Урок в 10 классе по теме «Избирательное право», «Избирательный процесс».
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Борзова Ольга Владимировна

Урок в  10 классе по теме  «Избирательное право», «Избирательный процесс».

 

Цели урока:

Познакомить учащихся с различными видами избирательных систем,  сущностью и принципами избирательной системы РФ, процедурой выборов в РФ;

Сформировать аналитические умения  и навыки (применять полученные знания на практике, вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение);

 Воспитывать активную гражданскую позицию учащихся.

 

Оборудование: презентация по теме урока, фрагменты документов, тексты, задачи.

 

Основные понятия: выборы, референдум, активное избирательное право,  пассивное избирательное право, избирательные комиссии.

 

План урока:

1. История выборов.

2. Избирательное право в РФ.

3. Избирательная система.

4. Избирательная комиссия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обществознание

Урок в  10 классе по теме  «Избирательное право», «Избирательный процесс».

 

 

Цели урока:

Познакомить учащихся с различными видами избирательных систем,  сущностью и принципами избирательной системы РФ, процедурой выборов в РФ;

Сформировать аналитические умения  и навыки (применять полученные знания на практике, вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение);

 Воспитывать активную гражданскую позицию учащихся.

Оборудование: презентация по теме урока, фрагменты документов, тексты, задачи.

Основные понятия: выборы, референдум, активное избирательное право,  пассивное избирательное право, избирательные комиссии.

План урока:

1. История выборов.

2. Избирательное право в РФ.

3. Избирательная система.

4. Избирательная комиссия.

 

На доске написаны тема урока, план урока, можно поместить агитационные материалы избирательных кампаний (по выбору учителя).

1. Во вступительном слове учитель рассказывает  цели, знакомит с планом урока, отмечает, что с выборами человечество  столкнулось еще на заре своей истории. Сегодня без выборов невозможно представить политическую жизнь демократического общества.

    Учащиеся заслушивают  сообщение учащегося « Выборы в истории человечества» (опережающее задание):

 Человеку и человечеству свойственно выбирать. Элементы первичного родового народовластия  принято называть « первобытной демократией». В те времена предводителей родов выбирали на совете взрослых сородичей.

   Достаточно развитых форм достигла родовая демократия у древних германцев, саксов и франков. Зрелую форму управления представляли собой народные собрания древних греков в период архейской Греции.

   Одним из ярких вождей  демоса был Перикл, при котором афинская демократия достигла своего апогея. Народному собранию были приданы законодательные функции, оно превратилось в орган государственной власти, действенный институт прямой демократии.

   Шли годы, столетия, сменялись государства и формы народовластия. Среди форм народного  представительства следует обратить  внимание на английский парламент, первое заседание которого состоялось в  1265 г. Это был сословно представительный орган, состоящий из палаты лордов и палаты общин.

   Выбирали и на Руси. Достаточно вспомнить Новгородское вече – орган прямой демократии, выросший из родовых общин, которые отличались развитым самоуправлением. Для русского семейно – родового строя были характерны принципы, выраженные в поговорках: « Мир – великий человек», « Куда мир - туда и мы», « Мы от мира не отметчики», « На миру и смерть красна».

   В период Московского царства для решения важных вопросов  при государе возникли Земские соборы, в  состав которых входили все чины Московского государства: бояре, дворяне, дьяки, выборные от городов и т.д.

    Следует упомянуть о  предшественнице нынешней Нижней палаты Федерального Собрания - Государственной думе.  Манифест о ее создании был подписан Николаем II в августе 1905 г. Первоначально она являлась законосовещательным учреждением, но вскоре приобрела законодательные функции. Закон о выборах в Думу несколько раз изменялся.

   В советской России выборы как таковые сохранялись, но были формальны, поскольку кандидаты назначались партийными комитетами на безальтернативной основе и, ни у кого из рядовых граждан не возникло мысли выдвинуть кандидата по собственной воле.

   С началом демократических преобразований в избирательной системе страны начались существенные перемены, направленные на воплощение принципов народоправства.

Учащиеся обращаются к статье 32  Конституции РФ и работают со слайдом.

Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

 Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления , а также участвовать в референдуме.

 Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащие в местах лишения свободы по приговору суда.

2. Следующий этап урока посвящен рассмотрению основ избирательного права РФ.

Избирательные права граждан – конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления  (Конституция РФ, ст.3 и 32).

 

Избирательные права    граждан бывают активными и пассивными.

 Активное право – это право избирать, а пассивное избирательное право быть избранными в указанные выше органы.

При демократическом режиме избиратель участвует в выборах на основе принципов:

всеобщего,

равного,

прямого избирательного права, при тайном голосовании. Его участие в выборах добровольно. Вот почему закон не требует  стопроцентной явки для граждан для голосования. Но это не повод не ходить на выборы. Важно, чтобы как можно больше граждан приходило на избирательные участки и высказывало свое мнение по поводу годности тех или иных кандидатов работать в качестве президента, депутата, члена местного самоуправления…

Участие в выборах – проявление политической и правовой активности. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином того, кто в день выборов отсиживается дома.

Выборы – важнейший институт демократического государства. Это испытанный способ обретения правительством доверия и поддержки народа.

Используя словари, раскрыть понятия «выборы», «гласность», «референдум»,  «избиратель».

Вопросы:

1. В чем суть избирательных прав граждан?

2. Кто не имеет права избирать и быть избранным?

3. На основе какого избирательного   права избиратели участвуют в выборах?

