Развитие творческих способностей детей и подростков средствами воспитания
методическая разработка по теме

Биктимирова Фания Маратовна

 

Актуальность методической рекомендации заключается в том, что предложенный материал может быть также использован при воспитание школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tv._sposobnostey.doc363.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая рекомендация в помощь учителям - предметникам, педагогам дополнительного образования детей, классным руководителям

«Развитие творческих способностей детей и подростков средствами  эколого-биологического образования и воспитания».

                                                           Чтобы дать ученикам искорку знаний,

                                                           учителю надо впитать целое море света.

                                                                                              В.Сухомлинский.

Пояснительная записка

Учебная деятельность школьников воспринимается учителем как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Однако в единстве с овладением знаний осуществляется и другой процесс - интеллектуальное развитие учащихся. Иначе говоря, изучение любого  предмета требует от учеников выполнения разнообразных умственных действий: установления и удержания внимания на объекте, отражения отдельных свойств предметов и построение в сознании целостных и одновременно детализированных образов (сенсорные и перцептивные действия), запоминания, сохранения, воспроизведения определенной информации (мнемические действия), рассуждений, поиска решения проблем (мыслительные действия), придумывания, сочинения, создания своих образов (действия воображения), понимания речевых обращений, подбора слов, составление своих высказываний и текстов (речевые действия). Таким образом, выполнение определенных умственных действий ведет к развитию соответствующих умственных качеств школьников.

 Любой педагог, ориентированный не только на информационное обогащение своих учеников, но и на их интеллектуально- творческое развитие, стремится разнообразить учебные занятия. При этом должна учитываться направленность учебных заданий на развитие разных сторон интеллектуально- творческой сферы личности. Разработка всевозможных типов заданий, упражнений требует от учителя проявления методического творчества, которое в немалой степени определяется его психологической компетентностью.

Данное методическое пособие представляет собой набор заданий, составленных на материале биологических дисциплин и предназначены для проведения уроков, занятий в объединениях эколого-биологического направления, своеобразного интеллектуального тренинга с учащимися 6-8 классов.

Рекомендация имеет следующую структуру:

Комментарии к заданиям.

Задания для учащихся.

Приложение (ответы к заданиям).

Предлагаемые задания сгруппированы по психологическому критерию следующим образом:

1 – на развитие внимания, зрительного восприятия, воссоздающего воображения;

2 – на развитие вербальных способностей и формирования умения работать с текстом;

3 – на развитие логического мышления;

4 – на развитие творческого мышления и воображения;

5 - творческие  задания – как средство развития   индивидуальных способностей (мини – исследовательские работы);

6 -  создание эмоционального настроя и формирование нравственных ценностей;

7 -  активизация деятельности учащихся с помощью игры.

Актуальность методической рекомендации заключается в том, что предложенный материал может быть также использован при проведении внеклассных мероприятий: интеллектуальных викторин, КВН, конкурсов, классных часов, организации досуга и направлен на экологическое образование и воспитание школьников.

                                                       Раздел 1

Развитие внимания, зрительного восприятия, воссоздающего  воображения.

 Комментарий  к заданиям.

        Внимание - это направленность сознания на объект деятельности. Очевидно,  без внимания не может быть эффективно выполнено ни одно целенаправленное действие, практическое или умственное. С помощью внимания человек контролирует правильность выполняемых действий, отбирает из потока информации нужную в данный момент. Мы всегда со вниманием что-то воспринимаем, запоминаем или припоминаем, мыслим, фантазируем, слушаем речь другого или составляем собственные речевые фразы. В психологии изучены и описаны разные качества внимания объем, концентрация, распределяемость, переключаемость, устойчивость. Каждое из этих качеств можно целенаправленно развивать у конкретного человека как способность.

       Восприятие определяется как один из познавательных процессов, состоящих в отражении предметов и явлений в целом, во взаимосвязи их отдельных свойств и частей. Восприятие функционирует каждый раз, когда человек что-то рассматривает, ощупывает, слушает, пробует на язык. Наиболее важную роль в жизни современного человека играет зрительное восприятие, Последнее задание активизирует воссоздающее воображение. Суть этого процесса заключается в мысленном представлении того, о чем сообщается в тексте или в схематическом изображении. В целом упражнения такого рода развивают способность к ярким представлениям. Умение легко и быстро переходить от слов, знаков, символов к реальному содержанию.

Задание 1. «Словесные прятки».

В предложенном тексте «спрятаны» названия представителей одного из классов типа членистоногих. Необходимо обнаружить их и определить, к какому классу относятся эти животные.

Как раб был мокр!

И царь его спросил:

- Твой цикл определен

Иль дураком ты был?

И отвечал ему с усмешкой Даф:

- Ни я, ни ты не будем в дураках!..

Задание 2. «Отгадайте!»

  1. Какие города летают?
  2. Кто такие «секретарь» и «бургомистр»?
  3. Какая птица носит фамилию писателя?
  4. Какой гриб летает и плавает?
  5. Какая птица со струнами?
  6. Какая птица носит название танца?
  7. Какие птицы с листьями?
  8. Какая птица самая глупая?
  9. Какую птицу можно назвать лягушка?
  10. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом?
  11. Когда носорог летает?
  12. Какая птица носит название корабля?
  13. В названии какой птицы сорок букв «а»?

Задание 3 «С кем дружит дуб?»

Внимательно присмотревшись к порядку изображенных цифр, вы узнаете с кем из растений дружит дуб.

Л А Е Ф С Щ С Т И Н Й У А Д В Р С У М Г Н Д У Б Р Т А.

1  2  1 2  2  1   2 2  1  1  2  2  1  1 2 1  2  1  2  1 2   1 1  1 2 2  1

Задание 4. «Телефонная шифровка».

Наберите на телефоне цифры в указанном порядке и вы узнаете. Что нужно сделать. Чтобы наш край был еще краше. 13,11,3,5,2,4,7,9,1,8.3,12,3.13,6,10.              

1    2    3   4

Е   Н   Р   Я

5   6    7    8

А   Д   Й   П

9   10  11  12  13

Т    У   Х   И   О                                                                                                              

         

Задание 5. «Кто это?»

Прочитайте отрывки из научно- фантастических произведений и определите, о каких доисторических животных в них идет речь.

«…Тим заметил двух животных. Которые неподвижно застыли в тени раскидистого дерева…

Такие же серые и большие, как слон…с виду свирепые, как носороги. Над каждым глазом были изогнутые роговые выросты длиной метра полтора, напоминающие перевернутые бивни слона. Третий рог располагался на носу, как у носорога. Вытянутой мордой животное напоминало носорога…»

                                                                         (М.Крайтон. «Парк Юрского периода).

