Воспитание межкультурной толерантности среди детей и подростков средствами хореографии.
творческая работа учащихся по обществознанию (11 класс) по теме

Камилянова Татьяна Валерьевна

Исследовательская работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание межкультурной толерантности среди детей и подростков средствами хореографии

Введение

Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений. И это понятно: ведь страна, в которой проживает более 200 наций и народностей, не может нормально жить и развиваться, если не будет достигнуто межнациональное согласие, основанное на равноправии народов, независимо от их численности, вероисповедания, особенностей культуры, быта.

Конец 20 – начало 21 века характеризуются новыми социокультурными условиями мирового развития. Резко расширились условия взаимосвязи и взаимозависимости как людей, так и государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы, в интернационализации проблем техногенного воздействия на природную среду, межэтнических и межконфессиональных конфликтов и безопасности. Прогрессивной частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам.

Волна насилия и преступности среди молодежи не спадает. Возрастает количество межличностных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Укрепление такой черты характера подростка, как агрессивность, является одной из серьёзных опасностей, которые возникает на пути личностного развития ребёнка в современном обществе, чреватом человеческими конфликтами. Жестокость, нетерпимость к сверстникам, людям иных национальностей, убеждений, социального положения чаще всего являются недостатком воспитания.

В настоящее время национальной доктриной является воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение.

Цель исследования: формирование толерантного отношения подростков к различным культурам средствами хореографии.

Задачи исследования:

1.  Провести анализ литературы для построения модели формирования толерантности;

2. Выявить роль хореографического искусства в воспитании культуры детей и подростков через танцевальные коллективы города;

3. Анализ опроса.

        Гипотеза исследования: хореография влияет на формирование толерантности у детей и

подростков

Предмет исследования: особенности воспитания детей искусством хореографии.

Объект исследования: танцевальный коллектив «Задоринка» и учащиеся 9-11 классов

Используемые методы исследования: анализ, обобщение.

Практическая значимость данного исследования заключается в изучении  особенностей процесса воспитания детей посредством искусства хореографии. 

Глава 1. Понятие толерантности

Вначале обратимся к истории понятия «толерантность». Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность как принцип согласия возникает в либеральном сознании эпохи Просвещения.

Выдающиеся ученые XVII-XVIII веков: Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо – выступали против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости.

В России понятие толерантности связано с именем Л.Н. Толстого, который сформулировал основанную на примере ненасилия программу духовного обновления человечества.

В русской культуре XIX века (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.А. Ухтомский) возникла традиция трактовки терпимости как понимания. Эта традиция получила развитие в работах М.М. Бахтина и его последователей. (5, с. 14).

В последние годы в обществе и сфере образования ведется активная работа по культивированию толерантности. Принят соответствующий закон, утверждена и действует Федеральная целевая программа (ФЦП) «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» и ряд других мер в духе Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Появились весьма интересные научно-публицистические работы (Асмолов А.Г., Бондырева С.К., Собкин В.С., Солдатова Г.У), ряд статей в периодической печати (Багреева Е.Г., Волков Г.Н., Глебкин В.В.), посвященные проблеме толерантности.

Этимология термина «толерантность» восходит к латинскому глаголу tolerаre (переносить, выдерживать, терпеть). Однако свое широкое распространение термин «толерантность» получил в его английской интерпретации - tolerance – где наряду с терпимостью он означает также «допускать».

В современной жизни понимание толерантности неоднозначно и неустойчиво, различно его понимание разными народами в зависимости от их исторического опыта. По этой причине понятие толерантность имеет довольно широкий диапазон интерпретаций. Так, в английском языке толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском языке этот термин понимается как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов».

В китайском языке проявлять толерантность – значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». На этом фоне наиболее широкую гамму чувств и отношений понятие «толерантность» выражает в арабском языке, где оно может употребляться в значении «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим людям».

В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность» является термин «терпимость», что в обыденном употреблении означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». (7, с. 22-23).

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо точки зрения.

В такой интерпретации толерантность означает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какими они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения.

Как известно, наиболее острая проблема – толерантность в сфере межэтнических отношений. В разные эпохи она приобретала специфические особенности, в разных регионах принимала разные оттенки. Права на сохранение своего языка, своих культурных ценностей, традиций, имен предъявлялись как фундаментальные требования и защищались этносами на разных уровнях. И всегда задачи мирного сосуществования, а тем более активного взаимодействия этносов были чрезвычайно сложными для практического решения на достойном уровне. Очевидно, что толерантность, понимается сегодня как объективно возникший феномен, как инструмент регулирования межэтнических отношений. В данном случае толерантность понимается как терпимость к ино-культуре, ино-мыслию, ино-верию, доверительность.

