Мир спасает милосердие
методическая разработка (обществознание ) по теме

Чичерова Татьяна Ивановна

Внеклассное мероприятие на тему "Мир спасает милосердие"

Цель: Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на                                                                                                                                                                                                              помощь нуждающимся, стремление быть благородным в жизни.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_spasaet_miloserdie_2.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  внеклассного мероприятия:

«Милосердие – зеркало души человека»

                               

 Цели: 

 1.Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на                                                                                                                                                                                                              помощь нуждающимся, стремление быть благородным в жизни.

 2. Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность», а также развитию нравственного самопознанию.

 

  Задачи:

  1. Помочь  учащимся  раскрыть содержание понятия «милосердие».          

  2. Способствовать развитию нравственных качеств учащихся.

  3.Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.          

  Применяемые методики: методика использования информационных технологий во внеурочное время.

    Технологии: информационные технологии, групповая технология.

 

    Оборудование: компьютер, интерактивная доска, толковые словари русского языка (С.И. Ожегова)

Ход мероприятия

I. Вступительное слово учителя.

Учитель 

   Никто не рождается жестоким и бессердечным. К подобному своему состоянию человек приходит постепенно, по мере получения отрицательного жизненного опыта и под влиянием обстоятельств. Каждый человек попадает в различные ситуации, и не всегда они такие, как нам хотелось бы, но ведь жизнь длится не один день и это естественно. Но важно в любой ситуации не ожесточиться, не потерять любви к этому миру, родным, близким, знакомым.  Некоторые недостатки порождаем мы сами и даже  этого не замечаем.

   Сейчас вам предлагается посмотреть инсценировку отрывка из произведения Виля  Казыханова… и определить тему классного часа.

II. Инсценировка отрывка В. Казыханова.

   Этот дом престарелых расположен на окраине города в малонаселенном районе. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда сюда тоже, конечно же, совершенно разные: у одних никогда не было детей и поэтому, состарившись, они нашли прибежище здесь, другим не нашлось места в семьях их родных детей, третьи не смогли найти общего языка с невестками или внуками, четвертые…Впрочем, стоит ли перебирать все существующие причины. Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал.

   Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25-30 лет, вся пышет здоровьем и неуемной энергией, так что старушка еле поспевает за ней.

   Она заикнулась было: «Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно » - Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик:

   - Мне к шести часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей Алеши сегодня день рождения.

    Поняв, что дальнейший разговор бесполезен, старушка изо всех сил старалась не отставать от молодой женщины.

    Ступив на крыльцо дома, женщина как-то просветлела и, облегченно вздохнув, громко произнесла: «Слава богу, наконец-то, дошли!» Правда, вокруг не было никого, кто бы мог разделить ее радость. Назидательно сказав старушке: «Ты постой здесь, а я посмотрю, есть ли директор», - она, широко распахнув входные двери, поспешила внутрь здания. Однако, не успела старушка, сняв выцветший платок, даже пригладить сбившиеся в пути волосы, как услышала радостный голос:

   - Давай, бабуля, пошли! Директор у себя. Но куда-то спешит, поэтому надо побыстрее к нему.

   Старуха поспешно взяла тяжелый узел в руки и пошла за женщиной.

   Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет.

   - Проходите, пожалуйста, садитесь, - сказал он, вставая со своего, - я – хозяин этого дома. Кто такие будете вы?

   Женщина вынула из сумочки какой-то сверток, небрежно завернутый в газету, и положила перед директором на стол:

   - Вот, читайте. Здесь, между прочим, все должно быть написано.

   Директор, не говоря в ответ ни слова, взял со стола очки, вынул из кармана пиджака носовой платочек, не спеша, старательно протер стекла очков. Затем развязал тесемочку на свертке и, развернув находившиеся там документы, не поднимая глаз, спросил:

   - Девушка, а вы кем приходитесь бабушке?

   - Как это кем? Дочерью, конечно.

   - Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать?

   - Да, - ответила женщина, ничуть не смутившись, и в свою очередь спросила: - Что-то не в порядке с документами? Мне в соцобесе заверили, что «все в порядке».

