Главные вкладки

    План-конспект урока обществознания "Почему нужно быть терпимым" 7 класс
    план-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме

    План-конспект урока обществознания "Почему нужно быть терпимым" 7 класс. Урок-путешествие

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 7_klass.docx35.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок № 8

    Тема: «Почему нужно быть терпимым».

    Место проведения: классная комната.

    Цель урока – сформировать у учащихся представление о сущности межличностных конфликтов, причинах их возникновения, об этапах развития и способах поведения в конфликтных ситуациях.

    Задачи:

    - образовательные: познакомить учащихся с понятиями «конфликт», «инцидент», «сотрудничество», «компромисс», «избегание», выяснить основные стадии конфликта и пути его решения и предотвращения, повысить знания учащихся о формах цивилизационного поведения в межличностных отношениях, помочь учащимся осознать способы преодоления обиды как результата неэффективного взаимодействия со сверстниками;

    - развивающие: развивать память, внимание, устную речь, умение самостоятельно делать выводы и анализировать;

    - воспитательные: воспитывать интерес к предмету, культуру общения и поведения в группе, чувство коллективизма, неконфликтную личность, приятного и грамотного собеседника.

    Тип урока: урок изучения нового материала

    Форма проведения: урок – путешествие.

    Методы:

    - для учителя: информационно-сообщающие – рассказ, беседа, объяснение; метод постановки проблемного вопроса; наглядные – работа с иллюстрациями, проектный метод: презентация; контроль;

    - для учащихся: информационно-сообщающие – монологический, беседа; наглядные – работа с иллюстрацией,; частично-поисковый; метод анализа и синтеза; репродуктивный; самоконтроль.

    Оборудование:

    - для учителя: мультимедийная доска и проектор, компьютер, учебник по обществознанию, журнал, указка;

    - для учащихся: учебник, тетрадь, дневник.

    Литература:

    - для учителя: Боголюбов Л.Н. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009. Иванова Л. Ф. Обществознание. Поурочные разработки 7 класс. М, Просвещение, 2010 г. Этикет на каждый день. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.

    - для учащихся: Боголюбов Л.Н. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009. Этикет на каждый день. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.

    План урока:

    1. Организационное начало урока - 3 мин. :

    а) приветствие – 1 мин.;

    б) сообщение целей и задач урока – 2 мин..

    2. Изучение нового материала – 30 мин.

    3. Закрепление изученного материала – 8 мин.

    4. Итог урока - 4 мин.:

    а) домашнее задание – 1 мин.;

    б) выставление оценок - 2 мин.

    Схема доски – презентация.

    Ход урока:

    1. Организационное начало урока.

     а) приветствие.

    Учитель: - Уважаемы учащиеся, проверьте вашу готовность к уроку. Нам сегодня понадобиться учебник, тетрадь, дневник, ручка. Наведите порядок на рабочих местах.

    - Здравствуйте, садитесь!

    Учащиеся:

    б) сообщение целей и задач урока.

    Учитель: Мы продолжаем с вами изучать темы раздела «Человек среди людей» и сегодня изучим последний параграф под название «Почему нужно быть терпимым».

    Постановка проблемного вопроса. Беседа с учащимися. Проектный метод: презентация. Слайд 1

    - ? – Как вы думаете, о чем пойдет речь?

    Учащиеся:

    Учитель: Правильно! Сегодня мы поговорим о конфликтах. Выясним, что такое конфликт, рассмотрим основные стадии развития конфликта и совместно с вами найдем пути его решения, а, самое главное, узнаем методы избегания конфликта.

    Учащиеся:

    Постановка проблемного вопроса. Слайд 2

    Учитель: - Урок сегодня пройдет необычно. Мы с вами совершим путешествие на большом корабле по всем гаваням конфликта, и в конце путешествия вы должны будете ответить на вопрос «Так почему же нам нужно быть терпимы?»

    Учащиеся:

    Учитель: - Кому непонятно о чем сегодня пойдет речь, поднимите руку?

    Учащиеся:

    2. Изучение нового материала.

    Учитель: - Открывайте тетради, запишите тему урока. Она на доске. Обратите внимание на правописание слов. Пишите без ошибок и красиво. Сидите прямо, сильно не наклоняйтесь.

    Учащиеся: записывают тему урока.

