Воспитание толерантности и культуры межнационального общения
материал по обществознанию

Самарская Валентина Ильинична

Положение человека (и взрослого, и ребенка) в обществе определяют его права, обязанности и ответственность. В современном обществе для подготовки детей к решению многих жизненных проблем крайне необходимо формировать у них мировоззрение, основанное на уважении к закону, на знании прав, свобод, обязанностей и ответственности человека в обществе.    Научив сегодня детей пользоваться их правами и свободами, умело сочетать права и обязанности, ответственность перед другими, сформировав их правовую культуру, мы способствуем тому, что завтра, превратившись во взрослых, наши сегодняшние дети научатся соблюдать и защищать не только свои права и свободы, права своих детей, но и права старшего поколения.        

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально- правовая беседа

«Воспитание правовой культуры детей и родителей»

                                                                 Беседу подготовила

                                                                                 заместитель директора по ВР

                                                                                   МКОУ СОШ №12 с.Бурукшун

                                                                 Ипатовского района

                                                                    Ставропольского края

                                                         Самарская В.И.

2018г.

          Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

      Права детей сегодня стали "модной" темой. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Наша страна последние годы встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря правам человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав.

         Положение человека (и взрослого, и ребенка) в обществе определяют его права, обязанности и ответственность. В современном обществе для подготовки детей к решению многих жизненных проблем крайне необходимо формировать у них мировоззрение, основанное на уважении к закону, на знании прав, свобод, обязанностей и ответственности человека в обществе.    Научив сегодня детей пользоваться их правами и свободами, умело сочетать права и обязанности, ответственность перед другими, сформировав их правовую культуру, мы способствуем тому, что завтра, превратившись во взрослых, наши сегодняшние дети научатся соблюдать и защищать не только свои права и свободы, права своих детей, но и права старшего поколения.        Чтобы научить своих детей осознанному гражданскому поведению в обществе, родители, учителя, все взрослые должны сами знать законы, жить по закону и нормам морали, умело передавать элементарные правовые знания детям. В размышлениях детей о своих правах  есть такое умозаключение: «Мир прост и чист. Еще утром встает солнышко – шар тепла и красоты. Все живое, прекрасное тянется к нему. Возьмите нежный лучик от него и с улыбкой подарите своим детям. Это будет начало гармонии в мире... Сделайте так, чтобы не было жестоких, кровопролитных войн! Вы будете очень страдать, научив нас воевать. Мы имеем право на жизнь и мир!».

         И еще одно мнение ребенка о правах детей: «Ребенок должен жить в семье, у него должны быть отец и мать, бабушки и дедушки, братья и сестры. Самое главное право ребенка – жить и быть счастливым. Об этом должны позаботиться взрослые». «Знать свои права и уметь за них бороться – значит, быть сильным. Уважать права других – значит, быть справедливым. Жить по праву – значит, жить в мире и согласии».

Права и обязанности каждого человека – это тот необходимый материал, из которого строится здание общего блага. Подобно тому, как невозможно выстроить дом только из кирпича, не используя цемент, невозможно выстроить общее благо только из прав, не скрепляя их обязанностями. Более того, зачастую право и обязанность – это одно и то же. Например, у человека есть право на благоприятную окружающую среду, и одновременно человек обязан бережно относиться к природе. Или у человека есть право на образование. И вместе с тем каждый обязан учиться. У родителей есть право воспитывать своих детей. Но вместе с тем они обязаны заботиться о детях. Или каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, и одновременно каждый обязан заботиться о сохранении культурного наследия, беречь памятники. И, наконец, если у каждого человека есть права, то это значит, что никто не может их нарушать. Мы обязаны уважать права других людей, а их обязанность уважать наши права. Главная обязанность каждого человека, гражданина – соблюдать нормы права: Конституцию и законы».           

         В Древней Руси детей называли зернышками. В этом был глубокий смысл. Чтобы зернышко прорастало и дало хорошие всходы, за ним надо заботливо ухаживать. Этот древнерусский образ детей-зернышек должен быть созвучен сегодняшней политике детства, подходам к формированию личности ребенка, его воспитанию. Воспитание начинается с момента рождения ребенка. В семье ребенок приобретает начальные навыки социального общения, закладываются основы его характера, во многом определяющие его последующее воспитание. Ушинский К.Д. справедливо писал:  «не должны забывать, что первое понятие о человеке образуется в бессловесный период жизни ребенка, и на образование этого понятия имеют решающее влияние те первые личности, которые отразятся в его  душе и лягут в основу его будущего отношения к людям».

      В настоящее время возрастает актуальность проблемы "Гражданско-правовых знаний взрослых и детей". Среди функций, которые выполняют дошкольные учреждения и школа, большое место занимает воспитание основ правового сознания  детей, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям, к своим сверстникам и их правам. Школа учит детей быть внимательными друг к другу, выслушивать и уважать друг друга. Мы развиваем в них понимание того, что все мы разные, но все мы равны.

      Произошедшие в последние десятилетия глубокие изменения социально-экономических условий жизни общества снова сделали актуальной проблему исполнения родителями обязанностей по воспитанию своих детей. Перед юридической наукой и практикой встали вопросы регулирования родительских обязанностей в новых условиях, когда половина семей распадается, родители, занятые зарабатыванием денег, не имеют возможности уделять своим детям достаточно времени. В этой связи представляется важным четко закрепить в правовых нормах обязанности родителей и гарантии их реализации.

      Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:

Семья - 50%,

СМИ - 30%,

школа - 10%,

улица -10%.

      Из этого можно сделать вывод, что первые жизненные уроки ребёнок получает все-таки  в семье.   Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

      Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно там  дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание  теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.

         Родители и ближайшие родственники закладывают в ребенке нравственный фундамент, на котором формируются элементы правосознания. Чаще родители воспитывают в ребенке этические, культурные и нравственные чувства, мало уделяя внимания воспитанию патриотизма и права.

         Если не вводить правовое воспитание на самых ранних стадиях школьного образования, человек станет жертвой бытового правовоспитания, основными категориями которого является народная «мудрость», передаваемая из поколения в поколение. Родители с крайне низким уровнем правосознания не могут воспитать своих детей в духе права. Даже в семье дети видят внеправовую сторону отношений. В семье, бытовых, уличных отношениях дети видят разрешение вопросов с точки зрения силы. Как гласит японская народная мудрость – там, где права сила, нет силы права. Отсюда и закладывается в сознании граждан «опыт», выраженный в устном народном творчестве, фольклоре: пословицы типа:

- Закон - дышло: куда хочешь, туда и воротишь;

-  Суд что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет; и т.д.

          А раз так говорит народ – значит, так оно и есть! Такие «мудрости» искоренить из языка не возможно – да и не нужно этого делать, нужно выводить их из убеждений народа путем доказательной демонстрации их ошибочности.

         Но народ действительно мудр – и он создал не только отрицательные образы, но и убедительные положительные мнения о праве:

- Правда всегда перетянет;

-  Правда суда не боится;

-  Судья праведный - ограда каменная;

-  Закон не кол - не обтешешь.

         Если бы в умах закреплялись только такие положения – ситуация была бы куда лицеприятнее.

       Для того чтобы прививать дух права, создавать правосознание,  должно быть уважение прав ученика и  в школе. Многие школы создают свой уклад таким, чтобы он был олицетворением правового сообщества. Уклад школы, а не изучение предметов дает ученику возможность прожить одиннадцать лет своей жизни в правовой безопасности и уважении его детского достоинства. Это и есть, по мнению учителей, правовое воспитание. Для того чтобы осуществить это, необходимо дать право ученикам управлять своей жизнью в школе. На нашей практике данный проект был реализован следующим образом. Созданы детские организации  «Росинка» на первой ступени и «Содружество» на второй и третьей ступенях. Программа «Содружество» направлена на развитие и поддержку детского общественного движения в школе. В процессе выполнения программы дети усваивают морально-этические нормы, приучаются к здоровому образу жизни.

Участие детей и подростков в самоуправлении воспитывает у них демократические принципы общежития: каждый учится высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению другого. Программа «Содружество» предоставляет широкие возможности для развития творческих способностей детей. Ежегодно дети  принимают участие в выборах президента своей организации.  Даже на уровне избрания кандидатуры на должность президента – это уже участие в свободных тайных выборах, когда твой голос зачастую решающий – это твое политическое право. И наши дети с большим интересом включаются в предвыборную компанию.

Дети всегда очень активны и вовлечены во что-нибудь. Для них существует только «сегодня». Родителям это помогает ощутить радость и полноту жизни. Но не следует забывать и необходимо напоминать детям, что настоящее неотделимо от будущего, и от наших сегодняшних слов и поступков зависит наше завтра.

Существует обобщенный перечень основных ошибок в воспитательной деятельности Вас родителей:

  • отсутствие у родителей (что встречается особенно часто) единых требований и четкой линии в методах воспитания;
  • слепая, чрезмерная, неразумная любовь к ребенку. Буаст: «Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв»;
  • неоправданная идеализация ребенка (мой самый…);
  • чрезмерная строгость, грубость, авторитарность, физические наказания. Павел Наторен сказал: «Если вы хотите, чтобы ребенок боялся стыда и наказаний, не приучайте его к ним». При крайней необходимости наказания,  нужно учитывать реакцию детей: «ремнем по попе – наказание, а рукой по лицу – оскорбление, способное вызвать лишь цепную реакцию в виде озлобления». Мудрые говорили: «Не злите ребенка: кто пожелает бить, будучи ребенком, тот захочет убить, будучи взрослым»;
  • нетребовательность в отношении детей (попустительство). Ян Амос Каменский: “Кто будет расти без дисциплины, состарится без добродетели”;
  • перекладывание на других своих забот о воспитании ребенка (детсад, школа, полиция…);
  • отсутствие такта в отношении с ребенком (не надо оттачивать свое остроумие на ребенке, порочить его в собственных глазах, а тем более – в глазах окружающих);
  • неумеренное удовлетворение материальных запросов детей;
  • ссоры родителей при детях (тем более скандалы и драки).

«Родительская любовь так же естественна, как дождь, но умению быть родителями надо учиться».



Предварительный просмотр:

Воспитание толерантности и культуры межнационального общения

Доклад подготовила

заместитель директора по ВР

МКОУ СОШ № 12 с. Бурукшун
Ипатовского района
Ставропольского края
Самарская Валентина Ильинична

27 марта 2017 г.

Воспитание толерантности и культуры межнационального общения (1)

Воспитанию культуры межнационального общения способствуют средства массового воздействия на человека, наше окружение и, в частности, школа.(2) Формирование культуры межнационального общения осуществляется в повседневной жизни через опыт и пример родных и близких, а также окружающих людей.(3)

Следует учитывать, что вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование этой культуры. В то же время необходимо предусмотреть специальную целенаправленную работу по воспитанию культуры межнационального общения.

Значительными возможностями в решении этой проблемы располагает учебный процесс. (4) Многие изучаемые предметы содержат информацию об истории и культуре народов мира, страны, региона, о межнациональных отношениях. Так, изучение своей Родины обеспечивают непосредственно три предмета: родной язык (русский), отечественная история и отечественная литература. Эту проблему решают также география, биология, ОБЖ, МХК, музыка, изобразительная деятельность, технология и другие предметы, спецкурсы (ОРК и СЭ 4 кл, «Воспитание патриотизма как фактор профилактики и противодействия распространения идеологии терроризма» 10 кл)  и занятия внеурочной деятельности  («Семейный лад» 5-6 кл., «Истоки возрождения» 1 кл.) (5)

Методика воспитания культуры межнационального общения базируется на знании учителем особенностей детей, отношений между ними. При организации работы по воспитанию культуры межнационального общения педагогам необходимо знать и учитывать: (6)

1. индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;

2.национальный состав коллектива учащихся; (Банк данных сентябрь + обновление)

3. проблемы в отношениях между детьми, их причины;

4. культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.

Изучив и проанализировав ситуацию, педагоги осуществляют поиск эффективных форм воспитания у школьников культуры межнационального общения, определяют конкретное содержание этой работы. (анализ ВР, мониторинг воспитанности, анкетирование)

Следует исходить из того, что культура межнациональных отношений — категория общечеловеческих ценностей и базируется на общечеловеческой нравственности. (7) Основа ее — формирование гуманных отношений между людьми, независимо от их национальности, (8) воспитание уважения к культуре, искусству разных народов, к чужому языку. (9)

На бытовом уровне дети постоянно впитывают, осваивают традиции и обычаи (10) своих соседей, в школе изучают историю других народов, постигают общность нашего социально-исторического развития. (11) И дети, и взрослые накапливают опыт межнационального общения в совместной деятельности, в повседневных контактах. Это помогает преодолеть национальное самовозвеличивание, чувство национальной исключительности. Задача педагогов — сформировать у школьников уважение к чести и достоинству каждого народа и каждого человека, убедить их в том, что нет народа лучше или хуже другого. (12) Главное — в самом человеке: каков он, а не к какой национальности принадлежит. Достоинства людей — их личные, а не национальные черты, недостатки человека принадлежат к данному человеку, а не народу. (13)

В условиях образовательных учреждений воспитание культуры межнационального общения начинается в начальных классах (14) с воспитания устойчивого проявления заботы старших о младших, дружелюбия к одноклассникам, своим сверстникам во дворе, на улице, в доме, вежливости в отношениях с людьми, сдержанности в проявлении негативных чувств, нетерпимого отношение к насилию, злу, лживости.

