Загадка человека
методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему

Методическая разработка  открытого урока по обществознанию. 5 класс.  "Загадка человека" : 1. "Биологическое и социальное в человеке". 2. "Что такое наследственность". 3. "Наследственность - биологическая сущность всех людей". 4 "Зачем человек рождается". Комбинированный урок  с элементами дискуссии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagadka_cheloveka.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

Обществознание. 5 класс.

Тема: «Загадка человека»

УРОК 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Загадка человека: 1. «Биологическое и социальное в человеке». 2. «Что такое наследственность». 3. «Наследственность – биологическая сущность всех людей». 4. «Зачем человек рождается»

 Возможная личностно значимая проблема: понимание ценности жизни как великого чуда, осознание  предназначение человека на Земле, цели жизни человека, ответственности  человека

Планируемые результаты изучения материала

Предметные: обучающие смогут: объяснить значение понятий: социальный, биологический, характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека

Метапредметные:

- регулятивные: обучающиеся смогут  оценить результаты своей деятельности на этапах выполнения заданий

- коммуникативные: обучающиеся смогут подготовить сообщение о происхождение человека и представить его в различных знаковых системах: рисунок, план, мини сочинение.

- познавательные: обучающийся сможет провести сравнительный анализ отличия человека от животного; привести конкретные примеры, доказывающие, что человек существо биологическое и социальное

Личностные:  осознание человеческой жизни как высшей ценности

Методы обучения и

формы организации учебной деятельности

Проблемный, частично поисковый, репродуктивный методы.

Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы с текстом учебника, с элементами дискуссии.
Приемы деятельности учителя: объяснение, образное повествование, организация самостоятельной работы с текстом учебника, обучение решению проблемы и самоанализу

Развитие умений учащихся

Умение выделять главное в рассказе учителя и в тексте учебника,  решать познавательные задачи и учебные проблемы, составлять устный рассказ по какому-либо сюжету, используя для этого внешкольные источники знания, анализировать свою учебную деятельность

Основные понятия и термины

Общество, наследственность, инстинкт, темперамент

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник: «Обществознание». 5 класс. М. Просвещение. под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой., § 1, задания для самопроверки. Подберите примеры из истории, которые иллюстрируют отношение людей к другим людям. Рабочая тетрадь: задания 6,7,8.

Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький  принц», произведения М.М.Пришвина (на выбор обучающихся)

Иллюстрации

Презентация «Загадка человека»

        Комментарии к технологической карте        

В зависимости от состава и подготовленности класса рекомендуется заранее разбить класс на 4  группы, учитывая пожелания обучающихся. Названия для своих команд  пятиклассники выберут из названий наук, изучающих общество после проверки домашнего задания. (Социологи, Историки, Психологи, Политологи).

В рамках  проверки домашнего задания следует спросить у учащихся, что важного для себя они узнали при знакомстве с новым для них предметом  «Обществознание».

Прокомментировав ответы, учитель сообщает, что знакомство с новой темой, позволит узнать о сочетании в человеке биологических и социальных признаков, об особенностях человека.

Мотивация темы урока.

 Учитель знакомит учащихся с темой, планом урока и объясняет, какие самостоятельные задания им предстоит  выполнить.

Изучение новой темы

В качестве познавательного задания  может быть предложено Задание 1. (Обучающиеся в течение нескольких минут выполняют это задание по группам, затем выслушиваются и сравниваются ответы команд).  Подводится итог (слайд 3).

Обучающимся предлагается подумать над высказыванием, что  человек рождается как «чистый лист», на который постепенно записывается различная информация,  и ответить на вопрос, согласны ли они с ним. Ребята предполагают, что даже сразу после рождения  они отличаются друг от друга, поскольку ряд черт получают от родителей (особенности внешнего вида).  Далее учителем преподносится информация об инстинктах (дополняется работой в группах с текстом учебника об инстинктах животных,  птиц, насекомых и раздаточным материалом),  наследственности,  темпераменте.  

Обучающиеся выполняют Задание 2. (В течение нескольких минут задание выполняется по группам, затем выслушиваются и сравниваются ответы команд).  Подводится итог  (слайд 6).

