всеобщая декларация прав человека
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

кучина мария ивановна

знакомство учащихся с одним из важнейших документов двадцатого столетия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaja_razrabotka_uroka_po_obshhestvoznani.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по обществознанию на тему

"Всеобщая  декларация прав человека."

 учитель истории и обществознания

Кучина Мария Ивановна

МОУ «ООШ № 12»

Г. Котлас Архангельская область

Урок проводится в 9 классе .

Тип урока - объяснение нового материала.

I.Цели урока ( образовательные, воспитательные, развивающие):

а) познакомить учащихся с одним из важнейших документов XX

   столетия — Всеобщей декларацией прав человека;

  пробудить у школьников отношение к этому правовому документу как к особой социальной

   и личной ценности; подвести их к пониманию того, что совокупность прав и свобод,

  зафиксированных  в Конституции   Российской Федерации, полностью соответствует нормам          

   принятым международным сообществом ;

б) продолжить формирование умений:

    самоорганизации в учебном процессе;

    анализировать и оценивать события и определять свое отношение к ним;

    разграничивать объективные факты и субъективные мнения.

в) усилить мотивацию учащихся к самостоятельному познанию;

    способствовать обогащению их социального опыта.

II. План  урока:

1.  Общечеловеческие правовые документы (Всеобщая декларация прав человека,
Международный Пакт о гражданских и политических правах, Международный Пакт об
экономических, социальных и культурных правах).

  1. Всеобщая декларация прав человека - основной документ по правам человека.
  2. Классификация прав человека.

III. Оборудование урока:

текст Декларации прав человека;

выдержки из текста Конституции РФ.

IV.  Ход урока.

1. Общечеловеческие правовые документы (Всеобщая декларация прав человека, Международный Пакт о гражданских и политических правах, Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах).

Учащимся предлагается обсудить следующие ситуации:

а)        Администрация предприятия установила продолжительность рабочего дня с 8.00 до
20.00.

б)  В  стране   N был  принят закон, позволяющий администрации предприятия самостоятельно устанавливать продолжительность рабочего дня.

В ходе обсуждения учащиеся делают вывод, что ценность имеет не каждый закон сам по себе, а важным является содержание закона.

В XX веке, после двух мировых войн, человечество стало искать средства, которые могли бы оказывать воздействие на весь мир.

Результатом усилий мирового сообщества стало создание Организации Объединенных Наций.  Одной из важнейших задач ООН стало создание таких международных законов и правил, которые помогли бы миру избежать новых войн, а людям жить свободно при

гарантированной защите государства.

Одним из первых шагов созданной Организации Объединенных Наций стало

принятие международных законов  направленных на признание прав человека.

На доске записываются основные международные документы:

Международной хартии прав человека:

Всеобщая декларация прав человека;

международный Пакт о гражданских и политических правах ;

международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах.

По ходу объяснения  учитель поясняет слова: слово «декларация» в переводе с латыни означает «заявление, провозглашение»; «хартия» — важный документ, грамота, петиция, послание; «пакт» — договор).

Особое внимание предлагается обратить на Всеобщую декларацию прав человека  т.к. она носит основополагающий характер. Она была принята Генеральной Ассамблеей (общим собранием) Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. Все народы и все государства, каждый человек и каждый орган власти должны постоянно иметь в виду эту Декларацию, стремиться к ее выполнению — так было решено на той исторической Ассамблее.

2. Всеобщая декларация прав человека

Задание 1Учитель предлагает ученикам прочитать преамбулу и ответить на вопросы.

Приложение  1

Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года

Преамбула

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения; и принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод;  и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

ГЕНЕРАЛЬНАЯ  АССАМБЛЕЯ провозглашает

настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Вопросы и задания:

1.        Каковы мотивов принятия Декларации

  1. Почему создание мира, где люди будут иметь свободу слова и убеждений, будут свободны от страха и нужды, названо высоким стремлением людей?
  2. Объясните, как права человека могут содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни.
  3. Почему Декларация рассматривается как задача, которую предстоит выполнять всем народам и государствам?
  4.  Почему признание равных и неотъемлемых прав является основой свободы?
  5. Как вы думаете, какие должны быть проведены в каждой стране мероприятия, чтобы выполнить названную выше задачу? Объясните, почему вы так считаете.

