Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (8 класс) по теме

Рабочая программа по обществознанию для 8 - 9 кл. специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_8-_9_klassy.docx41.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –интернат  VIII вида  Кумёнского района Кировской области

                                                                                                                              Утверждаю:

                                                                                                                               Директор школы

                                                                                                                              Приказ № ____________ от ________________

Рабочая программа

по обществознанию

для 8 – 9 классов

                                                                                                                        Составитель программы

                                                                                                                         Чернышева Любовь Васильевна, учитель I категории

2013

Пояснительная записка

В школе для детей с нарушением интеллекта преподавание обществоведческого курса носит характер морально – этической и политико – правовой пропедевтики. Курс даёт и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практикоориентированной составляющей содержание.

В условиях специальной (коррекционной) школы изучение вопросов права имеет не только образовательное, но и коррекционно – воспитательное значение, т.к. направлено на выработку навыков адекватного поведения в различных жизненных ситуациях. Ученики специальной (коррекционной) школы ежедневно вступают в различные взаимоотношения с другими людьми; круг их контактов расширяется после окончания школы. Но часто они не подозревают, что вступают в определённые правовые отношения, в основе которых  лежат устойчивые и обязательные для всех правила поведения. Для соблюдения этих правил поведения необходима правовая подготовка, которая даёт возможность принимать правильные нравственные и правовые решения, выполнять гражданские обязанности, избегать конфликтов, асоциальных поступков.

Курс призван способствовать, возможно, большей самоореализации личностного потенциала детей с нарушениями интеллекта.

Цель курса: создание условий для социальной адаптации учащихся путём повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребёнка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.

Отбор содержания произведён с учётом психологических, познавательных возможностей и социально – возрастных потребностей детей с нарушениями интеллекта.

Особое внимание обращено на коррекцию у обучающихся специфических нарушений. В программе основными принципами являются:

-коррекционной направленности в обучении

- воспитывающей и развивающей направленности в обучении

- научности и доступности обучения

-систематичности и последовательности в обучении

- наглядности в обучении

- индивидуального и дифференцированного подхода в обучении

Методы обучения:( по А.А. Вагину)

-методы устного сообщения материала

-методы  наглядного обучения

- методы работы с печатным текстом

Одним из основных методов работы  с учащимися при изучении материала является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у учащихся представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково – познавательную активность, речевую деятельность, внимание учащихся.

Контроль уровня знаний осуществляется через тестирование

Виды контроля:

-текущий ( на каждом уроке)

-промежуточный ( в форме тестов)

-итоговый ( по уровням)после изучения разделов, важных тем.

Типы уроков:

-Сообщение новых знаний

-Комбинированный

-Обобщение и систематизация знаний

-Урок контроля и коррекции знаний учащихся

Курс рассчитан на 68 часов ( 8 класс – 34 часа, 9 класс – 34 часа, недельная нагрузка 1 час в неделю).

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

  • Что такое государство
  • Что такое право
  • Виды правовой ответственности
  • Что такое правонарушение
  • Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть  Российской Федерации
  • Основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации

Учащиеся должны уметь:

  • Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку
  • Оформлять стандартные бланки
  • Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения
  • Приводить примеры из собственного  опыта
  • Уметь давать справедливую оценку своим действиям и действиям других людей
  • Уметь ориентироваться в законодательных актах, находить выход из жизненных ситуаций

Тематический план по обществознанию

для 8 – 9 классов

8 класс

Название разделов

Количество часов

Цели

Введение

Мораль, право, государство.

Конституция Российской Федерации

Повторение

2

15

15

2

- сформировать представление о том, кто такой гражданин и как от его гражданской позиции зависит благосостояние страны.

- дать учащимся  общие представления о государстве,  праве, общечеловеческих ценностях; воспитание правовой культуры.

- познакомить учащихся с основами конституционного устройства РФ, дать представление о российском государстве как о целостной политико – правовой системе.

- обобщить и закрепить знания по изученным темам

9 класс

Название разделов

Количество часов

Цели

Повторение

Права и обязанности гражданина России

Повторение

2

28

4

- подготовить учащихся к изучению следующей темы, которая является основой всего курса.

