конспект урока в10 классе "планирование семьи" и презентация к нему
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Михайлова Вера Анатольевна

  Ученики пытаются  определить круг проблем ( кроме девиантного поведения), которые могут привести к распаду семьи.Работа групповая. Группы распределены по гендерному признаку:юноши и девушки.Урок сопровождается презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.НИЯ

ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

10 КЛАСС

           Учебник : «Обществознание » под ред .Л.Н.Боголюбова

                                     

 

 

                                                                           УЧИТЕЛЬ:

                                                                 МИХАЙЛОВА ВЕРА АНАТОЛЬЕВНА

                                 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

Тема урока:   Планирование семьи

   Цели:

Образовательная: продолжить формирование представления учащихся о семье как основной социальной ячейке общества    

Развивающая: продолжить работу по развитию умений использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из источников, уметь анализировать, делать выводы и обобщения

Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности, формировать ценности семейной жизни

Оборудование :мультимедио,раздаточный материал, плакты с текстовыми заготовками, фломастеры

Тип урока: обобщениие и систематизация знаний

Форма урока: семинар-практикум

  Ход урока:

Учитель: В одной древнеперсидской истории рассказывается о том, как  измученный жизнью отец заботливо советует своему сыну держаться подальше от женщин и не спешить с созданием семьи.

 Сын возразил отцу : «Мой дорогой отец, ты никогда не замечал райского облика этих женщин.  Твои очи не тонули  в черноте их волос, твой взгляд не радовала родинка на их подбородке. Разве ты испытал, что значит сидеть  углу, предаваясь  своим мыслям, когда ты одурманен любовью, погружаться в сон, когда тебя одолевают бурные фантазии».

  Отец возразил: «Дорогой сын, ты еще не знаешь, что такое стол без хлеба и пищи. Ты еще не испытал, что такое суровость жены, и не слышал плача своих детей. Ты не знаешь, что значит сидеть в углу погруженным в мысли и ждать прихода нежданных гостей, когда ты обременен долгами».

     Итак, о чем пойдет речь сегодня на уроке?.

-( О семье, о любви. о проблемах, сопровождающих рождение и существование семьи)

Конкретизировать тему мы пока не будем, сделаем это в конце урока. Занятие будет проходить у нас в форме семинара. Мне важно услышать мнения и юношей, и девушек.

   Семья – величайшая ценность для каждого человека. Это понимают все. Но настоящую семью могут создать люди, подготовленные не только к праздникам семейной жизни, но и к ее будням, умеющие не только танцевать и веселиться, но и хорошо работать, растить детей , содержать дом. И бывает досадно, обидно, непонятно, когда рушатся семьи.

А теперь назовите то, что по-вашему  является непременным условием для создания семьи( учащиеся называют);    слайд 1

    Сейчас мы попытаемся определить круг проблем, которые могут привести к распаду семьи. Называть алкоголизм и наркоманию, как явно девиантное поведение  мы не будем, попробуем обозначить другие проблемы.

  ( учащиеся называют типичные семейные проблемы).

Конечно, урока нам явно не хватит, чтобы рассмотреть все проблемы, поэтому мы остановимся  на следующих :

  1. Непрочность чувств
  2. Разница в возрасте
  3. Несовпадение мотивов вступления в брак

1.Итак, история.

Юноша первокурсник влюбился в свою однокурсницу. Оба поставили в известность  своих родителей - мол, любим друг друга. Жить друг без друга не можем, но так как жить негде, то уезжаем в другой город.

      Как вы думаете, какая реакция было со стороны родителей ? ( ученики отвечают)

Ну а теперь продолжение: родители собрали совет из двух семей и решили вскладчину снять им комнату. Условия: в течение двух лет а) не жениться; б) не бросать в институт; в) не рожать детей. Через полгода все было кончено. Ребята разбрелись по домам. Долго не могли смотреть в глаза родителям.

   Выскажите свое мнение о том, что могло послужить  причиной  такой  быстрой развязки?   ( ответы учащихся). Состояние влюбленности они приняли за любовь

   Слайд 2 ( опадает лепесток « любовь»)

 А теперь притча.

   Слона выставили для обозрения  ночью в темном помещении. Любопытные толпами  устремились туда. Так как было темно, люди не могли ничего увидеть. Тогда они стали его ощупывать , чтобы представить себе, как он выглядит. Слон был огромен, а потому каждый из посетителей мог ощупать только часть животного и таким образом составить свое представление о нем.

  Один из посетителей ухватил слона за ногу и стал объяснять всем, что слон похож на огромную колонну; другой потрогал бивни и сказал, что слон – это острый  предмет, третий, взяв  животное за ухо, решил, что он напоминает веер; четвертый, который гладил слона по спине, утверждал, что слон такой же  прямой и плоский , как лежанка.