Физминутка (слайд 7)

Работа в  группах на определение темперамента на примере героев романа А.Дюма «дАртаньян и три мушкетера» - Задание 3 (Группа получает описание одного из типов темперамента и определяет  героя -  его обладателя). Подводя итог работы групп, выводим правильный ответ (слайд 8).

Пятиклассники делают собственный вывод по поводу высказывания  о «чистом листе» (слайд 9).

Ребятам предлагается просмотр фрагмента мультфильма «Маугли» (слайд 10). После окончания просмотра они пытаются предположить,   что в данном  фрагменте вымысел, а что могло бы быть правдой.

Учитель приводит дополнительный материал о детях, выросших среди животных.

Учащимся можно предложить ответить на вопросы: что общего у человека с представителями животного мира, что необходимо ребенку, чтобы  он «стал» человеком?  Ребята приходят к выводу, что ребенок, родившись среди себе подобных должен очень многому научиться, и сделать это можно только  через общение с людьми , игру, труд.

Работа с текстом учебника в рубрике «Жил на свете человек» (стр.13). В дополнение приводится фрагмент стихотворения О.И. Скороходовой.  Обучающиеся высказывают свои предположения о содержании,  высказываются о смысле жизни человека, ценностях в жизни человека, о целях своей жизни.

Обучающимся предлагается попробовать определить цель их жизни, отталкиваясь от их потребностей.

Раскрывая вопрос о смысле человеческой жизни, ребятам приводятся высказывания известных людей о человеке. (М.М.Пришвин, А. Экзюпери, Л.Н. Толстой), обращаемся к произведению «Маленький принц».

Итоги урока

В конце урока совместно с учащимися подводятся итоги.  Учащиеся осознают, что в человеке сочетаются биологические и социальные характеристики, человек как самое разумное существо должен заботиться не только о себе, но и о благе других.

Для закрепления полученной информации рекомендуется выполнить несколько заданий (слайд 17).

В заключение следует спросить учеников, существует ли для них что-то важное в том круге вопросов, с которыми они познакомились на уроке. 

Оценивание работы обучающихся.

Домашнее задание. указано в технологической карте.

Задание №1

Заполните пропуски в предложении.

Человек в отличие от животных обладает ____________________________, способен к ____________________, может действовать __________________

Имеет хорошо развитый __________________________________, создает ______________________.

Задание № 2

Продолжи следующее суждение:

Человека можно сравнить с ____________________________________, потому что __________________________________________________

____________________________________________________________

Инстинкт в жизни черепах

Когда черепахи шипят, это значит, что они пытаются кого-то отпугнуть. Также черепахи издают подобные звуки, когда резко прячут голову в панцирь, в основном такое поведение типично для сухопутных особей. Если черепахи почуяли опасность, они либо закрывают голову передними лапами, либо полностью замыкают панцирь.

Resource id #6198

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема урока Загадка человека

урок по обществознанию разработан на основании ФГОС для учащихся 5 класса...

Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

Загадка человека

В презентации отражены вопросы: 1. Чем человек отличается от других живых существ. 2. Зачем человек рождается. 3. Что необходимо ребёнку, чтобы он рос и развивался.Презентация поможет учителю организо...

Загадка человека - 2.

В презентации отражены вопросы: 1. Что такое наследственность. 2. Наследственность – биологическая сущность всех людей 3. Можно ли влиять на наследственность.Презентация поможет учителю организовать з...

Урок по обществознанию - 5 класс "Загадка человека"

Цель урока - Способствовать формированию у учащихся представлений о возрастных периодах жизни человека,...

Загадка человека

Методический материал можно использовать на уроках обществознания в 5 классе при изучении темы "Загадка человека" (по программе Боголюбова)....

Презентация-тест по обществознанию по темам "Загадка человека", "Человек и его деятельность" (два варианта, 6 класс)

Предмет: Обществознание (к учебнику Л.Н. Боголюбова, издательство "Просвещение", 2019).Класс: 6Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по темам "Загадка человека", "Чело...