    Постановка проблемного вопроса. Беседа с учащимися. Слайд 3

    Учитель: - Итак, напоминаю вам, что мы говорим сегодня о конфликтах. И первая наша остановка на нашем корабле называется «Конфликт».

     -?- Как вы думаете, о чем здесь пойдет речь?

    Учащиеся:

    Учитель: - Правильно, мы должны с вами выяснить, что такое конфликт, его понятие.

    - ? – Ка вы считаете, что такое конфликт? Вам необходимо дома было найти в различных источниках значение этого термина самостоятельно.

    Учащиеся:

    Учитель: Правильно, конфликт – столкновение целей, интересов, мнений, взглядов партнеров по общению.

    Учащиеся:

    Учитель: - Кто может выступать в роли партнеров?

    Учащиеся: -

    Учитель: -  Правильно! Люди, государства или страны, организации и т. д.

    Запишите определение в тетради, обращая внимание на правописание. Не забываем о правильной посадке. (Учитель осуществляет контроль).

    Учащиеся: записывают определение в тетради.

    Учитель: Но в нашем случае мы должны с вами выяснить, какой конфликт называется межличностным конфликтом. Опираясь на определение конфликт,  дайте определение термину межличностный конфликт.

    Учащиеся:

    Учитель: Правильно, межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от двух и более), каждый из которых всегда отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников событий.

    Учитель: - Запишите определение в тетрадь, обращая внимание на правописание. Не забывайте о правильной посадке. (Учитель осуществляет контроль).

    Учащиеся: записывают определение в тетради.

    Учитель: Приведите примеры конфликтов.

    Учащиеся:

    Слайд 4

    Учитель: Да, конфликты разгораются по самым разным причинам. И наш корабль продолжает плыть и останавливается на берегу под название «Причины конфликта».

    -?- Как вы думаете, о чем здесь пойдет речь?

    Учащиеся:

    Учитель: - Правильно, мы должны с вами выяснить причины межличностных конфликтов.

    - Запишите в тетрадь – «Причины возникновения конфликта»

    - Как вы думаете, почему возникают конфликты? Каковы их причины возникновения?

    Учащиеся:

    Объяснение учителя. Беседа с учащимися.

    Учитель: - Причины возникновения конфликтов бывают разными. Давайте рассмотрим их. Одной из самой распространенной причиной может быть противоположные желания и интересы. Например, ты хотел бы побыстрее сделать уроки в тишине – это твое желание, а твой старший брат на всю громкость слушает любимые мелодии – это его желание и интерес. На основе столкновения желаний возникает конфликт.

    - Итак, давайте запишем одну из причин возникновения межличностного конфликта – противоположные желания и интересы. (Напоминаю о правописании и посадке).

    Учащиеся: записывают.

    Учитель: Продолжаем! Второй причиной возникновения конфликтной ситуации могут быть смысловые барьеры в общении. Например, одно и то же слово (фраза, событие) имеет разный смысл для разных людей. Когда в театре летчик или танкист слышит слова: «Подать экипаж!», то это может в первую минуту вызвать непонимание, поскольку для них экипаж – это не только карета, но и группа людей, управляющих машиной.

    - Запишите, следующую причину – смысловой барьер. (Напоминаю о правописании и посадке).

    Учащиеся: записываю в тетради.

    Учитель: - Мешает правильному пониманию сказанного и стилистический барьер. Что такое стилистика?

    Учащиеся:

    Учитель: Стилистика – это раздел русского языка, изучающая построение речи человека.

    Стилистический барьер возникает, когда стиль речи не соответствует ситуации. Это может выглядеть нелепо и смешно, а может приводить к обиде. Вспомним Рассеянного с улицы Бассейной.

                       Во что бы то ни стало мне надо выходит.

                       Нельзя ли у травмала вокзай остановить…

     - Запишите, следующий барьер или причину – стилистический. (Напоминаю о правописании и посадке).

    Учащиеся: записывают в тетради.

    Учитель: Другой барьер – эмоциональный.

    - ? - Как вы думаете, в чем его особенность?

    Учитель: - Правильно! Эмоциональный барьер заключается в разнице чувств и вызванных им состояний, что ведет к непониманию. Например, подруги играли на улицы в снежки, барахтались в сугробах. Случайно одна из них толкнула Свету так, что она упала лицом вниз в сугроб. Все расхохотались, а Света обиделась и начала кричать на подруг. Настроение испортилось. Света убежала домой.