-ознакомить учащихся с правами и обязанностями гражданина России .

- подвести учащихся к осознанию того, что свободная, активная и инициативная позиция – основа полноценной жизни человека и общества.

- выявить уровень обученности учащихся;

- обобщить и закрепить знания учащихся по курсу.

Календарно – тематическое планирование по обществознанию

для 8 – 9 классов

 Составлено

 в соответствии с программой под ред. Воронковой В.В. « Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы. Сборник 1» изд.Москва «Владос» 2011г. /Обществознание/автор В.М.  Мозговой.

Обществознание 8 класс

     Количество часов – 34 из них

  • Уроки краеведения -4  часа
  • Практические работы -2 часа

№ урока

Тема урока

Содержание урока

Виды контроля

Формируемые понятия

Средства обучения

Дата проведения урока по плану

Дата проведения урока по факту

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Введение –( 2 часа)

Необходимость знаний об обществе.

Кто такой гражданин.

Мораль, право, государство –( 15 часов)

Что такое мораль. Золотое правило нравственности.

Что такое право. Право и закон.

Отрасли права

Административ-ные правонаруше-

ния.

Административные взыскания.

(краеведческий материал №1)

Преступление –

наиболее опасное правонаруше  -ние.

Преступления, за которые судят с 14 лет.

Уголовное наказание.

Соучастие в преступлении.

Обстоятельства,

которые исключают, смягчаюти отягащают уголовную ответственность

Уголовная ответственность несовершенно-

летних

(краеведческий материал №2)

Заявление в полицию.

(Практическая работа №1)

Государство и его формы.

Основные признаки правового государства.

Обобщение.

Мораль,  право, государство.

Конституция РФ

(15 часов)

Конституция РФ – основной закон государства.

Основы конституционного строя.

Федеративное устройство.

Государствен-

ная власть в РФ.

(краеведческий материал №3)

Президент РФ.

Федеральное Собрание.

Правительство

РФ.

Судебная власть.

Правоохраните-льные органы.

Местное самоуправле-

ние

(краеведческий материал №4)

Естественные и неотчуждаемые права человека.

Гражданство РФ.

Избирательная система

(Практическая работа №2)

Обобщение.

Конституция РФ.

Обобщение

Конституция РФ.

Повторение – 2 часа

Административная и уголовная ответственность несовершенно-

летних.

Правовая ответственность несовершенно-

летних.

Раскрыть значение терминов: общество, человечество. Я и общество.

Раскрыть значение терминов.

Отличие гражданина от обывателя.

Раскрыть значение терминов.

Нормы морали.

Золотое правило нравственности.

Раскрыть значение терминов.

Отрасли права.

Промежуточный контроль.

Понятие: административное право. Признаки. Вид ответственности

Виды взысканий.

Понятие: преступление.

Признаки преступления

Раскрыть значение терминов.

Понятие: наказание

Виды наказаний.

Промежуточный контроль

Раскрыть значение терминов: групповое преступление, организатор, исполнитель, пособник, подстрекатель.

Наказание за групповые преступления.

Раскрыть значение терминов:

Смягчающие и отягощающие  обстоятельства

 Уголовное наказание.

Колония для несовершеннолетних.

Правила оформления заявления.

Раскрыть значение терминов.

Формы государства.

Промежуточный контроль.

Признаки правового государства.

Повторение и закрепление знаний по теме.

Промежуточный  контроль

Знакомство с Конституцией.

Понятие: Конституция.

Россия –демократическое, федеративное, правовое государство. Народ – источник власти.

Понятие: федерация.

Субъекты федерации.

Виды власти.

Органы власти Кировской области.

Понятие: президент.

Полномочия президента.

Понятие: парламент.

 Структура парламента.

Состав. Функции.

Структура. Состав. Функции.

Раскрыть значение понятий.

Виды судов.

Правоохранительные органы. Функции.

Промежуточный контроль

Органы местного самоуправления: структура, состав, функции.

Понятие: права человека.

Виды прав.

Понятие: гражданство.

