Конституция России.
план-конспект урока (обществознание , 6 класс) по теме

Урок разработан для проведения в 6 классе в рамках изучения раздела 5 «Политика и право».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_konstitutsii.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г.Азова

Ростовской области

Методическая разработка урока

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ»

выполнена

учителем высшей категории

Пила Ларисой Викторовной

УРОК «КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ»

    Урок разработан для проведения в 6 классе в рамках изучения раздела 5 «Политика и право». Урок рассчитан на 45 минут.

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Конституция России.

1) Конституция РФ. 2) Права гражданина России. 3) Обязанности гражданина РФ.  4) Президент РФ. 5) Россия - федерация.

Возможная личностно значимая проблема: понимание того, что Конституция – самый важный правовой документ государства , а гражданин России – это  лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и нести обязанности.

Цели урока

Создать педагогические условия для развития познавательных логических универсальных учебных действий , с помощью  которых ученик сможет:

- охарактеризовать Конституцию РФ;

- сформировать  представления об основных положениях Конституции;

- самостоятельно работать с текстом Конституции ;

- систематизировать и обобщать обществоведческие  факты;

- схематично отображать  изученный материал.

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся усваивают основные положения   Конституции РФ; знакомятся с основными правами и обязанностями граждан РФ;  определяют значимость поста Президента в стране; понимают сущность федеративного устройства РФ.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный,  поисковый, репродуктивный методы . 

1. Проблемное задание: Как вы думаете, почему в иерархии законов Конституция занимает самое главное место?

2. Поисковый метод: работа с документом (текстом Конституции).

2. Задание для самостоятельной работы при репродуктивном методе: составить схему,  ответить на поставленные вопросы.
Форма урока:  урок изучения нового материала с элементами лабораторной работы с текстом  с использованием коллективных форм работы (создаются 5 групп, каждая из которых работает над решением проблемы).

Технология – кейс-технология.
Приемы деятельности учителя: объяснение,  организация самостоятельной работы с текстом документа, обучение решению проблемы, составления схем, обучение предъявлению результатов своей деятельности.

Развитие умений учащихся

Учащиеся учатся  решению проблемных  задач; анализу источников, оценке общественных явлений.

Основные понятия и термины

Конституция, герб, гимн, флаг, права, обязанности, Президент, федерация.

Источники информации: школьные и внешкольные

Плакаты: гимн, флаг, герб.

Фото Президента Российской Федерации.

Запись с гимном РФ.

Конституция 1993 г.

Карта РФ.

Кейсы на 5 групп.

Каждая группа получает лист ватмана и маркеры для оформления схемы.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

II .Изучение новой темы.

  1. Вступительное слово учителя:

«1993 год – переломный год российской истории. Среди множества значимых для  страны событий особо выделяется день  12 декабря. Всеобщим голосованием на референдуме была принята Конституция. Сегодняшний урок посвящен решению проблемы: почему в иерархии законов Конституция занимает самое главное место?»

III. Работа по изучению темы.

  1. Инструкция учителя по организации работы по изучению темы.
  2. Учитель озвучивает критерии оценивания работы групп:
  1. правильность ответа (1 балл);
  2. графическое оформление материала (2 балл);
  3. умение раскрыть понятие (1 балл);
  4. принимал ли ученик участие в обсуждении вопроса (1 балл).
  1. Организация работы групп по изучению нового материала.

 Класс поделен заранее на 5 групп (каждый ученик при входе выбрал карточку с определенными  буквами  алфавита на листе определенного цвета и должен есть свой стол). В каждой группе по 4  ученика. Работа по изучению материала длится 15 минут.

1 красный цвет: кон-сти-ту-ция

2 зеленый цвет: пр-а-в-а

3 желтый цвет: обя-зан-нос-ти

4 голубой цвет: пре-зи-де-нт

5 оранжевый цвет: фе-де-ра-ция

Учащиеся  рассаживаются в соответствии с цветом карточки, составляют из предложенных букв  термин, который означает категорию рассматриваемого вопроса.

1 группа- Конституция

2 группа – права

     3 группа- обязанности

      4 группа – Президент

      5 группа – федерация

     Каждая группа получает кейс, содержащий инструкцию и текст для работы.