Н.М. Лебедева под этнической толерантностью понимает «отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее - наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной». (6). Такое понимание базируется на постулате ценностного равенства этнических культур и отсутствии в этом плане преимущества одной культуры перед другой.

Дискриминация на основе культурных или языковых характеристик индивида или группы, основанная на убеждении в превосходстве одних культур над другими (этноцентризм) и мнение, что одна нация превосходит в правах другую (агрессивный национализм) являются крайними проявлениями межнациональной интолерантности.

Согласно, «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО, 1995) толерантность означает «уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире». (4, с. 14).

Толерантность определяется нами как уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия.

Глава 2. Роль хореографического искусства в воспитании культуры детей

В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах.

Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование -процесс длительный, требующий многих качеств от детей.

Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах.

Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.

Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды.

Родители отдают детей в хореографические коллективы для занятий, укрепляющих здоровье, расширяющих общий культурный и художественный кругозор, являющихся формой удовлетворения духовных потребностей, средством развития эстетического вкуса. Поэтому отношение детей к занятиям носит индивидуальный и строго выборочный характер. Ребенок воспринимает, запоминает и выполняет то, что его интересует, привлекает (1, с. 34).

Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива (2, с. 94).

  1. Педагог, приступая к постановочной работе, рассказывает детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т.д. Все это необходимо подготовить для детей на доступном для

них языке, возможно с показом красочных иллюстраций, преподнести материал эмоционально, выразительно.

  1. Просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает детей и педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором педагог умно и тактично направляет детей в русло правильных рассуждений.
  2.  Воспитывают и традиции, которых в коллективе может быть множество: это и посвящение в хореографы, и переход из младшей группы в старшую, и т.д.
  3. Воспитание дисциплины прививает навыки организованности в процессе труда, воспитывает активное отношение к нему. Педагог на занятиях пробуждает уважение к общему труду, воспитывает способность подчинить личное общественному. Сознательная дисциплина - это дисциплина внутренней организованности и целеустремленности. Внешняя дисциплина создает предпосылки к внутренней самодисциплине. Дети становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и четче выполняют поставленные задачи.
  4. Постановки номеров на современные темы подталкивают на встречи с интересными людьми, к чтению современной литературы, посещению музеев и т.д.
  5. Полезен совместный просмотр и совместное обсуждение концертных программ, спектаклей как профессиональных, так и любительских коллективов.
  6. Проведение анализа концертных выступлений самого коллектива. Педагог-руководитель обязан остановиться как на положительных, так и на отрицательных моментах программы. Важно уделить внимание каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности характера. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения во многом помогут раскрыться способностям детей.
  7. Большую воспитательную работу играют творческие отчеты, обмен опытом между коллективами и творческая помощь друг другу.
  8.  Встречи с талантливыми творческими людьми. Их рассказ о своей профессии и творчестве имеют сильное эмоциональное воздействие на детей.
  9. Проведение вечеров отдыха с участием детей и родителей (Новый год, 8 Марта, 23 февраля и т.д.).
  10. Воспитательным моментом в коллективе является полная занятость детей в репертуаре коллектива. Это является стимулом для занятий, так как дети знают, что никто из них не останется в стороне.
  11.  Большую пользу в художественном воспитании детей принесет изучение танцев других народов.
  12. Постановка хореографических произведений, вошедших в «золотой» фонд хореографии, оказывает большое эстетическое воздействие на детей. В данном случае необходимо помнить о возможностях исполнителей. Недопустимо искажение замысла номера, упрощение танцевальной лексики. И если, все-таки, номер поставлен, педагогу нужно помнить, что он обязан указать, кто является автором постановки и кто подготовил номер в данном коллективе.

Подготовка крупной формы хореографического произведения или же большой общей программы является одним из хороших методов воспитания детей.

Хореографический коллектив в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем у детей: снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, в походке, поведении на дискотеках и т.д.); воспитывает ответственность убирает тенденцию «исключительности» некоторых детей (это отрицательно влияет на весь коллектив); бережет ребенка от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании детей. Преподаватель должен научить детей способности сопереживать чужой беде, умению защищать, возможно, вопреки всему коллективу. Выразить свою точку зрения, отстоять ее ребенок учится в коллективе. Педагог активно воспитывает в них порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений их суждений и позиций.

2.1. Танцевальные коллективы  города Лянтора

Ансамбль танца «Альянс» - это уникальный в своём роде коллектив, специализирующийся на народной и современной хореографии. Участники ансамбля имеют начальное профессиональное образование, что позволило достичь высокого уровня исполнительского мастерства.

За высокое исполнительское мастерство, своеобразие и самобытность, решением коллегии Департамента культуры и искусства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры приказ № 56/01-12 от 17.03.2011 г.  ансамблю танца «Альянс» присвоено звание «Образцовый художественный коллектив». Руководителем коллектива является балетмейстер Лабуткина Елена Анатольевна.

 Основу обучающего и репертуарного материала коллектива составляют народные и современные танцы во всем своём многообразии стилевых направлений: «Греческая сюита», «Девичий пляс», болгарский, испанский, ирландский, цыганский танец и другие.  

Ансамбль народного танца «Задоринка» образован 2003 году. Основное направление работы коллектива – народный танец. Руководителем коллектива является балетмейстер Аитова Лилия Наилевна.

         За высокое исполнительское мастерство, своеобразие и самобытность, Решением коллегии Департамента культуры и искусства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15.06.2007 г. ансамблю народного танца «Задоринка» присвоено звание «Образцовый художественный коллектив».

«Задоринка» - коллектив единомышленников, в котором царит творческая атмосфера, позволяющая создать яркие, красочные танцевальные программы. Участники коллектива с большим интересом знакомятся с национальными особенностями народного танца. И обучаются сценическому мастерству.

 Репертуар «Задоринки» - богатая хореографическая палитра: хореографические картинки; военные композиции; хантыйские, украинские, башкирские, калмыцкие, татарские, русские, чеченские, узбекские танцы и др.

Каждый танцевальный номер - это яркая сюжетная композиция, включающая: сложные технические элементы, разнообразие лексики движений, техничность и артистизм их исполнения.

Благодаря активной концертной деятельности ансамбль приобрёл большую популярность среди жителей города Лянтора и Сургутского района.  В 2011 году, за высокие творческие результаты, на основании Распоряжения главы Сургутского района, коллектив «Задоринка» занесён на Доску Почета отрасли культуры Сургутского района.

В 2007 году при «Образцовом художественном коллективе» ансамбля народного танца «Задоринка» создана Студия. Идейным вдохновителем деятельности Студии стала Л.Н.Аитова, поставившая цель: обеспечение системности, стабильности, преемственности в учебном и воспитательном процессе; повышение эффективности и результативности работы «Задоринки».  Благодаря союзу единомышленников балетмейстеров, репетиторов удалось воплотить творческие идеи. Талантливые, преданные воспитанники Л.Н.Аитовой: Лейсан Газетдинова, Регина Насретдинова профессионально организовывают учебные и воспитательные процессы.

В Студии занимаются дети от 5-13 лет. Согласно программе 7-летнего обучения «Воспитание детей и развитие их творческих способностей» ими отрабатывается система выявления одарённости детей. В Студии занимаются ребята разных национальностей: русские – 37 , украинцы.-17, белорусы -1, татары -12., башкиры -17., чуваши -1, армяне-1, кумыки -2, ханты -1.

В общем,  в состав танцевального коллектива входят представители более 12 национальностей.

2.2. Анализ  опроса среди участников коллектива «Задоринка» и учащихся 9-11 классов школы

Среди артистов коллектива был  проведён  опрос. Всего было опрошено 98 участников коллектива  в возрасте от 8 до 17 лет. На вопрос:  испытываете ли вы смущения, танцуя танец чужой для вас национальности?  Все 98  респондентов ответили: «Нет». (100%)

Отвечая на вопрос:  Узнаете ли вы,  что- то  новое о национальности, танцуя их народный танец? Все 98 респондентов ответили утвердительно. (100%)

И отвечая на вопрос:  Меняется ли у вас мнение после исполнения танца той или иной национальности   в лучшую сторону? Все 98 респондентов ответили: «Да».(100%)

Такой же опрос был проведён среди учащихся 9-11 классов Лянторской СОШ №1. В опросе приняли 68 учащихся школы.

Отвечая на первый вопрос учащиеся ответили не так однозначно как участники коллектива «Задоринка», при исполнении чужого танца смущения испытывают -50 % респондентов, остальные 50% с удовольствием танцуют танец другой национальности.

