Тесты № 1 по обществознанию для 10 класса по теме "Социальные отношения"
тест по обществознанию (10 класс) по теме

Машкина Елена Михайловна

Матерьял для теста взят из Открытого банка заданий ФИПИ 2014 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тест №1  по теме « Социальные отношения» (на основе ОБЗ ФИПИ 2014 г.)

А1 Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ                 ПОНЯТИЯ

А) социальные функции, выполняемые человеком в соответствии с его социальным статусом

Б) перемещения из одной социальной группы в другую

В) руководящее начало, требование, образец

Г) разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение

1) социальная мобильность  2) социальная дифференциация

3) социальная роль                   4) социальная норма

А2 Установите соответствие (социальные группы – критерий), для этого к каждому элементу левого столбца подберите все соответствующие позиции правого столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ                 КРИТЕРИИ

А)         Мужчины                              1)         Демографический

Б)         Племена                                  2)         Этнический

В)         Народности

Г)         Дети

   А3  Установите соответствие между событиями и связанными с ними видами социальной мобильности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ                                             ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

А) ученый-историк начал преподавать в университете                    1) вертикальная

Б) старший преподаватель получил должность доцента                      2) горизонтальная

В) офицер получил внеочередное звание

Г) девушка-католичка накануне бракосочетания перешла в протестантскую

А4  Установите соответствие между понятиями и определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Определения

А) поведение человека, соответствующее его соц. положению            

                                                                                                                                                                                                                              Б) предписание, определяющее рамки поведения

В) перемещение из одной социальной группы в другую

Г) разделение общества на группы, занимающие  разное социальное положение

ПОНЯТИЯ 1) социальная мобильность  2) социальная стратификация3) социальна роль  4) социальная норма

А5  Установите соответствие между санкцией и её типом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

САНКЦИЯ                                                           ТИП САНКЦИЙ

А) присвоение почетного звания                        1) формальные

Б) дружеская похвала                                              2) неформальные

В) комплимент

Г) вручение грамоты

Д) присуждение премии

Е) лестный отзыв коллег

А6  Установите соответствие между конкретной нормой и видом социальной нормы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите  соответствующую позицию из второго столбца.

  КОНКРЕТНАЯ НОРМА                 

А) общественные объединения должны быть зарегистрированы государственным органом

Б) запрещается  деятельность общественных объединений, цели которых направлены на разжигание межнациональной розни

В) члены общественной организации обязаны уважать членов других организаций

Г) свобода деятельности общественных объединений гарантируется законом

ВИД СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ            1) правовая   2) моральная

А7 Установите соответствие между событиями и связанными с ними видами социальной мобильности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.             СОБЫТИЯ                 

А) учёный-историк начал преподавать в университете

Б) научный работник получил учёную степень кандидата наук

В) офицер получил внеочередное звание

Г) молодожёны переехали жить из одного села в другое

Д) автомеханик перешёл на работу в другой автосервис

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ        1) вертикальная            2) горизонтальная

А8 Установите соответствие между примерами санкций и соответствующими типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ПРИМЕРЫ                 

А) понижение в должности

Б) гражданское неповиновение

В) митинг в поддержку

Г) вручение премии

Д) награждение орденом

Е) замечание

ТИПЫ САНКЦИЙ

1) позитивные санкции

2) негативные санкции

А9 Установите соответствие между характеристиками социальных норм и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ                 

А) Закреплены в законах

Б) Обеспечиваются силой государства

В) Имеют общеобязательный характер

Г) Их нарушение встречает только общественное осуждение

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ       1) Правовые нормы     2) Моральные нормы

А10 Какому понятию соответствует следующее определение: «Набор конкретных функций, который должен  выполнять человек в социальной группе»?

1) социализация

 2) социальная норма

 3) социальная мобильность

4) социальная роль

А11 Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.

Б. Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм.

1) верно только А

 2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А12  Тех кто оказался на социальном дне, называют

1) кастами

2)тратами

3) маргиналами

4) люмпенами

А13  Какую функцию семьи иллюстрирует планирование семейного бюджета?

1) репродуктивную

 2) социального контроля

3) социально-статусную

4) хозяйственно-экономическую

А14 Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

Объективной тенденцией развития межнациональных отношений в современном мире является

А. стремление к сохранению национального своеобразия.

Б. расширение взаимосвязей во всех сферах общественной жизни.