   - Конечно, конечно, «все в порядке», - полуиронически сказал директор, бросив взгляд на женщину, - только одно мне непонятно: на какое время, на сколько оставляете вы свою маму у нас?

   И на этот вопрос у женщины был готов быстрый ответ:

   - Дело здесь не во мне. Она сама сюда захотела.

   - Да, да, - поддержала ее мать, - я сама напросилась. Захотела, чтобы жили посвободнее. Сколько разрешите, столько и буду жить.

   Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила:

   - Сколько раз мы с Алешей ее уговаривали остаться. Ни в какую не соглашается. Уперлась на своем, как деревенский бык. И все тут!..

   - Сейчас мне все стало понятно, - сказал директор, тяжело вздохнув и опять вставая с места. – Теперь вы, девушка, можете спокойно уходить, а вы, бабушка, немного подождите…

   Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор подошел вплотную к старушке и спросил напрямую:

   - Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, все-таки, пришли сюда?

   - Да откуда такому желанию-то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом. – После смерти моего мужа, дочь вместе со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость лет. Так что, не обессудьте старуху.

   Вопросы для обсуждения:

- Почему старушка оказалась в престарелом доме? Чего же не смогла вынести она?

    (Оскорблений в свой адрес, неуважительности, бездушия, бессердечности, черствого отношения к себе)

   - Как вы думаете, каких людей больше добрых или жестоких?

   - Конечно же, милосердных, доброжелательных, добрых и т.д.

   - Значит, о чем же мы будем вести разговор на сегодняшнем классном часе?

   - О милосердности, доброжелательности в людях.

III. Сообщение темы и цели классного часа.

Тема нашего классного часа «Милосердие – это зеркало души человека».  

Слайд «Милосердие – это зеркало души человека»

Всё живое нуждается в милосердном

отношении.   Нельзя    проявить    его

ни умом, ни словом, оно  проявляется

только сердцем! Не черствым сердцем!

З. В. Душкова

IV. «Милосердие – это зеркало души человека»

1. Значение эпиграфа.

Читает классный руководитель эпиграф, уч-ся объясняют его значение. 

2. Значение слова «милосердие».

Ребята, каково значение этого слова?

Слайд «Милосердие».

3. Цвет милосердия.

Выразите цветом свое отношение к понятию «милосердие ».  

(Дети в группах обсуждают цвет «милосердия» и раскрашивают  слово «милосердие» фломастерами.)

Объясните выбор цвета.

Из ответов учащихся:

«У нас милосердие ассоциируется с зеленым цветом, цветом нежного и бережного отношение людей к друг другу.»

«Милосердие – это красный цвет, цвет крови, цвет сердца, которое дает силы для добра».

«Милосердие» -  это цвет голубого неба, цвет чистоты отношений людей к окружающему миру.

Слайд «Цвет милосердия»

4. «Что таит слово милосердие»?

А теперь представьте  слова, которые таит  слово «милосердие».

Слайд «Что таит слово милосердие»?

1. Приветливость.                                             10. Тепло.

2. Забота.                                                            11. Нравственность.

3. Внимание.                                                      12. Духовность.

4. Искренность.                                                 13. Счастье.

5. Открытость.                                                  14. Гуманность  

6. Доброта.                                                        15. Человеколюбие

7. Дружелюбие.                                                16. Сострадание

8.   Самоотдача.                                                17. Уважение

9.   Пожертвование.

5. Работа с толковым словарем С. И. Ожегова.

Учитель

Перед вами лежат толковые словари, вы должны мне найти определения этих слов с помощью словарей. (Работа в группах.)

Учитель: Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием. Выполнив это задание, вы поняли, что все эти слова взаимосвязаны.

Учитель

 Сколько понятий вы вложили в одно слово. Но ведь вы все правы. Слово «милосердие» в себе несет очень много.

Милосердие можно определить как милое сердцу деликатное проявление души человека.

Очень многое зависит от человека в его отношениях с другими людьми и окружающим миром. Что же мешает порой соответствовать милым любому сердцу проявлениям?

6. «Условия милосердия»

Слайд «Условия милосердия»

Ученица: Умение видеть, слышать, понять.