«Со следующей страницы альбома на меня глянуло нечто необычное. Такое чудовище могло возникнуть только в видениях курильщиков опиума или в бреду горячечного больного. Голова у него была птичья. Тело как у непомерно раздувшейся ящерицы, волочащийся по земле хвост щетинился острыми иглами, а изогнутая спина была усажена высокими шипами, похожими на петушьи гребешки…».

                                                                     (Артур К. Дойль «Затерянный мир»).

         

 Раздел 2.

 Формирование умения работать с текстом и развитие вербальных способностей.

В данном разделе представлены задания, предназначенные для развития речевой функции. С помощью речи человек сообщает другому или принимает от другого информацию. В речевом (вербальном) процессе  выделяют два взаимосвязанных аспекта: понимание речи другого (лектора, собеседника и т. д.) и высказывания (реплики, монологи, обращенные к другому.

Задание 1. «Птичьи имена».

Составьте названия птиц из следующих слов:

  1. Ока,  сор или рок, оса-                      9. Гага, ар-
  2. Вал, иго-                                            10. Ворон, жако-
  3. Сон. Рог, о-                                       11. Ау, цирк-
  4. Ров, бой, е-                                       12.Рок, сто, ель-
  5. Ров, она-                                            13.Горка, и, хвост-
  6. Ре, пепел-                                          14.Лов, мох, а, ку-
  7. Рязка, туз, го-                                    15. Полоз, пень-
  8. Нога, кап-                                          16. Рота, кап, ку

Задание 2. «Морские однофамильцы».

Ниже приводится список названий наземных животных (слева), а справа вы впишите названия их морских «однофамильцев».

1. Лев-

2. Тигр-

3. Леопард-

4. Конь-

5. Корова-

6. Лисица-

7. Кот-

8. Заяц-

9. Еж-

10. Оса-

11. Бабочка-

Задание 3. «Ребусы»

Вам предлагается блок буквенно-цифровых ребусов, разгадывание которых требует быстроты реакции, сообразительности и внимания.

А. 1.     40 А.

     2.     С 3 Ж..

     3.     3 ДАКНА.

     4.     100 ЛЕТНИК.

     5.     РО 100 К

     6.     1000 ЛИСТНИК.

     7.     3 ПСЫ.

     8.     ТОЛ 100 НОЖКА.

     9.     ТОЛ 100 УС.

    10.    ТОЛ 100 ГОЛОВКА.

Работа с рисунками.

Чьи это ноги?

Попробуй определить, какие именно птицы имеют такие ноги?

Чей клюв лучше?

Каким птицам принадлежат изображенные здесь клювы?

 Задание 4. «Кто я?».

Охраняемое растение венерин башмачок носит другое, не менее красивое название. Прочитать его вы сможете, используя слова: 1) «корень», 2) «плод», 3) «мох», 4) «верхушка», 5) «ирга», 6) «яблоко», 7) «ягель», 8) «икотник», 9) «дыня».

 Первая буква есть в 1-м и 2-м словах; вторая – в 1-м и 5-м; третья – в 3-м и 4-м; четвертая – в 5-м и 8-м; пятая – во 2-м и 9-м; шестая – в 4-м и 7-м; седьмая – в 6-м и 7-м.

Задание 5. «Угадайка».

Дается описание животного в стихотворной форме, нужно угадать о ком идет речь.

1.Снег на солнышке искрится,

На сосне стрекочет птица:

«Цок-цок-цок! Цик-цик-цик!

К стуже я давно привык».

Семена добыв из шишек,

Птица потчует детишек,

Те пищат среди снегов:

«Не боимся холодов!»

                           Д.Белоус.

О какой птице говорится в стихотворении? Почему эта птица выводит птенцов зимой?

2.Синеет небо яркое – и вдруг

С гумна стрелою мчится белый туман

И снежным комом падает к балкону,

За ним другой – и оба долго, долго

Пьют из лазурной лужи, поднимая

Свои головки кроткие…

                           И.Бунин.

О какой птице идет речь, как они пьют воду?

3.По руслу, по рощам, по травам,

Где зелень откликнется в масть,

Плюя на все сбросы отравы,

Хлестнет земноводная страсть.

Солист из воды, хорошея,

Восстанет в угаре игры,

И вздуются порно на шее,

Прозрачно синея, шары.

                           В.Корнев.

О ком идет речь?  Что это за шары, какую роль они выполняют?

4.Закованный в бронзу с боков,

Он плыл в темноте колеи,

Мигая в лесах тростников

Копейками чешуи.

                         Э.Багрицкий.

О какой рыбе говорит поэт? Почему она получила такое название? Каково ее происхождение?

5.И на вид не так он страшен:

На крылах узорный крап,

Под кору стволов окрашен,

Оперен до самых лап.

Головастый, Черноусый,

Кошелем разинет клюв,

А глаза круглы, как бусы,

Смотрят в звезды не моргнув.

                         П.Барто.

Какая эта птица? Почему она получила такое название?

6.Какой-то зверь одним прыжком

Из чащи выскочил и лег,

Играя, навзничь на песок.

То был пустыни вечный гость-

Могучий барс, Сырую кость

Он грыз и весело визжал.

                         М.Лермонтов.

Какого зверя на Руси называли барсом?

Раздел 3.

Развитие логического мышления.

Комментарий к заданиям.

Мышление – самый сложный познавательный процесс. С помощью мышления мы проникаем в суть явлений, устанавливаем «незримые», «неосязаемые» связи между объектами. Сущность логического мышления заключается в применении правил логики к решению определенной задачи. При этом задача может быть такова, что использования логических операций будет достаточно, чтобы получить истинный ответ. Однако задача может быть сформулирована иначе, когда известны не все условия, или когда еще не известны способы решения подобных проблем. Тогда одними логическими операциями не обойтись. Требуется подключение творческих (поисковых) механизмов, что и делает мышление творческим, или продуктивным, креативным.

Задание 1. «Определение правильных суждений».

Установите правильны ли нижеследующие суждения. Отметьте словом «да» или «нет».

 Ботаника.

  1. Ботаника – наука о растениях.
  2. Все растения имеют цветки.
  3. Самый простой увеличительный прибор – микроскоп.
  4. Ядро находится в цитоплазме.
  5. Пикировка рассады вызывает рост боковых и придаточных корней.
  6. Двулетние растения цветут и плодоносят в первый год.
  7. Стебель – это часть побега.
  8. При удалении верхушечной почки рост растения прекращается.
  9. Лист состоит из множества клеток.
  10.  На корнях бобовых образуются клубеньки.
  11. В корзинке одуванчика цветки двух типов.
  12. Корневая система лилейных – стержневая.
  13. Водоросли – обитатели воды.
  14. Одноклеточные водоросли дышат углекислым газом.
  15. Папоротникообразные – споровые растения.
  16. Плауны – вечнозеленые растения.
  17. У полевого хвоща споры образуются на летних зеленых побегах.
  18. Живая хвоя выделяет в атмосферу кислород.
  19. Хвойные растения относятся к покрытосеменным растениям.
  20. Цветковые растения -  самая распространенная группа растений.