В средних классах задачи нравственного воспитания усложняются. (15) Особое внимание обращается на товарищескую взаимопомощь в трудную минуту, чуткость к горю и другим нуждам чужих людей, проявление милосердия к больным, пожилым, всем нуждающимся в помощи, участии, нетерпимость к национальному самовозвеличиванию, чванству.

У старшеклассников  (16) важно воспитывать такие качества, как политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, способность идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека, независимо от национальности.

Наиболее благоприятна для формирования культуры межнационального общения совместная деятельность с общественно значимым смыслом. Важно, чтобы учащиеся могли проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. (17) Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми. 

Важно, чтобы в ходе обсуждения школьники пришли к следующим выводам: никому, никогда, нигде не удалось решить какой-либо вопрос насилием. Сопротивление насилию — высшая добродетель, поощрение насилия — высшее зло, насилие над волей и чувствами другого — нравственное преступление. Человек побеждает силой духа, стойкостью, душевным спокойствием. (18)

На всех этапах работы с коллективом, где представлены разные национальности, независимо от возраста учащихся педагогу необходимо продумать практические меры, чтобы детям легче было преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры общения всего ученического коллектива, использовать его возможности для противодействия вредным националистическим влияниям. (19)

Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы учитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в учебной и внеклассной работе (20) (во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т. д.).

Особую актуальность проблема интернационального воспитания приобретает в условиях многонациональных коллективов, (21) где учатся дети из семей различных национальностей.

При организации внеклассной и внешкольной работы крайне необходимо сближать интересы учащихся различных национальностей. Разноязычие ученической среды часто приводит к избирательности в общении, национальной изолированности групп. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций влияют на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими.

Так, например, слабая представленность учащихся какой-либо национальности в органах школьного или классного самоуправления может стать причиной недружелюбия в коллективе, негативного поведения детей. (22) Каждое общешкольное мероприятие может вызывать нездоровое соперничество между учащимися разных национальностей, если не созданы условия для их взаимодействия. Стремление к утверждению своего превосходства со стороны той или иной национальной группы можно наблюдать при проведении и организации различного рода конкурсов, смотров, соревнований. Поэтому крайне важно, чтобы команды, отряды, комиссии, жюри комплектовались из учащихся различных национальностей и имели четкие правила определения первенства.

Важно искать точки соприкосновения интересов в культуре, (23) используя для этого возможности учебно-воспитательной, внешкольной работы, опираясь на общечеловеческие ценности морали, искусства, религии разных народов. (24)  Для этого нужно, чтобы любое школьное или классное мероприятие было обращено к личности ученика, чтобы учащиеся разных национальностей, обучаясь в одной школе, не оставались равнодушными друг к другу, а проявляли взаимный интерес к личностным качествам, духовным запросам. (25)

Сегодня целесообразна работа с ветеранами, общение с которыми — настоящая школа патриотизма. (26) К ним можно отнести не только участников Великой Отечественной войны, но и молодых людей, за плечами которых Афганистан, Чечня и другие «горячие точки». Приближенность к реальным судьбам людей позволит более гибко и всесторонне обсуждать проблемы патриотизма и интернационализма. (27)

Нельзя воспитать патриотизм и интернационализм на словах, путем призывов и лозунгов. Именно практическая деятельность стимулирует гражданскую активность, позволяет подростку и молодому человеку перейти от слов о любви к Родине к конкретным действиям, подтверждающим эти слова.  (28)

Эффективным средством воспитания может быть этнографический музей, который создается в результате совместной поисковой работы педагогов, учащихся и родителей с целью воспитания памяти о нашем прошлом, нравственных ценностях, формирования представлений у учащихся о быте, культуре, (29) образе жизни своего народа, воспитания бережного отношения к предметам старины. Учащиеся не только собирают и изучают этнографический материал, знакомятся с историей, культурой и искусством народа, но и сами изготавливают копии предметов быта, шьют (30) и демонстрируют модели национальной одежды, организуют народные гулянья и праздники, вовлекая в них и родителей. (31)

Игра — важнейшая сфера жизнедеятельности детей, которая вместе с трудом, учением, искусством, спортом обеспечивает необходимые эмоциональные условия для формирования национального сознания, культуры межнациональных отношений учащихся. (32)

Дети могут совершать очное и заочное путешествие в историю родного края, знакомиться с интересными людьми, народными умельцами, проводить конкурсы юных талантов, заниматься поисковой работой, добрыми делами. Можно дифференцировать содержание игры по классам. Так, в начальных классах, (33) дети знакомятся с народным фольклором, посещают музеи, театры, глубже изучают творчество национальных поэтов и писателей, знакомятся с историей своего края, проводят выставки народного творчества, организуют концерты для жителей села встречаются с творческой интеллигенцией, участвуют в экспедиции «Мой край родной».

