Как писать эссе или давайте учиться рассуждать
статья по обществознанию (11 класс) по теме

Герасимова Людмила Евгеньевна

Данная  работа посвящена обществоведческой дисциплине. Хочу обратить внимание, что объединение истории и обществознания помогает углубить процесс обучения. Это дает возможность выходить на серьезные философские обобщения. Пример, обществознание дает нам понятие, которое можно использовать в первоначальном осмыслении темы, затем мы сравниваем с тем, что было на самом деле и начинаем задумываться, а почему не так и, разумеется, стараемся делать выводы. Непосредственно в этой работе я даю учащимся несколько вариантом для исследования темы и написания сочинения в рамках эссе. Можно назвать это также и методикой написания эссе, которую можно использовать в любой гуманитарной дисциплине. Несколько примеров, раскрывающих мою методику, я здесь представлю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pisat_esse_ili_davayte_uchitsya_rassuzhdat.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

 Как  писать  эссе  или давайте  учиться  рассуждать

     С начало  выяснили, что означает слово ЭССЕ…

     Эссе – это небольшое произведение, представляющее общие соображения о каком-либо  предмете или по какому-либо поводу, сочетающее индивидуальную позицию автора с непринужденным изложением.

     Эссе  по обществознанию имеет свою специфику, а именно: темой эссе, как правило, являются высказывания известных всему миру классиков – это философы, экономисты, политики, госу-дарственные деятели и, конечно, писатели.

    Таким образом, эссе – это прекрасный повод для вас приобщиться к мудрости великих людей, взять для себя что-то очень важное, а, заодно, - это еще и возможность рассуждать на заданную тему, что само по себе, очень полезно и даже приятно.

     В настоящей работе я хочу дать несколько советов к написанию эссе по обществознанию в формате ЕГЭ, которые помогут вам полно и интересно раскрыть тему и получить максимальное количество балов. План написания эссе очень прост:

    1 )Внимательно прочитать и затем попытаться по-своему пересказать цитату автора. Это называется:  дать свою интерпретацию.

    2) Высказать свое согласие или несогласие  и найти этому   подтверждение, то есть доказательства, используя для этого обществоведческие понятия и примеры из истории и жизни.

    3) Попробовать отыскать спорные стороны высказывания и также найти этому подтверждения.

    4) Вывод. Возможно, это будет какое-то новое понимание, затронутой автором темы, с учетом новых обстоятельств, или, напротив, вы будете во всем согласны .

    Теперь давайте вникнем в суть нашего плана и заодно посмотрим, как это работает на кон-кретных примерах.

     В первой части сказано: прочитать и пересказать по-своему. – Для чего пересказывать, да еще  по-своему? – Во 1-х, чтобы облегчить фразу автора в своем понимании; во 2-х, представить ее так, чтобы, сделанная тобой интерпретация, дала толчок к дальнейшим рассуждениям. Как это сделать? – Надо выделить ключевое (важное, как тебе показалось) слово или словосочетание и к нему привязать по смыслу оставшуюся фразу. Иногда новое построение фразы помогает увидеть сразу причину и следствие, которые до этого были скрыты. Так можно получить «открытие в от-крытии», что будет началом нового понимания сказанного.

ПРИМЕР: «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совер-шенствованию». У.Годвин.

 1-я интерпретация: (делаем акцент на слове «общество», - это ключевое слово) «Общество дает возможность человеку  совершенствовать себя, иначе человек был бы жалок» или «Общество делает из человека человека».

2-я интерпретация: (теперь ключевым будет для нас словосочетание «побуждение к совершен- ствованию») «Человеку необходимо совершенствовать себя, иначе он жалок и эту потребность он может реализовать, живя в обществе».

     Согласитесь, что во второй интерпретации значение фразы несколько меняется: если в 1-ом случае общество было главным условием дл совершенствования человека, то во 2-ой интерпре-тации причиной собственного совершенствования является сам человек, то есть, на нем изна-чально лежит некая ответственность, а общество лишь создает  для этого необходимые условия.

     Но не всегда в цитате классика можно увидеть сразу и причину и следствие. Попытаемся при-менить другой прием. Мы будем идти от обратного: для усиления значимого понятия постараем ся  предвидеть последствие.

