План-конспект открытого урока обществознания и ОБЖ в 9 классе «Личность и личный выбор. Молодое поколение против курения».
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме

Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ. На нем рассматриваются тема по обществознанию "Личность и личный выбор" и тема по ОБЖ "Молодое поколение против курения". Это позволяет рассмотреть проблему с двух сторон: социальной и физиологической.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurenie.docx335.79 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока обществознания,

интегрированного с основами безопасности жизнедеятельности в 9а классе

В 2013-2014 учебном году на тему «Личность и личный выбор. Молодое поколение против курения».

Учитель истории, обществознания

              и МХК Туканенков В.А.

Цель 1. Дать учащимся понятие «личность и личный выбор» и показать на конкретных примерах ответственность личности за свои поступки.

            2. Развивать в учащихся чувство ответственности и сопричастности к общественной жизни.

            3. Воспитывать у учащихся стойкое чувство неприятия курения, осознания его вредности для здоровья.

        1. Рассказ учителя с элементами беседы.

        2. Проведение дискуссии «Курение – это мое личное дело или это касается всех окружающих?»

        3. Итогом урока является рисование наброска плаката «Молодое поколение против курения».

Основные понятия:

Личность; личный выбор; потребности человека; отклоняющееся поведение; социальная норма; парадокс.

            В защиту курения

                 Против курения

  1. Дает «кайф», можно расслабиться.

1. Вред собственному здоровью.

  1. Выглядишь по-взрослому, желание быть «крутым».

     2. Вред здоровью окружающих.

  1. Дает заработок крестьянам, которые выращивают табак, рабочие места для трудящихся на табачных фабриках.

     3. Опасность пожара.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания. Опрос знаний учащимися основополагающих терминов «общество», «сферы жизни общества», «Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность.», «Моральные нормы», «Самоконтроль».
  3. Прослушивание двух мелодий («Баркаролла» П.И.Чайковского и «Тяжелый рок» группы Раммштайн)

Вопрос к классу: «Что вы услышали в этих двух мелодиях?» (контраст)

«Какие два начала там звучат?» (созидание и разрушение)

  1. Объявление темы урока и прослушивания учащимися рассказа учителя «Значимость личного выбора образа жизни».
  2. Постановка проблемного вопроса «Курение – это мое личное дело или это касается всех окружающих?»

            Проведение дискуссии с одновременным заполнением таблицы, в которую будут занесены аргументы в защиту курения и против курения, показана связь между курением как «личным делом» и общественными интересами.

Аргументы показывают наглядно связь курения «как личного дела» с общественными интересами. Действительно, все вокруг твердят о вреде курения, а с точки зрения обществознания оно имеет явно общественно-значимую направленность: курение обеспечивает заработок членам общества, работающим в табачной промышленности, и сбыт продукции сельским жителям, испокон веков занимающимся выращиванием табака.

        Табачная плантация.

Выходит, чем раньше начинаешь курить, тем лучше для общества, а те, кто не курит – эгоисты.

-Правильны ли наши выводы? Нет ли здесь парадокса?

(Введение в лексикон учащихся термина «парадокс». Парадокс – странное мнение, высказывание, расходящееся с общепринятыми мнениями, научными положениями, а также мнение, противоречащее здравому смыслу.)

Вывод, к которому мы пришли, явно парадоксален:

  1. Врачи – результат курения – обострение болезней легких, сердца, головы – снижение работоспособности, укорачивание срока жизни.

  1. Затрагивает ли это интересы общества (да). Курение – снижение трудоспособности людей, уменьшение экономического потенциала общества.
  2. Но в создании экономического потенциала общества участвует и табачная промышленность. Это источник заработка для многих десятков тысяч.

Мы с вами встретились с ситуацией, в которой имеются два правосознания.

Как удовлетворить интересы курящих и некурящих? Как принять справедливое решение?

В этой ситуации напрашивается какое-то правило поведения? Назовите такие нормы.

(«В школе не курят», «Место для курения») – это моральные нормы.

Между правом и моралью тесная связь.

Ориентир на справедливость как на меру и критерий своих прав.

Справедливый образ жизни – жить честно, не чинить вреда другому, уважать чужую личность и не вторгаться в сферу ее свободы.

Курящие, не соблюдая установленные права, нарушают права некурящих.

Заставить насильно отказаться от курения общество не может, оно воздействует на курящих через убеждения, через аргументы «за» и «против». Нормы морали предлагают человеку идеал поведения, нравственную опору.

Конечная часть урока:

Подведение итогов, рисование плакатов против курения.