Методическая разработка внеклассного мероприятия с обучающимися по воспитанию толерантности и культуры межнационального общения
методическая разработка (5 класс)
Данное внеклассное мероприятие направлено на формирование у обучающихся основ толерантности и культуры межнационального общения. В условиях поликультурного общества, где сосуществуют представители различных национальностей, культур и религий, особенно важно развивать у детей уважение к многообразию, понимание ценности каждой личности и умение строить позитивные межличностные отношения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 626 КБ | |
| 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Арсинская средняя общеобразовательная школа»
Нагайбакского муниципального района Челябинской области
Методическая разработка внеклассного мероприятия с обучающимися
по воспитанию толерантности и культуры межнационального общения
Разработал: учитель английского языка |
п. Арсинский,
2025 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Конспект занятия «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» 6
2. Технологическая карта занятия «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
АННОТАЦИЯ
Данное внеклассное мероприятие направлено на формирование у обучающихся основ толерантности и культуры межнационального общения. В условиях поликультурного общества, где сосуществуют представители различных национальностей, культур и религий, особенно важно развивать у детей уважение к многообразию, понимание ценности каждой личности и умение строить позитивные межличностные отношения.
В ходе занятия ребята познакомятся с основными понятиями толерантности, узнают о разнообразии народов и культур в нашей многонациональной стране. Через игровые задания, обсуждения реальных жизненных ситуаций и творческие активности (например, создание «Дерева толерантности») дети будут учиться: уважать и ценить различия, проявлять эмпатию, строить конструктивное общение, отказываться от стереотипов и предрассудков, осознавать себя частью большого сообщества.
Мероприятие призвано создать атмосферу доверия и открытости, где каждый ребенок сможет почувствовать себя принятым и уважаемым, а также научится ценить многообразие человеческого общества. В результате учащиеся получат практические навыки для построения гармоничных отношений со сверстниками разных национальностей и культур.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тема занятия: Урок толерантности – «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила»
Актуальность темы объясняется все большим разнообразием мира вокруг нас и все еще присутствующей в жизни нетерпимости, а иногда и агрессии по отношению, как к другим этническим группам, так и просто друг к другу. Особенно остро этот вопрос стоит среди подростков, у которых только формируются личностные и гражданские качества, а окружающий их мир они начинают «кроить под себя» – не похожих затравливают.
База проведения: МОУ «Арсинская СОШ»
Класс: 5
Время проведения: 60 минут.
Цель занятия: формирование у обучающихся представлений о толерантном отношении.
Задачи занятия:
образовательные:
1) познакомить с понятием «толерантность»;
2) определить характерные черты толерантной личности;
3) сформировать представление у учащихся о толерантном отношении.
развивающие:
1) развивать устную речь, обогащать словарный запас;
2) развивать критическое мышление, навыки групповой работы умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить решения обсуждаемых проблем.
воспитательные:
1) воспитывать чувство доброты, милосердия, уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Формируемые УУД:
– личностные УУД: умение сосуществовать с другими людьми (с одноклассниками); умение сопереживать; воспитывать культурного ученика и человека, желание и стремление изучать и соблюдать правила толерантного общения; умение проявлять отзывчивость;
– регулятивные УУД: формировать умение ставить перед собой цель; планирование и прогнозирование ситуации; нахождение способов преодоления жизненных проблем;
– познавательные УУД: умение строить высказывания; умение формулировать проблему;
– коммуникативные УУД: умение взаимодействовать в социуме; умение вступать в диалог; учитывать мнение собеседника; убеждать или соглашаться с оппонентом.
Методы и методические приемы, используемые в ходе проведения занятия: проблемный метод, поисковый метод, ИКТ, деятельностный метод, рефлексия, беседа, дискуссия.
Способы организации деятельности: фронтальный и групповой.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальные колонки.
Материалы: альбомные листы А4, презентация, аудиофайлы: песня Давида Тухманова на стихи Роберта Рождественского «Родина моя», музыка «Плеск моря», песня «У моей России», набор букв для составления слова «толерантность».
Структура занятия:
- Организационный момент (5 мин)
- Мотивационный этап. Вступительное слово (5 мин)
- Сообщение темы и цели занятия (5 мин)
- Открытие нового знания (15 мин)
- Фикультминутка (5 мин)
- Закрепление нового знания (15 мин)
- Подведение итогов занятия (5 мин)
- Рефлексия (5 мин)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Конспект занятия «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила»
Цель: формирование у детей младшего школьного возраста представлений о толерантном отношении.
Задачи:
образовательные:
1) познакомить с понятием «толерантность»;
2) определить характерные черты толерантной личности;
3) сформировать представление у учащихся о толерантном отношении.
развивающие:
1) развивать устную речь, обогащать словарный запас;
2) развивать критическое мышление, навыки групповой работы умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить решения обсуждаемых проблем.
воспитательные:
1) воспитывать чувство доброты, милосердия, уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Ход занятия
I. Организационный момент (5 мин)
(приветствие, настрой на занятие)
Учитель: Добрый день! А что это значит?
Значит, день был по-доброму начат,
Значит, день был по-доброму прожит,
Он умножит счастливые дни…(Слайд 1)
Учитель: Создадим хорошее настроение. Найдите глазами своего соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и вам.
II. Мотивационный этап. Вступительное слово (5 мин)
Звучит песня Давида Тухманова на стихи Роберта Рождественского «Родина моя». Затем просмотр иллюстраций по теме урока (Слайд 2-7).
Учитель: Ребята, только что прозвучала прекрасная песня Давида Тухманова на стихи Роберта Рождественского «Родина моя», мы посмотрели иллюстрации, фотографии, показывающие дружбу людей разных национальностей, населяющих нашу огромную Родину. Как вы думаете, чему будет посвящен наш классный час?
Дети: Этот урок о Родине; мы будем говорить о дружбе между народами; наш урок будет посвящен дружбе между людьми разных национальностей.
Учитель: Я вижу ваши умные глаза, доброжелательные взгляды и надеюсь, что наше общение будет плодотворным и приятным. Сегодня я хочу поговорить с вами о чем-то очень важном. Мы живем в одной из самых больших в мире многонациональных стран. В России проживает более 190 национальностей и народностей. Все люди, населяющие нашу Родину, абсолютно разные, но каждый неповторим и имеет право жить на планете достойно. Надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, быть терпимыми по отношению друг к другу. Вот об этом мы сегодня и поговорим.
III. Сообщение темы и цели урока (10 мин)
Учитель: Тема нашего урока толерантности «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила». (Слайд 8). Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос: Как жить в мире с другими людьми? Основа всего того, что будет происходить в классе – доверие и искренность.
Ученик: (читает стихотворение) (Слайд 9)
«Российская семья»
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним - тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один - черкеску носит.
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой – готовит мед.
Одним – милее осень,
Другим – милей – весна.
А Родина Россия
У нас у всех – одна!
В. Степанов
IV. Основная часть (30 мин)
1. Введение понятия «толерантность»
Учитель: (Слайд 10) Мы часто слышим по телевизору незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. Что обозначает это понятие? (Слайд 11-12) Слово «толерантность» произошло от латинского tolerantia — терпение — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Учитель: Как это слово определяется на разных языках? Давайте посмотрим на слайд. (Слайд 13)
- tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;
- tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;
- tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;
- tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;
- kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;
- tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;
- толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.
Учитель: (Слайд 14) Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, интересам, поведению, своим обычаям, традициям и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Учитель: (Слайд 15) 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.
Учитель: Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, прежде всего нужно научиться понимать своих родителей, друзей, одноклассников. Предлагаю обсуждение нескольких ситуаций.
2. Принципы толерантности. Толерантная личность.
Учитель:
(Слайд 16) Семь основных принципов (символов) толерантности:
- Уважение человечекого достоинства всех без исключений людей.
- Уважение различий.
- Понимание индивидуальной неповторимости.
- Взаимодополняемость как основная черта различий.
- Взаимозависимость как основа совместных действий
- Культура мира.
- Сохранение памяти.
Учитель: Немецкий художник Хельмут Лангер создал эмблему Толерантности. Посмотрите на слайд, вот так она выглядит. (Слайд 17)
(Слайд 18) 3. Физминутка
Игра «Большое животное» (звучит аудиозапись «Плеск моря»).
Учитель: А сейчас представьте, что мы большое доброе животное. Возьмитесь за руки. Послушаем, как оно дышит. Шаг вперед – вдох. Шаг назад - выдох. Животное дышит ровно и спокойно. Давайте послушаем, как стучит его сердце. Стук – шаг назад, стук – шаг вперед.
Учитель: Наблюдая за вами, я увидела, насколько вы терпимы друг к другу. Мы не можем сделать в одночасье толерантными ни свое поведение, ни поведение других людей. Но надо делать каждый день хотя бы один шаг в этом направлении.
(Слайд 19-20) Учитель: На слайде представлены слова. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность, по вашему мнению. А что не относится - зачеркните.
Учитель: Таким образом, давайте прочитаем, какими чертами обладает толерантная личность? Характерны ли эти качества для вас?
4. Игры, развивающие толерантность
Учитель: В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся не толерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите руку, если вам подходит первое выражение, топните ногой – если второе.
(Слайд 21) 1) «Ситуационные задачи»:
#1052;ладший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.
#1058;ы поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.
#1058;ы недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.
#1058;ебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
#1058;ы устраиваешь истерику.
2. Ты идешь с ними гулять.
5. Ты не согласен с кем-то...
1. Ты не даешь ему говорить.
2. Ты все-таки слушаешь его.
6. Саша плохо одет...
1. Это неважно.
2. Ты подсмеиваешься над ним.
(Слайд 22) 2) Игра «Собери слово»
Учитель: У каждого из вас есть буква. Я вам предлагаю вместе собрать слово, которое состоит из предложенных вам букв.
Учитель: Наш класс – это единое целое, а каждый ученик в нем пазл, часть, без которой нет единения. Каждый по-своему важен и нужен.
(Слайд 23) 3) Создание дерева толерантности.
Учитель: Ребята, я сейчас вам раздам листы альбомные один на парту. Вы вдвоем сообща, должны нарисовать дерево, которое мы назовем «толерантность». Внутри дерева нарисуем листочки, в которых напишем, что, по вашему мнению, характеризует толерантность.
(Исполняется песня во время работы «У моей России»)
V. Подведение итогов урока (5 мин)
Учитель: Так что же такое толерантность? Что значит быть толерантным? Что нового узнали на уроке?
Ответы учащихся
VI. Рефлексия (5 мин)
(Слайд 24) Учитель: Какие выводы для себя сделали? Оцените работу на уроке. На слайде изображены смайлики, один весёлый, а второй грустный. Если вам понравилось наше занятие, и вы чувствовали себя хорошо, выберите весёлый смайлик, а если тебе было грустно и не интересно, то выберите грустный.
Мои пожелания:
- Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
- Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
- Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
- Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
- Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
(Слайд 25) Учитель: И всё это вам поможет жить в мире. Пусть каждый из нас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.
2. Технологическая карта занятия «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила»
Этапы урока | Ход урока | Формирование универсальных учебных действий (УУД) | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
1. Организационный момент | (приветствие, настрой на занятие) – Добрый день! А что это значит? Значит, день был по-доброму начат, Значит, день был по-доброму прожит, Он умножит счастливые дни… (Слайд 1) – Создадим хорошее настроение. Найдите глазами своего соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и вам. | Приветствуют учителя. Настраиваются на занятие, дарят друг другу улыбки. | Личностные: умение сосуществовать с другими людьми (с одноклассниками). Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
2. Мотивационный этап. Вступительное слово | (Звучит песня Давида Тухманова на стихи Роберта Рождественского «Родина моя». Затем просмотр иллюстраций по теме урока (Слайд 2-7)). – Ребята, только что прозвучала прекрасная песня Давида Тухманова на стихи Роберта Рождественского «Родина моя», мы посмотрели иллюстрации, фотографии, показывающие дружбу людей разных национальностей, населяющих нашу огромную Родину. – Как вы думаете, чему будет посвящено наше мероприятие? – Вы совершенно правы! Мы затронем все то, что вы назвали в рамках важной темы. – Я вижу ваши умные глаза, доброжелательные взгляды и надеюсь, что наше общение будет плодотворным и приятным. Сегодня я хочу поговорить с вами о чем-то очень важном. – Мы живем в одной из самых больших в мире многонациональных стран. В России проживает более 190 национальностей и народностей. Все люди, населяющие нашу Родину, абсолютно разные, но каждый неповторим и имеет право жить на планете достойно. Надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, быть терпимыми по отношению друг к другу. Вот об этом мы сегодня и поговорим. | Слушают музыкальное произведение, затем смотрят иллюстрации. Анализируют их и отвечают на вопрос. – Этот урок о Родине; мы будем говорить о дружбе между народами; наш урок будет посвящен дружбе между людьми разных национальностей. Слушают внимательно учителя. | Личностные: умение излагать свои мысли, делать выводы, выделять главное и второстепенное. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: говорение, слушание. |
