Разработка системы подготовки учащихся к написанию эссе как одной из форм контроля в режиме ЕГЭ
статья по обществознанию по теме

Лапшина Елена Юрьевна

Эта работа- начало моей работы над данной темой и написана в 2005 году. За прошедшее время эссе как эффективная форма контроля только укрепила свои позиции.Изменились критерии в сторону уточнания, детализации алгоритма прверки, но по-прежнему, чтобы его написать учителю необходимо начинать работу над формированием навыков эссе задолго до ЕГЭ. И поэтому работа остается актуальной и полезной для тех, кто начинает работать в данном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rabota_po_napisaniyu_esse.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Общеобразовательная гимназия г. Новодвинска»

Автор:

Елена Юрьевна Лапшина,

учитель истории

Новодвинск – 2005


Содержание:

  1. : Теоретическая интерпретация
  2. : Эссе как элемент в системе ЛСЗТ. Определение, признаки и виды эссе
  3. : Структура и критерии эссе
  4. : Методика формирования умений и навыков написания эссе
  5. Библиография
  6. Приложения


 1: Теоретическая интерпретация

  • Цель:

Разработка методики поэтапного формирования умений и навыков написания эссе как одной из форм контроля в режиме ЕГЭ

  • Задачи:
  1. Определение этапов написания эссе
  2. Создание системы приёмов научения, соответствующих данному этапу написания и критериям оценки в режиме ЕГЭ
  • Проблема и актуальность

Система требований, предъявляемых к уровню знаний, умений и навыков выпускников, предполагает, что накопление знаний не должно являться определяющей целью. Акцент современного образования, выраженный в образовательном стандарте, в последнее время смещается в сторону овладения оперативными интеллектуальными общеучебными умениями (возникает новое понятие «компетентности»). Требования к знаниям на репродуктивном уровне составляют лишь 28% от общего уровня знаний 6.

Проверка овладения ЗУН на таком уровне осуществляется различными способами, и в последнее время всё более используемым является сочинение в форме эссе.

Написание эссе – самое сложное задание ЕГЭ по обществознанию. Анализ первых результатов эксперимента по введению экзамена показал, что:

  1. уровень выполнения этого задания относительно невысок
  2. система работы по формированию умений и навыков по написанию эссе еще не сложилась. Для учителей и учащихся эта форма работы является новой (нередки случаи, когда выпускники на экзамене впервые пишут эссе)2.

Между тем эссе – это ценный инструмент измерения уровня подготовки учащихся. Именно в эссе выпускник выражает свое мнение и имеет возможность высказать личностную позицию, проявить творческие способности, продемонстрировать интеллектуальные знания и владения социальными компетентностями.

Эссе – перспективная форма контроля для 21 века, отмечают ученые, так как «21 век тяготеет к малым формам работы»3. Поэтому педагогам необходимо обратиться к этой болевой точке учебного процесса и найти свои методы, приемы работы, обеспечивающие помощь учащимся при подготовке ЕГЭ.

Систематическое применение этой формы работы на уроках и во внеучебное время будет способствовать достижению целей и задач современного образования.

  • Сущность опыта:

Приведение в систему отдельно существующих способов и приемов работы в соответствие с критериями ЕГЭ на каждом этапе образовательного процесса.

Принципы:

  1. Целенаправленность процесса образования
  2. Принцип взаимосвязи обучения и творчества, как важного фактора формирования творческой личности.
  3. Принцип систематичности и последовательности
  4. Принцип подбора материала в соответствие с возрастными особенностями
  5. Принцип оптимального выбора методов, форм и средств
  6. Принцип самостоятельности, активности и сознательности образования.
  • Результативность, продуктивность

Формирование умений и навыков написания эссе развивает творческие способности школьника, обеспечивает ему широкие возможности для проявления собственной гражданской позиции и социальной активности. Систематическое применение этой формы работы на уроках позволяет справляться с ней на ЕГЭ с более высокими результатами.

  • Условия применения

Отдельные элементы и некоторые приемы, используемые автором, безусловно имеются в арсенале каждого учителя уже сегодня. Но опыт может быть полезен в деятельности преподавателей различных предметов, но уже в качестве системы работы.


 2: Эссе как элемент в системе ЛСЗТ. Определение, признаки и виды эссе.

Экзаменационное эссе по обществознанию относится к виду объективных эссе. Это творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук.


 3: Структура и критерии эссе.

Основным противоречием и трудностью при написании объективного эссе является противоречие между формой и содержанием: форма дает простор субъективности, незавершенности, а содержание ориентирует на демонстрацию высокого уровня владения понятийным аппаратом, умениями и навыками. Ограниченные временем рамки эссе определяют выбор в пользу четкого построения работы и соответствия принятым критериям.