Раскрыть значение  терминов.

Выборы.

Закрепление и обобщение знаний по теме.

Итоговый

(Контроль и коррекция знаний)

Ответственность несовершеннолетних.

Промежуточный

контроль

Ответственность несовершеннолетних.

Итоговый

(Контроль и коррекция знаний)

Общество,

население Земли,

человечество

Гражданин совершеннолетний, несовершеннолетний,

гражданская позиция

Мораль, нормы морали, общечеловеческие ценности

Право,

нормы права, закон

Отрасли права,

кодексы,

законодательные акты

КоАП

Административная

Ответственность.

ПДН

КДН и ЗП

УК РФ, преступление

Уголовная ответственность, судимость, ЦВСНП

Суд, прокурор, адвокат презумция невиновности

Соучастники

Наказание,

лишение свободы,

колония для несовершеннолетних

Власть, государство,

формы государства

День Конституции

Субъекты государства

3 ветви власти,

Органы власти Кировской области

(ОЗС, губернатор, правительство)

Глава государства,

полномочия, присяга.

Парламент, Совет Федерации, Гос. Дума

Правосудие,суд, виды судов

Полиция, прокуратура, ОВД

Органы местного самоуправления

Всеобщая декларация прав человека, правовой статус

Гражданство

Выборы, референдум, избиратель, депутат, кандидат

Схема  «Я и общество

Паспорт гражданина РФ

Конституция

РФ,

Кодексы Рф

Анкета «Как

поступишь ты»

Таблица

«Преступле-

ние»

УК РФ ст. 20

УК РФ ст. 44

УК РФ ст.32 – 33

Таблица

УК РФ, с 32- 33

Образец заявления

Таблица « Признаки правового государства»

Плакат: «Символы государства»

Конституция РФ

Ст. 1 – 3

Ст. 51, 65.

Администра-

тивная карта

Ст. 10,11

Ст.94 – 97, 100,101,105

Ст. 130 – 132

Ст.17,19

Ст. 6

Раздаточный материал

Тесты

Тесты

Обществознание 9 класс

Количество часов – 34 из них

  • Уроки краеведения – 3
  • Практические работы - 5

№ урока

Тема урока

Содержание урока

Вид контроля

Формируемые понятия

Средства обучения

Дата проведения урока по плану

Дата проведения урока по факту

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Повторение –( 2 часа)

Мораль, право, государство.

Конституция- основной закон РФ

Права и обязанности граждан России –( 29 часов)

Конституционные

обязанности граждан России.

Гражданские права.

Политические права

Экономические и социальные права.

Культурные права.

Труд и трудовые отношения.

Трудовой договор. Трудовая книжка.

Рабочее время и время отдыха.

Дисциплина труда, охрана труда.

Трудовые права

несовершеннолетних

Заявление о приёме на работу (Практическая работа  №1).

Имущественные отношения и собственность.

Имущественные права несовершеннолетних

Обобщение.

Основы трудового и гражданского права.

Брак и условия его заключения.

Права и обязанности супругов.

Права и обязанности родителей.

Права и обязанности детей.

Домашнее хозяйство.

Этика семейных отношений.

Конвенция о правах ребёнка.

Основные социальные права (краеведческий материал № 1)

Права потребителей.

Исковое заявление о расторжении договора.

(Практическая работа №2)

Религиозные верования. Свобода совести.

Право на образование. Куда пойти учиться.

(краеведческий материал №2).

Заявление в училище.

(Практическая работа №3).

Право пользования учреждениями культуры

 пгт. Кумёны (краеведческий материал№3)

Исковое заявление в органы власти (практическая работа №4).

Обобщение. Права и обязанности граждан России.

Повторение – 3 часа

Основные отрасли права.

Моральная и правовая ответственность гражданина (Практическая работа №5)

Формы документов.

Мораль. Право. Государство.

Конституция РФ

Промежуточный контроль

Понятия: обязанность, долг.

Обязанности граждан.

Гражданские права

Политические права

Экономические и социальные права

Культурные права

Промежуточный контроль

Трудовой Кодекс. Роль труда.