3. Сообщение темы и цели занятия | – Тема нашего занятия: Урок толерантности «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила». (Слайд 8). – Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопросы: 1. Что такое толерантность? 2. Как жить в мире с другими людьми? – Основа всего того, что будет происходить в классе – доверие и искренность. – Сейчас один из вас прочитает стихотворение «Российская семья» В. Степанова как вступление к нашей теме (Слайд 9). – О чем стихотворение? – Молодцы, ребята! Вы совершенно правы! | Слушают внимательно учителя и смотрят на слайд. Ученик читает стихотворение: «Живут в России разные Народы с давних пор. Одним - тайга по нраву, Другим - степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд. Один - черкеску носит. Другой надел халат. Один - рыбак с рожденья, Другой – готовит мед. Одним – милее осень, Другим – милей – весна. А Родина Россия У нас у всех – одна!» Остальные учащиеся слушают. Отвечают на вопрос, высказывают свои мысли. | Личностные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации в процессе аналитико-синтетической деятельности. Регулятивные: умение взаимодействовать с учителем в поиске проблемы. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог. |
4. Открытие нового знания | – Мы часто слышим по телевизору незнакомое нам до недавнего времени слово «толерантность». Что обозначает это понятие? (Слайд 10) – Слово «толерантность» произошло от латинского tolerantia — терпение — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям (Слайд 11) – Как это слово определяется на разных языках? Давайте посмотрим на слайд. (Слайд 12) – Это слово определяется следующим образом: 1. tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации; 2. tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; 3. tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; 4. tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных; 5. kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим; 6. tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать; 7. толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо. – Посмотрите еще раз на эти определения и скажите, чем они похожи? Выделите ключевые слова данного понятия. – Молодцы, ребята. Все верно! – Что значит проявлять толерантность? Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, интересам, поведению, своим обычаям, традициям и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. (Слайд 13) – 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. (Слайд 14) – Мы разобрали, что такое толерантность, теперь рассмотрим семь основных принципов (символов) толерантности: 1. Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей. 2. Уважение различий. 3. Понимание индивидуальной неповторимости. 4. Взаимодополняемость как основная черта различий. 5. Взаимозависимость как основа совместных действий 6. Культура мира. 7. Сохранение памяти. (Слайд 15) (учитель дает небольшие пояснения по принципам, так как не все они понятны детям) – Немецкий художник Хельмут Лангер создал эмблему Толерантности. Посмотрите на слайд, вот так она выглядит. (Слайд 16) – Здесь представлены все те компоненты, которые мы с вами ранее уже слышали и называли. | Слушают внимательно учителя. Отвечают на вопросы, анализируя определения понятия «толерантность» в разных языках. Изучают принципы толерантности. Знакомятся с датой празднования Международного дня толерантности или Дня терпимости. Рассматривают эмблему толерантности. | Личностные: осознание своих возможностей в учении. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации на основе высказываний учителя и имеющихся знаний. Коммуникативные: обмен мнениями, умение строить понятные речевые высказывания, в процессе обобщения знаний и аргументировать свою точку зрения. Регулятивные: формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
5. Физкульминутка | Игра «Большое животное» (звучит аудиозапись «Плеск моря») (Слайд 17) – А сейчас представьте, что мы большое доброе животное. Возьмитесь за руки. Послушаем, как оно дышит. Шаг вперед – вдох. Шаг назад – выдох. Животное дышит ровно и спокойно. Давайте послушаем, как стучит его сердце. Стук – шаг назад, стук – шаг вперед. – Наблюдая за вами, я увидела, насколько вы терпимы друг к другу. Мы не можем сделать в одночасье толерантными ни свое поведение, ни поведение других людей. Но надо делать каждый день хотя бы один шаг в этом направлении. | Встают все вместе на физкультминутку. Выполняют действия, которые говорит учитель. | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