Зоология.

  1. Простейшие – многоклеточные организмы.
  2. Все животные всеядны.
  3. У рыб – двухкамерное сердце.
  4. Аскарида – паразитический червь.
  5. У рыб происходит внутреннее оплодотворение.
  6. Наука о птицах – орнитология.
  7. Птицы имеют много желез.
  8. Амеба передвигается с помощью ресничек.
  9. Медуза обладает хорошей  регенерацией.
  10. У земноводных прямой тип развития.
  11. Лягушки – хорошие слюнтяи.
  12. Крокодилы имеют четырехкамерное сердце.
  13. Конечности пресмыкающихся расположены по бокам.
  14. Ехидна и утконос откладывают яйца.
  15. Теплокровные животные имеют постоянную температуру тела.
  16. Органы дыхания птиц – легкие.
  17. Полые кости скелета птиц облегчают полет.
  18. Млекопитающие – высокоорганизованная группа животных.
  19. Наука о животных – зоология.
  20. Все птицы способны к полету.

Задание 2. «Четвертый лишний».

Найдите понятие «лишнее», то есть не подходящее по каким-либо признакам другим понятиям.

1.Ихтиология, ботаника, орнитология, энтомология.

2.Артерии, капилляры, волокна, вены.

3.Дельфин, кит, олень, тюлень.

4.Цитоплазма, ядро, хлорофилл, вакуоль.

5Астра, ромашка, одуванчик, тюльпан.

6.Боб, стручок, семянка, ягода.

7.Жаба, кобра, гадюка, анаконда.

8.Амеба, инфузория, гидра, эвглена.

9.Корзинка, сложный колос, щиток, кисть.

10.Корень, стебель, цветок, лист.

11.Завязь, пыльник, рыльце, столбик.

12.Подберезовик, белый гриб, трутовик, сыроежка.

13.Кенгуру, медведь, заяц, тигр.

14.Шиповник, роза, лапчатка, георгин.

15.Нарцисс, ромашка, лилия, тюльпан.

16.Утка, лебедь, ворона, гусь.

17.Ягода, яблоко, костянка, померанец.

18.Водоросли,папоротники,плауны,хвощи.
19.Аскарида, печеночный сосальщик, бычий цепень, планария.

20.Катушка, осьминог, прудовик, мидия.

Задание  3. «Нахождение общего, частного, промежуточного понятий».

Расположите понятия так, чтобы слева располагалось общее понятие, справа частное, а в середине – промежуточное.

Например, «Животное – хищник – тигр».

1.Мухомор, гриб, несъедобный гриб.

2.Инфузория – туфелька, реснитчатые, простейшие.

3.Пресмыкающиеся, черепаха, позвоночные.

4.Низшие растения, водоросли, спирогира.

5.Куриные, куропатка, птицы.

6.Крестоцветные, редька дикая, растение.

7.Хрящевые, акула – молот, рыбы.

8.Споровые, папоротникообразные, щитовник мужской.

9.Ехидна, первозвери, млекопитающие.

10.Отряд, семейство, класс.

11.Шиповник коричный, розоцветные, двудольные.

12.Паразит, амеба дизентерийная, простейшие.

13.Каракурт, членистоногие, паукообразные.

14.Сосна обыкновенная, голосеменные, семенные.

15.Ланцетник, хордовые, бесчерепные.

Задание 4. «Нахождение разных логических отношений между понятиями».

Понятия могут находиться в разных отношениях друг с другом. Например: «часть – целое» (кости – скелет). Найдите эти отношения, существующие между понятиями каждой пары.

1.Растение – хлорофилл.

2.Подосиновик – осина.

3.Корень – корневые волоски.

4.Лист – черешок.

5.Испарение – поглощение.

6.Цветок – семя.

7.Волк – заяц.

8.Бабочка – гусеница.

9.Клетка – ткань.

10.Организм – биосфера.

11.Вдох – выдох.

12.Дерево – кустарник.

13.Сосуды – кровь.

14.Рысь – млекопитающие.

15.Биология – жизнь.

Задание 5. «Напряги мозги».

Решите задачки.

1.Ежедневно стриж при кормлении птенцов прилетает к гнезду 34 раза.За один раз он приносит 400 мелких насекомых (корм обволакивается слюной и имеет вид «пакетиков». Период выкармливания птенцов составляет 33 дня. Сколько насекомых уничтожает пара стрижей за период выкармливания птенцов?

2.Сойка запасает на зиму 4 кг желудей. За один полет она переносит 6 желудей. Масса одного желудя составляет 3,2 г. Какую массу желудей переносит сойка за один полет? Сколько полетов должна совершить сойка, чтобы создать зимний запас желудей? Как сойке удается переносить желуди?

3.Осенью самка рыбы отложила 3200 икринок; весной следующего года 640 мальков из отложенной икры вышли в озеро. Уцелевшие из них 64 малька мигрировали в море. Через 2,5 года к местам нереста возвратились 2 взрослые особи. Подсчитайте процент смертности рыб за 12 месяцев жизни в озере.

4.В первый год жизни карп в прудовом хозяйстве весил 20 г. На второй год его масса составила 600 г. Средняя продуктивность пруда 250 кг с 1 га. Вычислите, сколько килограммов рыбы дает пруд площадью 25 га и сколько карпов второго года будет в нем.

5.Курам дают два раза в неделю порошкообразный древесный уголь. Одноразовая норма внесения угля составляет две столовые ложки (26г) на 12 кур. Какая масса угля будет израсходована на корм 200 курам в течение года? Какую роль играет уголь в организме кур?

Задание 6. «Экологический прогноз».

Предложить наиболее верное решение проблемы.

1.Каждое лето миллионы дачников занимаются ручной прополкой, но осот пока никуда не исчез.

Вопрос: Как изменится осот через пару десятков лет; может ли он исчезнуть?

2.В 80-е гг. Х1Х в.огромные полчища крыс и мышей уничтожали на Кубе плантации сахарного тростника. Для борьбы с грызунами из Ямайки завезли мангустов, Мангусты приспособились к местным условиям и стали быстро размножаться.

Вопрос: Какие экологические последствия могут быть вызваны увеличением численности мангуст?

3.Вьетнамцы вылавливали змей на рисовых полях и использовали их в пищу.

Вопрос: К каким экологическим последствиям это может привести?