  1. Представление результатов работы (15 минут).

Каждая группа озвучивает ответы на вопросы, представляет оформленные на листах ватмана схемы.

IV. Подведение итогов проделанной работы.

     1. Совместно с учителем учащиеся формулируют вывод урока:

Конституция занимает самое главное место иерархии законов, так как, 1)в ней сказано, как устроено наше государство; 2) В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека. 3) Объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать  права своих граждан.4)В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина. 5) Высшим должностным лицом в России является президент. 6) Россия– многонациональная страна, построенная на принципе федерации.

      2. Совместно составляется синквейн по теме «Конституция»:

Конституция

Общенародная, основопологающая.

Закрепляет, защищает, определяет.

Дает возможность жить достойно.

Основной закон.

V. Психолого-педагогическая оценка знаний учащихся.

VI. Домашнее задание: сочинение-рассуждение на тему   «Почему гражданин должен знать Конституцию своей страны?».

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ГРУПП

Кейс 1  «КОНСТИТУЦИЯ»

Ситуация: «История современного российского государства охватывает небольшой период. 12 июня 1990 г. была принята Декларация о суверенитете России. А 12 декабря 2013 г. всенародным голосованием принята Конституция.»

Проблемный вопрос: В чем состоит значимость принятия государством Конституции?

Вопросы для обсуждения:

1) Что собой представляет структура Конституции? Ответ представить схематично.

2) Какие принципы (основополагающие установки) лежат в основе Конституции РФ?

3) Сформулируйте определение, что такое «конституция».

Материал для работы:

-брошюра с текстом  Конституции 1993 г.

- «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.»

-«Статья 70

1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.

2. Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом.»

Кейс 2 «ПРАВА ГРАЖДАНИНА»

Ситуация: «Одной из  черт гражданина любой страны  является желание быть защищенным государством от всевозможных потрясений и возможность осуществлять реализацию своих желаний.»

Проблемный вопрос: Почему высшей ценностью в нашей стране, согласно Конституции, является человек?

Вопросы для обсуждения:

1) На какие группы можно разделить права гражданина РФ? Ответ представить схематично.

2) Существуют ли, на ваш взгляд, какие –то ограничения в реализации своих прав у граждан России?

3) Сформулируйте определение, что такое «права гражданина».

Материал для работы:

- Так как учащимся еще сложно обозначить группы прав, то дается в виде подсказки таблица, сверившись с которой и текстом Конституции, они должны определить, есть ли такие группы прав в Конституции РФ.

Название группы прав

Определение

Гражданские (личные)

Совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству.

Политические

Дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны.

Социальные

Совокупность конституционных прав человека, позволяющих ему претендовать на получение от государства определенных материальных благ.

Экономические

Совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере.

Культурные

Особый комплекс прав и свобод человека, гарантированных конституцией или законом и предоставляющих возможности самореализации человека в сфере культурной и научной жизни.

-«Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (выдержки).

Статья 17 

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина…

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой…

Статья 30

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Статья 37

5. Каждый имеет право на отдых.

Статья 39

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статья 40

1. Каждый имеет право на жилище.

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду…

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Статья 45

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Статья 46

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Статья 60

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.»

Кейс 3 «ОБЯЗАННОСТИ»

Ситуация: «Каждый из живущих в РФ   наделен множеством прав и свобод. Но никакого хаоса в жизни государства от этого не наступает».  

Проблемный вопрос: Почему государство, предоставляя своим гражданам определенные права и свободы, закрепляет в Конституции и  их обязанности?

Вопросы для обсуждения:

1) Какие  обязанности гражданина закреплены в Конституции. Ответ представить схематично.

2) На Ваш взгляд, почему государство прописало в Конституции именно данные обязанности?

3) Сформулируйте определение, что такое «обязанности гражданина».

Материал для работы:

«Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (выдержки).

Статья 38

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 44

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Статья 57

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 59

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Статья 60

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.»

Кейс 4 «ПРЕЗИДЕНТ»

Ситуация: «В любой, даже демократической, партнерской семье кто-то берет на себя право принять  окончательное решение. В нашем государстве такое право принадлежит Президенту.»

