открытый урок по теме "Государство в экономической жизни" 9 класс
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

урок по обществознанию в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов №47 г.о. Тольятти

Открытый урок по теме

 «Государство в экономической жизни»

9КЛАСС

Составитель: учитель истории и обществознания

МБУ СОШ №47

Козырева Светлана Николаевна

2012г.

Открытый урок в 9Б классе по теме:  «Государство в экономической жизни»

Цели и задачи:

  • раскрыть причины вмешательства государства в экономику;
  • систематизировать методы государственного регулирования экономики;
  • охарактеризовать виды налогов и их функции;
  • выявить роль государственного бюджета в экономике;
  • продолжить формирование умений: работать с текстом учебника, анализировать дополнительную литературу, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал, формулировать выводы;
  • способствовать воспитанию  у обучающихся коммуникативных компетентностей, толерантности.

Тип урока:  изучение нового материала

   Оборудование урока: учебник «Обществознание» для 9 класса  автора О.В. Кишенковой,  рабочие тетради,  тестовые задания,  рабочие листы,  компьютерная презентация темы, интерактивная доска, компьютер, проектор

Технологии, используемые на уроке:  проектная деятельность,  технология взаимообучения, ИКТ-технологии.

Основные термины и понятия: государственное регулирование экономики, налоги, бюджет, протекционизм

 Структурные компоненты урока.

 1. Организационный  

 2. Актуализация знаний.  

3. Постановка проблемы. Целеполагание

4. Изучение нового материала:

           I.  Причины вмешательства государства в экономику (проект группы №1)

           II. Методы государственного регулирования экономики (проект группы №2).

           III. Основные функции и виды налогов (проект группы №3)

           IV. Государственный бюджет (проект группы №4)

5. Контроль усвоения знаний

6. Домашнее задание

7. Рефлексия

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Интерактивная доска

Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие. Просьба сесть по группам, которые были сформированы заранее.  Напоминание правил работы группе.

Приветствуют учителя.  Садятся  по группам, которые были сформированы заранее.

 Актуализация знаний.  

-Ребята 2 недели назад вы сформировали группы по 5 человек и получили задание подготовить мини-проект на заданную тему. Прошу каждую группу по очереди озвучить тему мини-проекта (называют темы мини-проектов). Однако  общую тему урока я не называла. Для того, чтобы пазлы сложились в целостную картинку, попробую вас немного озадачить.

 Известный всему миру британский премьер министр У.Черчилль говорил: «Врожденный порок капитализма - неравное

распределение благ; врожденное достоинство социализма - равное распределение нищеты».

Как вы понимаете смысл данного высказывания?  

Как вы думаете, о чем будет идти речь сегодня на уроке?

 Каждая группа называет тему мини-проекта

Идет обсуждение в группах. Высказывают предположения

 Возможные ответы:

- У.Черчилль назвал недостатки рыночной и плановой экономических систем;

- есть еще традиционная и смешанная экономическая системы;

-речь пойдет о создании наиболее эффективной экономической системы

 

 Слайд №1

Высказывание Уинстона Черчилля

Постановка проблемы.

Целеполагание

Уинстон Черчилль действительно указал недостатки  рыночной и плановой экономических систем, показав две крайности:  последствия невмешательства государства в экономику и ее полной централизации. Плановая экономика рухнула с развалом СССР.   Однако и рыночная экономика в чистом виде настоящее время не существует.  Почему современное государство вмешивается в экономику? Как осуществляется данное вмешательство? На эти вопросы мы и попытаемся ответить на данном уроке. Итак, тема нашего урока (слайд№2) «Государство в экономической жизни». Запишите   в тетради тему, план изучения нового материала, основные термины и понятия по данной теме.

После урока вы сможете:

-называть причины вмешательства государства в экономику;

-систематизировать методы государственного регулирования экономики;

-характеризовать виды налогов и их функции;

 -объяснять роль государственного бюджета в экономике;

-выполнять задания   по данной теме в формате ГИА

(коды кодификатора  3.10-3.12).

