материал для уроков истории иобществознания
материал (обществознание , 10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Индивидуальная работа
Первый раздел: “Что такое деятельность?”
Задание 1. Что движет человеческой деятельностью?
Мотивы – это ________________________________________________________________
Потребности - это ____________________________________________________________
________________________________ - ориентация человека на что-либо, готовность действовать определенным образом;
_____________________ – эмоционально-целостное отношение к действительности;
_____________________ – реальная причина действий, стоящая за мотивами;
Интересы по степени общности | ||
|
|
|
Интересы по сфере направленности | |||
|
|
|
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
|
Дать определение понятий:
| система взглядов на мир, на место человека в нем |
| это любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права |
| присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром |
| способность человека воспроизводить действительность в идеальных образах |
Субъект деятельности |
|
Объект деятельности |
|
Результат деятельности |
|
Задание 2. Решить кроссворд
Вопросы к определениям кроссворда:
по вертикали:
1. Чувство долга за что-то или перед чем-то.
2. Способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять свой осознанный выбор и создавать условия для самореализации.
3. Создание, открытие, изобретение новых духовных и материальных ценностей.
4. Система общепринятых социальных норм.
5. Индивидуально-психологические особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности.
по горизонтали:
1. Мировоззрение, совокупность представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поклонения.
2. Все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все их результаты.
3. Показатель эффективности экономики.
4. Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром.
5. Что не смог сделать “буриданов осел”?
6. Исторически развивающаяся совокупность жизнедеятельности человечества в его прошлом и настоящем, включающая все способы и формы человеческого общения.
7. Основа любой религии.
8. Способность человека воспроизводить действительность в идеальных образах.
Задание 3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
“В труде, учении, ___________(1) формируются и проявляются все стороны психики. Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства_________ (2) ее способности и характерологические черты формируются в ходе жизни.
Врожденные ___________(3) организма являются лишь ___________(4) - весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства - _________________ (5) и черты характера в зависимости от хода его жизни и _____________(6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер”.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел:
А) особенность
Б) способности
В) личность
Г) игра
Д) общество
Е) задатки
Ж) общение
3) деятельность
И) группа
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ню таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
|
|
|
|
|
Второй раздел: “Познание как деятельность”
Задание 1.
1. Соотнесите ступени познавательной деятельности человека и составляющие их элементы.
Элементы:
- суждение;
- ощущение;
- понятие;
- представление;
- умозаключение;
- восприяти.
Ступени познания
А) чувственное;
Б) рациональное.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
|
|
|
|
|
2. Соотнесите виды человеческих знаний и иллюстрирующие их примеры
Примеры:
- пословицы;
- поговорки;
- притчи;
- теории;
- законы развития общества;
- законы развития природы.
Виды знаний:
А) народная мудрость;
Б) научные знания.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
|
|
|
|
|
3. Соотнесите науки о человеке и обществе и определения, раскрывающие объект их изучения.
Определения
- наука о функционировании и развитии народного хозяйства, принципах хозяйственной деятельности;
- наука о законах становления и развития общества в целом, о возникновении общественных групп и их взаимодействии между собой;
- наука о поведении человека в обществе, взаимодействии людей в малых группах;
- наука о жизни и деятельности человека в далеком прошлом;
- наука о возникновении и развитии правовых норм, принципах регулирования с их помощью общественных отношений;
- наука о проявлении государственной власти в обществе, возникновении и деятельности партий, общественных движений.
Науки: А) история; Б) экономика; В) политология; Г) социология; Д) психология; Е) юриспруденция
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
|
|
|
|
|
Задание 2. Назвать термины
| исчерпывающее, полное, достоверное знание об объективном мире; |
| совокупность психических процессов, функций и состояний, не представленных в сознании субъекта |
| подкрепленное практикой утверждение, точно отражающее действительность |
| оценочные характеристики степени человеческих знаний действительности и совпадения содержания мысли с ее объектом; |
| высший уровень познавательной деятельности, обеспечивающий формирование теоретических знаний, подтвержденных практикой общества; |
| достоверное знание; |
| показатель определенного уровня достоверности и полноты знания в конкретных условиях; |
| одна из ступеней познавательной деятельности; |
Задание 3. Ответить на вопросы
В познании человеком окружающего мира большую роль играют пять важнейших качеств. Пять качеств:
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
Философы в разное время по-разному относились к понятию познания. В зависимости от этого образовались два лагеря философов.
|
|
Они считают, что источник знаний - чувственный опыт | Они считают, что источник знаний - разум |
Процесс познания складывается из следующих этапов: (я это вижу, чувствую, обоняю) к (обдумываю, размышляю) и (применяю или не применяю в жизни).