    Итак, запишите следующий барьер – эмоциональный. (Напоминаю о правописании и посадке).

    Учащиеся: записывают в тетради.

    Учитель: - Теперь рассмотрим следующую причину возникновения межличностного конфликта.

    - ? – Как вы думаете, какая она будет?

    Учащиеся:

    Учитель: - Различия в положении в обществе: богатый, бедный и т. д. Такой барьер называется социальным. Запишите в тетради. (Напоминаю о правописании и посадке).

    Учащиеся: записывают в тетради.

    Учитель: Последним барьером в возникновении конфликтов  является моральный барьер. Это случается из-за различного представления о правилах или нормах поведения. Например, ситуация в семье: родители говорят, что дети должны вести себя подобающим образом, но у ребят другое представление и должном поведении. Или в школе, администрация требует форму установленного образца, а учащиеся ходят так, как считают нужным в их моральном понимании. Итак, запишите последний барьер – моральный. (Напоминаю о правописании и посадке).

    Учащиеся: записывают в тетради.

    Учитель: Итак, сколько у нас причин возникновения конфликтов? Перечислите их.

    Учащиеся:

    Учитель: Правильно, психологи выделяют 6 основных причин возникновения конфликтов, каждая их которых имеет свои особенности.

    Слайд 5

    - Мы продолжаем наше путешествие на большом корабле, и наша остановка будет осуществлена на берегу под названием «Стадии развития конфликта».

    -?- Как вы думаете, о чем здесь пойдет речь?

    Учащиеся:

    Учитель: - Правильно, сейчас мы с вами поговорим об основных частях развития конфликтной ситуации, приводя обязательно пример.

    Слайд 6

    Физическая минутка

    - Но прежде, давайте проведем физминутку, немного отдохнем.

    1. Круговые движения головы
    2. Наклоны вправо, влево.
    3.  Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 3.  Повторить 4-5 раз.
    4.  Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
    5.  3 глубоких выдоха.

    Учитель:

    Учащиеся: выполняют движения.

    Самостоятельная работа учащихся. Творческое задание

    Слайд 7

    Учитель: Итак, напоминаю, что наш корабль совершил остановку на «Стадиях конфликта», де мы должны выяснить, из каких частей состоит конфликт и как его разрешить. Любой конфликт, чаще всего состоит из нескольких основных стадий или этапов. Попробуйте себе в тетради попытаться эти стадии написать. Вам на это задание 2 минуты.

    Учащиеся: работают в тетради.

    Учитель: Итак, проверяем. Послушаем …

    Учащиеся: отвечают.

    Объяснение учителя. Беседа с учащимися

    Учитель: Чаще всего, конфликтная ситуация состоит из 5 основных этапов. Первый этап называется «Возникновение конфликтной ситуации», то есть самого конфликта. Приведите пример.

    Учащиеся:

    Учитель: - Правильно! На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Например, какое-то высказывание приятеля кажется тебе несправедливым. Ты постараешься показать свое недовольство. Вряд ли приятель будет доволен. Вот уде зарождается повод для взаимного раздражения, разногласий, спора.

    - Запишите в тетрадь «Стадии конфликта» и первую ступень – «Возникновение конфликтной ситуации». (Напоминаю о правописании и посадке).

    Учащиеся: записывают в тетради.

    Учитель: - Продолжаем. Если противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам, то есть люди поняли саму причину конфликта, то наступает вторая стадия конфликта – это осознание конфликта.

    - Запишите в тетрадь. (Напоминаю о правописании и посадке).

    Учащиеся: записывают в тетради.

    Учитель: Итак, участники конфликта поняли свои противоречия, в нашей ситуации два приятели осознали свои мнения и противоречия , то наступает третья стадия межличностного конфликта – это проявление конфликтного поведения.

    - ?- Как вы понимаете сущность данной ступени?

    Учащиеся:

    Учитель: - Правильно! Это поведение противоборствующих сторон в конфликтной ситуации.

    - Давайте, запишем в тетрадь третью ступень. (Напоминаю о правописании и посадке).

    Учащиеся: записывают в тетради.

    Слайд 8

     Учитель: Специалисты выделяют 4 основных варианта поведения! Рассмотрим их.

    Самостоятельная работа учащихся по учебнику с. 48

    - А для этого откройте учебник на с. 48 и найдите в тексе варианты поведения участников конфликта.

    Учащиеся: работают по учебнику.

