План-конспект открытого урока обществознания и ОБЖ в 9 классе «Личность и личный выбор. Молодое поколение против курения».
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме
Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ. На нем рассматриваются тема по обществознанию "Личность и личный выбор" и тема по ОБЖ "Молодое поколение против курения". Это позволяет рассмотреть проблему с двух сторон: социальной и физиологической.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurenie.docx | 335.79 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока обществознания,
интегрированного с основами безопасности жизнедеятельности в 9а классе
В 2013-2014 учебном году на тему «Личность и личный выбор. Молодое поколение против курения».
Учитель истории, обществознания
и МХК Туканенков В.А.
Цель 1. Дать учащимся понятие «личность и личный выбор» и показать на конкретных примерах ответственность личности за свои поступки.
2. Развивать в учащихся чувство ответственности и сопричастности к общественной жизни.
3. Воспитывать у учащихся стойкое чувство неприятия курения, осознания его вредности для здоровья.
1. Рассказ учителя с элементами беседы.
2. Проведение дискуссии «Курение – это мое личное дело или это касается всех окружающих?»
3. Итогом урока является рисование наброска плаката «Молодое поколение против курения».
Основные понятия:
Личность; личный выбор; потребности человека; отклоняющееся поведение; социальная норма; парадокс.
В защиту курения | Против курения |
| 1. Вред собственному здоровью. |
| 2. Вред здоровью окружающих. |
| 3. Опасность пожара. |
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания. Опрос знаний учащимися основополагающих терминов «общество», «сферы жизни общества», «Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность.», «Моральные нормы», «Самоконтроль».
- Прослушивание двух мелодий («Баркаролла» П.И.Чайковского и «Тяжелый рок» группы Раммштайн)
Вопрос к классу: «Что вы услышали в этих двух мелодиях?» (контраст)
«Какие два начала там звучат?» (созидание и разрушение)
- Объявление темы урока и прослушивания учащимися рассказа учителя «Значимость личного выбора образа жизни».
- Постановка проблемного вопроса «Курение – это мое личное дело или это касается всех окружающих?»
Проведение дискуссии с одновременным заполнением таблицы, в которую будут занесены аргументы в защиту курения и против курения, показана связь между курением как «личным делом» и общественными интересами.
Аргументы показывают наглядно связь курения «как личного дела» с общественными интересами. Действительно, все вокруг твердят о вреде курения, а с точки зрения обществознания оно имеет явно общественно-значимую направленность: курение обеспечивает заработок членам общества, работающим в табачной промышленности, и сбыт продукции сельским жителям, испокон веков занимающимся выращиванием табака.
Табачная плантация.
Выходит, чем раньше начинаешь курить, тем лучше для общества, а те, кто не курит – эгоисты.
-Правильны ли наши выводы? Нет ли здесь парадокса?
(Введение в лексикон учащихся термина «парадокс». Парадокс – странное мнение, высказывание, расходящееся с общепринятыми мнениями, научными положениями, а также мнение, противоречащее здравому смыслу.)
Вывод, к которому мы пришли, явно парадоксален:
- Врачи – результат курения – обострение болезней легких, сердца, головы – снижение работоспособности, укорачивание срока жизни.
- Затрагивает ли это интересы общества (да). Курение – снижение трудоспособности людей, уменьшение экономического потенциала общества.
- Но в создании экономического потенциала общества участвует и табачная промышленность. Это источник заработка для многих десятков тысяч.
Мы с вами встретились с ситуацией, в которой имеются два правосознания.
Как удовлетворить интересы курящих и некурящих? Как принять справедливое решение?
В этой ситуации напрашивается какое-то правило поведения? Назовите такие нормы.
(«В школе не курят», «Место для курения») – это моральные нормы.
Между правом и моралью тесная связь.
Ориентир на справедливость как на меру и критерий своих прав.
Справедливый образ жизни – жить честно, не чинить вреда другому, уважать чужую личность и не вторгаться в сферу ее свободы.
Курящие, не соблюдая установленные права, нарушают права некурящих.
Заставить насильно отказаться от курения общество не может, оно воздействует на курящих через убеждения, через аргументы «за» и «против». Нормы морали предлагают человеку идеал поведения, нравственную опору.
Конечная часть урока: