Урок "Избирательное право" (9 класс)
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме

Андреев Антон Сергеевич

Методическая разработка (сценарий урока, раздаточные материалы) к уроку "Избирательное право" (9 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_k_uroku.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ Гимназия № 148 им. Сервантеса

Методическая разработка к уроку «Избирательное право»

Автор: Андреев А.С.,

учитель обществознания,

магистр социально-экономического образования,

аспирант кафедры Американских исследований ФМО СПбГУ

2013

Пояснительная записка.

Тема изучения Конституции и конституционных прав граждан приобретает особую актуальность в гож двадцатилетия Конституции. Избирательные права граждан являются важной частью политических прав граждан, которые являются основой демократического развития страны. К сожалению, чаще всего можно наблюдать аполитичность молодежи, отсутствия у молодых людей активной гражданской позиции, стремление к неучастию в общественной жизни страны. В связи с этими тенденциями возрастает роль уроков обществознания. Темы, связанные с политическими институтами современной России, приобретают особое значение, особенно, в контексте распространенного правового нигилизма и правовой безграмотности.

Безусловно, уроки, посвященные вопросам политики и права, не должны превращаться для учащихся в скучную лекцию. Представляется, что современный урок обществознания должен выстраиваться на основе деятельностного подхода, диалогового взаимодействия и развития компетентностей. Тематические блоки по политике и праву, экономике позволяют выстроить обучение в соответствии с заявленными принципами благодаря своей актуальности для повседневной, внеучебной деятельности учащихся, особенно – старшеклассников.

Урок «Избирательное право». 9 класс.

Цели урока:

1. а) познакомить учащихся с институтом выборов как демократическим институтом;

б) дать характеристику различных избирательных систем

в) дать представление об избирательной системе современной России

2. развить умения работы с текстами законов, анализ статистических данных, умения вести дискуссию.

3. сформировать у учащихся ответственное отношение к демократическим процедурам страны.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке: коммуникативные (работа с текстом, участие в дискуссии), личностные (формирование собственного отношения к избирательным системам), познавательные.

Компетентности, формируемые на уроке: информационная, социальная, личностно-социальная, интеллектуальная и коммуникативная.

План урока

1. Проверка домашнего задания

2. Новый материал:

а) Понятие «выборы», их виды.

б) Типы избирательных систем.

в) Избирательная система России.

г) Кто может быть избранным, и кто может быть избирателем.

д) Важность института выборов для общества и государства.

3. Домашнее задание.

Опережающим домашним заданием для урока может быть задание:

Узнайте у родителей и родственников, всегда ли они ходят на выборы. Запишите причины, по которым они участвуют или не участвуют в голосованиях.

Учитель в начале урока напоминает о том, что рассматривается тема «Политическая сфера жизни общества» и уточняет, что на предыдущих уроках рассматривались вопросы политической власти, политических режимов, структуры государства.

- Скажите, в чем особенности демократического политического режима?

(Ответ: гласность, выборность, подотчетность, уважение прав и свобод, участие граждан страны в жизни государства).

- Действительно, основой демократического государства является активное участие граждан в принятии решений. Подумайте, как человек может влиять на государственные решения?

(Ответ: участием в выборах, референдумах, митингах)

Учитель объявляет тему урока: «На сегодняшнем уроке мы поговорим об основной форме влияния граждан на политику государства – о выборах. Тема урока «Избирательное право»».

1. Проверка домашнего задания

Учитель предлагает учащимся поделиться результатами своих мини-исследований, которые они должны были провести дома.

Учащиеся выступают по желанию, сообщая о том, ходят ли на выборы их родственники, называя только количественные показатели (все, большинство, меньшинство и т.п.)

Учитель предлагает обратиться к статистическим данным о явке избирателей на последние выборы в регионе. (Слайд №2)

Учитель предлагает оценить учащимся приведенную цифру «Много или мало людей приходит на выборы?» (Ответ: мало).

- О чем это может говорить? (Ответ: о слабости гражданской позиции, нежелании участвовать в выборах).

Учитель предлагает учащимся поделиться результатами своих мини-исследований по причинам неучастия в выборах. (Названные причины фиксируются на доске).

2. Новый материал.

а) Понятие выборы.

- Итак, мы узнали, сколько человек в нашем городе участвуют в выборах, сказали о причинах неучастия. Оценить, насколько существенны эти причины мы сможем в конце урока. Теперь нам предстоит познакомиться с понятием «выборы», типами избирательных систем и поговорить о том, как проходят выборы в нашей стране.

Учитель делает сообщение о том, что такое выборы. Учащиеся записывают определение.

«Выборы – это процедура формирования государственного органа и наделения полномочиями должностных лиц посредством голосования.