Учитель: Безусловно, это первое условие милосердия. А какое второе? Ученица: Подтверждать свои стремления быть милосердным поступками. Учитель: Верно. Это и есть второе условие.

6. Значение высказываний о милосердии.

Учитель

А сейчас я  каждой группе  даю карточки с высказываниями о милосердие и каждая группа должна прокомментировать доставшееся высказывание.

(Каждое высказывание  показывается на  интерактивной доске.)

Слайд «Высказывания о милосердии»

   Карточка1. Мы все природой пробуждаемся к милосердию, и нет в нашей природе другого столь доброго свойства. Милосердие происходит от любви. Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего (святитель Иоанн Златоуст).

   Карточка2. Милосердие есть пристань для нуждающихся, а пристань принимает всех потерпевших кораблекрушение и спасает от опасностей, злые они или добрые (митрополит Филарет).

  Карточка3. Милосердие – это любовь, которая взаимности не требует, возможна ко всем людям, в этом ее богатство и сила (Н. Бердяев).

Дети комментируют высказывания.

Вывод:

7. Пример истинного милосердия и любви к ближнему.

Учитель

Слайд………..

Жизнь, история дают нам многочисленные примеры истинного милосердия и любви к ближнему. Вот один из них.

Вспомним великого князя Сергея Александровича, дядю последнего русского императора Николая II, и его супругу великую княгиню Елизавету Федоровну. Сергей Александрович погиб от бомбы террориста в 1905 году. В это время Елизавета Федоровна (ныне канонизированная православной церковью святая мученица) находилась в Кремле. Узнав о случившемся, она тут же поехала на место злодеяния. Бомба революционера Каляева разорвала великого князя на части.

Когда Елизавета Федоровна подъехала, убийца был уже схвачен, у места происшествия собралась толпа. Княгиня без крика и слез начала собирать останки Сергея Александровича и класть их на носилки. В течение еще нескольких дней после взрыва находили части тела великого князя, а его сердце обнаружили на крыше ближайшего здания. Москва была поражена совершенным злодейством. Каляева посадили в тюрьму.

После такого потрясения можно было ожесточиться, возненавидеть этот несправедливый мир. Но в том, как повела себя княгиня, поистине отразилось величие ее души.

Во время взрыва пострадал кучер Ефим, которого сразу же отправили в больницу. Елизавета Федоровна, спрятав глубоко в сердце свою личную трагедию, помогла смягчить трагедию другого. Вернувшись после отпевания мужа, совершенного в Чудовом монастыре в Кремле, она сменила траурное черное платье на голубое и поехала сразу в больницу. Она сделала это специально, чтобы слуга умер спокойно, уверенный в том, что великий князь спасся. В дальнейшем великая княгиня побеспокоилась и об обеспечении семьи погибшего.

Забота и милосердие проявились у нее и к убийце мужа. Елизавета Федоровна подала прошение царю о том, чтобы фанатика оставили в живых. Она сама пришла к нему в тюрьму и просила его покаяться. Без злобы, без ненависти, а с чувством глубокого милосердия и добра она говорила: «Он не ведал, что творил». Это ли не доказательство любви к людям, и даже к своим врагам? Это ли не пример для подражания?

После смерти мужа вдова, бывшая принцесса, продала все свои драгоценности и на полученные средства устроила Марфо-Мариинскую обитель. Вся ее дальнейшая жизнь превратилась в подвиг самопожертвования и любви к несчастным и нуждающимся.

Беседа по вопросам.

 Мы живем, страдая и любя,

Но живем совсем не для себя!

8. «Что общего в словах»?

Слайд «Что общего в словах»?

Учитель: Милосердие, милость, милостыня. Ребята, подумайте, что общего и особенного в этих словах?

Ученица: Не зря эти слова от одного корня, во всех трех словах смысл - милость к людям.

Ученик: Милость - может обозначать и прощение, а милостыня -это то, что кто-то отдает, а кто-то получает.

Учитель: Милосердие всегда строится на уважении и чувстве сострадания, сопричастности к человеку. Следовательно, оно направлено на сохранение самоуважения в каждом человеке. Именно оно мило сердцу и никогда не унижает, поскольку не кричит о себе и не бросается в глаза.