4. Как осуществляется голосование в день выборов?

3. Избирательная система.

Мировая практика демократического голосования знает две основные избирательные системы: пропорциональную (голосование по партийным спискам) и мажоритарную (голосование по одномандатным округам).

Учащиеся работают с раздаточным материалом, выполняют задания. Для анализа                  типов избирательных систем школьникам предлагаются раздаточные материалы 1 и 2: тексты «Пропорциональная» система и «Мажоритарная система».

Задание: найдите достоинства и недостатки пропорциональной и мажоритарной систем. Какая система представляется вам более справедливой, какая – более практичной?

Для закрепления изученного используется познавательная  задача.

В списке партии 12 человек. За партию во всех избирательных округах проголосовало 350 тыс. избирателей.  «Избирательный метр» - 60 тыс. голосов. Сколько членов этой партии получат путевку в парламент по пропорциональной системе выборов?

 4. Избирательные комиссии.

Избирательные комиссии

Центральная избирательная комиссия

Избирательные комиссии субъектов РФ

Окружные избирательные комиссии

Территориальные избирательные комиссии

Территориальные (районные, городские и т.п.)

Участковые избирательные комиссии

Затем учащиеся работают с раздаточными материалами.

Тексты:  «Центральная избирательная комиссия»,

«Полномочия участковой избирательной комиссии».

Отвечают на вопросы к ним.

1. Сопоставьте полномочия ЦИК и УИК.

2. Что общего и каковы различия в их деятельности?

3. Чем обусловлены общность и различия?

4. Что такое референдум?

5. В чем главные отличия референдума и выборов?

Итоговые вопросы для повторения темы урока:

1. Что изучили на уроке?

2. Чему научились?

3. Что, по – вашему мнению, мешает россиянам активно участвовать в выборах?

И в заключении ответить на вопросы теста.

 

1. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе_________

а) 30 лет

б) 35 лет

в) 40 лет

2. Кандидат в Президенты  должен постоянно проживать в РФ не менее__________

а) 5 лет

б) 7 лет

в) 10 лет

3. Если кандидат в Президенты РФ или Республики Калмыкия сам выдвинул свою кандидатуру, то на бланке бюллетеня напротив его фамилии пишется слово__________

   

4. Президент Российской Федерации избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного  права  при ______ голосовании.

5.Группа избирателей вправе поддерживать  самовыдвижение на пост Президента РФ_____

а) только одного кандидата

б) двух кандидатов

в) любого количества кандидатов

6.Могут ли участвовать в предвыборной агитации члены избирательной комиссии?

а) да

а) нет

в) по желанию члена избирательной комиссии

7.Содержит ли избирательный бюллетень  разъяснение о порядке его заполнения?

а) да

б) нет

8. Голосование на выборах в органы государственной власти проводится______

а) с 8.00 до 20.00   по московскому времени

б) с 8.00 до 20.00 по местному времени

в) с 8.00 до 24.00 по московскому времени

9. Вправе ли член избирательной комиссии выдать новый избирательный бюллетень  взамен испорченного?

а) да

б) нет

в) с согласия председателя избирательной комиссии

10. Избирательная комиссия субъекта РФ при подготовке и проведении выборов  формирует территориальные избирательные  комиссии и назначает их ______.

11. Вы узнали, что вам нужно надолго выехать в соседний город, поэтому проголосовать в день выборов Президента  РФ на своем избирательном участке вы не сможете. Какими будут ваши действия?

12. Считаются______  подписи избирателей,  сведения о которых внесены  в подписной лист нерукотворным способом или карандашом.

13. Доверенные лица имеются ______

а) только у кандидатов в президенты РФ

б) у кандидатов в Президенты  Республики Калмыкия

в) у кандидатов во все органы власти

14. Если человек по  уважительной причине ( по состоянию здоровья, инвалидности)  не может самостоятельно прибыть  в помещение для голосования, то __________.

Ответы:

1-б;  

2-в;

3- самовыдвижение;

4- тайном;

5- а;

6-б;

7- а;

8- б;

9- б;

10- председателей;

11- получу в соответствующей территориальной  избирательной комиссии открепительное удостоверение и по нему проголосую на том избирательном участке, на котором буду находиться в день голосования;

12- недействительными;

13- в;

14-этот человек имеет право проголосовать вне помещения для голосования, заранее предупредив об этом  членов избирательной комиссии. Заявление может быть письменным, устным, а также переданным через других избирателей.

Домашнее задание: мини – сочинение по теме «Молодежь и выборы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"

Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"Цель :Углубить и систематизировать знания учащихся по теме.Задачи:Подвести учащихся к пониманию того, что через выборы осуществляется представ...

«Избирательное право. Избирательный процесс»

Данный материал содержит лекцию, пресс-конференцию с детьми, лабораторную работу и практикум...

открытый урок по обществознанию по теме "Избирательное право. Избирательный процесс"

открытый урок по обществознанию по теме "Избирательное право. Избирательный процесс"...

Конспект урока по теме " Избирательное право. Избирательный процесс" 11 класс.

Урок в форме брейн-ринга по теме "Избирателбное право. Избирательный процесс" 10-11 класс...

Тематический тест по праву для 10-11 класса "Избирательное право. Избирательный процесс."

Для профильных классов, где "Право" ведется отдельным предметом....

Урок "Избирательное право.Избирательный процесс".

Цель:   сформировать у обучающихся представление об избирательной системе Российской федерации....