6. Закрепление нового материала | – Чтобы научиться понимать разных людей, других народов, культур, прежде всего нужно научиться понимать своих родителей, друзей, одноклассников. В связи с этим предлагаю вам закрепить пройденный материал интересными заданиями и стать на шаг ближе к толерантности. На слайде представлены слова. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность, по вашему мнению. А что не относится – зачеркните (Слайд 18) – Таким образом, давайте прочитаем, какими чертами обладает толерантная личность? Характерны ли эти качества для вас? (Слайд 19) – В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся не толерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите руку, если вам подходит первое выражение, топните ногой – если второе. «Ситуационные задачи»: (Слайд 20) #1052;ладший брат сломал твою игрушку. 1. Ты его прощаешь. 2. Ты ударяешь его. #1058;ы поссорился со своей сестрой. 1. Ты попытаешься объясниться с ней. 2. Ты обижаешься и мстишь. #1058;ы недоволен собой. 1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает. 2. Ты все сваливаешь на других. #1058;ебе не хочется идти на прогулку со своими близкими. 1. Ты идешь с ними гулять. 2. Ты устраиваешь истерику. 5. Ты не согласен с кем-то... 1. Ты все-таки слушаешь его. Ты не даешь ему говорить. 2. Ты не даешь ему говорить. 6. Саша плохо одет... 1. Это неважно. 2. Ты подсмеиваешься над ним. – А теперь узнаем результат, насколько вы толерантны. – Если вы во всех 6 ситуациях подняли руку, то вы понимаете, что мнения, взгляды, поведение и внешний вид других людей надо тоже уважать. – Если вы подняли руку в 2-5 ситуациях, то вы недостаточно уверены в себе для того, чтобы в некоторых ситуациях принимать образ жизни, мнение других людей. Со временем у вас все получится! – Если вы больше всего топали ногами, то вы в большей степени не уважаете мнения других людей! Стоит поработать над своим поведением и взглядами! – Ну вот мы и проверили, насколько вы толерантны! Игра «Собери слово» (Слайд 21) – У каждого из вас есть буква. Я вам предлагаю вместе собрать слово, которое состоит из предложенных вам букв. – Наш класс – это единое целое, а каждый ученик в нем пазл, как одна буква, находящаяся у вас в руках, часть, без которой нет единения. Каждый по-своему важен и нужен. Создание дерева толерантности (Слайд 22) – Ребята я предлагаю вам всем оформить «Дерево толерантности». Нам прислали его в письме, но здесь чего-то не хватает. Здесь нет составляющих элементов толерантности. Нам необходимо их внести в наш рисунок, в листочки на дереве. Только тогда наше «Дерево толерантности» будет полным и заиграет другими красками. Напишите в листочках дерева, что для вас толерантность. Начинаем работу! (Исполняется песня во время работы «У моей России») – Отличное дерево у нас получилось! Давайте прочитаем, что для вас толерантность. – Молодцы, ребята! Вы отлично усвоили, что такое толерантность, так как выбрали правильные выражения, обозначающие это понятие. | Слушают внимательно учителя. Подбирают черты толерантной личности, исключая лишнее, примеряет эти черты на себя. Выбирают пути решения в ситуационных задачах, в зависимости от их взгляда на ситуацию. Результаты анализируют вместе с учителем. Участвуют в коллективной игре, в которой нужно собрать слово из выданных каждому букв. – У нас получилось слово толерантность. Слушают учителя, который говорит о результате их работы. Вместе с учителем активно работают по созданию «Дерева толерантности». Обобщают вместе с учителем проделанную работу. | Личностные: формирование мотивации к работе на результат. Познавательные: ориентирование в заданиях разного характера. Регулятивные: осуществление действий с учетом выделенных учителем ориентиров. Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной и письменной форме |
7. Подведение итогов занятия | – Давайте проверим, насколько хорошо вы запомнили изученный материал. Ответьте на несколько вопросов. – Что же такое толерантность? – Какого числа празднуется День толерантности? – Что значит проявлять толерантность? – Кто создал эмблему толерантности? – Что значит быть толерантным? – Что еще нового вы узнали сегодня? | Отвечают на вопросы учителя. – Толерантность – это терпимость (принятие) к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. – 16 ноября. – Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, интересам, поведению, своим обычаям, традициям и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. – Немецкий художник Хельмут Лангер создал эмблему толерантности. На последние два вопросы учащиеся отвечают, исходя из своего опыта, знаний, полученных на занятии. | Личностные: формирование адекватной самооценки Познавательные: ориентируются в своей системе знаний - отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Коммуникативные: говорение, слушание. |