4.В ходе военных действий в руки гражданского населения попало много современного стрелкового оружия. Голодные люди с автоматами стали охотиться на гиппопотамов, обитающих на берегах озера Эдвард. Мясо бегемотов продавали за 0,3-1 доллар за 1 кг, а зубы бегемота, достигающие в длину 30 см, использовались так же, как слоновая кость. С 1970 по 2005 г. численность гиппопотамов в районе озера снизилась на 93%. По мнению экологов, именно это привело к массовым случаям голода жителей побережья озера Эдвард на территории национального парка.

Вопрос: Объясните зависимость между снижением численности бегемотов и голодом жителей побережья озера Эдвард в Конго?

Раздел 4.

Развитие творческого мышления и воображения.

Комментарий к заданиям.

Сущность творческого (продуктивного, креативного) мышления заключается в поиске способа решения задачи в новой для данного человека ситуации. Чтобы решить новую задачу, требуется выдвижение гипотез, совершение пробующих шагов, проверка предположений. Этот цикл может повторяться несколько раз, пока не будет найдено верное решение.

Процессу творческого мышления близок процесс творческого воображения. Однако есть и существенное различие между ними. Если в ходе мышления человек устанавливает истину, познает внешнюю действительность, то результатом воображения становится нечто новое, оригинальное, не существовавшее до этого в действительности. Некоторые задачи на творческое мышление могут быть решены многовариантно, т.е. не одним, а несколькими способами. Количество возможных решений задач на воображение фактически бесконечно, поскольку продукт воображения очень индивидуален. В решении многовариантных задач проявляется креативность человека, его творческий потенциал.

Задание 1. «Какие это растения?»

Переставьте буквы в словах так, чтобы можно было прочесть названия растений.

1.КАСУРЕП.

2.ЕВКЛЕР

3.АШКАРОМ

4.РЕЛЬТОФКА

5.ИСИР

6.ПОРОТПАНИК

7.ЗОРА

8.АНЮЛЬПТ

9.ЩЕЦАПНИ

10.ИЛЕКВАС

11.ТЛИКМЯ

12.ШИНКАКУВ

13.ТРАСА

14.СЯКАРОН

15.ДИЦИТРАСЯКАН.

16.ЛОЧИКЬКОЛОК

17.ШЫДАНЛ

18.КМА

19.СЯРАК

20.КАЛИЭВТП.

Задание 2. «Пословицы и поговорки о птицах».

Вставьте недостающие слова (названия птиц) в пословицы и поговорки.

Громче всех……кричит, да редко права бывает.

Против сотни……довольно одного ястреба.

Лучше слушать одного……, чем сотню воробьев.

Не оттого ……черная, что в трубе гнездится.

Не для того …… хвост, чтобы мух отгонять.

Для ……длинный язык – не порок.

Любит…… тетеревятника, как …… перепелятника.

Спорила…… с вороном: кто чернее?

Нет птицы мудрее, чем……. Всем в лесу голова.

Была бы копна, а…… сядет.

От …… отстала, а к ногам не пристала.

Старый…… не каркает даром: либо было что, либо будет что.

…… - крылья, а человеку – разум.

Задание 3. «Шарады и анаграммы»

1.Шараду запишите так:

Две ноты, буква, мягкий знак.

Все – куст, его вы без труда

Найдете в парках и садах.

2.Местоимение, предлог,

Меж них – фамилия поэта.

А целое – известный плод,

Что зреет на исходе лета.

3.Чтоб угадать – имей терпенье,

С «л» - часть лица, а с «б» - растенье.

4.Если на место «а»

Мягкий знак дадите,

Сразу сорную траву

В птицу превратите.

5.Слог первый – восклицанье,

Второй – достоин порицанья,

А целое – на Севере бывает.

И жителей тех мест и возит, и питает.

6.Охотно ты по мне пройдешь

И свежим воздухом подышишь.

Когда с конца меня прочтешь,

Травы уж больше не найдешь,

А что – то шумное услышишь.

7.Мое начало – буква алфавита,

Она всегда шумит сердито.

Другого корабли боятся

И обойти его стремятся.

А целое – весной летает и жужжит –

То сядет на цветок, то улетит.

8.Я пышно красуюсь на клумбе в саду,

Захочешь – поставь меня в вазу…

Но с буквою «к» в огород я пойду,

И, если капусту на грядке найду,

Капусте достанется сразу.

Задание 4. «Какие это рыбы?»

Переставьте буквы в словах так, чтобы можно было прочесть названия рыб.

1.РФЬЛЕО

2.ТАМНИЙ

3.ОТЛПАВ

4.АЕУГЛБ

5.ДЬСТРЕАЛ

6.УБОРГАШ

7.АКСТРЕ

8.АЗНСА

9.ЮВРСЕАГ

10ЯАЛТМРЕИИ

11.МЕСАГ

12.АНАГВА.

К какому отряду относятся эти рыбы?

 Задание 5. «Круги».

За 5 минут нарисуйте как можно больше предметов или сюжетных картинок, связанных с живой природой (растениями и животными), положив в основу изображений круги (20 кругов). Можно между кругами, над ними, внутри них – где хотите. Подпишите их.

Задание 6. «Внимание – черный ящик».

1.В «черном ящике» находится рыба, которую рыболовы пренебрежительно называют «фанерой». Она – фальшивый лещ, суррогат леща. Тело «фанеры» - плоское, серебристое; непарные плавники – серые, грудные и брюшные красноватые. Обитает «фанера» в реках и озерах Европы, принадлежащих к бассейнам Каспийского, Азовского, Черного, Балтийского и Северного морей. Масса тела «фанеры» - чаще 100-120 г, редко 1200 г. Какая рыба находится в «черном ящике».

2.В «черном ящике» находятся два вида рыб, которые фигурируют в одной из басен И.А. Крылова. Какие рыбы находятся в «черном ящике»?  К каким семействам они относятся? Как называется басня И.А. Крылова?

3.В «черном ящике» находится фотография необычной амфибии, нашедшей отражение во многих легендах и мифах. Она – прообраз главного героя китайского фольклора – дракона. В 1952 году она была доставлена в московский зоопарк. Мясо этой амфибии – деликатес китайской и японской кухни. Какая амфибия изображена на фотографии?

3.В «черном ящике» находится фотография животных, которых особо почитали и даже обожествляли в Древнем Египте. В честь их сооружались храмы. Живых животных содержали в мраморных бассейнах. Сверкающие драгоценные камни украшали головы, а золотые браслеты – лапы животных. Жрецы подносили им пищу (жаренных куропаток,окорока диких зверей) на серебряных подносах. Какие животные изображены на фотографии «черного ящика»? Почему этих животных так почитали в Древнем Египте?

4.В «черном ящике» находится фотография самого «непотопляемого» сухопутного зверька, нашедшего отражение в «Гамлете» В.Шекспира. Встречается он в восточном Закавказье, в предгорных районах Средней Азии, США, Канаде, Африке и Индии. Проявляет активность ночью, днем спит. Питается это животное корой, ветками, корнями и плодами. Какое животное изображено на фотографии? Почему это сухопутное животное «непотопляемо»?

5.В «черном ящике» находится фотография самой крупной хищной птицы (длина тела 1 м, размах крыльев до 3 м), обитающей в Андах на высоте 7 тыс. м над уровнем моря. Птица имеет черное оперение с белым воротником из пушистых перьев. Птица нашла отражение в одном из романов Жюля Верна и была удостоена чести быть занесенной в Книгу рекордов Гиннесса. Активна эта птица только тогда, когда солнечные лучи прогревают воздух. Какая птица изображена на фотографии. Почему птица занесена в Книгу рекордов Гиннесса? Как называется роман Жюля Верна, где фигурирует эта птица?

6.В «черном ящике» находится аналог «молнии» - застежки, нашедшей широкое применение при изготовлении одежды, обуви и т.д. Автор «молнии» - застежки – американец в. Джутсон – получил с 1893 по 1905 годы пять патентов за ее изобретение. Какой природный аналог «молнии» находится в «черном ящике»?

7.В «черном ящике» находится фотография трех видов птиц, голоса которых нашли отражение в одной из опер знаменитого русского композитора Н.А. Римского- Корсакова. Как называется эта опера? Голоса каких птиц использовал композитор и в каком месте оперы.

8.В «черном ящике» находится необычное животное – самое цепкое и нежное, относящееся к пресмыкающимся. Встретить его можно ночью и легко поймать с фонарем в руке. Животное от света фонаря замирает на месте, а глаза начинают гореть рубиновым или зеленым цветом. Известно, что животное обитает в Средней Азии и хорошо приспосабливается к жизни в террариумах типа «пустыня». Продолжительность его жизни в террариумах может достигать 10 лет.

Какое животное находится в «черном ящике»? В чем проявляется цепкость и нежность этого животного?

Раздел 5.

«Творческие  задания – как средство развития   индивидуальных способностей».

Комментарий к заданиям.

Использование на уроках, внеурочных занятиях приемов, способствующих развитию не только логического, но и образного мышления, позволяет вовлечь в активную познавательную деятельность учащихся с разными типами восприятия, и таким образом способствуя более успешному решению учебных задач. В предлагаемом методе учитываются различия функций полушарий головного мозга.

Задание 1. «Использование материалов СМИ по темам, связанным с изучением современных экологических проблем.

Материалы СМИ используются как источник информации, как материал для организации самостоятельной исследовательской работы, наконец, как средство для формирования экологической культуры подростков. Газетные публикации удобны для формирования навыков логического и критического мышления: статьи, как правило, имеют небольшой объем и написаны простым языком.

Задание: найти в газетах статью, отражающую экологическую проблему любого уровня, и выполнить с ней работу по следующему плану.

1.Внимательно прочитайте статью.

2.Кратко сформулируйте проблему, о которой идет речь в статье.

3.Определите масштаб проблемы (глобальный, региональный, местный).

4.В чем автор статьи видит причину проблемы, ее опасность? Какие предлагает пути решения?

5.Предложите ваши собственные пути решения данной проблемы.

В тетрадях дать краткий отчет о проделанной работе, обязательно указав вначале название газеты, ее номер, дату выхода, автора и название статьи.

Задание 2. «Использование краеведческого материала для организации мини – исследовательских работ на основе регионального компонента.

Использование местного материала на уроках и занятиях позволяет применять личный опыт учащихся для изучения нового материала. Данная форма организации учебной деятельности позволяет решать следующие задачи:

- развитие навыков самостоятельного добывания информации, умения работать с различными источниками;

- развитие навыков работы в группе: совместное обсуждение вопросов, принятие общего решения;

- развитие познавательной активности.

Например, задания по теме: «Естественные экосистемы».

1.«Водные экосистемы».

Изучить материал и заполнить схему, вписав видовые названия организмов каждой из упомянутых групп. Найдите эти виды среди гербарных экземпляров и рисунков. Подготовить  краткое сообщение по теме. Новые термины объяснить.

Схема:

Продуценты - ……;

Консументы - ……. (нектон, планктон, бентос);

Редуценты - ………..

2. «Водные экосистемы особо охраняемых природных территорий РТ».

Найти и прочитать материал  об описании водных экосистем нашего района, относящихся к этой категории. Подготовить  о них сообщение. Как вы думаете, почему им присвоен такой статус?

3. «Редкие животные и растения водоемов РТ».

Изучить материалы книги «Красная книга Республики Татарстан». Подготовить краткий рассказ об этих животных и растениях (можно создать электронную презентацию). Как вы думаете, почему они попали в Красную книгу?

4.«Анализ публикаций в СМИ по проблемам, связанным с пресноводными экосистемами».

Изучить статьи из газет, подготовить их краткий обзор по данной теме. В каких статьях затрагиваются проблемы РТ.

5. «Роль пресноводных экосистем в биосфере».

Обсудить вопросы о роли пресноводных экосистем и их использовании человеком. Подготовить свои предложения о рациональном использовании пресноводных экосистем.

Раздел 6.

«Создание эмоционального настроя

и формирование нравственных ценностей».

Комментарий: Одной из целей биологического образования является воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе. Достижению этой цели помогает использование на уроках поэтического творчества. Стихи позволяют создать эмоциональный настрой на изучение новой темы, формируют положительную систему нравственных ценностей.

На серых полях –

                голубые озера,

На пашнях – лиловая грязь.

И чибисы плачут –

                от света, простора,

От счастия – плакать, смеясь.

                             И.Бунин.

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился;

Все выше, далее вьется он,

И вот ушел за небосклон…

                            Ф.Тютчев.

Тенькает синица

Меж густых кудрей,

Темным елям снится

Гомон косарей…

                             С.Есенин.

Вот хрустнули сухие ветки –

Ночные бдения зверей:

Охотятся хорьки и белки

На зазевавшихся мышей.

                             А. Пружанский.

Какой–то зверь одним прыжком

Из чащи выскочил и лег,

Играя, навзничь на песок,

То был пустыни вечный гость –

Могучий барс, Сырую кость

Он грыз и весело визжал.

                              М.Лермонтов.

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает

И ручьи по оврагам шумят.

                              И. Никитин.

Раздел 7.

«Активизация деятельности учащихся с помощью игры».

Комментарий к разделу.

Активная работа на уроке, внеурочной деятельности – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность ребят тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых ребята вовлекаются в процесс познания. Один из таких методов – игра.

Игра «Гусеница»

Учащимся предлагается зашифрованная запись, где слова,  обозначающие какой – либо биологический объект или явление, написаны слитно. Необходимо их найти и выписать.