Какова же цель познания? Цель познания –
Третий раздел: “Духовный мир человека и деятельность”
Задание 1. Заполнить таблицу
ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
По предназначению | ||||
Название культуры | Элитарная | Народная | Массовая | Универсальная |
Содержание |
|
|
|
|
Примеры |
|
|
|
|
Культура по охвату людей | ||
Культура большинства населения | Это культура малых групп: молодые профессии, возрастное | Секты
|
Духовные ценности (добавить перечень)
Музыка, ______________________________________________________
Ритуалы, ________________________________________________ гипотезы, ценностные ориентиры
Назвать проблемы духовной культуры: _________________________
_____________________________________________________________
Задание 2. Составить кроссворд, используя следующие термины:
Наука, культура, искусство, знание, религия, христианство, мусульманин, язычество, монотеизм, секты, физика, история.
Задание 3. Заполнить пропуски в таблице.
Понятие | Определение понятия |
ГУМАНИЗМ |
|
| результаты познания окружающего мира и самого человека, обоснованные процессом практики |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
|
| форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его формах |
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ |
|
| часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуальную и духовную деятельность и ее результаты |
КУЛЬТУРА ЭЛИТАРНАЯ |
|
| феномен человеческого сознания, один из видов социального регулирования |
НАУКА |
|
| мировоззрение, совокупность представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поклонения |
2. Заполни пропуски
Основные мировые религии ___________________________________
Основные виды искусства______________________________________
Основные виды науки_________________________________________
Задачи морали: _______________________________________________
Четвертый раздел: “Материально-производственная деятельность человека”
Задание 1. Выполнить тест
1. Что такое производство?
а) процесс взаимодействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества;
б) процесс включения работника в трудовые отношения по поводу создания продукта;
в) деятельность людей на предприятиях, создающая материальные продукты (блага)
2. Как называется процесс обесценивания денег:
а) кредит;
б) инфляция;
в) действие закона стоимости
3. Что составляет основу экономики любого общества?
а) материальные и духовные ресурсы;
б) процесс производства, совершающийся при исторически определенных отношениях собственности на средства производства;
в) совокупность матер
4. Основными измерителями экономики являются
а) прибыль, рента, ВВП;
б) % ВНП, валовые капиталовложения;
в) прибыль, ВВП, валовый оборот;
г) ВВП, ВНП
5. Верны ли суждения об экономической жизни общества?
А) Характер экономических отношений между людьми оказывает серьезное влияние на развитие производства;
Б) Проявлением экономической жизни общества является взаимодействие различных социальных групп и общественных отношений
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба не верны
6. Какое слово пропущено в схеме?
7. К практической деятельности относится
а) производство материальных благ; б) познание законов развития природы; в) формирование религиозных представлений о мире; г) сочинение музыки
Задание 2. Выполнить задания
1. Ответить на вопросы.
1. Каким должен быть современный работник?
2. Назовите особенности трудовой деятельности в материальном производстве.
3. Чем измеряется результат труда?
4. Как защитить свои сбережения от инфляции?
5. О чем свидетельствует показатели внутреннего валового продукта?
2. Проанализируйте ситуацию, предложенную на странице 214 учебника в задании 4 и на странице 193 задание 2 (выбери одну из пословиц).
Задание 3. Объяснить понятия
ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ |
|
ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ |
|
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ |
|
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ |
|
ТРУД |
|
Пятый раздел: “Социально-политическая деятельность и развитие общества”
Задание 1. Выполнить задания
1. Установите соответствие между политическими идеологиями и их базовыми ценностями.
Базовые ценности | Идеологии |
индивидуальные права и свободы личности; неприкосновенность частной собственности; общественная солидарность; поддержка неимущих слоев за счет высоких налогов на богатых. | А) либерализм; Б) социал-демократия. |
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
|
|
2. Установите соответствие между политическими идеологиями и их базовыми ценностями.
Базовые ценности | Идеологии |
выделение привилегированной элиты; индивидуальные права и свободы личности; равные стартовые возможности для всех граждан; уважение к традициям и обычаям предков | А) Либерализм; Б) Консерватизм |
А | Б |
|
|
Задание 2. Практическая работа с историческим документом
О политическом влиянии.
В. Гавел — общественный и политический деятель, в 1989–1992 гг. Президент Чехословакии, с 1993 г. Президент Чехии.
...Политика самыми различными способами стремится как бы поглотить любую чужую позицию, впитать, интегрировать или усмирить ее, а тем самым и уничтожить ее в самобытности. Политик просто старается втянуть нас в свой мир, он всегда от нас добивается, чтобы мы его “понимали” (не считая, однако, необходимым понимать нас); он всегда утверждает, что вынужден делиться своей властью с нами, и с наибольшим удовольствием внушил бы нам всем чувство общей ответственности за свои решения (не дав при этом, разумеется, права участвовать в принятии этих решений).
В действительности все вновь и вновь подтверждает, что единственный путь к подлинному и действенному политическому влиянию — это, наоборот, именно последовательное отражение и обдумывание собственных позиций, создание собственной позитивной программы, исходящей из собственного толкования действительности в духе собственных предрасположений и интересов. Программа поддержки правительства — сама по себе — столь же беззуба и негативна, как и выступления против него; позитивная политическая программа всегда требует быть за что-то, а точнее — за себя, еще точнее — за свои подлинные интересы. Всю ситуацию необходимо повернуть так, чтобы “следующий ход” принадлежал... второй стороне: с нашей точки зрения, речь идет не столько о том, стоим ли мы на стороне правительства и какими “непредвиденными последствиями” грозят, по его мнению, наши действия, а о том, стоит ли само правительство на нашей стороне и какие труднопредсказуемые последствия, по нашему мнению, могли бы последовать за его действиями.
Речь идет, таким образом,— если говорить иными словами — о том, чтобы не отвечать на вопросы, которые задают нам политики, а, наоборот, задавать свои вопросы и заставлять политиков, чтобы они на них отвечали; не разделять с политиками их заботы, а требовать, чтобы они с нами делили наши; не стараться понимать их и вживаться в их положение; не соглашаться с тем, что ответственность за политические решения, которые касаются нас, ложится на “объективные условия”, в которых оказались те, кто их принимал, а подчеркивать обратное, что наши объективные условия создают те, кто принимает решения, касающиеся нас, а значит, их и надо считать ответственными за то, как на свои условия реагируем мы.
Гавел В. Фальшивая дилемма//Новое время. - 1990. - № 47.
Вопросы и задания: 1. Какова главная мысль этого фрагмента? 2.Что значит создать свою собственную позитивную программу
Задание 3. Практическая работа
Заполни пропуски:
Исторический процесс | - это |
Он состоит из ________________________________________________
Отличительная особенность исторического процесса то, что в нем есть ___________________, те, кто делают его и
________________ то на что направлены действия
(Привести примеры их проявлений) ______________________________________________
Кто является движущей силой истории?__________________________________________
Элита – это __________________________________________________________________
Историческая личность – это ____________________________________________________
Народ – это __________________________________________________________________
Культ личности – это ___________________________________________________________
Какие факторы делают возможным складывание культа личности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал к уроку истории в 6 классе "Древнерусское государство при князе Владимире"
ЦЕЛЬ УРОКА: рассмотреть историю Древнерусского государства при князе Владимире, причины;процесс и итоги крещения Руси....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/26/picture-152244-1353931410.jpg)
Исследование стратегий запоминания хронологического материала на уроках истории в 6 классе.
Работая с познавательными стратегиями запоминания хронологического материала на уроках истории, можно не только выявить трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, но и помочь им преодолеть их....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/19/picture-166896-1355899615.jpg)
Материал к уроку истории Древнего мира в 5 классе по теме "Греки и критяне"
Папка содержит красочную презентацию к уроку, конспект урока, карты и рабочий лист с двумя заданиями. На первых слайдах презентации ученики могут проверить свои знания по истории изученных государств ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/21/picture-353276-1611238778.jpg)
Обобщение опыта "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"
Обобщение опыта по теме самообразования "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/31/picture-257740-1391145475.jpg)
Дополнительный материал к уроку истории России 9 класс «СССР в 1930-е гг. Культурная революция»
Дополнительный материал к региональному компоненту истории России (9 класс ) по теме«СССР в 1930-е гг. Культурная революция». Рассказывает о особенностях реализации программы большевиков по ликв...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/25/picture-214589-1569423369.jpg)
Методический материал к урокам истории и обществознания Это интересно: «Русские меры»
Данный материал будеет интересен как на уроках истории так и обществознания...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/28/picture-1340624-1627457862.jpg)
Использование местного краеведческого материала на уроках истории Смоленщины, истории России, во внеурочной деятельности 6-9 классы (методические рекомендации)
Данные методические рекомендации направлены на формирование мотивации обучающихся и включению их в проектную и исследовательскую деятельность по истории и краеведению....