    Какое отношение  эта притча  имеет к теме  нашего разговора? ( люди часто ошибаются в понимании того, что такое любовь. По разному трактуют это понятие) Как сказал великий Лев Толстой «Сколько сердец, столько родов любви»  слайд 3

Давайте сформулируем совет всем молодоженам: Проверьте свои чувства!- слайд 4

2. Слайд 5, картина Пукирева «Неравный брак»

Какое чувство вызывает у вас эта картина? ( отвечают юноши, девушки)

 Так какой же должна быть разница в возрасте? Аристотель, например, утверждал: лучшая пара для создания семьи – мужчина  в возрасте 37 лет ,а женщина – 17 лет, т.е. разница в возрасте должен быть 20 лет     слайд 5.

 А теперь ситуация : - муж старше жены на 20 лет

- жена старше мужа на 10 лет.

 Подумай , обсудите , какой может быть жизнь в таких семьях.

(ответы учащихся).Как говорит статистика, счастье в таких семьях недолговечно   Слайд 6: опадает  листок « возраст»

 3.  У вас на столе  брачные объявления:

 Для девушек: Мужчина 54 лет, бизнесмен, обеспечен полностью, владеющий недвижимостью в Европе и Америке, познакомится с девушкой  не старше 25 лет, привлекательной наружности, с хорошим здоровьем, умеющей вести хозяйство для совместного проживания.

Для юношей: Молодая  девушка приятной наружности, 23 лет, образование высшее, познакомиться с мужчиной  не младше 45 лет, обеспеченным, имеющим жилплощадь для создания семьи, иногородних просьба не беспокоиться.

    Попытайтесь  дать характеристику  авторам этих  объявлений. Покажите   мотивы их поисков и нарисуйте картину  будущей жизни женщины с этим мужем, мужчины с этой женщиной.  

Существуют и другие  мотивы вступления в брак, кроме, разумеется любви.

 У вас на столе  результат анонимного опроса , который провели среди новобрачных пар. Вопрос был о мотивах вступления в брак. Как вы думаете, в каком приблизительно возрасте находились новобрачные, которые  главным для вступления  в брак назвали один из следующих мотивов.

Вывод каков: семья распадается , если мотивы вступления в брак совершенно разные

  Опадает листок «Мотивы».слайд 7

4 . А теперь групповая работа.

У вас на столе лист с определенными позициями. Я прошу вас обсудить все это, прийти к какому-то одному решению и заполнить лист.

На листе :

  1. разница в возрасте
  2. возраст вступления в брак:  женщина _____,мужчина______
  3. образование
  4. распределение трудовых обязанностей ( зарабатывание денег)
  5. распределение домашних обязанностей
  6. организация свободного времени
  7. проведение отпуска

После того , как листы заполнены, они вывешиваются на доску и комментируются .

Что вы сейчас сделали, заполнив этот лист? ( спланировали  будущее своей семьи) .

 Так назовите тему нашего урока « Планирование семьи»

Рефлексия:

Если вы решили, что вам еще рано задумываться о семейной жизни и , тем более , планировать ее – поднимите квадрат

Если вы решили, что сегодняшняя информация важна  и своевременна для вашего будущего- поднимите сердечко.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

семья б рачный возраст Одинаковый мотив любовь

Слайд 2

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЧУВСТВА!

Слайд 3

« Сколько сердец, столько родов любви» Л.Н Толстой

Слайд 4

В.В. ПУКИРЕВ «НЕРАВНЫЙ БРАК»

Слайд 5

АРИСТОТЕЛЬ МУЖЧИНА- 37 ЛЕТ ЖЕНЩИНА - 17 ЛЕТ

Слайд 6

семья б рачный возраст Одинаковый мотив

Слайд 7

Спасибо !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Отношения в семье"

   Современное обучение подразумевает решение проблем, интересных ученикам и значимых для них. Отношения в семье относятся к числу таковых. Использование инсценировки позволяет на при...

Конспект урока на тему "Семья" для 5-6 классов

Цель занятия:   - Способствовать формированию положительного восприятия семьи;  - Развивать желание строить семейные отношения на основе понимания, сопереживания, помощи родным...

план-конспект урока по теме Семья" по УМК "Английский в фокусе"

Карточки к урокуПлан-конспект урока практикума и презентация к уроку...

Конспект урока по теме "Семья"

Цель данного урока - подготовка к монологическому высказыванию...

Конспект урока по теме "Семья - ячейка общества"

Урок обществознания в 6 классе по теме "Семья - ячейка общества"...

"Символ веры "Конспект урока по ОПК и презентация к нему

Объясняется значение, смысл каждого символа православной веры....

Конспект урока по теме "Семья" в 6 классе к УМК "Английский с удовольствием"

Конспект урока содержит раздаточный материал. лексические задания.подробный ход урока...