В 5—7 классах основу такой работы составляют поиск и пропаганда новых интересных и полезных дел, которые развивают и обогащают знания учащихся о родном крае, национальной культуре. Главное — это деятельность, направленная на развитие творческих способностей детей, (34) воспитание патриотических и интернациональных чувств, формирование умений в области национальной культуры, стимулирование познавательного интереса к языку, истории, литературе, культуре. (35) 

Для старшеклассников привлекательным может быть КВН, аукцион народных мудростей, содержание которого опирается на народные традиции: нравственный этикет, религиозные праздники, традиции семьи, народные промыслы. (36) Любовь к Родине — и к малой, где ты родился, и к стране в целом — красной нитью проходит через все формы устного народного творчества: сказки, героический эпос, песни, пословицы и поговорки. (37) Патриотизм в народной педагогике неразрывно связан с храбростью, отвагой, доблестью, с честью и достоинством, даже в отношениях с противником.

Одним из самых распространенных средств воспитания не только эстетического вкуса, но и нравственности является музыкальный фольклор. Центральное место в нем принадлежит песне. Широкий и разнообразный ее пласт связан с жизнью, бытом, с трудовыми процессами. Плясками и песнями сопровождаются семейные праздники, различные торжества, совместная работа. (38)  Все веселятся на народных празднествах, семейных событиях — рождение ребенка, проводы и встречи невесты и жениха. Все это является эффективным средством формирования национальной культуры, нравственного, патриотического и эстетического воспитания.

Мудрость народного воспитания, основанного на историческом опыте, должна учитываться при организации учебно-воспитательной работы. Это не означает, что надо использовать весь арсенал народных средств и методов воспитания без изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях, являются привлекательными для школьников. (39)

Важно понять, что современные дети стали более думающими, имеют доступ к разнообразной информации, в том числе через всемирные компьютерные сети. Поэтому, создавая программы патриотического и интернационального воспитания, следует учитывать их возможности и потребности.

На духовное, нравственное воспитание ученика воздействуют различная социокультурная и этнокультурная среда, традиционно-бытовой уклад семьи (он может иметь и положительное, и негативное влияние). В силу специфики семейно-бытовых отношений учащиеся отличаются друг от друга не только языком, но и характером, проявлением своих индивидуальных, нравственных качеств, опытом межнационального общения. (40)

Проблема воспитания культуры межнационального общения — общая для учителей и родителей. Семья во многом может помочь школе. Однако очень часто именно родители сеют зерна национальной вражды, неприязни, даже не замечая этого. Нередко в семье говорят не о плохом человеке, неумелом работнике, а «плохом» русском, еврее, узбеке. Дети впитывают такие националистические оценки родителей, воспринимают их негативное отношение к людям другой национальности. События во многих республиках показали, что враждой взрослых заражаются и дети.

В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять им важность воспитания у детей культуры межнационального общения. (41) Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, особенно в многонациональных коллективах.

Следует учитывать, что прежде всего личный пример взрослых воспитывает у школьников национальное сознание, отношение к своей Родине, чувство уважения к другим нациям и культурам, толерантность к другим взглядам, традициям, верам.

Сегодня, как никогда, возрастает значение моральной ответственности, социальной позиции самого педагога. Дети стали активнее, свободолюбивее. Это требует изменения отношений между педагогами и детьми. Учителя должны личным примером показать образец гражданственности, гуманного, уважительного отношения к людям независимо от их национальности, вероисповедания. (42)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Воспитание у школьников культуры межнационального общения"

Материал содержит анкету и рекомендации по проведению классного часа...

Доклад "Воспитание у школьников культуры межнационального общения"

Доклад содержит анкету и рекомендации по воспитанию у школьников культуры межнационального общения...

Круглый стол :"Культура межнационального общения"

Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:  1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой ф...

Программа: «Формирование культуры межнационального общения и толерантности у подростков в рамках воспитательного процесса»

Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений. И это понятно: ведь страна, в которой проживает более 150 наций и народностей, не може...

Программа «Формирование культуры межнационального общения и толерантности у обучающихся»

В настоящее время национальной доктриной является воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и наро...

Завершился онлайн-курс «Формирование гражданственности и культуры межнационального общения» для специалистов в области воспитания

Курс «Формирование гражданственности и культуры межнационального общения» был направлен на формирование теоретических и методических компетенции у педагогов для проведения занятий по форми...