Мы подчас боимся выложить копейку нищему, проявить даже малейшую заботу об униженном. Нет, нельзя бояться делать добро. От этого станет и вам радостнее и светлее. Если вы сделали что-то от чистого сердца, искренне пожалели человека и при этом его не унизили, то вспомните его благодарный взгляд. Как бы вам не было тяжело от своих внутренних переживаний, вы сумели найти в себе душевные силы, оторваться от них, помочь тому, кто страдает больше вас.

Представьте себе, если бы каждый из нас был внимателен к окружающим, скольких бед можно было бы избежать! А сколько новых друзей могло бы быть у каждого из нас! У добра много лиц: кто-то помог дойти до дома старому  человеку. Кто-то в дни террористического акта, например в Беслане, оказал помощь,  не дожидаясь громкого призыва. Иные, прочитав рубрику «Поможем» о пожаре, который сделал скромную семью «бомжами», спешат на почту с одеждой, собранной у себя дома и у друзей…

Пропустив через себя боль другого, постороннего вам человека, вы излечиваетесь от собственной боли.

   Есть такая закономерность. Когда случается отдавать последние деньги на милостыню, они почти всегда  возвращаются.

Причем чаще всего тогда, когда ждать их совсем неоткуда. В духовной литературе написаны интересные притчи о милостыне:

Слайд «Притча о милостыне»

«Иной сыплет щедро, а ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же, беднеет. Благотворительная душа будет насыщена; и кто наполняет других, тот и сам наполнен будет».

Значение данной притчи.

9. Беседа с уч-ся о добрых делах.

Сердце чьё смягчил,

Кому подал руку?

Кому облегчил душевную муку?

Чью старость утешил?

Кого осчастливил?

Кого на дорогу на торную вывел?

Слово учителя:

Эти вопросы обращены к каждому из нас. И я убеждена, что в жизни всех нас были моменты, когда нам кто-то вовремя помог в самых разных ситуациях. Или вы сами поддержали кого-то в беде, независимо от того, родной это был человек или вовсе незнакомый.

Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или услышали о людской доброте и не забыли.

«Добрый поступок» (рассказывают уч-ся)

(Акция "Милосердия - Помощь ученику нашей школы", Акция "Пожилой человек", акция «Доброе сердце»)

Добро, сотворенное вашими руками, принесет чудо, и нужно быть мудрым и не остаться в стороне.

Ученик

Не стой в стороне равнодушным,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря.

Ученик

Как бы жизнь не летела,

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело,

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живем на земле.

10. Анализ теста «Добрый ли вы человек?»

Учитель

Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

Послушайте высказывание: «Милосердие – это активная доброта». (И.Н. Шевелев)

Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. А сейчас я предлагаю вам проверить себя: добрый ли вы человек.

Слайд ТЕСТ

                                          ТЕСТ

 (Тест проведен заранее, учитель на классном часе знакомит с результатами теста)

  Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет».

  Вопросы:

  1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
  2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
  3. Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
  4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?
  5. Часто ли ты используешь злые шутки?
  6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
  7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
  8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
  9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграешь?
  10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
  11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
  12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

    Подсчет очков. Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы:1,2,3,4,7,11 – и за отрицательный ответ на вопросы: 2,5,6,8,9,10,12.  

   Результаты:

 Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

  От 4 до 8 очков. Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

  Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

Учитель

Мы живём в коллективе, коллектив не любит недоброжелательных людей. Надо уметь чувствовать, уметь видеть по-доброму окружающих вас одноклассников, уметь желать добра.

Добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Истинная доброта выражается в желании видеть лучшим человека, с которым ты соприкасаешься. Если в твоей душе зашевелилось чувство радости в связи с тем, что твой товарищ хуже тебя значит тебе надо ещё много, очень много учить, воспитывать самого себя, изгонять из себя эгоизм, тщеславие и малодушие.

 Умейте чувствовать рядом с собой человека, умейте читать его душу, увидеть в его глазах его духовный мир – радость, беду, несчастье, горе.

11. Слово о матери.

Украинская народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость - неотвратима, смерть - неумолима, перед этими несчастьями, никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня.

И это зависит не только от нас, родителей, но и от вас самих - детей. Умейте чувствовать тончайшие душевные движения матери и отца. Не приносите тревог, огорчений, обид. Не допускайте, чтобы жизнь родителей была отравлена вашим позорным поведением. Помните, что раннюю старость и болезнь нам приносят не столько труд и усталость, сколько сердечные волнения, переживания, огорчения, обиды. Когда болит сердце, за вас дети, седеют волосы. Не забываются оскорбительные слова. Рана от занозы заживает, и следа не остаётся. А рана от обидных слов заживает, но глубокий след оставляет.

Будьте добрым сыном, доброй дочерью до самой старости.

Умейте чувствовать сердце матери, умейте видеть в ее глазах мир и покой, счастье и радость, тревогу и беспокойство, смятение и огорчение. Если ты не научишься видеть в глазах матери ее душу, ты на всю жизнь останешься нравственной невеждой.

Ученик

                                       Не прячьте доброту

Не прячьте доброты своей,

                                        Откройте сердце всем наружу.

Тем, что имеете, щедрей

Делитесь, распахните душу.

                                        Дарите только теплоту:

                                        Ребёнку, женщине и другу,

                                        И отодвиньте пустоту.

                                       Жизнь всё вернёт сполна по кругу.

К вам возвратятся свет, любовь,

Мечта и счастье к вам вернётся.

И нежной лаской вновь и вновь

В вас чья–то радость отзовётся.

V. Вывод.

Учитель: Ребята, мы говорили о милосердии, которое человек может проявлять к другому человеку. А и кому мы еще можем проявить милосердие?

Ученица: Милосердие к природе.

Ученик: К животным, птицам, рыбам.

Ученица: Даже к насекомым надо проявлять милосердие.

Слайд….

Учитель

 Милосердное отношение ко всему, что нас окружает, проявляется в поступках. Научитесь дарить тепло, доброту, милосердие, и оно обязательно вам вернется сторицей.

Важно найти мир и в своей душе, где не будет злобы и агрессии, ненависти.

И еще важно помнить, что ты нужен, без тебя не могут обойтись твои близкие, и не только близкие, а даже незнакомые люди. Тот же нищий, которому ты подашь милостыню и которому ты отдашь частичку своего сердца, свое милосердие.

Учитель. 

Завершить классный час я хочу словами В.А.Сухомлинского «Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. Умение чувствовать , умение видеть по-доброму окружающих людей не только показатель этической культуры , но и результат огромной внутренней работы духа. Поистине добрый человек сегодня становится лучше, чем вчера; добрые побуждения ему самому приносят счастье. Хорошие , добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Способен желать добра другому только тот, кто сам чувствует, что он сегодня стал лучше, чем вчера. От того, как мы видим другого человека , как мы к нему относимся, зависит мир и покой в нашей душе»
За добро платите добром!
Будьте добрыми и милосердными.

VI. Звучит песня «Мы желаем счастья вам».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рецензия на повесть Е.Носова "Яблочный Спас"

Материал содержит примерную рейензию на повесть Е.Носова "Яблочный Спас"...

внеклассное мероприятие "Спаси компьютер от вируса"

Внеклассное мероприятие проводилось в 9 классе, как закрепление текстового и графического редактора  Paint, Word. Предоставлена презентация и бланки для обучающихся. Расчитано на 40-45 минут....

"Спасите Новый год"

Предлагаю Вашему вниманию новогодний сценарий "Спасите Новый год!". Так как 2012 год у нас по Восточному календарю - год Дракона, то в сценарии задействованы 3 Дракончика, но могут быть и Собаки, и Ко...

План-конспект урока литературы «Доброе — это прекрасное в действии»(Ж.-Ж.Руссо)(По рассказу Е.И.Носова «Как патефон петуха от смерти спас»)

Е.И.Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, состра...

Сценарий спортивного праздника для начальной школы "Спасите Деда Мороза"

Спортивный праздник для учащихся начальной школы к Новому году....

Классный час "Цена милосердия" из проекта "Школа милосердия"

 Воспитание в детях сострадания, умения прийти на помощь, милосердия, уважения к людям и самим себе....