8. Рефлексия | – Какие выводы из сегодняшнего занятия вы для себя сделали? Что вам понравилось больше всего? – Возникли ли трудности при изучении темы, выполнении заданий? – Оцените работу на уроке. На слайде изображены смайлики, один весёлый, а второй грустный. Если вам понравилось наше занятие, и вы чувствовали себя хорошо, выберите весёлый смайлик, а если тебе было грустно и не интересно, то выберите грустный смайлик (Слайд 23) ) – Хочу дать вам несколько пожеланий на будущее: – Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами. – Будьте добрыми, будьте надёжными, будьте заботливыми, будьте щедрыми и никогда не унывайте – И всё это вам поможет жить в мире. Пусть каждый из нас, пусть наш класс, наша школа, наш поселок и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля. – Всем спасибо за участие! Было очень приятно с вами работать, в этой дружной атмосфере! До новых встреч! (Слайд 24) | Учащиеся дают ответы на вопросы учителя, анализируя результаты своей работы на уроке. Оценивают работу на уроке с помощью смайликов. Слушают пожелания учителя. | Личностные: формирование адекватной самооценки Познавательные: ориентируются в своей системе знаний - отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Коммуникативные: говорение, слушание. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенная методическая разработка, посвященная формированию толерантности и культуры межнационального общения у обучающихся продемонстрировала важность системного подхода к воспитанию подрастающего поколения. Анализ теоретических основ и практического опыта позволил выявить ключевые педагогические условия и эффективные методы, способствующие достижению поставленных целей.
Предложенная методика внеклассного занятия призвана стать инструментом для педагогов, направленным на формирование у детей уважения к многообразию культур и народов, развитие эмпатии и навыков конструктивного общения. Реализация данного методического комплекса, включающего игровые технологии, обсуждение, беседу, творческие задания, позволит не только обогатить знания учащихся о многообразии народов, но и сформировать у них устойчивое ценностное отношение к толерантности и межнациональному согласию.
Ожидаемые результаты, направленные на формирование толерантного мировоззрения, развитие навыков бесконфликтного общения и укрепление чувства гражданской идентичности, свидетельствуют о практической значимости данной методической разработки. Она призвана способствовать созданию в образовательной среде атмосферы взаимопонимания, уважения и поддержки, что является необходимым условием для успешного развития личности каждого ребенка и формирования гармоничного общества.
Представленный методический материал может быть использован педагогами начальной школы, классными руководителями, педагогами дополнительного образования и всеми, кто стремится к воспитанию у подрастающего поколения ценностей толерантности и мирного сосуществования. Дальнейшее изучение и применение данного подхода, а также его адаптация к различным условиям и возрастным группам, позволит продолжить совершенствование практики воспитательной работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Учебно – методический кабинет. Режим доступа : (дата обращения: ).
- Мультиурок. Режим доступа : (дата обращения: ).
- Инфоурок. Режим доступа : (дата обращения: ).
- Урок РФ. Режим доступа : https://урок.рф (дата обращения: ).
- Социальная сеть работников образования. Режим доступа : (дата обращения: ).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по правовому воспитанию
методическая разработка, конспект...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Классный час "Воспитание у школьников культуры межнационального общения"
Материал содержит анкету и рекомендации по проведению классного часа...

Доклад "Воспитание у школьников культуры межнационального общения"
Доклад содержит анкету и рекомендации по воспитанию у школьников культуры межнационального общения...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по программе ВНКЛ (воспитание нравственной культуры личности)
Методическая разработка внеклассного мероприятия по программе ВНКЛ (воспитание нравственной культуры личности). Данное мероприятие предназначено для учащихся 4-5 классов Коррекционной школы-интерната....

Воспитание толерантности и культуры межнационального общения
Положение человека (и взрослого, и ребенка) в обществе определяют его права, обязанности и ответственность. В современном обществе для подготовки детей к решению многих жизненных проблем крайне необхо...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию «Патриотизм! Как много в этом слове!»
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определен национальный воспитательный идеал как высоконравственный, творческий, компетентны...
