открытый урок по обществознанию по теме "Избирательное право. Избирательный процесс"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме

ПРОЦЕНКО ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА

открытый урок по обществознанию по теме "Избирательное право. Избирательный процесс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon demokraticheskie_vybory.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18 ст. Урухской»


План-конспект урока по теме:

«Избирательное право.

Избирательный процесс»




(Обществознание 9 класс)


Автор:

Проценко Оксана Владимировна

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №18 станицы Урухской



2012 г.

   Цель занятия:

     1.     Систематизировать знания полученные учащимися в ходе изучения темы «Политическая сфера »

     2.     Формирование чувства личной ответственности за свою гражданскую позицию и свой политический выбор .

Задачи:

1.     Помочь учащимся осознать свое отношение к политической сфере жизни общества

    2.    Содействовать практическому овладению способами деятельности, отражающими роль избирателей

Тип урока: повторительно-обобщающий урок с элементами игры

Оборудование: плакаты,  агитационная литература, урна и  бюллетени для голосования, ПК для составления электронного агитационного плаката.

Ключевые понятия: гражданин, выборы, голосование, референдум, активное и пассивное избирательное право, избиратель.

Структура урока:

  1. Оргмомент – 2 мин.
  2. Мотивация – 5 мин.
  3. Закрепление ранее изученного материала – 30 мин.
  4. Итог игры – 1 мин.
  5. Рефлексия– 5 мин.
  6. Подведение итога урока– 2 мин.

Ход урока:

Учитель

Ученики

Организационный момент

 - тема сегодняшнего мероприятия «Выбор». Здесь имеется в виду ваш собственный выбор, который вам предстоит сделать в скором будущем и соответственно речь пойдет об избирательном праве. Сегодня мы с вами вспомним основные избирательные права и избирательные системы. Побеседуем над представленными задачами-ситуациями.

  • слушают

Мотивация 

- Эта тема важна тем, что сегодня мы будем говорить не только о правах человека, но и о гражданском долге, личной ответственности каждого за сделанный выбор.

-  Наше занятие пройдёт в необычной форме, оно будет состоять из нескольких этапов, каждый из которых является составной частью избирательного процесса,  вы сможете проявить свои организационные, коммуникативные, ораторские и иные способности.

- Сегодня мы будем выбирать главу администрации  Урухского сельского совета.

  • Слушают.

Закрепление ранее изученного материала

  1. Этап.

-  Вы заранее были извещены о теме и условиях нашей игры. Трое учащихся класса представят себя в качестве кандидатов на должность главы администрации  Урухского сельского совета. Для этого наши кандидаты должны были провести свою предвыборную компанию, составить агитационные листовки.

2. Этап. Выполнение заданий по группам.

Первая группа учащихся из предложенного списка кандидатов на пост главы администрации Урухского сельского совета должна составить избирательный бюллетень.

Вторая группа создает электронный вариант рекламного плаката «Все на выборы!» (должен быть убедителен для обывателей, которые игнорируют выборы).

3. Этап. Голосование.

- Прежде, чем начать процесс голосования назовите основные требования, предъявляемые к помещению для голосования.

  • Каждому ученику раздает бюллетень для голосования, в котором он ставит отметку напротив понравившегося кандидата.
  • В урну были опущены несколько  бюллетеней со специально допущенными ошибками, которые должна выявить участковая избирательная комиссия.

4. Этап. Разреши ситуацию.

  • Учащимся предоставляются тексты:

-  Что делать, если Вы не обнаружили свою фамилию в списках избирателей или заметили ошибку?

- Что делать, если у Вас временно нет паспорта?

- Гражданин опустил в урну для голосования чистый бюллетень, как будет считаться его голос при подсчете?

5 Этап: Оглашение результатов.

  • Учащиеся представляют свои кандидатуры.
  • Слушают.

  • Первая группа учащихся составляет избирательный бюллетень.

  • Вторая группа работает над созданием электронного рекламного плаката.

  • Называют  требования.