Задание 2.    Изучение  Всеобщей декларации прав человека  осуществляется в группах. Класс делится на четыре группы . Каждая группа получает перечень статей для изучения. Задача заключается в том  чтобы выделить основное содержание каждой статьи  и указать , что их связывает,  т. е. дать название группе прав.

Приложение 2.

Группа 1    статьи 3 ,9, 12, 13.

Группа 2    статьи 21 ,18, 19, 20.

Группа 3    статьи 17 ,23, 24.

Группа 3    статьи 26 ,27, .

Результатом деятельности групп становится заполнение таблиц.

Группа 1.

Декларация

 Право на жизнь

ст. 3

Право на личную неприкосновенность

ст. 9

Право на неприкосновенность частной жизни

ст. 12

Право на защиту чести и достоинства

ст. 12

Свобода передвижения

ст. 13

Группа 2.

Декларация

Право принимать участие в управлении страной

ст. 21

Право человека на свободу мысли

ст. 18

Свобода совести и религии

ст. 18

Право на свободу убеждений

ст. 19

Право на свободу мирных собраний

ст, 20

Группа 3

Группа 4

Декларация

Право на образование

ст. 26

Право на участие в культурной жизни

ст. 27

Результатом классификации прав является схема  , заполняемая совместно учащимися

Права человека:

1) гражданские ( личные):

2) политические;

3) социальные;

4) экономические.

 Задание 3. Учащиеся  по группам  предлагается изучить ряд статей Конституции Р.Ф.   и определить насколько конституция России соответствует Всеобщей декларации прав человека. Результаты заносятся в таблицу  и делается вывод.    Приложение 3.

Группа 1    статьи 20 ,22, 23, 27.

Группа 2    статьи 32 ,28, 29, 31.

Группа 3    статьи 35 ,36, 34.37

Группа 3    статьи 43 ,44, .

Группа 1    

Гражданские

Декларация

Конституция

Право на жизнь

ст. 3

ст. 20

Право на личную неприкосновенность

ст. 9

ст. 22

Право на неприкосновенность частной жизни

ст. 12

ст. 23

Право на защиту чести и достоинства

ст. 12

ст. 23

Свобода передвижения

ст. 13

ст. 27

Группа 2    

Политические

Декларация

Конституция

Право принимать участие в управлении страной

ст. 21

ст. 32

Право человека на свободу мысли

ст. 18

ст. 29

Свобода совести и религии

ст. 18

ст. 28

Право на свободу убеждений

ст. 19

ст. 28

Право на свободу мирных собраний

ст, 20

ст. 31

Группа 3    

Экономические права

Декларация

Конституция

РФ

Право на собственность

ст. 17

ст. 35, 36

Право на труд

ст. 23

ст. 37

Право на отдых

ст. 24

ст. 37

Свобода предпринимательской деятельности

ст. 23

ст. 34

Группа 3    

Культурные права

Декларация

Конституция РФ

Право на образование

ст. 26

ст. 43

Право на участие в культурной жизни

ст. 27

ст. 44

Задание  4

Учитель предлагает классу расположить группы прав и свобод человека (личные, политические, экономические, культурные) в порядке их значимости.

Учащиеся, как правило, на первое место ставят экономические права, считая, что самое главное для человека — плата за труд, отсутствие товарного дефицита, социальное обеспечение в старости.

Учитель, соглашаясь со многими доводами учащихся, вместе с тем подчеркивает: реализация экономических прав зависит от гарантий политических прав, которые позволяют влиять на власть в процессе принятия политических решений. Политическая активность граждан заставляет власть думать о социальной цене экономической политики, обеспечивать экономическое развитие страны. Экономическое процветание граждан, их материальное положение в этих условиях зависят от их собственной инициативы, готовности своими руками улучшать жизнь

Заключение.