    Учитель: итак, кто нашел первый вариант.

    Учащиеся:

    Учитель: - Правильно!  Молодцы! Это сотрудничество. Что оно из себя представляет.

    Учащиеся:

    Объяснение учителя. Беседа с учащимися

    Учитель: - Сотрудничество вариант поведения при конфликтной ситуации, направленный на поиск такого решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. В этом деле нужны усилия. В нашем случае в конфликте двух приятелей им нужно постараться понять, чем вызван конфликт, что нужно сделать, чтобы покончить с ним, к каким последствиям он и может привести при своем развитии. Такой вариант требует переговоров, контактов, желания понять другого.

    - ?- Какой следующий вариант поведения? Что вы можете сказать о нем?

    Учащиеся:

    Учитель: - Правильно! Это компромисс – схож с сотрудничеством, но разница в том, что он требует для урегулирования разногласий уступки с обеих сторон. Запишите в тетрадях – компромисс. (Напоминаю о правописании и посадке).

    Учащиеся: записывают в тетради.

    Учитель: - Какой следующий вариант поведения? Что вы можете сказать о нем?

    Учащиеся:

    Учитель: Правильно, если в конфликтной ситуации только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами – говорят о приспособлении. То есть одна из сторон как бы приспосабливается к интересам  другой во избежание увеличения конфликта.

    - Запишите в тетради. (Напоминаю о правописании и посадке).

    Учащиеся: записывают в тетради.

    Учитель: - перейдем к последнему варианту.

    Учащиеся:

    Учитель: - Правильно. Это избегание, которое заключается в стремлении выйти из конфликта, не решая его, не уступая, но и не настаивая на своём немедленно. Чаще всего такое развитие ситуации отодвигает конфликт, но порождает более сложные противоречия, поскольку причина остается. Значит, конфликт может снова разразиться еще с большей силой.

     - Запишите в тетрадь. Избегание. (Напоминаю о правописании и посадке).

    Учащиеся: записывают в тетради.

    Учитель: - Так сколько способов поведения в конфликтной ситуации вы узнали?

    Учащиеся:

    Учитель: Правильно! Это сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание.

    -?- К какому варианту конфликтного поведения вы больше склоняетесь? Свою позицию обоснуйте.

    Учащиеся:

    Учитель: - Вообще вы должны избегать конфликтов и быть людьми воспитанными, но если и попали в конфликтную ситуацию, я бы порекомендовала бы выбрать два способа поведения – это сотрудничество и компромисс, которые помогут быстро решить возникшую ситуацию и показать вас как человека благородного, умного и воспитанного.

    - А мы продолжаем наше путешествие и плывем дальше, делаю остановку на 4 этапе конфликтной ситуации – это углубление конфликта.

    - ? – Как вы считаете, почему возникает данная стадия конфликта?

    Учащиеся;

    Учитель: - Правильно! Участники конфликта не смогли договорится и прийти к компромиссу или сотрудничеству, тогда возникает следующая стадия – углубление конфликта.

    - Запишите в тетрадь. (Напоминаю о правописании).

    Для того, чтобы наступила третья стадия необходим инцидент.

    -?-  Что называют инцидентом?

    Учащиеся:

    Учитель: - Инцидент означает случай, происшествие, недоразумение. Иными словами, конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны, так или иначе, проявляют свою позицию в поступке. Причем обычно конфликты имеют свойство разрастаться, вовлекать все новых участников. В своём развитии конфликт может затихать на время, то разрастаться с новой силой. Причем, бывают конфликты переходят рамки приличия, партнёры опускаются до оскорблений и грубости. В результате итог конфликта может быть печален. Мы должны стараться решать конфликтные ситуации, если возникли, только мирным путем, без оскорблений и применения силы.

    - Как раз в этот период возникает последняя стадия развития конфликта – это его решение.

    Запишите в тетрадь – разрешение конфликта. (Напоминаю о правописании).

    Учащиеся: записывают в тетрадь.

    Учитель: - Как можно разрешить конфликт? Какие способы вы знаете и могли бы предложить?

