классный час на тему "Мы ж культурные люди!" 7 класс
классный час (обществознание , 7 класс) по теме

Смышляева Екатерина Леонидовна

Цель: расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни; формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_my_zhe_kulturnye_lyudi.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя Общеобразовательная школа № 19» 

Г.Ухта Республика Коми

Внеклассное мероприятие

 «Этика. Что это?».

Автор-составитель: Дунаева Е.Л.,

учитель истории и обществознания

К.Ч. требует заблаговременной подготовки класса. Разделите класс на 3 группы и попросите подготовить каждую группу по сценке на тему, как они себя ведут (в транспорте, в общественном месте, разговаривают по тел. И т.д.) так же, капитаны команд должны найти и выписать правила поведения в тех местах, о которых говорилось в их сценке.

Отдельно дайте задание одному человеку: найти и выучить стихотворение на тему "поведение".

Цели: расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни; формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.

Ход классного часа.

Вступительное стихотворение.

Чтоб жизнь прожить, знать надобно немало:

Культурным будь и вежливым сначала.

Знакомство с аудиторией. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о культуре поведения людей.

Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной груши?

Примерные ответы детей:

– Дикая груша растет, где и как попало, а культурная – в саду.

– За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают.

– Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие.

Классный руководитель. Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?

Примерные ответы детей:

– Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно

Классный руководитель. Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?

Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.

Классный руководитель. Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить? 

Примерные ответы детей:

– Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.

– Можно привить правила культуры, хорошие манеры.

– Можно привить хорошие навыки, привычки.

Классный руководитель. Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?

Дети хором отвечают: культурным

Классный руководитель. Что значит быть культурным человеком?

– Это значит соблюдать правила культурного поведения.

– Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить.

– Значит вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.

Классный руководитель. Я с вами согласна. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»?

– Человека невоспитанного, необразованного, некультурного.

– Того, который ничему не учился.

– Того, которого никто не уважает.

Классный руководитель. Действительно. Обтесать бревно или камень – значит сделать их гладкими блестящими. Неотесанный – значит необработанный. А в переносном значении неотесанный - значит невоспитанный, невежественный человек. Так объяснятся значение этого слова в словаре Даля.

Классный руководитель. Хотите ли вы быть культурными людьми?

Дети отвечают утвердительно

Выходит девочка и читает стихотворение.

2. Работа в группах. «Проблемные вопросы»

Классный руководитель. «Этикет» - это правила культурного поведения. Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься!

Первая группа показывает сценку. Капитан читает правила поведения в транспорте. Обсуждения ошибок.( подобным образом выстраиваем беседу с остальными группами). После обсуждения, дети должны понимать, что потребуется от них в следующем задании т.е. самостоятельный ответ на проблемные вопросы.

В связи с этим у меня появилось к вам несколько вопросов. Отвечать будете по группам.

 (Группы делятся по рядам: каждая группа –ряда). Раздать детям карточки с вопросами.

1. Итак, первая группа: Почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому что это неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному движению людей)

2. Вторая группа: Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека)

3. Третья группа: Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться? (Потому что это неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать)

4. Четвертая группа: Почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что это неуважение к труду дворников, и к другим людям, которым неприятно видеть мусор)

5. Пятая группа: Почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в спортивной одежде, в шортах и майках? (Потому что это неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для отдыха, а не для работы)

6. Шестая группа: Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой? (Это неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится)

3. Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?»

Классный руководитель. Уважение к окружающим – это закон для культурного человека. Этот закон обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот закон?

Послушайте такой рассказ «Кто здоровается первым?»

«В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо, и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5-Б. Он буквально сверлил ее глазами – и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».

А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался?

Примерные ответы детей.

– Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.

– Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются.

– А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.

Классный руководитель. Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.

А теперь продолжение этого рассказа.

«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!

Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках. «Здравствуйте, баба Катя!» – закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решили, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу – а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя математики!

Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: «Здравствуйте Иван Иванович!». Но учитель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный, Димка пошел к 5-Б классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию»

Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?

Примерные ответы детей.

– Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену

– Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.

– Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо.

– Когда встречаются два мужчины одного возраста и положения (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первым протянет руку для рукопожатия.

Классный руководитель. Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил культуры поведения.

И, сам того не желая, оскорбил окружающих.

4. Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея».

Классный руководитель. А теперь, ребята, у нас будет практическая работа. Я приглашаю сюда всех наших мальчиков.

Мальчики выходят к доске.

Классный руководитель. Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную лотерею. Каждый из вас вытянет  лотерейный билет, на котором будет записано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете награду – аплодисменты наших девочек.

Итак, начинаем. Кто первый?

Мальчики подходят к учителю, вытягивают из коробки билетики с номерами заданий, Учитель читает текст задания по книге и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.

Задания для карточек:

Обсуждение вопросов:

1. Если мальчик с девочкой (мужчина с женщиной) выходят из здания, как должен поступить мальчик у выхода? (Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед)

2. Как пригласить правильно девочку на танец? (Нужно подойти к девочке, наклонить голову и сказать: «Можно пригласить тебя на танец?»)

3. Как правильно помочь девочке надеть куртку? (Нужно взять у девочки куртку и держать, пока девочка не вставит руки в рукава, потом сзади поправить воротник на куртке)

4. Беседуют две девочки. Как правильно спросить у одной из них, который час? (Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?»)

5. Как правильно позвонить по телефону, узнать, что задано по математике. И, если девочки нет дома, поговорите с её мамой. (Нужно взять трубку, сказать: «Здравствуйте. Позовите, пожалуйста, (имя девочки). Передайте, пожалуйста, что звонил (имя и фамилия мальчика). Я хотел узнать, что задано по математике»)

6. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у первой двери                      стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, если надо, то как это сделать? (Ответ: надо поздороваться кивком головы или жестом, но ни в коем случае не кричать через весь автобус).

5. Подведение итогов.

Классный руководитель. Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения? Конечно же нет.

Примерные ответы детей.

– Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга

Рефлексия:

У каждого из вас на парте лежит 2 сигнальные карточки:  зелёная и жёлтая. Если вы считаете себя культурными людьми, то покажите желтую карточку, а если нет, то покажите зелёную.

(результат непредсказуем)

Я очень рада, что вы оказались культурными. Надеюсь, что в будущем вы останетесь такими же культурными и воспитанными детьми.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛАССНЫЙ ЧАС «КАК ВЕСТИ СЕБЯ СРЕДИ ЛЮДЕЙ»

Нравственное воспитание старшеклассников...

Классный час.Как встречают Новый год люди всех земных широт. 3 класс

Цель: познакомить с традициями народов мира встречать Новый год .                               ...

Классный час " Земля защиты просит у людей"

Классный час по экологическому воспитанию школьников...

Классный час "Земля защиты просит у людей"

В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности президенто...

Классный час "Учимся быть культурными". 5 класс.

Разработка для классного часа о культуре поведения. Использованы формы фронтальной, групповой и индивидуальной работы....

Классный час на тему «Человек среди людей» или «Я и Другие».

Цель (для учителя): формировать толерантные отношения друг к другу, к окружающим людям, социокультурные навыки.Задачи: 1.Помочь детям понять значимость отношений между людьми;2. Учить самостоятельно р...

Классный час на тему «Человек среди людей» или «Я и Другие» (презентация)

Цель (для учителя): формировать толерантные отношения друг к другу, к окружающим людям, социокультурные навыки.Задачи: 1.Помочь детям понять значимость отношений между людьми;2. Учить самостоятельно р...