1) верно только А               2) верно только Б

3) верны оба суждения      4) оба суждения неверны

А15 Верны ли следующие суждения о социализации?

А. Социализация  –  это процесс усвоения общественных норм и ценностей.

Б. В современном обществе СМИ выступают одним из важнейших инструментов социализации.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А16 Что характеризует демократическую (партнёрскую) семью?

1) беспрекословное подчинение младших старшим

 2) ограничение роли женщины ведением домашнего хозяйства

 3) добровольное распределение обязанностей между членами семьи

 4) совместное проживание нескольких поколений родственников.

А 17  При устройстве на работу гражданка А. заполняла анкету, в которой указала, что она специалист с высшим образованием, происходит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса гражданки А., которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности.

           1) К.  –  гостеприимные хозяева, в их загородном доме часто останавливаются родственники.

           2) К.  –  владелец фирмы по продаже цветов.

           3) Семья К. состоит из мужа, жены, двух дочек и матери мужа.

           4) Муж решает вопросы составления и использования семейного бюджета.

А18 (1)Социологи определяют социальную роль как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей.

 (2)Принято считать, что социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения.

(3)Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса.

 (4)По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.

Определите, какие положения текста носят

  А) фактический характер  Б) характер оценочных суждений

В1     Семья К. состоит из пяти человек. Муж занимается бизнесом, жена  –  воспитанием детей. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что это семья патриархального (традиционного) типа?

В2   Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В России проживает более 100 больших и малых __________ (1) общностей. С распадом СССР старая система ценностей в глазах молодежи была дискредитирована, а новые политические ценности, основанные на принципах __________ (2), еще не вошли в массовое сознание. В этих условиях нашлись политические деятели – национальные лидеры, которые проводили политику «раздувания» __________ (3) и сепаратизма, используя различные способы манипулирования сознанием молодежи. Межнациональные конфликты в нашей стране имеют различные __________ (4) и протекают по-разному. Они ограничивают сферу __________ (5) между молодежью различных национальностей, вызывают у молодых людей настороженность, затрудняют межнациональные контакты. Кроме того, насилие становится фактом общественного __________ (6), повергает народы в состояние взаимной подозрительности, неустойчивости и страха».

 Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 Cписок терминов:

А) демократия

Б) политический

В) национализм

Г) сознание

Д) обучение

Е) причина

Ж) общение

З) последствия

И) этнический

  В3  «Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение __________  (1) строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница __________ (2): менее обеспеченные занимают более низкую ступеньку. Богатые из высшего слоя  имеют, как правило, более высокий уровень образования. Они имеют также и больший объем __________ (3). Кроме того, в общественном __________ (4) та или иная__________ (5), должность, род занятий пользуется разной степенью уважения. Поэтому все существующие в обществе профессии можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального  __________ (6)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

А)         престиж

Б)         мобильность

В)         доход

Г)         мнение

Д)         неравенство

Е)         профессия

Ж)         власть

З)         авторитет

И)         общество

Текст№1

 С1-С4 Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм. Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается. Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем бóльший круг обязанностей на него возлагается.Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение. Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг. (Р.Т. Мухаев)

С1  Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль?

С 2  чём выражается эта связь?

С3  Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы?

С4 Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?

С5 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социализация личности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах

С6  Приехав из деревни в город, молодой человек устроился слесарем на завод. Спустя некоторое время он женился, но так как работа его не устраивала, он решил заняться фермерством и вновь вернулся в деревню. Поскольку экономических знаний и умений у него не было, то спустя три года его ферма разорилась.Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие два направления этого социального процесса присутствуют в этом сюжете? Приведите примеры (2) из сюжета, иллюстрирующие каждое из названных направлений.