ПРИМЕР: «Желанно, разумеется, и Благо одного человека, но прекраснее и божественнее Благо народа». Аристотель.

1-я интерпретация: (выделяем то, что самое важное в этой фразе, а именно: то, что божественно или Богу угодно) «Более прекрасно и Богу угодно Благо всего народа и государства, нежели Благо одного человека».

      Вроде бы и верно, но, одновременно, пугает своей исключительностью. Тогда мы усилим этот эффект и выведем из этого высказывания следствие.

2-я интерпретация: «Во имя Блага народа можно пренебречь Благом одной личности». Теперь уже очевидно, что это совсем не согласуется ни с нашими гуманистическими воззрениями, ни, тем более ,с  христианской моралью. Вы будете подробно об этом рассуждать уже во 2-ой и 3-ей части плана. В качестве исключения, отмечу, что Аристотель сделал это высказывание в период расцвета древнегреческой демократии, в пятом веке до нашей эры, тогда в Греции общее Благо считалось превыше личного. Что ж, постарайтесь и это понять перед тем как начнете спорить.

ПРИМЕР: «Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов». Дж. Фейлан.

1-я интерпретация.

Ключевым моментом фразы будет то, что вас больше всего заинтересовало (удивило). К приме-ру, вам интересно, какое государство можно назвать умным, тогда: «Государство не должно мешать зарабатывать своим гражданам» или «Государство не должно вмешиваться в экономии-ку». Но это вы уже где-то слышали или читали и не только в рамках курса обществознания. Поэтому в данном случае для вас будет важнее будет увидеть причину такого поведения «умно-го  государства».

2-я интерпретация: «Государство получает основную прибыль с налогов граждан, поэтому оно не мешает  им зарабатывать».  

    Таким образом, мы разложили фразу на составляющие: это причину и следствие, но суть остается одна: не мешайте своим гражданам зарабатывать, тогда будете «умным государством». Вам необходимо теперь это подтвердить, если вы с этим согласны или найти какие-то спорные варианты, но это уже в 3-ей части нашего  плана.

    Последним примером, в этой части плана, будет знаменитое латинское изречение: «Наивысшая власть – это власть над собой». – Эта фраза заставляет сделать поразительное по своей силе следствие, которое можно приравнять к открытию, если, конечно, вы с этим соглас-ны, а именно: «Если вы научитесь властвовать собой, то никакая власть вам не страшна».  Не правда ли, сильно сказано. А теперь, представьте себе, что эти слова сказал  раб – философ Эпиктет. Он жил в I – II-ом  веке нашей эры в Риме, именно ему приписывают это знаменитое высказывание.

    Подведем итог 1-й части. Вы видели, как много может дать ваша интерпретация (переосмыс-ление) фразы. Вы только переставили акценты, выделили главное или, просто, вывели из нее следствие и, фраза сразу стала для вас ярче, жестче, может быть даже абсурднее, но теперь она побуждает и даже заставляет вас мыслить. Все это и раньше было в цитате автора, только вы этого не видели, прочитали поверхностно, и у вас не появилось желания размышлять. Сейчас вы прочитали по-настоящему, поэтому давайте перейдем ко 2-й части и начнем рассуждать.

     Во второй части нам  надо высказать свое согласие или несогласии, но для этого нам необходимо понять сказанное. Часто данной интерпретации недостаточно для  полного  понима-ния. Поэтому мы будем вникать в суть выделенных нами ключевых слов, проще говоря, мы будем давать им определения, возможно, вспоминать какую роль они играют в системе,  в  кото-рой  они пребывают,  а также, обращать внимание на их особенности и уже потом, отыскивать примеры, подтверждающие или опровергающие сказанное автором.

ПРИМЕР 1: «Наилучшая экономическая система – это та, которая максимально обеспечивает людей тем, в чем они наиболее нуждаются». Дж. Гелбрейт.

Нам предстоит выяснить какая экономическая система подходит  под определение Гелбрейта и действительно ли она является лучшей. Из курса обществознания мы знаем, что существуют три основные экономические системы: традиционная, командная и рыночная.  