Правила оформления трудового договора.

Трудовая книжка.

Раскрыть значение терминов.

Норма отдыха. Виды рабочего времени и время отдыха.

Трудовой распорядок. Дисциплина труда. Дисциплинарный проступок.

Права несовершеннолетних.

Правила написания заявления.

Раскрыть значение терминов.

Виды сделок.

Права  несовершеннолетних.

Промежуточный контроль

Семейный Кодекс РФ

Понятие: брак.

Условия вступления в брак.

Права и обязанности супругов.

Комбинированный

Права и обязанности родителей.

Лишение и ограничение родительских прав.

Права и обязанности детей.

Домашнее хозяйство.

Обязанности по дому.

Семейный бюджет.

Семейные отношения и их виды.

Развод, причины развода.

Промежуточный контроль

Понятие: Конвенция.

Причины принятия Конвенции.

Права ребёнка.

Социальные права.

 

Права потребителей.

Правила оформления заявления.

Раскрытие значений терминов.

Виды религий. Свобода совести.

Промежуточный контроль

Учебные заведения.

Документы, необходимые при поступлении в учебные заведения.

Правила написания заявления.

Учреждения культуры и право пользования ими.

Правила оформления заявления.

Итоговый (контроль и коррекция знаний).

Отрасли права.

Мораль и право.

Защита своих прав.

Оформление документов.

Моральная и правовая ответственность

Права и обязанности граждан

Долг, ответственность, сознательность

Трудовой кодекс РФ

Трудовая книжка, работодатель, трудовой договор

Рабочее время,

Время отдыха

Трудовой распорядок, проступок, дисциплина труда

Льготы по возрасту

Автобиография,

Профессия,

Специальность

Гражданский Кодекс, собственность,

сделка, исковое заявление, сделка

Физическое и юридическое лица, правоспособ-

ность,

дееспособность

Брак, семья, ЗАГС, регистрация брака, брачный договор

Алименты,

Приёмные семьи, лишение и ограничение родительских прав

Нетрудоспособ-

ные родители

Семейный бюджет, обязанности по дому

Любовь, семейное счастье, развод

Права ребёнка

Потребитель, продавец, гарантийный срок

Религия, атеизм,

Вероисповедание

Система образования в РФ

Собеседование

Тестирование

Культурная жизнь,

Памятники культуры

Жалоба,

Заявление, предложение

Конституция

Гл.2

Конституция

РФ

Ст.17 – 28

Ст.29 – 33

Ст. 34 – 42

Трудовой Кодекс

Ст. 15 – 23

Ст. 56, 58, 63,65, 66

Трудовая книжка,

Образец  

Ст. 91 – 95, 106, 107,112, 115

Ст.189,191, 192, 209, 214

Ст. 265, 268, 271

Образец

СК РФ ст.10, 12, 14,40

Ст. 31, 32, 34, 36.

Ст.61,63,64,

69

Конституция

Ст. 38,43

Образец

семейного бюджета

Конвенция

Образец

Таблица

Образец

Образец

Карточки

Карточки: «Защити свои права»

Анкеты (на выбор)

Перечень учебно – методического обеспечения

  • Конституция РФ
  • Семейный Кодекс РФ
  • Трудовой Кодекс РФ
  • Гражданский Кодекс РФ
  • Уголовный Кодекс РФ
  • Символы России
  • Административная карта России

Учебными пособиями данный курс не обеспечен.

Список литературы

( дополнительный)

  • Соколов Я.В. Граждановедение  5класс. М.,2001
  • Соколов Я.В. Граждановедение 6 класс. М., 2001
  • Соколов Я.В. Граждановедение 7класс. М., 2001
  • Соколов Я.В. Граждановедение 8 класс. М., 2001
  • Соколов  Я.В. Граждановедение 9 класс. М., 2001

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре (ФГОС)...

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо природоведению 5 кл (надомное обучение детей с ограничеснными возможностями здоровья)

Рабочая программасоставлена по курсу природоведения 5 класс, с использованием УМК А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Рабочая программа сосотавлена с учётом ограниченных возможностей здоровья учащихс...