(На входе в здание, где состоится голосование, размещается вывеска с указанием номера избирательного участка и вывешиваются государственный флаг Российской Федерации, флаг субъекта Российской Федерации. Вывеска с указанием номера избирательного участка выполняется в виде светового табло.

К помещению для голосования подводится телефонная линия (при применении средств автоматизации - 2 телефонные линии).

В помещении для голосования либо непосредственно перед ним оборудуется стенд с образцами заполнения избирательного бюллетеня, информационными материалами обо всех зарегистрированных кандидатах, а также информацией об отмене регистрации зарегистрированных кандидатов, об изменениях в составах избирательных блоков, выдвинувших зарегистрированных кандидатов. Кроме того, на стенде размещаются извлечения из уголовного и административного законодательства Российской Федерации об ответственности за нарушения избирательных прав граждан Российской Федерации. На стенде в обязательном порядке размещаются информационные плакаты избирательных комиссий: «Порядок заполнения избирательного бюллетеня», «Ответственность за нарушение избирательных прав граждан», «Кандидаты на должность (кандидаты в депутаты)».

На стенде рекомендуется разместить брошюры с текстом Конституции РФ, федеральных и региональных избирательных законов, соответствующих уровню выборов. Указанные материалы размещаются так, чтобы избиратели могли свободно знакомиться с ними. Информационные материалы не должны содержать агитационные призывы.

Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей и других участников избирательного процесса.)

  • Голосуют.
  • Опускают бюллетень в урну для голосования.

  • Группа учащихся – участковая избирательная комиссия - подсчитывают голоса.

  • Отвечают.

 (Вы вправе заявить в участковую избирательную комиссию в течение 24 часов, а в день голосования – в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее с момента окончания голосования обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо выдать письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления.)

  • Отвечают.

(В этом случае Вы должны предъявить документ, его заменяющий (военный билет или удостоверение личности для лиц, которые проходят военную службу, справки установленной формы, заграничный паспорт гражданина РФ – только для лиц, постоянно проживающих за пределами РФ, паспорт моряка).

  • Отвечают.

(Никак, бюллетень считается испорченным).

  • Участковая избирательная комиссия знакомит присутствующих с результатами голосования.
  • Проводится работа над ошибками с испорченными бюллетенями.

Итог игры

- Наши выборы подошли к концу, глава администрации  Урухского сельского совета избран.

  • Слушают.

Рефлексия.

- В современном обществе выборы являются одним из ведущих институтов демократии, так как с ними связана реализация политических прав граждан. Выборы являются главной формой проявления суверенитета народа. Обеспечивают смену правящих элит. В процессе выборов происходит политическая социализация населения, развитие политического сознания и участия. В ходе избирательного процесса граждане усваивают политические ценности и нормы, приобретают навыки и опыт.

Закончим наш урок мы одним из способов голосования, которым пользовались древние греки. Если вам понравилось мероприятие, положите белые камни в вазу при выходе, если вам было не интересно – положите в вазу черные камни. Камни двух цветов лежат у вас на столах.

        

  • Слушают

Подведение итога урока

- Закончим наш урок мы одним из способов голосования, которым пользовались древние греки. Если вам понравилось мероприятие, положите белые камни в вазу при выходе, если вам было не интересно – положите в вазу черные камни. Камни двух цветов лежат у вас на столах.

        Или  (Для того, чтобы определить важность данного мероприятия для каждого из вас, прошу взять цветные квадратики, которые лежат на столе и наклеить их на ватман, который находится на доске. Если вам понравилось – красный квадратик, если вы остались равнодушны к  игре – синий, если вам было скучно и совсем не понравилось – чёрный.)

 - Спасибо за сотрудничество. До свидания.

  • Голосуют.

Пояснительная записка.

 В условиях становления демократического государства возрастает необходимость в подготовке молодого поколения к сознательному выбору. Современное общество ставит перед молодежью определенные цели и задачи, для реализации которых необходимы многие знания и умения, в том числе умение защищать и отстаивать свои права, интересы. Подобные компетенции можно развить на уроке обществознания.