        В данном примере я не буду  давать полного определения, а лишь выделю те элементы сис-темы, которые в ней господствуют  и которые, одновременно, могут влиять на обеспечение людей. Начнем с традиционной эк. системы.  Здесь важное место занимают традиции, именно  они играют важную роль в экономике, а не желания людей.  Все это  характерно для развивающихся стран, где преобладает сельское хозяйство , промышленность развита слабо, возможно наличие натурального хозяйства. В командной экономической системе все зависит  от  централизованного руководства, которое часто исходит ни сколько из нужд людей, сколько из условий и возможностей страны. Мы видим, что ни первый, ни второй пример под определение Гелбрейта не подходят. Остается последняя – это рыночная экономическая система. Но почему именно она?  - В  отличие,  от традиционной и командной экономики, здесь основными участниками являются производители и потребители, те самые люди, о которых говорится в цитате Гелбрейта.  Причем, производители очень зависят от потребителей: они производят как раз то,  что хотят потребители и в том количестве, сколько им нужно.  Почему это так происходит? – Я, думаю,  вы уже догадались, что производители ведут себя так потому, что от этого напрямую зависит их прибыль.

      Теперь вам решать лучшая – это экономика или нет.  В пользу рыночной экономической системы можно привести такой факт: «… к концу ХХ века большая часть государств мира признала необходимость и целесообразность экономики, основанной на рыночных отношениях». Здесь я добавлю, что рыночные отношения – основной элемент системы. Но так ли на самом  деле идеальна рыночная экономика.  Из курса обществознания мы вспоминаем о главной особенности рыночной экономической системы – это цикличность ее развития: подъемы, сжатие, спады; все, что хорошо для одного периода развития рыночной экономики, может не соответствовать другому периоду. Наконец, мы вспоминаем последний экономический кризис, который затронул весь Западный мир, в том числе, и Россию. Но об этом вы будете   рассуждать в 3-ей части своего эссе.

ПРИМЕР 2: «О государстве можно судить по тому, как в нем судят». С Лец.

 Доверяя этому высказыванию, мы делаем для себя вывод и, одновременно, создаем интерпре- тацию, а именно: « роль суда огромна в государстве, если потому какой в государстве суд, зависит насколько это  государство уважается и ценится людьми».

      Вспоминаем. Действительно, судебная власть – одна из трех ветвей государственной власти. При этом, высшая судебная власть включает в себя Высший арбитражный суд, Верховный суд и Конституционный. Значит если у нас хороший суд, то охраняются все конституционные права и свободы, а так же, соблюдаются обязанности. Теперь важно выяснить, что такое хороший суд. Во 1-х, это суд справедливый: судит по закону. Во 2-х, это независимый суд:   значит никого не боится, ни какой другой власти, кроме власти закона. Здесь перечислены всего лишь основные принципы, на которые должен опираться всякий, уважающий себя суд. Но пойдем дальше в своих рассуждениях, так как наш суд достаточно принципиален, то гражданам нечего боятся потому, что суд их всегда защитит, если, конечно, они сами будут жить в рамках закона. Законо-послушным  гражданам это сделать будет не трудно, так как они  эти законы и придумали. Видя такую тесную взаимосвязь между жизнью людей в государстве и судом, мы скорее согласимся с С.Лец.                                                                                                                                                                ПРИМЕР 3: «Общество не обязательно соответствует политическим границам».      Интерпретация: «следовательно, в общество могут входить люди из разных государств и  народов».

Что же тогда означает понятие «общество»? – У этого слова существует два рода определений.       1-е определение, в узком смысле: «Общество – это группа людей, объединенных определенным родом деятельности или общностью интересов». Можем ли мы найти этому подтверждения? – Конечно да. Например, общество любителей фантастики или общество филателистов. Вполне допустимо, что люди живут в разных странах и обмениваются марками. Клуб любителей фантастики, скорее теоретически, но тоже вполне возможен. В ХХ1 веке появилась  очень значительная причина для объединения людей  – это интернет. Здесь возможности для общения людей из разных стран безграничны, был бы интерес. К этим примерам можно прибавить процессы интеграции в экономике, политике и других сферах деятельности. 2-е определение, в широком смысле: «Это все человечество…». Сразу возникает вопрос: а могут ли быть у всего человечества какие-то общие интересы? – Да, говорим мы с полной уверенностью и сообщаем: как выжить в непростых условиях, и, далее, перечисляем все глобальные проблемы, от которых человечество  хочет избавиться. Ну, а хорошие, радужные виды деятельности нас объединяют  Да. - Всемирные Олимпиады или первенство мира по футболу, далее вы сами вспомните и добавите в  своем эссе. Следовательно, мы согласны с высказыванием автора.

      Третья часть, где мы можем с чем-то не соглашаться или оспаривать какие-то частности. А возможны ли такие варианты? – Скажете вы. – Спорить с Великими классиками, которых знают все и, с которыми, как правило, согласны.

     Разумеется, да! Вы должны помнить, что, во 1-ых, не всегда высказывания, сделанные  2тыс. лет назад, могут полностью соответствовать нынешнему времени. Затем, вы должны учитывать, что жизнь, как и то, что ее составляет,  не всегда развивается поступательно, а часто циклично, то есть имеет подъемы, спады, кризисы и вновь подъемы. Из курса обществознания вы хорошо знаете, как это проявляется в экономике. Но  у нас много примеров этому в истории. Вспомните Др. Грецию, как быстро развеялись их демократические  идеалы, когда наступил период обнищания и разорения большей части афинян после пелопонесской войны. В результате, афинские граждане, которые когда-то остановили огромную армию персов, ничего не смогли сделать с маленькой Македонией и были завоеваны. Или, вспомните Римскую республику времен гражданской войны… - Что спасло тогда Римское государство от распада? – Империя, а республика, что тоже мы относим к демократическим идеалам, уходит в прошлое и становится историей. Таким образом, мы еще раз видим что то, что хорошо для одного периода не всегда может соответствовать другому периоду.

      Другое обстоятельство, которое тоже нельзя не учитывать, а именно: не всегда ценности, рожденные в одном культурном пространстве, подходят для другого культурного пространства, например, Запад и Мусульманский Восток. Последние события в мире, как нельзя лучше, об этом свидетельствуют.

       Наконец, будьте готовы к тому, что жизнь не стоит на месте, и заявления, открытия наших ученых и политиков могут, однажды, опровергнуть хорошо устоявшиеся и ставшие для нас привычными понятия. Как вам, например, выказывание известного английского политика, сделанное в последние годы ХХ века М.Тетчер: «Общество как таковое не существует, есть лишь индивидуальности – мужчины и женщины и еще семьи». Вот и размышляйте, теперь я вам подсказывать не буду. Скажу только, что М.Тетчер по своим убеждениям была неоконсерва-тором и с 80-91 годы она находилась у власти, на должности премьер-министра. За годы ее правления  Англия достигла заметных успехов и, тем не менее, в 91 году ее сменил другой премьер.

        Четвертая часть – это наш вывод. Это будет ваш вывод, когда вам придется подвести итог ваших рассуждений. Например, вы скажите так: эта фраза автора универсальна, она подходит для всех времен и народов. – А почему бы и нет? Не забывайте о вечных ценностях. Или, напротив, Это высказывание соответствует больше иному времени, а сейчас его надо воспринимать с некоторыми оговорками. Вывод может быть самый неожиданный, не забывайте, что это будет ваш вывод и он должен стать следствием ваших рассуждений. Главное, не бойтесь размышлять, тогда вы сможете придти к неожиданным умозаключениям, которые можно будет приравнять к открытию. И так, удачи вам, уважаемые старшеклассники!

 

   



 

Комментарии

Жужнева Маргарита Сергеевна

Уважаемая Людмила Евгеньевна! Спасибо большое за публикацию Вашего материала. Далеко не всякий учитель обществознания четко представляет – каким должно быть эссе по обществознанию, каковы его особенности, какова должна быть методика обучения навыку написания эссе (что подтверждает анализ результатов ЕГЭ. Ваша публикация восполнит пробел знаний учителей по данному вопросу.