Записывают тему урока, план изучения нового материала, основные термины и понятия.

Государство в экономической жизни

 1.Причины вмешательства государства в экономику 2.Методы государственного регулирования экономики.

3.Основные функции и виды налогов                          4.Государственный бюджет

Основные термины и понятия: государственное регулирование экономики, налоги, бюджет, протекционизм

Слайды №2-3

 «Государство в экономической жизни»

План изучения нового материала.

Основные термины и понятия

Изучение новой темы  

Задание№1 

 Группа №1 рассматривала причины вмешательства государства в экономику. Сейчас ребята представят  мини-проект по данной теме. На выступление отводится не более 3 минут.  Ваша задача будет заключаться в следующем: по ходу выступления ребят каждая группа должна заполнить схему «Причины вмешательства государства в экономику». Ее план вы видите на доске.

Давайте попробуем назвать причины вмешательства государства в экономику (озвучивают позиции, которые вписали в схему).

А теперь №2 группа передаст рабочий лист группе №3, группа №3 –группе№4, группа №4 – группе №2. Посмотрите на следующий слайд, проверьте выполнение задания и выставьте оценку по критериям, которые вы видите на доске. После выставления оценки, верните рабочий лист группе. Перенесите схему в свои рабочие тетради

Задание№2 

Группа №2  изучала методы государственного регулирования экономики. На представление мини-проекта вам отводится 3 минуты. Остальным группам предстоит заполнить таблицу, которую вы видите на доске.

Давайте попробуем перечислить методы государственного регулирования экономики(озвучивают позиции, которые вписали в таблицу).

А теперь №1 группа передаст рабочий лист группе №3, группа №3 –группе№4, группа №4 – группе №1. Посмотрите на следующий слайд, проверьте правильность выполнения задания и выставьте оценку по критериям, которые вы видите на доске. После выставления оценки, верните рабочий лист группе. Перенесите таблицу в свои рабочие тетради.

Задание№3 

Группа №3  исследовала тему

 «Основные функции и виды налогов». На представление мини-проекта вам отводится 3 минуты. Остальным группам предстоит составить сложный план по данной теме.

Дайте определение понятию «налоги»,  перечислите основные функции налогов и их виды (озвучивают позиции, которые вписали в план).

А теперь №1 группа передаст рабочий лист группе №4, группа №4 –группе№3, группа №4 – группе №1. Посмотрите на следующий слайд, проверьте правильность выполнения задания и выставьте оценку по критериям, которые вы видите на доске. После выставления оценки, верните рабочий лист группе. Перенесите таблицу в свои рабочие тетради.

Задание №4

Группа №4  изучала тему «Государственный бюджет». На представление мини-проекта вам отводится 3 минуты. Остальные группы заполняют схему, которую вы видите на доске.

Дайте определение понятию «государственный бюджет»; назовите источники дохода и статьи расхода государственного бюджета;

Охарактеризуйте виды государственного бюджета (озвучивают позиции, которые вписали в схему).

А теперь №1 группа передаст рабочий лист группе №3, группа №3 –группе№2, группа №2 – группе №1. Посмотрите на следующий слайд, проверьте правильность выполнения задания и выставьте оценку по критериям, которые вы видите на доске. После выставления оценки, верните рабочий лист группе. Перенесите схему в свои рабочие тетради.

Группа №1 представляет свой мини-проект на тему «Причины вмешательства государства в экономику».  Ребята из других групп слушают и заполняют схему на рабочем листе.  

После выступления группы №1 каждая группа называет пункты, которые вписала в рабочие листы. Обмениваются рабочими листами. Переносят схему в завершенном варианте в рабочие тетради

Группа №2 представляет  мини-проект на тему «Методы государственного регулирования экономики».  Ребята из других групп слушают и заполняют таблицу на рабочем листе.  