Пример:

Соколибрибисойканарейказаркайральбатросоедроздрофазанандудодубоно сорокакаду.

Игра «Шифровка»

Для передачи друг другу сообщений два разведчика придумали шифр. Контрразведке удалось перехватить одно из сообщений. Ученикам предлагается узнать, какую информацию зашифровали разведчики.

Например: хищная корова хоботом и ластами грызет насекомых, а рукокрылая лошадь помогает обезьяне собирать яйца в сумку.

                                                     Ответы:

Раздел 1. «Развитие внимания, зрительного восприятия, воссоздающего воображения».

1. «Словесные прятки». Краб, мокрица, циклоп, рак, дафния.

2. «Отгадайте». 

1. Орел, сорока.

2.Птицы из отряда хищных чаек.

3.Гоголь.

4.Поганка – гриб, поганка – птица.

5.Гриф – птица, гриф – на гитаре.

6.Чечетка.

7.Подорожник, чечевица.

8.Глупыш.

9.Кваква.

10.Одинакова.

11.Когда это жук – носорог или птица – носорог.

12.Фрегат.

13.Сорока.

3. «С кем дружит дуб?».

«Лещина – друг дуба».

4. «Телефонная шифровка».

 Высказывание – «Охраняйте природу».

5. «Кто это?».

 1. Трицератопс. 2. Стегозавр.

Раздел 2. «Формирование умения работать с текстом и развитие вербальных способностей».

1. «Птичьи имена».

1. Сорока. 2. Иволга. 3. Носорог. 4. Воробей. 5. Ворона. 6. Перепел.

7. Трясогузка. 8.Поганка. 9. Гагара. 10. Жаворонок. 11.Курица.12. Коростель. 13. Горихвостка. 14. Мухоловка. 15. Поползень.16. Куропатка.

2. «Морские однофамильцы».

1. Леопардовая акула. 2. Тигровая акула. 3. Леопардовая акула. 4. Морской конек. 5.Стеллерова корова. 6. Морская лисица. 7. Морской кот. 8. Морской заяц. 9. Морской еж. 10. Морская оса. 11. Рыба – бабочка.

3. «Ребусы».

1. Крестоцветные. 2. Сорока. 3. Стриж. 4. Тридакна. 5. Столетник.6. Росток. 7. Тысячелистник. 8.Трипсы. 9. Толстоголовка. 10. Двукрылые. 11. Толстоус. 12. Толстоножка.

4. «Кто я?».

 Орхидея.

5. «Угадайка».

1. Клест. Клесты питаются семенами шишек хвойных пород деревьев, содержащими смолистые вещества, которые просмаливают их тело в течение многих лет. Тело мертвого клеста – набальзамированная мумия, может сохраняться до 15 – 20 лет без признаков разложения. Клеста поэтому иногда называют нетленной птицей. В те годы, когда урожай семян хвойных деревьев большой, клесты гнездятся и зимой

(конец января – начало февраля). Появление птенцов совпадает с созреванием семян хвойных, которые богаты жиром (около 30%). Этот высококалорийный корм дает возможность птенцам переносить действие низких температур.

2.Голуби – единственные птицы, которые, опустив клюв выше ноздрей в воду, долго пьют, не поднимая клюва. Этому способствуют особые чешуйки ноздрей, которые закрывают их проход.

3.Резонаторы (голосовые мешки), имеющие вид шаров или пузырей, присущи только самцам. Пузыри бывают белыми (прудовая лягушка), черными или серыми (озерная лягушка) и т.д. Резонаторы располагаются за ушами в уголках рта (озерная и прудовая лягушки) или под кожей горла (травяная лягушка) и усиливают кваканье лягушек. Кваканье лягушек (брачные песни) направлено на привлечение самок к размножению и определенному самцу.

4.О карпе. Название его происходит от греческого слова «карпос», что означает «плод». Это указывает на его большую плодовитость и скорость роста рыбы. Карп – культурная форма сазана. Имеются различные породы карпа: чешуйчатые, зеркальные, рамчатые, голые.

5.Исстари существовало поверье, согласно которому козодои доят коз. Однако это не соответствует действительности. Козодои – сумеречные насекомоядные птицы. Они – частые гости мест отдыха животных

(коров, овец, коз). Но их привлекают не сами животные, а те многочисленные мелкие насекомые, которые витают вокруг стада.

6.Барсом на Руси называли леопарда, имеющего желто – оранжевую окраску с многочисленными черными пятнами. В тропических странах (особенно на Яве) встречаются звери – меланисты, которых называют черными пантерами.

Раздел 3. «Развитие логического мышления».

«Определение правильных суждений».

Ботаника

1.Да.

2.Нет. Только у покрытосеменных (цветковых) растениях.

3.Нет. Простой увеличительный прибор – лупа.

4.Да.

5.Да.

6.Нет. На второй год жизни.

7.Да.

8.Нет. Прекращается только верхушечный рост.

9.Да.

10.Да.

11.Да.

12.Нет. Мочковатая корневая система.

13.Нет. Обитатели воды, почвы, на почве, даже в атмосферном воздухе.

14.Нет. Дышат кислородом.

15.Да.
16.Да.
17.Нет. На весенних побегах.

18.Да.

19.Нет. Голосеменные растения.

20.Да.

Зоология.

1.Нет. Одноклеточные организмы.

2.Нет.

3.Да.

4.Да.

5.Нет. Наружное оплототворение.

6.Да.

7.Нет.

8.Нет. С помощью псевдоподий (ложноножек).

9.Да.

10.Нет. Непрямой тип развития.

11.Да.

12.Да.

13.Да.

14.Да.

15.Да.

16.Нет. Легкие и воздушные мешки.

17.Да.

18.Да.

19.Да.

20.Нет.

2. «Четвертый лишний».

1.Ботаника.

2.Волокна.

3.Олень.

4.Хлорофилл.

5.Тюльпан.

6.Ягода.

7.Жаба.

8.Гидра

9.Сложный колос.

10.Цветок.

11.Пыльник.

12.Трутовик.

13.Кенгуру.

14.Георгин.

15.Ромашка.

16.Ворона.

17.Костянка.

18.Водоросли.

19.Планария.

20.Осьминог.

3. «Нахождение общего, частного, промежуточного».

1 Гриб, несъедобный гриб, мухомор.

2. Простейшие, реснитчатые, инфузория – туфелька.

3.Позвоночные, пресмыкающиеся, черепаха.

4.Низшие растения, водоросли, спирогира.

5.Птицы, куриные, куропатка.

6.Растения, крестоцветные, редька дикая.

7.Рыбы, хрящевые, акула – молот.

8.Споровые, папоротникообразные, щитовник мужской.

9.Млекопитающиеся,первозвери, ехидна.

10.Класс, отряд, семейство.

11.Двудольные, розоцветные, шиповник.

12.Прстейшие, паразит, дизентерийная амеба.

13.Членистоногие, паукообразные, каракурт.

14.Семенные, голосеменные, сосна обыкновенная.

15.Хордовые, бесчерепные, ланцетник.

4. «Нахождение разных логических отношений между понятиями».

1.Функциональные отношения (фотосинтез).

2.Симбиоз. Взаимовыгодные отношения.

3.Целое – часть.

4.Целое – часть.

5.Противоположные отношения.

6.Функциональные отношения.

7.Межвидовые.

8.Функциональные отношения.

9.Часть – целое,

10.Часть – целое.

11.Противоположные отношения.

12.Межвидовые.

13.Функциональные.

14.Принадлежность.

15.Часть – целое.

5. «Напряги мозги».

1. 400 х34 х33 х2 = 897 600 (насекомых).

2. 3,2 х 6 = 19,2.

 4000 : 19,2 = 208 (полетов).

Сойка переносит желуди в подъязычном мешке. Желуди она прячет в кладовых под кочками, подстилкой из листьев, мхом.

3.За 12 месяцев погибло: 640 – 64 = 576 мальков.

Процент смертности мальков за 12 месяцев составляет:

576 х 100 : 640 = 90%.

4. 250 х 25 = 6250 (кг). Столько кг карпов дает пруд площадью в 25 га.

6250 : 0,6 = 10416 (карпов). Столько карпов второго года будет в пруду.

5. 26 х 2 = 52 (г). Это количество угля необходимо 12 курам в течение недели.

52 : 12 х 200 = 866,6 (г). Это количество угля необходимо 200 курам в течение недели.

866,6 х 52 = 45 063,2 (г) = 45 (кг). Это количество угля необходимо 200 курам в течение года (в году 52 недели).

Древесный уголь, добавленный в корм курам, повышает их аппетит и предохраняет организм от расстройства желудка, формирует более твердый помет.

6. «Экологический прогноз».

  1.Осот с наиболее прочными корнями при прополке извлекается из почвы и уничтожается, не оставив потомства. Выживает осот с хрупкими корнями, и он будет давать такое же потомство. Из-за многократной прополки, в силу бессознательно проведенного искусственного отбора, можно ожидать образования особо живучих форм осота огородного с очень хрупкими корнями. Так что осот при нынешних технологиях земледелия не только не исчезнет, но станет еще более устойчивым к прополке.

2.Жертвами мангустов стали не только крысы, но и домашние птицы. Мангусты стали нападать даже на овец и свиней. Кубинские ветеринары рассматривают мангустов как серьезную проблему для животноводства страны.

3.Поскольку змеи поедают большое количество грызунов, то истребление змей должно привести к увеличению численности популяции крыс. Так и произошло во Вьетнаме. Через 10 лет на рисовых полях не осталось змей, но развелось много крыс, которые уничтожали 30% урожая риса. Пришлось выпускать на рисовые поля тигровых питонов. Каждый питон поедает в год более 100 крыс. Полезно знать, что на всей Земле крысы уничтожают в год количество пищи, которой можно прокормить миллиард человек.

4.В 1970 г. в воды озера Эдвард ежегодно поступало 95 млн кг помета бегемотов. Этот помет был источником минеральных удобрений для фитопланктона, которым питались личинки животных и черви. Этих животных поедали рыбы – пресноводные тиляпии, а рыб ловили и использовали в пищу рыбаки побережья озера. Браконьерский промысел бегемотов привел к истощению минеральных ресурсов озера Эдвард, меньше стало корма для рыб – меньше стало рыбы.

Раздел 4. «Развитие творческого мышления и воображения».

  1. «Какие это растения?»

1.Сурепка.

2.Клевер.

3.Ромашка.

4.Картофель.

5.Ирис.

6.Папоротник.

7.Роза.

8.Тюльпан.

9.пшеница.

10.Василек.

11.Мятлик.

12.Кувшинка.

13.Астра.

14.Росянка.

15.Традесканция.

16.Колокольчик.

17.Ландыш.

18.Мак.

19.Ряска.

20.Эвкалипт.

2. «Пословицы и поговорки о птицах».

1.Сойка.

2.Воробьев.

3.Соловья.

4.Галка.

5.Птице.

6.Дятла.

7.Тетерев, перепелка.

8.Галка.

9.Сова.

10.Ворона.

11.Ворон.

12.Ворон.

13.Птицам.

3. «Шарады и анаграммы».

1.Си-ре-н-ь.

2.Я-блок-о.

3.Лоб-боб.

4.Лебеда-лебедь.

5.Олень.

6.Луг-гул.

7.Ш-мель.

8.Роза-коза.

4. «Какие это рыбы?».

1.Форель.

2.Минтай.

3.Плотва.

4.Белуга.

5.Стерлядь.

6.Горбуша.

7.Треска.

8.Сазан.

9.Севрюга.

10.Латимерия.

11.Семга.

12.Навага.

Горбуша, форель, семга – отряд лососеобразные; треска, навага, минтай – отряд трескообразные; стерлядь, белуга, севрюга – отряд осетрообразные; плотва, сазан, линь – отряд карпообразных; латимерия – отряд целакантообразных.

6. «Внимание – черный ящик».

1.Густера (семейство карповых). Название она получила от слова «густо», так как в осенний и весенний периоды времени образует огромные стаи. Рыболовы прозвали ее «фанерой» из-за костлявости и небольшого количества мяса.

2.Лещ – семейство карповых, стерлядь – семейство осетровых. Басня И.А. Крылова называется «Демьянова уха».

3.Крокодилы. Слово «крокодил» имеет греческое происхождение («кроко» - камень, «дило» - червь) и означает «каменный червь». Жизнь египтян была тесно связана с Нилом. Ежегодно паводок на Ниле приносил большое количество природного ила, от мощности которого зависела судьба урожая. В период паводка в низовьях Нила появлялось множество крокодилов. Египтяне наивно думали, что не вода приносит крокодилов, а крокодилы приносят воду. Крокодилов здесь обожествляли. В праздник Нила, проводимый ежегодно в Египте, осуществлялось жертвоприношение. В канун праздника в Каире собирали самых красивых девушек из знатных семей. Они тянули жребий. Девушка, вытянувшая жребий, становилась «невестой Нила». Ее бросали на съедение крокодилам в реку.

4.Дикобраз. Длина тела животного 80-100 см, вес около 13 кг. Тело покрыто многочисленными иголками. Длина иголок составляет 18 см. Каждая иголка имеет поперечную исчерченность: чередуются черные и белые полосы. Иголки внутри полые и заполнены воздухом. Они – своеобразный поплавок, который удерживает тело дикобраза на поверхности воды и делает его

«непотопляемым».