Отвечая на второй вопрос, 60% учащихся ничего нового не узнают при исполнении народного танца, а 40 % ответили утвердительно.

Отвечая на последний вопрос мнение разделилось на половину, 50% респондентов считают, что танец может поменять мнение в лучшую сторону, остальные отнеслись к этому отрицательно.

Таким образом, опрос показал, что хореография как искусство воспитывает в человеке толерантное отношение к людям другой национальности.

Заключение

Мы созданы все разными по характеру, темпераменту и национальности. То, что мы разные, не означает, что кто-то лучше, а кто-то хуже.

Бог  создал красивый разнообразный мир. И наша задача сохранить и развить это разнообразие. Убедить наших детей в том, что любой другой человек нравственно равен тебе самому, у него нет преимуществ перед тобой, и – наоборот, у тебя нет преимуществ перед другим.

Необходимо воспринимать другого таким, каким он есть, с его традициями, обычаями, темпераментом, настроением, характером. Воспринимать боль каждого народа как свою боль, как боль всего человечества. Собственно это и есть принципы демократического будущего.

Хореография как средство эстетического воспитания, еѐ специфика определяется разносторонним воздействием на человека.  Различные постановки на уроках хореографии танцев ―народов мира  приобщают детей к традициям различных культур. Участие в реализации традиционных обрядовых форм способствует лучшему прочувствованию и пониманию особенностей ― других этносов. Танцевальные коллективы города Лянтора «Алянс» и «Задоринка» с честью выполняют поставленные задачи, а именно через народные танцы России и народов мира воспитывают в детях бережное отношение к любой нации и народности, терпимости и к пониманию друг друга.  Результаты опроса показали, что хореография как средство воспитания влияет на формирование толерантности среди участников коллектива,  а вот мнения среди учащихся школы  разделились на половину. Таким образом, гипотеза подтвердилась частично.

Литература

  1. Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование – Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев – Дубна, 1997г. – 206с.
  2. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.
  3. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. – М.: Релиз. - 2004. – 340 с.
  4. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2001.
  5. Губогло М.Н. Толерантность сознания молодежи: состояние и особенности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 106-133.
  6. Лебедева Н.М. Методология этнопсихологического исследования этнической толерантности в поликультурных регионах России// (http://ppf.uni.udm.ru/conf_2002/etnos/lebedeva.html).
  7. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 368 с.

Приложения 1

Вопросы опроса:

  1. Испытываете ли вы смущения, танцуя танец чужой для вас национальности?

(Да  или  Нет)

  1. Узнаете ли вы,  что- то  новое о национальности, танцуя их народный танец?

(Да  или  Нет)

  1. Меняется ли у вас мнение после исполнения танца той или иной национальности   в лучшую сторону?

(Да или Нет)

Приложение 2

Украинский танец

Кавказский танец

Хантыйский танец

Восточный танец

Башкирский танец

Танцевальный коллектив «Задоринка»

        

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………....2

Глава 1. Понятие толерантности …………………………………………………………….........4

Глава 2. Роль хореографического искусства в воспитании культуры детей……………...........7

2.1. Танцевальные коллективы города Лянтора……………………………………………….....9

2.2. Анализ  опроса ……………………………………………………………………………….10

Заключение………………………………………………………………………...........................12

Литература…………………………………………………………………………………………13

Приложения 1,2……………………………………………………………………………………14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика злоупотребления наркотическими средствами среди детей и подростков

Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез, и родители в большинстве свое...

Развитие творческих способностей детей и подростков средствами воспитания

Актуальность методической рекомендации заключается в том, что предложенный материал может быть также использован при воспитание школьников....

Социальный проект «Чем люди живы?» (формирование культуры толерантности детей и подростков средствами театральной деятельности)

В поисках эффективных средстввоспитания толерантности у детей и молодежи обусловлен актуальностью данной социально-педагогической проблемы. В настоящее время акцентируется внимание на формировании тол...

Духовно-нравственное воспитание детей и подростков средствами хореографии и ритмопластики

Духовно-нравственное воспитание детей и подростков средствами хореографии и ритмопластики...

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...

Программа «Половое воспитание и профилактика ранней беременности среди детей и подростков МБОУ «Сосьвинская СОШ» на 2020 – 2025 учебный год

Настоящая  программа является руководством для педагогического коллектива, родителей в организации  работы по половому  воспитанию подрастающего поколения,  формированию у учащихся...