждого поколения (возрастной группы) свои предпочтения, привычки и вкусы, в том числе музыкальные. Старики любят и с удовольствием исполняют песни, которые вряд ли по вкусу молодым. У людей среднего возраста и молодежи свои музыкальные пристрастия.

-Как, зная различия между поколениями, добиться гармонии в их отношениях?

Кодекс взаимоотношений с взрослыми.

•        Помни, что и взрослые были детьми, а дети - станут взрослыми.

•        Помни, что взрослые – тоже люди.

•        Помни, что людям свойственно договариваться.

•        Помни, что худой мир лучше доброй ссоры.

Таким образом, человечество делится на современников, предков и потомков. Бабушки и дедушки - наши предки, родители и вы сами — современники, а когда у вас появятся собственные дети, они будут потомками.

Потомкам мы оставляем все культурное наследие, созданное предками, но сохраненное и преумноженное современниками: дворцы, дома, дороги, вокзалы, каналы, книги, картины, научные теории, легенды, компьютерные программы и т. д.

Это называется культурной памятью поколений.

В чем выражается эта память — в сохранении могил предков, и преумножении их наследия, в почтении их памяти? Что такое культурное наследие?

Большинство ученых сходится во мнении, что культура имеет два измерения — материальную культуру и нематериальную культуру. Материальные памятники культуры более долговечны. Археологи раскапывают стоянки древних людей, живших сотни тысяч и миллионы лет назад, обнаруживают костные останки, примитивные орудия труда (так называемые чопперы) и по ним восстанавливают образ жизни, верования, обряды и идейный мир наших предков. О современной культуре можно судить по материальным и нематериальным элементам культуры. Но о древней только по материальным. Таким образом, материальные памятники долговечнее и хранят больший объем информации, чем нематериальные.

Материальная культура включает все созданное человеческими руками: паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое.

Нематериальную, или духовную, культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они — тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом, и существуют в нашем сознании, поддерживаются человеческим общением.

Мосты или храмы существуют очень долго, а церемонии или обряды — только то время, пока их соблюдают. Церемонии бракосочетания длится несколько часов, хотя ее неоднократно повторяют другие люди.

Дополнительное чтение

Рассказывают, что...

Понятия культурности и дикости относительны. На острове Таити, как рассказывал Л.Н.Гумилев, беседуют двое: француз и таитянин-каннибал. Француз:

— Какая дикость поедать на войне людей!

Таитянин:

— А разве у вас в Европе нет войн?

Француз:

— Есть, конечно. Но убитых мы закапываем в землю.

Таитянин:

— Какая дикость! Зачем же убивать, если ты не хочешь есть?

В отличии от общества, культура — это не сами люди, а то, с они делают. Одна часть культуры — то, что они уже сделали. Это  называется наследием, прошлой культурой. Вторая часть - то, что люди делают сейчас. Это их повседневный образ жизни, нормы, ценности, этикет, обычаи, мода, нравы, правила, которыми они руководствуются в данный момент.

Культурное наследие — часть культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Далеко не все из того, что создано руками и умом человека, удостаивается этого имени.

Практикум

КЛЮЧИ К ПРАКТИКУМАМ

ЗДАНИЯ – 2, 4, 1. 6, 5, 3

МЕБЕЛЬ – 4, 2, 1, 5, 3

ОДЕЖДА – 3, 4, 7, 5, 2, 6, 1

        ЗАДАНИЕ 1

        ЛИШНЕЕ НА РАСКОПКАХ

КОМПАКТ – ДИСК, МЕДАЛЬ, КАЛЬКУЛЯТОР,

ДОРОЖНЫЙ ЗНАК, ЗАЖИГАЛКА,

АВТОРУЧКА, ТЕЛЕФОН, ФОТОАППАРАТ

        ЗАДАНИЕ 2

                         ЛИШНЕЕ В ГОРОДЕ

ВЫСОКОВОЛЬНЫЙ СТОЛБ, ФОНАРЬ, АНТЕННА,

ГИТАРА, МАШИНА, ВЕЛОСИПЕД, ЗНАК

Проверьте свои знания

1. Как вы поняли название параграфа «Человечество как сумма поколений»?

2. Подумайте, что произошло бы, если бы каждое поколение не использовало знания и изобретения своих предков?

3. Объясните значение слов: предки, современники, потомки.

4. Почему не все, что создали люди, входит в культурное наследие?

5. Объясните значение слов: материальная культура, нематериальная культура, культурное наследие.

6. Как людям удается сохранять нематериальную культуру?

Домашнее задание:1. параграф 5

2.Как бы вы могли продолжить фразу: «Моя бабушка (дедушка) помогает мне...»

3.Попробуйте составить генеалогическую таблицу своей семьи.

4.Опишите свое поколение. Чем ваше поколение отличается от предыдущего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по обществознанию 8 класс ориентирована на учебник Л.Н. Боголюбова Обществознание 8 класс

Иотговая контрольная работа по обществознанию состоит из 2 часте. Первая часть содержит задания на выбор ответа. Вторая часть направлена на проверку умения находить и извлекать нужную информацию в ада...

Тема предлагаемого методического проекта: «Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М., Просвещение, 2

Тема предлагаемого методического проекта:«Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под...

Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество

Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»-       Сформировать  з...

Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»

Конспект урока.  Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности  гражданина РФ.»Тип урока: комби...

Предмет: Обществознание Класс: 9 класс Тема урока: Религия

ЦельФормирование ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по освоению новых знаний о  религии как одной из форм культуры. ЗадачиОпределять сущностные характеристик...