 Одним из таких необходимых знаний для развития вышеуказанных компетенций является «Избирательное право», которому и посвящен урок. Цель  этой работы   - подготовка учащихся к ответственному участию в политической жизни в качестве компетентных, информированных граждан, преданных фундаментальным ценностям демократии.

Форма урока: повторительно-обобщающий урок с элементами игры.

 Мной была выбрана  данная форма, так как считаю продуктивным способом организации познавательной деятельности учащихся. Игра способствует лучшему усвоению материала и, в конечном итоге, повышает интерес к предмету. Ученик должен «проживать» ту или иную ситуацию, тогда он полнее и чётче осознает её смысл и направленность. Элементы игры на уроках обществознания в старшей школе имеют свои неповторимые особенности. Во-первых, в силу возраста большинство старшеклассников считают этот вид деятельности недостойным их внимания, но поиграть-то хочется. Во-вторых, проигрывание ситуаций происходит уже с позиции накопленного социального и обыденного опыта, но не совершенного, способного корректироваться и меняться. И, в-третьих, игра позволяет расширить область общения, создаёт ситуацию успеха.

 Результативность таких занятий очевидна:

 -повышается успеваемость по предмету, совершенствуется речь учащихся;

 -меняются взаимоотношения в классном коллективе, они становятся доверительнее;

 -повышается интерес к предмету, ребята уже ждут таких занятий, готовы взять на себя процесс подготовки и организации игры.

 Данная форма занятий - это благодатная почва для реализации творческого потенциала педагога и учащихся.

Представленное мероприятие создано для учеников 9 класса. Данную методическую разработку можно использовать не только для проведения урока по заданной теме в курсе изучения обществознания, но и внеклассного мероприятия.

Вывод.

Мероприятия подобного типа формируют гражданское самосознание и гражданскую ответственность. Большая часть учащихся считает необходимым принятие участия в выборах любого уровня, не зависимо от их личного отношения к тому или иному представителю власти. Значит, поставленная перед мероприятием цель была достигнута.

Учащиеся принимали активное участие в мероприятии. Внутри классного коллектива сложилась атмосфера дружелюбия. Ребята научились в процессе обсуждения избегать между собой конфликтов, мобилизуя все силы для совместной работы. Ребятам пришлось изготавливать электронные варианты агитационных плакатов в процессе игры, что свидетельствует об умении использовать дополнительную информацию из разных источников.

Все выше изложенное свидетельствует о решении поставленных задач.

Мероприятие в полной мере реализует обучающие, развивающие и воспитательные цели образовательного процесса; является интересным и необходимым элементом гражданско-патриотического воспитания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"

Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"Цель :Углубить и систематизировать знания учащихся по теме.Задачи:Подвести учащихся к пониманию того, что через выборы осуществляется представ...

«Избирательное право. Избирательный процесс»

Данный материал содержит лекцию, пресс-конференцию с детьми, лабораторную работу и практикум...

Избирательное право. Избирательный процесс.

Методическая разработка, которую можно применять при изучении данной темы в 11 классе по обществознанию....

Урок в 10 классе по теме «Избирательное право», «Избирательный процесс».

Урок в  10 классе по теме  «Избирательное право», «Избирательный процесс». Цели урока:Познакомить учащихся с различными видами избирательных систем,  сущностью и принципами избират...

Конспект урока по теме " Избирательное право. Избирательный процесс" 11 класс.

Урок в форме брейн-ринга по теме "Избирателбное право. Избирательный процесс" 10-11 класс...

Тематический тест по праву для 10-11 класса "Избирательное право. Избирательный процесс."

Для профильных классов, где "Право" ведется отдельным предметом....

Урок "Избирательное право.Избирательный процесс".

Цель:   сформировать у обучающихся представление об избирательной системе Российской федерации....


 

Комментарии

Ефимец Ольга Александровна

Спасибо за материал

Ефимец Ольга Александровна

Спасибо за материал