Существуют разные виды выборов:

1. очередные- проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

2. досрочные выборы- проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. дополнительные выборы (довыборы) - назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

5. повторные выборы- проводятся тогда, когда проведенные выборы признаны не состоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.»

Учитель предлагает учащимся познакомиться с тем, как могут проходить выборы, т.е. поговорить о типах избирательных систем. Учитель сообщает, что существуют два типа избирательных систем – мажоритарная и пропорциональная.

б) Типы избирательных систем.

Учащиеся делятся на две группы. Одна группа должна, пользуясь текстом учебника и раздаточным материалом, дать характеристику мажоритарной системы, другая – пропорциональной и назвать их плюсы и минусы. на задание дается 5 минут. Далее идет проверка задания. Представители групп дают характеристику избирательным системам и называют их плюсы и минусы. Учитель выводит слайды с правильными ответами. (Сл. № 4, 5, 6).

Учитель предлагает выполнить задание. Он зачитывает характеристики избирательных систем разных стран (США, Франции, Японии, Германии и т.п.) и предлагает учащимся отнести эти описания к тому или иному типу избирательной системы.

Далее учитель предлагает подискутировать на тему «Какая система вам кажется более справедливой и отвечающей интересам избирателей?». Учащиеся высказывают свои мнения.

в) Избирательная система в России.

Учитель предлагает рассмотреть избирательную систему в России. Для этого он предлагает учащимся познакомиться с отрывками из Конституции РФ, посвященных выборам Государственной Думы и ответить на вопрос, к какому типу избирательных систем относится российская система. На задание отводится 5 минут. После учащиеся отвечают на поставленный вопрос, соотнося черты российской системы и рассмотренных выше систем. Учитель демонстрирует слайд № 7.

г) Кто может быть избран и кто может избирать.

Далее учащимся предлагается ответить на вопрос, кто может избирать и кто может быть избран на государственные должности по законам РФ. Для этого учащиеся работают с отрывками из Конституции РФ. На задание отводится 5 минут. Учащиеся отвечают на вопрос. Учитель демонстрирует слайд №8, 9.

Для закрепления знаний по этой теме учитель предлагает учащимся установить соответствия между людьми  и выборами, в которых они могут участвовать. (По раздаточным материалам).

д) Важность выборов для общества.

Для подведения итогов урока учитель актуализирует знания учащихся о функциях Президента РФ и Государственной Думы, записывая их на доске. Он задает учащимся вопрос «Важны ли эти функции? Важно ли, чтобы их реализовывали достойные люди, которых избрало общество?»

Учитель предлагает еще раз прочитать записанные на доске в начале урока причины неучастия граждан в выборах и посмотреть на функции тех, кого избирают путем выборов. Учитель задает учащимся вопрос: «Что на ваш взгляд более существенно – названные причины неучастия или важность полномочий тех, кого мы выбираем?»

Ответы на этот вопрос учащихся учитель оформляет как выводы из урока, указывая на важность выборов для жизни демократического государства.

3. Домашнее задание.

Домашним заданием может быть творческое задание, например, написание эссе «Выборы – право или обязанность?», «Надо ли наказывать за неучастие в выборах?»

Раздаточные материалы к уроку.

1. Типы избирательных систем

Мажоритарная избирательная система — система выборов в коллегиальный орган (парламент) или должностного лица, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.

Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.

В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 % + 1 голос избирателя.

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины.

При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины — 2/3, 3/4 и т. д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.

Пропорциональная избирательная система — одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

Пропорциональная избирательная система сформировалась в XIX веке с появлением системы политических партий.[1] Вероятно, система получила свое первое научное обоснование в книге последователя утописта-социалиста Шарля Фурье, члена Первого Интернационала Виктора Консидеранта (фр. Victor Considérant), опубликованной в 1892 году. Практическая реализация стала делом математиков и поэтому разные варианты системы носят их имена. Бельгия стала первым государством, принявшим пропорциональную избирательную систему в 1899 году.

2. Кто может быть избран

Конституция РФ

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 81

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Статья 97

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

3. Выборы в России

Федеральный закон Российской Федерации от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Статья 3. Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) избирается 450 депутатов.

2. Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (далее - федеральные списки кандидатов).

Статья 83. Методика пропорционального распределения депутатских мандатов

1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в соответствии с правилами, предусмотренными частями 7-9 статьи 82 настоящего Федерального закона. Эта сумма голосов избирателей делится на 450 - число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу.

4. Тестовое задание для учащихся.

Установите, в каких выборах могут принимать участие (как избиратели или как кандидаты) перечисленные люди. Ответ поясните.

Люди

Выборы

1. Студент 3 курса

2. Школьник

3. Турист, находящийся заграницей в день голосования, 40 лет

4. Иностранец

5. Иванов А., осужденный судом за воровство

6. Петров П., признанный судом недееспособным

7. Пациент больницы, 19 лет

8. Инвалид, 30 лет

9. Сидоров А.С., 40 лет, проживающий в России с рождения

1. в Государственную Думу

2. на пост Президента РФ

5. Задание по определению типа избирательной системы

США:

Конгресс США состоит из двух палат: палаты представителей, избираемой на основе прямого голосования, и сената, в состав которого прямым голосованием избираются по 2 представителя от каждого штата. В палате представителей 435 мест, которые распределяются по штатам в зависимости от численности их населения. Члены палаты представителей избираются на два года.

Сенат состоит из 100 членов, по два от каждого штата, избираемых на срок в 6 лет. Первоначально сенаторов избирали члены законодательных собраний штатов, но с 1913 года, после вступления в силу 17-й поправки к Конституции, выборы сенаторов стали прямыми. Кандидат, получивший в одномандатном округе относительное большинство голосов, считается победившим.

Франция:

Голосование проходит по избирательным округам, каждый округ соответствует 1 месту. Применяется мажоритарная избирательная система в 2 тура. Чтобы быть избранным, кандидат должен получить: в первом туре — абсолютное большинство поданных голосов и количество, равное четверти избирателей, вписанных в избирательные списки; во втором туре — относительное большинство, в случае равенства избирается более старший кандидат.

Чтобы иметь возможность участвовать во втором туре, кандидат должен набрать минимум 12,5 % от количества зарегистрированных избирателей.

Германия

Германский бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и уполномочены большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. Выборы во все избираемые народом органы власти являются всеобщими, прямыми, свободными, равными и тайными. Правом голоса обладает любой гражданин Германии, которому уже исполнилось 18 лет. Пассивным избирательным правом обладает человек, который как минимум один год является гражданином Германии и уже достиг 18-летнего возраста.

Кандидаты на выборах определяются партиями.

Население Германии каждые 4 года выбирает депутатов нижней палаты парламента – Бундестага. Каждый избиратель имеет 2 голоса. Первым голосом он выбирает кандидата от своего избирательного округа по принципу относительного большинства. Второй голос он может отдать за земельный список партий.

Внеклассное мероприятие по теме «Избирательное право»

Внеклассное мероприятие по данной теме не должно повторять собой урок. Лучше всего провести его в форме ролевой игры «Выборы», т.е. реконструировать ход выборов от обозначения их даты до подсчета и объявления результатов. Учитель в данном случае – это ведущий, регулирующий этапы игры и ее время.

Роли можно распределить следующим образом: 3-5 человек – избирательная комиссия, 2 партии (можно больше) – по 3-5 человек в каждой, агитаторы – по 2 человека для каждой партии, остальные – избиратели.

Далее разыгрывается ход выборов. Назначается их дата. Далее представители партий должны пройти процедуру регистрации, предъявить собранные подписи в свою пользу (подписи собираются во время игры у избирателей).

Далее партии составляют свою избирательную программу (10 минут), которую распространяют и зачитывают агитаторы. Можно устроить дебаты между представителями двух партий.

По окончании агитации избиратели должны получить бюллетени и опустить их в ящики (урны). Избирательная комиссия подсчитывает голоса и объявляет победителей.

Целесообразно создавать не абстрактные партии с политическими лозунгами, а партии школьного самоуправления, которые обсуждали бы свои взгляды на то, что можно изменить в школе. Это вызовет отклик у учеников, повысит их интерес.

Цель игры – показать учащимся, как происходит весь процесс выборов, насколько он сложный и многогранный, показать важность этой процедуры для государства и общества, привить интерес к политическим и общественным проблемам, научить слышать друг друга и высказывать свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

11 класс Право Самостоятельная работа по тудовому праву

Интерактивная презентация - самостятельная работа в Power Point...

10 класс Право Повторительно-обобщающий урок по теме "Право в обществе"

Данная презентация сделана для интерактивной доски, это повторительно-обобщающий урок...

9 класс Право Формы (источники) права Система законодательства

Урок дан с использованием интерактивной доски...

9 класс Право Элементы содержания норм права

Презентации даны для интерактивной доски...

План-конспект урока по истории России Тема: «Александр II. Отмена крепостного права.» Класс: 8

План-конспект урока по истории РоссииТема: «Александр II. Отмена крепостного права.»Класс: 8  Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия   ...

Промежуточный контроль по теме: «Право. Теория права. Система права». 10 класс.

Промежуточный контроль по теме: "Право. Теория права. Система права" 10 классКласс: 10 классГод: 2020 г....