В своем современном виде теория прав человека сложилась после Второй мировой войны, точнее, после принятия Всеобщей декларации прав человека. С момента принятия этого документа начинается международное сотрудничество в области прав человека, признание прав человека как одной из общечеловеческих ценностей. Всеобщая декларация прав человека - документ, провозглашающий и защищающий права человека, - была принята на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. (ежегодно отмечается мировым сообществом как День прав человека). В этом документе подчеркивалось, что политика государств по отношению к собственным гражданам не только является одним из важнейших предметов международных отношений, но и сама эта политика должна проводиться и оцениваться в соответствии с международными стандартами.

Домашнее задание:

1) Прочитать  36 и ответить на вопросы,

2) В тетради выполнить задание 3 на стр.233 учебника.

Приложение1

Всеобщая декларация прав человека

Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года Преамбула

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения; и принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства, ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ провозглашает

настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и ©беспечению путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Приложение 2 .

Всеобщая декларация прав человека

Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Статья 3

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Статья 5

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию. Статья 9

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию. Статья 10

Каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом. Статья 11

  1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.
  2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Статья 12

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь,

произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции

или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого

вмешательства или таких посягательств.

Статья 13

  1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.
  2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Статья 17

  1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.
  2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества. Статья 18

Каждый человек имеет право на свободу мысли» совести и религии; это право включает свободу

менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как

единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении

и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Статья 19

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это включает

свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и

распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных

границ.

Статья 20

  1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.
  2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию. Статья 21

  1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.
  2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. Статья 23

  1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые условия труда и на защиту от безработицы.
  2. Каждый человек без какой-либо дискриминации имеет право на равную оплату за равный труд.
  3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения.
  4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статья 24

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего

дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

Статья 26

  1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
  2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
  3. Родители имеют право приоритета в выборе ви-дагобразования для своих малолетних детей. Статья 27

  1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
  2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Приложение 3 .

Конституция Российской Федерации

Права и свободы  человека и гражданина .

Статья 20

  1. Каждый имеет право на жизнь.
  2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 21

  1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
  2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 22

  1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность .
  2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 23

  1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
  2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Статья 24

  1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Статья 27

  1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
  2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать

индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно

выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с

ними.

Статья 29

1.        Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

  1. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  2. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  3. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  4. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

 Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить

собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства

как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Статья 34

  1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
  2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 35

  1. Право частной собственности охраняется законом.
  2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
  3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
  4. Право наследования гарантируется. Статья 36

  1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
  2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
  3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Статья 37

  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
  2. Принудительный труд запрещен.
  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

5.        Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются
установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и
праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 43

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Статья 44

  1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
  2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
  3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всеобщая Декларация прав человека

В презентации рассматриваются вопросы: международное гуманитарное право, ООН и защита прав человека, Европейская система защиты прав человека.Презентация содержит классификацию по группам ...

Всеобщая Декларация прав человека

В презентации рассматриваются вопросы: международное гуманитарное право, ООН и защита прав человека, Европейская система защиты прав человека.Презентация содержит классификацию по группам ...

Всеобщая Декларация прав человека

В презентации рассматриваются вопросы: международное гуманитарное право, ООН и защита прав человека, Европейская система защиты прав человека.Презентация содержит классификацию по группам ...

Всеобщая декларация прав человека (Презентация к уроку)

Каждый человек наделён правами. Но не все люди знают, какими правами они обладают. Большинство людей знает, что они имеют право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность. Но ведь кроме этих прав су...

Всеобщая декларация прав человека (конспект урока)

В настоящее время наблюдается низкий уровень правовой культуры современного российского общества. Зачастую многие не только не умеют пользоваться своими правами и отстаивать их, но и даже не зна...

Урок правовых знаний "Всеобщая декларация прав человека"

Конспект мероприятия для учащихся  специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Всеобщая декларация прав человека" разработан учителем ГБОУ СКОШИ VIII вида №7 г. Москвы Филиппов...

Открытый классный час "ООН и всеобщая декларация прав человека"

Данный классный час проводится в форме тематической беседы, в ходе которой дети подводятся к пониманию необходимости объединения усилий всех стран по защите прав человека; дается общее представление о...