    Учащиеся:

    Рассказ учителя. Слайд 9

    Учитель: Правильно! Молодцы! Даже самый затяжной конфликт рано или поздно может закончиться. Разрешение конфликта может быть полным или частичным. Специалисты выделяют 4 способа разрешения конфликта:

    1. Подчинение – одна из сторон частично или полностью принимает правила одной из сторон.
    2. Компромисс – обоюдные поступки смягчают причины конфликта.
    3.  Прерывание конфликтных действий может возникнуть по разным причинам: по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, либо из-за разделения конфликтующих – одна сторона уезжает в другой город или страну.
    4. Интеграция – объединение каких-то элементов в единое целое. Такая интеграция возможна, если в процессе конфликта обе стороны сделали важные выводы для изменения позиции – то есть объединили свои мысли и пришли к единому мнению. Такой метод является одним из наилучших.

    Запишите в тетради «Способы разрешения конфликтов» и перепишите 4 способа. (Напоминаю о правописании).

    Учащиеся: записывают в тетради.

    Учитель: Так какие способы разрешения конфликта вы узнали.

    Учащиеся:

    Учитель: - Правильно! К какому способу вы склоняетесь и должны склоняться?

    Учащиеся:

    Учитель: - Правильно. Одним из способов разрешения конфликта является интеграция – подумать над всем, соединить в единое целое и разрешить конфликт. Но чаще всего прийти к общему знаменателю в конфликтной ситуации мешает обида.

    Слайд 10

    - ? – Как вы понимаете строки стихотворения В. Берестова

     «Гляжу с высоты

     На обиду.

    Теряю обиду

    Из виду.»

    Учащиеся:

    Слайд 11

    Учитель: - Да, обида чаще всего не дает простить человеку в конфликтной ситуации, не дает прийти к компромиссу. Иногда мы даже так говорим, что обида настолько засела в душе, что не можем простить человеку, забыть. Горечь обиды жжет, мешает жить спокойно, переживается очень тяжело.     В. Берестов вам правильно хочет сказать своими строками, что обиду необходимо отпустить, забыть и тогда конфликт разрешится. Нам всем необходимо научиться прощать. На этом путешествие по морю «Конфликт» подошло к концу подошло к концу.  

    3. Закрепление изученного материала.

    Фронтальная беседа. Слайд 12

    Учитель: - Давайте, вспомним, с какой темой мы сегодня познакомились?

    Учащиеся:

    Учитель: - Что такое конфликт?

    Учащиеся:

    Учитель: - Что такое межличностный конфликт?

    Учащиеся:

    Учитель: Перечислите основные причины возникновения конфликта.

    Учащиеся:

    Учитель: - Перечислите основные стадия конфликта.

    Учащиеся:

    Учитель: - С какими способами решения конфликта вы познакомились?

    Учащиеся:

    4. Итог урока.

    Учитель: - В начале урока я вам сказала, что прослушав материал, вы должны ответить на вопрос нашей темы «Почему мы должны быть терпимыми». Как вы считаете, почему?

    Учащиеся:

    Учитель: - Правильно, если мы будем чуточку терпимыми в своих словах, поступках, действиях, думать, прежде чем что-то сказать, сделать, конфликтов не будет никогда или мы просто сможем их избежать.

    Слайд 13

    - Домашнее задание   § 4, вопр. 3, 8.

    - Оценки за урок следующим учащимся …

    - До, свидания! Урок закончен.

    Resource id #242

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого урока "Музыка осени" в 1 классе.

    Конспект открытого урока в 1 классе "Музыка осени"....

    ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока, работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.

    ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока педагога Тураевой Е.Н.  в классе фортепиано. Место проведения: кабинет музыкиДата проведения: 31.10.2011 г. Тема урока:    работа над п...

    План-конспект Открытый урок по теме \'\'Путешествие\'\'\' 9 класс

    Конспект открытого урока  по английскому языку. Тема урока:  "Путешествие".  ...

    План-конспект 64 урока английского языка в 9 классе по УМК Биболетовой М.З.

    Тема: «Советы для решения конфликта»Цели: развитие навыков аудирования с целью извлечения основной информации;активизация грамматических и лексических навыков;формирование навыков чтения и навык...

    План-конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема урока: «Проценты»

             Открытый урок в 5 классе по теме «Проценты»  Цель : 1.Решение задач на проценты.            2....

    План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 Тема урока - “Going shopping”.

    План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 Тема урока -  “Going shopping”....

    План-конспект открытого урока "Портрет в скульптуре" 6 класс с самоанализом урока

    Цель: познакомить учащихся с разновидностями портрета в скульптуре, с выразительными возможностями скульптуры....