        Текст№2

 Социальное равенство – идеал, на протяжении веков отражавший извечную тягу людей к справедливости и вдохновлявший массовые общественные движения и гуманистические течения общественной мысли. Историческая практика подтверждает, что полное равенство недостижимо. И не только из-за различий способностей и задатков, заложенных в людях самой природой, но и вследствие неодинаковости социального статуса, качества и продуктивности их труда. В этом смысле неравенство между людьми неустранимо и лишь меняет свои формы и размеры. Неоднозначно и влияние неравенства на общество. Стремление занять более высокое положение на лестнице имущественной иерархии побуждает людей к повышению эффективности их деятельности и социального статуса. Попытки ввести уравнительное распределение собственности и доходов лишь подрывают экономическое развитие. Но, превысив определенный уровень, имущественное неравенство утрачивает свою стимулирующую роль, превращается в негативный фактор общественной жизни. Чрезмерное богатство, особенно легко доставшееся, как и маргинальная бедность, гасят импульсы экономического развития, порождают социальную напряжённость, подрывают политическую стабильность общества. В той мере, в какой социальное неравенство благоприятствует экономическому и социокультурному развитию и стабильности общества, его можно считать нормальным. Оно становится избыточным, когда ослабляет стимулы экономической деятельности, создаёт очаги напряжения, чреватые социальными потрясениями. Наибольшую остроту проблема избыточного социального неравенства приобретает в периоды общественных трансформаций, когда устоявшиеся структуры равенства-неравенства демонтируются, а новые механизмы распределения материальных благ, социальных услуг, ценностей жизни и культуры еще только формируются.(В.А. Медведев, Ю.А. Красин)

С1 Приведите названные авторами четыре причины недостижимости полного социального равенства. Авторы пишут о неоднозначности влияния неравенства на общество.

С2 Приведите по одному данному авторами объяснению положительного и отрицательного влияния неравенства на общество. Приведите вывод, который сделали авторы, проанализировав влияние неравенства.

 С3 Авторы утверждают, что «наибольшую остроту проблема избыточного социального неравенства приобретает в периоды общественных трансформаций». Приведите названные авторами две причины, которые обусловливают эту остроту, и, опираясь на знания обществоведческого курса и смежных дисциплин, проиллюстрируйте одним примером сделанное авторами утверждение.

С4 Каково, по мнению авторов, экономическое последствие попыток введения уравнительного распределения? Опираясь на обществоведческие знания и знания из смежных дисциплин, поясните этот вывод и конкретизируйте его на примере.

С1-С4  Возникновением «класса интеллектуалов» движителем  социального прогресса становятся нематериалистические цели, и та часть социума, которая не способна их усвоить, объективно теряет свою значимость в общественной жизни более, нежели любой иной класс в аграрном или индустриальном обществах. Интеллектуальное расслоение, достигающее сегодня беспрецедентных масштабов, постепенно становится основой всякого иного социального расслоения… Развитие современной экономики, основанной на производстве и использовании знаний, предполагает формирование нового принципа социальной стратификации, гораздо более жесткого по сравнению со всеми, известными истории. В аграрных обществах власть феодалу над крестьянами давало право рождения, в обществе индустриальном могущество капиталиста основывалось на праве собственности, а влияние государ­ственного служащего определялось его местом в политической системе; все эти статусные факторы не были обусловлены естественными и неустранимыми качествами людей – любой член общества, оказавшись на месте представителей господствующего класса, мог бы с большим или меньшим успехом выполнять соответствующие социальные функции…В современных же условиях не социальный статус служит условием принадлежности человека к элите постиндустриального общества; напротив, сам он формирует в себе качества, делающие его представителем высшей социальной страты. Широко распро­странено мнение о том, что информация есть наиболее демократичный источник власти, ибо все имеют к ней доступ, а монополия на нее невозможна; однако важно и то, что информация является и наименее демократичным фактором производства, так как доступ к ней отнюдь не означает обладания ею …(В.Л. Иноземцев)

С1Какие изменения, по мнению автора, произошли в обществе с возникновением «класса интеллектуалов»? Назовите любые два изменения.

С2 Как автор оценивает новый принцип социальной стратификации? Приведите два  авторских обоснования этой оценки.

С3 Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, поясните значение терминов «социальная стратификация», «элита», «постиндустриальное общество».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по обществознанию 11 класс. Социальная сфера

Тестовые задания к разделу Социальная сфера......

Тесты по обществознанию. 10 класс

Предлагаются тематические тесты по курсу "Обществознание" (базовый уровень, 10 класс. Представлены тесты по темам: "Общество", "Познание", "Научное знание","Культура" и др....

Презентация к открытому уроку обществознания 9 класс. Уголовно-правовые отношения.

1. Задачи урока: Обучающая: Познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ, раскрыть роль образования в современном обществе Развивающая: Развивать умение выбирать главное и обобщать, разви...

Открытый урок обществознания 9 класс. Уголовно - правовые отношения. Технологическая карта

1. Задачи урока: Обучающая: Познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ, раскрыть роль образования в современном обществе Развивающая: Развивать умение выбирать главное и обобщать, разви...