После выступления группы №2 каждая группа называет пункты, которые вписала в рабочие листы. Обмениваются рабочими листами.

Переносят таблицу в завершенном варианте в рабочие тетради

Группа №3 представляет  мини-проект на тему «Основные функции и виды налогов».  Ребята из других групп слушают и составляют сложный план на рабочем листе.  

После выступления группы №3 каждая группа называет пункты, которые вписала в рабочие листы. Обмениваются рабочими листами.

Переносят план в завершенном варианте в рабочие тетради

Группа №4 представляет  мини-проект на тему «Государственный бюджет».  Ребята из других групп слушают и составляют сложный схему на рабочем листе.  

После выступления группы №4 каждая группа называет пункты, которые вписала в рабочие листы. Обмениваются рабочими листами. Оценивают работу другой группы по критериям, которые указаны на доске.

Переносят схему в завершенном варианте в рабочие тетради.

Слайд №4

 Схема «Причины вмешательства государства в экономику»

Слайд№5

(заполненная схема и критерии оценивания)

Слайд №6

Таблица «Методы государственного регулирования экономики»

Слайд №7

(заполненная таблица и критерии оценивания)

Слайд №8

(схема сложного плана «Основные функции и виды налогов»)

Слайд №9

(сложный план «Основные функции и виды налогов» в завершенном варианте)

Слайд№10

(схема «Государственный бюджет»)

Слайд№11

(схема «Государственный бюджет» в завершенном варианте)

Контроль усвоения знаний

Перед вами стоит следующая задача: применить полученные знания на практике.  Сейчас каждая группа получит комбинированный тест на закрепление данного материала. Время на выполнение – 7-10 минут.

Первая группа передает тест второй группе, вторая – третьей группе, третья группа – четвертой группе, четвертая группа – пятой группе. Учитель читает задания.

Вы умеете определять среднюю оценку за урок. Выполните данную процедуру и сдайте рабочие листы и тесты учителю. В журнал оценки будут выставлены после проверки учителем

Группы выполняют тестовые задания.

Меняются тестовыми заданиями. Отвечают устно на вопросы и задания теста. Выставляют оценки по критериям, указанным в тесте. Затем выводят среднюю оценку за урок и заносят ее в рабочий лист.

Домашнее задание

Домашнее задание указано на доске. Запишите его в дневники

Записывают домашнее задание.

Слайд №12

(домашнее задание)

Рефлексия

Прием «Плюс-минус-интересно»

Учащиеся называют все, что понравилось и не понравилось на уроке.   Называют информацию, которая, по их мнению, оказалась нужной и  бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.  Указывают любопытные факты, о которых узнали на уроке.  Задают вопросы  учителю.

Литература и интернет-ресурсы

1.Кишенкова О.В. Обществознание. Учебник для 9 класса. М., Академкнига/учебник, 2010

2.Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. М., Экспо, 2011

3.Баранов П.А. Полный справочник для подготовки к ГИА. М.: АСТ, 2011

4. http://www.fipi.ru/

5. http://interneturok.ru/

6. http://pedsovet.su/load/62


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по английскому языку в 3 классе "В Лесной школе - викторина!". Урок 48 по УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English"

Авторская разработка 2012 года!!!!!  Разработки учителей с подобным сценарием являются плагиатом...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 8 классе. Тема урока: «Natural Disasters»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 8а классе. Урок проведен 4.10.2010 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 8 кл. UNIT 1, Section 5. Учитель - Багдасарян Сусанна Г...

Конспект открытого урока "Калининградская область - свободная экономическая зона "Янтарь" для 9 класса

Данный урок является одним из уроков темы "Северо-Западнй экономический район". Данный урок сопровождается документальным фильмом о СЭЗ "Янтарь", тремя презентациями: о истории Кенигсберга, об уникаль...

План-конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс

Аннотация к Плану-конспекту открытого урока по физической культурев 6 классе МОУ СОШ № 88Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс...

Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия».

Открытый урок  по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия  и их последствия»....