5.Кондор. Кондоры, используя вертикальные тепловые потоки, летают  с неподвижными и распластанными крыльями. Они могут долго парить при постоянном воздушном потоке, преодолевая большие расстояния – до 96 км – без единого взмаха крыльями.

«Дети капитана Гранта».

6.Контурное перо птицы. Опахало этого пера образовано тончайшими роговыми пластинками – бородками первого порядка, расположенными по обе стороны стержня. Поверхность этих бородок несет тонкие бородки второго порядка, соединенные между собой крючками.

7. «Снегурочка». В опере композитор использовал голоса кукушки и дрозда – белобровника (хор и пляска птиц), снегиря (речитатив Весны).

8.Ящерица – сцинковый геккон. Волоски,  имеющиеся на пальцах ног (наверху распушены в виде кисточки) гекконов, делают их очень цепкими. Это дает им возможность ползать по вертикальному стеклу и потолку. Гекконы, взятые в руки человеком, легко оставляют в них хвост и кожу. Затем хвост и кожа полностью восстанавливаются.

Раздел 5. «Творческие задания».

2.«Использование краеведческого материала».

1.Схема: Продуценты – макрофиты: плавающие, прикрепленные водные, прикрепленные полуводные; микрофиты: водоросли.

Консументы – нектон: рыбы, моллюски, земноводные, птицы; планктон: мелкие ракообразные, простейшие; бентос: бактерии, кольчатые черви.

Редуценты: бактерии и другие детритофаги.

Раздел 7. «Активизация деятельности с помощью игры».

Игра «Гусеница»

Зашифрованы названия птиц: сокол, колибри, ибис, сойка, канарейка, казарка, кайра, альбатрос, осоед, дрозд, дрофа, фазан, нанду, удод, дубонос, сорока, какаду.

Игра «Шифровка»

Перечислены названия 11 групп млекопитающих отрядов хищные, парнокопытные, хоботные, ластоногие, грызуны, насекомоядные, рукокрылые, непарнокопытные, приматы, подклассов яйцекладущие и сумчатые.

Литература:

1.Внеклассная работа. Биология 3-8 кл. – Волгоград: Учитель, 2002г.

2.Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных. – Тула: «Родничок»,1999г.

3.Манешина Т.В. Дидактический материал по ботанике. – Мн.: Элайда, 1998г

4.Е.Н.Анашкина. 300 вопросов и ответов о птицах – Ярославль: «Академия развития», 1998г. Серия: «Расширяем кругозор детей».

5.Тарабарина Т.И., Соколова Е.И.И учеба, и игра. – Ярославль: «Академия развития», 2001г.

6.Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: «Академия развития», 1998г.

7.Левин Б.Е. «Что? Где? Когда? Для чайников». – Д.: Сталкер,1999г.

8.Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия (автор – составитель И.И.Норенко). – Волгоград: Учитель,2007г.

9.Лернер Г.И. Уроки зоологии для старших классов. Тесты, вопросы, задачи. /Серия «Как сдать экзамены»./ - М.: Лист-Нью,1998.

10.Научно – методический журнал Биология в школе. Издательство «Школа- Пресс» № 2 – 2007г, № 3 – 2007г, № 5 – 2003 г, № 1 – 2007г, № 1 – 2001г.

11. Издательский дом «Первое сентября», ред. А.Соловейчик. Биология. № 3, 4, 5, 17,24 – 2006г.

12.Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии, 6-8кл.: Методическое пособие.  – М.: Дрофа, 1997.

13.Брем А.Е. Жизнь животных. В 3-х т. – М.: Терра, 1992.

14.Яхонтов А.А. Зоология для учителя. Т. 2. – М.: Просвещение,1982.

       

Рецензия на методическую рекомендацию

«Развитие творческих способностей детей и подростков

средствами эколого – биологического образования и воспитания».

Данная методическая рекомендация может быть использована учителями смежных дисциплин по экологии, биологии, географии для развития творческих способностей учащихся на уроках, а так же на внеурочных занятиях – в кружках, внеклассных мероприятиях при проведении различных викторин, конкурсов, КВН, защите проектов и т.д.

В данном методическом пособии подобраны задания развивающие зрительное восприятие, внимание, умение работать с текстом, развитие логического и творческого мышления и воображения, способности самостоятельного анализа, формирования у учащихся практических навыков коллективной работы, освоение методов проведения исследовательских экологических работ, экологическое прогнозирование. Задания подобраны в различной форме: в виде игры, ребусов, головоломок, определение правильных суждений, нахождения логических понятий, проблемные вопросы для исследовательских работ, стихи, которые могут быть использованы как эпиграфы к урокам. Ребенка невозможно научить, если он не увлечен процессом познания. Приведенные задания помогут педагогу заинтересовать ученика, раскрыть творческие способности, каждый ребенок – творческая личность, а активная работа ученика на уроке, вне урока – залог успешного обучения.

Составленные задания актуальны, доступны, имеют практическую новизну, предусматривают воспитательную значимость в формировании экологического мировоззрения по принципу «Думай глобально – действуй локально»; воспитания чувства любви к природе, бережного отношения к ней, расширяют кругозор детей вовлеченных в систему экологического образования. Разнообразие творческих заданий и форм непрерывного экологического образования создает условия для формирования инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым логическим мышлением, чувством долга перед людьми и собственной совестью за состояние окружающей природной среды.

Муниципальное казенное учреждение «Управление образования  Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №3 ЗМР РТ»

Методическая рекомендация в помощь учителям предметникам, педагогам дополнительного образования детей, классным руководителям

«Развитие творческих способностей детей и подростков средствами эколого – биологического образования и воспитания»

 

                                                                                         

                                                                 

                                                        Автор: Биктимирова Фания Муратовна,

                                        учитель биологии

                                                        высшей  квалификационной категории

                                                                  гимназии №3 г. Зеленодольска..

                                       Зеленодольск – 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие творческих способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества». Работа по теме самообразования:

Работа по теме самообразования:  « Развитие творческих способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества»....

Практико-значимый проект "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Проект направлен на изучение процессов развития творческих способностей детей старшего возраста посредством нетрадиционного рисования....

Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

P { margin-bottom: 0.21cm; } Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Способность выполнять любую двигательную деятельность...

Театральное искусство как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на ...

« РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО – ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Опыт работы по развитию музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность в различных формах работы (инсценировки, театрализация, музыкальные спектакли, досуги и праздники). Оформлени...

Духовно - нравственное воспитание и развитие творческих способностей детей и родителей средствами хорового пения.

Триединство «Ребенок – Педагог – Родитель» - главный принцип  учебно-воспитательной работе в МХС "Крещендо"....