Проблемный вопрос: Почему  пост Президент так значим для государства?

Вопросы для обсуждения:

1) Каковы полномочия Президента РФ? Ответ представить схематично.

2) Какие требования к Президенту предъявляет Конституция и граждане страны?

3) Сформулируйте определение  «президент».

Материал для работы:

«Глава 4. Президент Российской Федерации (выдержки).

Статья 80

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Статья 81

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании .

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Статья 83

Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности …;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации …;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

Статья 84

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы …;

б) распускает Государственную Думу …;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Статья 86

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации…

Статья 87

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

Статья 89

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

Статья 90

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.»

Кейс 5 «РОССИЯ - ФЕДЕРАЦИЯ»

Ситуация: «С момента образования нашего государства в нем проживали людей разных национальностей. На протяжении веков российское государство прирастало новыми территориями».

Проблемный вопрос: «Какой принцип положен в основу территориально-государственного устройства России?»

Вопросы для обсуждения:

1) Укажите, из каких субъектов состоит наше государство. Ответ представить схематично.

2) Как, на Ваш взгляд, строится взаимообщение между центром (Москва) и субъектами федерации, между  различными субъектами федерации?

3) Сформулируйте определение, что такое «федерация».

Материал для работы:

-Карта «Российская федерация».

-«Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (выдержки).

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Глава 3. Федеративное устройство

Статья 65

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия , Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия , Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания , Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия ;

Алтайский край, Забайкальский край , Камчатский край , Краснодарский край, Красноярский край , Пермский край , Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область , Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра , Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Статья 67

3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

Статья 68

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Статья 71

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации,  вопросы войны и мира;

м) оборона и безопасность;

н)  защита государственной границы…

о) судоустройство…

Статья 72

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

д) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий…

Статья 74

1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.»

СХЕМЫ

КЕЙС 1

Конституция

Преамбула            раздел 1                                                                          раздел 2

                               Основы конституционного строя

                               Права и свободы человека и гражданина

                                    Федеративное устройство

                               Президент РФ

                               Федеральное собрание

                                Правительство РФ

                                Судебная власть

                                Местное самоуправление

                                Конституционные поправки и пересмотр Конституции 

КЕЙС 2

Права

гражданские      политические     экономические    социальные    культурные

КЕЙС 3

Обязанности

защита        платить     заниматься       соблюдать    охранять      заботиться

Отечества   налоги       воспитанием    законы          природу,      о нетрудоспо-

                                       детей                                       памятники   собных

                                                                                        истории        родителях  

КЕЙС 4

Президент

является   возглавляет   издает   решает   подписывает  назначает

КЕЙС 5

Федерация

республика    край     область     города федер.    автономная     автономный

                                                       значения            область            округ            

      21               9             49                   2                         1                         4

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обществознания "Конституция России"

Данный урок проводился в 9 классе. В ходе урока учащиеся знакомятся с текстом Конституции нашей страны, анализируют ее статьи, учатся высказывать собсвенную точку зрения...

Программа элективного курса "Изучаем Конституцию России"

Программа элективного курса для учащихся 9 класса "Изучаем Конституцию России". Предназначена для учителей обществознания и права. Поможет в изучении Конституционного права и подготовке учащихся к ГИА...

"Знакомьтесь: Конституция России"

методическая разработка элективного курса для предпрофильной подготовки 9 класс...

Классный час , посвященный 20-летию Конституции России. Презентация "Основной Закон России"

Тематический классный час посвященный 20-летию принятия Конституции Российской федерации.Цель данного мероприятия - формирование гражданской идентичности  посредством изучения Основного Закона Ро...

Классный час на тему: "Конституция России"(ко дню конституции 12 декабря)

Цель:Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма. Содействовать разв...

«Конституция России» (ко дню конституции 12 декабря)

Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма. Содействовать развитию позна...

Сценарий классного часа ко Дню Конституции РФ. «25 лет Конституции России»

Сценарий классного часа ко Дню Конституции РФ.«25 лет Конституции России»Цели:формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образ...