Структура эссе

Элемент структуры

% к общему объему работы

Начало (актуализация заявленной темы эссе)

20%

Тезис

Два аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих ваше мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход

Переформулировка тезиса

60%

Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение)

20%

Выработка критериев оценивания работ творческого субъективного содержания остается важной проблемой современной теории и практики. С 2003 по 2005 год критериями оценивания выступают:

  1. Характер использования терминов и понятий
  2. Выражение собственного мнения
  3. Аргументация позиции
  4. Осознание проблемы и самостоятельность ее решения

Оптимальное сочетание формы и содержания в эссе – серьезная проблема, поэтому написание эссе и оценивание его вызывает определенные трудности в рамках любого контроля знаний.


 4: Методика формирования умений и навыков написания эссе

Цель: Поэтапное формирование умений и навыков для написания эссе в соответствие с критериями ЕГЭ в процессе учебной деятельности.

Этап

Содержание этапа

Приёмы

Критерии*

Начальная  школа

  1. Обучение развернутому ответу с элементами аргументации
  • «Незаконченное предложение»
  • Учебная дискуссия
  • Ролевые игры, кроссворды, викторины
  • ТЗ, А

  • ТЗ, А
  • П

Основная школа

  1. Введение понятий «тезиса» и «аргумента»
  2. Обучение подбору аргументов с опорой на понятия
  3. Обучение приемам аргументации собственной позиции
  • «Составление памяток, алгоритмов и работа с ними
  • «Перевод» текста на язык школьного предмета
  • «Осознание» проблем
  • Сравнение понятий, позиций авторов
  • Построение философского текста
  • Работа с афоризмами, притчами, сказками
  • Составление рецензий
  • П

  • П

  • П, А
  • А, П

  • П

  • П, А, ТЗ

  • П, А, ТЗ

Средняя школа

  1. Введение понятия «эссе»
  2. Определение структуры и требований к эссе
  3. Отработка навыков написания
  • Философская оценка
  • Дебаты
  • Рефлексивные задания (ситуации переноса)
  • Создание ситуаций диалектических противоречий (антиномии)
  • Рецензия на эссе
  • ТЗ, П, А
  • ТЗ, П, А
  • П, А, ТЗ

  • ТЗ, П, А

  • ТЗ, П, А

*        ТЗ – критерий представления собственной точки зрения

П – критерий использования терминов и понятий в контексте ответа, раскрытие проблемы на теоретическом уровне

        А – критерий аргументации собственной позиции


Библиография

  1. Боголюбов, Рутковская. Задания к документам на экзамене по обществознанию // Преподавание истории в школе, №10, 2003. (с. 30-40).
  2. Брандт М.Ю. Как написать эссе по обществознанию // История и обществознание в школе, №1, 2004 (с.26-38).
  3. Киприянова. Как научиться писать эссе по обществознанию на «отлично» // История и обществознание в школе, №9, 2003 (с.44-46).
  4. Кишенкова. Что знают выпускники о политической сфере жизни общества // История и обществознание в школе, №1, 2003 (с.23-27).
  5. Котова, Лискова. Задания-задачи по обществознанию // История и обществознание в школе, №3. 2004 (с.47-55).
  6. Цитович. Формирование умений написания эссе на уроках обществознания // История и обществознание в школе, №7, 2003 (с.71-75).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию

Материал содержит общие рекомендации для учителя, памятки для учащихся, клише для написания эссе...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Технология подготовки учащихся к написанию эссе

Данную технологию подготовки получила на курсах повышения квалификации в АППО ( доступно и понятно)...

«Технология подготовки учащихся к написанию эссе на уроках обществознания»

laquo;Технология подготовки учащихся к написанию эссе на уроках обществознания»«Хорошо писать – это в то же время хорошо мыслить, хорошо чувствовать и хорошо передавать, э...

Технология подготовки учащихся к написанию эссе на уроках обществознания

Технология подготовки учащихся к написанию эссе на уроках обществознания«Хорошо писать – это в то же время хорошо мыслить, хорошо чувствовать и хорошо передавать, это иметь ум, д...

Методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию эссе по обществознанию

Методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию эссе по обществознанию...

Система упражнений и методических приёмов для подготовки учащихся к написанию эссе на английском языке

Из практики преподавания.Теоретические и практические приемы работы по формированию писменной языковой компетентности. Практическая цель - подготвка учащихся к написанию эссе-рассуждения на английском...