Круглый стол :"Культура межнационального общения"
классный час по обществознанию (8 класс) по теме

Филатова Ольга Анатольевна

Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

 

 1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

 

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

 

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

 

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их   принадлежности и мировоззрения;

 

5) формирование умения проявлять толерантность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культура межнационального общения  

Круглый стол

Цели:

Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

 1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их   принадлежности и мировоззрения;

5) формирование умения проявлять  толерантность.

I. Организационный момент.

СЛАЙД 1

-Здравствуйте, ребята и гости нашего круглого стола. (дети отвечают на разных языках). Сегодня мы проводим круглый стол, как завершение работы над коллективным творческим делом Фестиваль Дружбы Народов, поэтому я и не удивилась, что вы мне отвечаете на разных языках, спасибо.

II. Подведение итогов анкетирования.

  В рамках школьного фестиваля мы разработали вопросы к анкете

«Наша многонациональная школа».

1. К представителям какой нации вы себя относите?

2. Изобразите символ веры, которую вы исповедуете.

3. Представители каких наций учатся в вашем классе?

4. Национальная терпимость для вас — это:

а) усилие над собой; б) способ мирного сосуществования;в) не приемлема для вас.

5. Назовите свои национальные праздники.

6. Назовите три блюда вашей национальной кухни.

7. Назовите ваши национальные музыкальные инструменты.

8. В ваших народных сказках какой зверь олицетворяет:

а) отвагу; б) хитрость; в) трусость

9. Являлись ли вы свидетелем межнациональных конфликтов в вашем классе?

10. Часто ли вы говорите на своем родном языке в стенах учебного заведения?

11. Возможно ли сохранить свои национальные традиции в условиях совре-

менной России? Если да, то как?

12. Играет ли для вас национальность какую-нибудь роль в общении с людьми?

13. Знаете ли вы, что означают следующие слова; напишите их значение:

здоровеньки булы.  Рахим итегез.  Исянмесез.

14. Назовите самую яркую черту вашего национального характера.

15. Как вы относитесь к межнациональным бракам? Почему?

Анкетирование показало:

1.Был опрошен 71 респондент среди учащихся школы.

СЛАЙД 2

2. В школе  учатся представители 6 национальностей: русские — 75%, украинцы — 16%, киргизы – 4%, таджики — 3%, татары — 1%, цыгане — 1%.

3. Национальный состав учащихся школы отражает весь спектр национальностей города.

4. В ходе опроса выяснилось, что 2% учащиеся не могут отнести себя кпредставителям конкретной национальности, т.к. родились в интернациональных семьях.

5. Понимание национальной терпимости для многих респондентов — это

способ мирного сосуществования, однако 17 человек ответили, что национальная терпимость — это усилие над собой, а неприемлемой - национальная терпимость оказалась для 4 человек.

6. Анкетирование показало, что, к сожалению, многие  ученики  не знают

своих национальных праздников, путают их с государственными праздниками,

плохо знакомы с народным фольклором, не знают сказок своего народа, национальных героев. Однако все респонденты называют блюда своей национальной кухни.

7. 90% респондентов считают родным языком -  русский, не говорят на родном языке не только в школе, но и дома.

СЛАЙД 3

8. Особый интерес вызвал вопрос о самых ярких чертах национального характера.

Русские отметили стойкость, упорство, доброту, мудрость, благородство, гостеприимство, общительность;

украинцы — веселье, гостеприимство, хитрость;

 киргизы — гордость, храбрость, настойчивость, жестокость;

 таджики — гостеприимство, хитрость;

 цыгане - выносливость; взаимовыручка;

 татары – отзывчивость, хлебосольность.

 

 9. Проведя анкетирование, мы обнаружили, что баян — это интернациональный музыкальный инструмент, который звучит на всех мероприятиях.

10. Вызвал интерес  вопрос о межнациональных браках. Чувства учеников при ответе на этот вопрос были противоречивыми: от полного восторга перед таким браком, объясняя данное решение рождением красивых и умных детей, до полного неприятия брака между людьми разных национальностей.

11. На вопрос «Возможно ли сохранить свои национальные традиции в условиях современной России?» 57% ответить затруднились.

18% респондентов как вариант сохранения национальной культуры предложили развитие деятельности диаспор.  

12. С чувством удовлетворения отмечаем, что для молодого поколения национальность в общении с людьми не играет роли. Все опрошенные на вопрос

«Играет ли для вас национальность какую-нибудь роль в общении с людьми?»

ответили отрицательно.

13. Несмотря на то, что в школе учатся представители разных национальностей, респонденты на вопрос: «Являлись ли вы свидетелями межнациональных конфликтов в школе?» — ответили отрицательно.

Таким образом,  анкетирование показало, что в условиях многонационального состава школы стираются грани между национальными культурами.

 С одной стороны —это положительное явление, т.к. ведет к снижению национальной розни, уменьшению межнациональных конфликтов и способствует формированию толерантности. Но с другой стороны, теряется национальная самобытность.

По нашему мнению, анкетирование позволило понять, что только терпимое

отношение к окружающим людям, независимо от религиозной, культурной

ориентации, убеждений и личных особенностей, способно спасти мир и отдельного

человека от деградации под нарастающим напором деструктивных, интолерантных сил.

III. Тема для проведения круглого стола – проблемный вопрос.

- Сделайте предположения, какова же тема сегодняшнего занятия?

- КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ( 4 слайд презентации)

IV. Работа над понятийным аппаратом.

- Для того, чтобы обсудить данную тему, нам необходимо начать с понятия

«межнациональные отношения»
(5 слайд)

Скажите,пожалуйста,

- как возникали межнациональные государства?

(мирным путем - объединение племен (Русь),насильственным–Рим, Персидская держава)

- всегда ли народ-победитель преобладал по численности местное население? (нет)

- что помогало ему удерживать более многочисленное население в подчинении (армия)

-
как вели себя завоеватели по отношению к покоренному народу? 

(запрет использования родного языка в публичной жизни, образовании, унижение религиозных чувств, насаждение собственной религии и т.д)

-
а если образование государства шло путем объединения племен или народностей, как тогда складывались отношения между ними? (взаимный обмен, формирование единого языка, религии, сотрудничество)
Вывод:

 Как мы видим, отношения между различными нациями разнообразны. Попробуем вместе дать определение, что же такое в вашем понимании «межнациональные отношения»?               (СЛАЙД 6)


Межнациональные отношения – отношения между людьми разных национальностей -взаимодействие нескольких социально-этнических общностей, способствующее развитию отношений между людьми разных национальностей .


Человек формируется как личность в определенной системе общественных отношений (в том числе и национальных), усваивая принятые в обществе нормы и правила, которые определяют в дальнейшем его линию поведения и поступки. Однако из этого не следует, что личность - пассивный продукт внешних воздействий, ибо социальная среда оказывает влияние на индивид, преломляясь через его внутренний мир. Человек имеет относительную социальную самостоятельность, взаимодействует с окружающей средой, активно участвует в преобразовании жизни общества
.( 7 слайд)

Но не все люди одинаковые. Есть личности толерантные, а есть интолерантные.

Как вы думаете какими качествами обладает толерантная личность,  а какими интолерантная. ( 8 слайд)

 V. Обсуждение проблемных ситуаций.

( 9 слайд)

Теперь, зная, что такое межнациональные отношения и толерантное поведение, вам необходимо  рассказать, как вы поступите в предложенных ситуациях.

( 10 слайд)

  1. Вы закончили школу и поступили в институт в другом городе, где вам предоставили общежитие.  Ваша комната рассчитана два человека. Вы пришли в комнату первым и не знаете своего соседа. В комнату заходит человек другой нации. Ваши действия…

             ( 11 слайд)

  1. Вы подружились со своим соседом, а вот прежние ваши друзья его не воспринимают. Ваши действия…

               ( 12 слайд)

  1. Вы закончили институт и вас пригласили работать в Казахстан. Ваши действия….

          VI. Подведение итогов.

Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений.

  В ходе круглого стола вы нашли ответы на поставленные вопросы межнациональных отношений. Постарайтесь  применить их в жизни, будьте терпимее по отношению к себе и окружающим вас людям.

(СЛАЙД 13)

Ведь «Народы нашей страны – дружбой сильны».

АНКЕТИРОВАНИЕ    «Наша многонациональная школа».

1. К представителям какой нации вы себя относите?

2. Изобразите символ веры, которую вы исповедуете.

3. Представители каких наций учатся в вашем классе?

4. Национальная терпимость для вас — это:

а) усилие над собой; б) способ мирного сосуществования;в) не приемлема для вас.

5. Назовите свои национальные праздники.

6. Назовите три блюда вашей национальной кухни.

7. Назовите ваши национальные музыкальные инструменты.

8. В ваших народных сказках какой зверь олицетворяет:

а) отвагу; б) хитрость; в) трусость

9. Являлись ли вы свидетелем межнациональных конфликтов в вашем классе?

10. Часто ли вы говорите на своем родном языке в стенах учебного заведения?

11. Возможно ли сохранить свои национальные традиции в условиях современной России? Если да, то как?

12. Играет ли для вас национальность какую-нибудь роль в общении с людьми?

13. Знаете ли вы, что означают следующие слова; напишите их значение:

здоровеньки булы.           Рахим итегез.                      Исянмесез.

14. Назовите самую яркую черту вашего национального характера.

15. Как вы относитесь к межнациональным бракам? Почему?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Воспитание у школьников культуры межнационального общения"

Материал содержит анкету и рекомендации по проведению классного часа...

Доклад "Воспитание у школьников культуры межнационального общения"

Доклад содержит анкету и рекомендации по воспитанию у школьников культуры межнационального общения...

Формирование культуры межнационального общения школьников средствами коллективной творческой деятельности на уроках истории.

Формирование  культуры межнационального общения школьников средствами коллективной творческой деятельности на уроках истории....

Формирование культуры межнационального общения на уроках литературы и во внеурочной деятельности.

  Каждому взрослому человеку понятно, что в современном мире люди сосуществуют в многонациональном обществе. И это прекрасно, потому что даёт возможность сохранять индивидуальность и в то ...

Воспитание толерантности и культуры межнационального общения

Положение человека (и взрослого, и ребенка) в обществе определяют его права, обязанности и ответственность. В современном обществе для подготовки детей к решению многих жизненных проблем крайне необхо...

Программа: «Формирование культуры межнационального общения и толерантности у подростков в рамках воспитательного процесса»

Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений. И это понятно: ведь страна, в которой проживает более 150 наций и народностей, не може...