Повторительно-обощающий урок по теме "Социальная сфера"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме

Зеленцова Светлана Николаевна

Обобщение и систематизация материала через работу с интерактивной викториной, текстом, тестом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

   Мстёрская средняя общеобразовательная школа

Вязниковского района

Владимирской области

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Урок обобщения и систематизации знаний

 по теме:

                                                                                               

                                         Учитель истории и обществознания:

                                   Зеленцова Светлана Николаевна

2013 – 2014 учебный год

Предмет: обществознание.

Класс: 10

Тема урока: “Социальная сфера общества”.

Цели  урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Социальная сфера                        общества»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать у учащихся стремление к  изучению наук  для понимания окружающей действительности и себя,  закрепить уверенность в знаниях, повысить мотивацию учащихся к обучению

РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать умения работать  с текстом, схемой, сравнивать, обобщать, аргументировать.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, тесты для самостоятельной работы, карточки-задания, презентация,

учебник “Обществознание” 10 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент – 0.5 мин.
  2. Вводно-мотивационный этап: определение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся- 3 мин.
  3. Повторение, обобщение, систематизация понятий  – 31.5 мин.
  4. Подведение итогов работы на уроке - 3 мин.
  5. Сообщение и комментирование домашнего задания  - 2  мин.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Вводно-мотивационный этап: определение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся.

Задание для учащихся:  Выписать на  СИГНАЛЬНОЙ КАРТОЧКЕ  понятия по  теме  «Социальная  сфера» (прием “мозгового штурма”).  200

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

 Социальная структура  

Социальная группа  

                                                                         Страта

                                                                         Стратификация

                                                                         Социальный статус

                                                                         Социальная роль

                                                                         Социальная мобильность

                                                                         Социальный контроль

                                                                        Девиантное  поведение

Учитель: Все понятия, которые вы написали, являются проверяемыми элементами в рамках ЕГЭ.

  1. Повторение, обобщение, систематизация понятий  

А. ВИКТОРИНА «ВАШ ВЫБОР»

Учащиеся выбирают тему и получают вопросы в соответствии с выбранной темой:

Учащиеся вспоминают понятия, приводят примеры, работая с  АНИМИРОВАННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ.

Б.     Работа в группах по карточкам-заданиям. 015

Учитель: Социальные группы и слои занимают различные социальные позиции, иными словами обладают неравным объемом материального богатства и власти, прав и обязанностей, привилегий и престижа. В этом выражается социальная стратификация общества, ведущая к социальному неравенству. В наиболее схематичном виде социальное неравенство, социальное расслоение выражается в делении общества на низшие, средние и высшие слои.

Задание №1:

Причины бедности.

Существуют различные точки зрения на вопрос о причине бедности. Одни считают, что бедность – результат несправедливого общественного устройства, при котором небольшая часть общества присваивает себе плоды труда других людей. Поэтому достаточно устранить класс богатых, и бедность исчезнет сама по себе. Попытки переустроить мир по принципу – каждый получает одинаково с другими (уравнительное распределение) или в соответствии с долей своего труда, как вам известно, не раз предпринимались в прошлом.

В основе другой теории бедности лежит представление о том, что она связана с процессом разделения труда. Всегда существуют отмирающие отрасли, занятые в них люди часто пополняют ряды бедняков.

И, наконец, есть те, кто убежден, что бедняки сами виноваты в своей доле. Они плохо (или совсем) не учились в школе, они предпочитают кратковременные удовольствия и почти не задумываются о будущем, они лишены целеустремленности, способности к длительному упорному труду.

Согласны ли вы с данными утверждениями? Свой ответ аргументируйте.

Задание №2:

Как бороться с бедностью?

В современном мире сложились следующие основные направления борьбы с бедностью:

- установление законом минимума заработной платы, как правило, освобожденной от налога

- предоставление пособий малоимущим гражданам

- перераспределение доходов государства в пользу малоимущих слоев государства

- стимулирование производства и экономического роста

Дополните приведенный перечень. Какое из направлений вы считаете наиболее важным?

Задание №3:

Ты и убогая

Ты и обильная

Ты и могучая

Ты и бессильная

Матушка Русь….

                                      Н. А. Некрасов.

Насколько актуальны, на ваш взгляд, эти слова для современной России? Ответ  аргументируйте.

                                               В.    Тестирование по вариантам.192

Вариант 1:

1. Какие из названных групп относятся к этническим группам:

1) подростки и юноши         3) народности  

     2) пенсионеры                           4) скауты

2. Крестьяне, рабочие, служащие, учителя составляют общность:

1) политическую         3) профессиональную

2) демографическую         4) этническую

3. Под социальным неравенством понимается:

1) изменения в статусе человека   2) освоение индивидом разных социальных ролей

3) выделение в обществе разных социальных групп   4) различие людей в доступе к социальным благам

4. Перемещение людей из одной социальной группы в другую составляет суть понятия социальная:

1) мобильность         3) адаптация

2) стратификация         4) стабильность

5. Отклоняющееся поведение – это поведение:

1) не соответствующее принятым в обществе нормам  2) всегда нарушающее нормы права

3) не имеющее осознанных мотивов  4) обязательно ведущее к негативным последствиям

6. Граф С. Ю. Витте был составителем “Манифеста” от 17 октября 1917 года. Это действие явилось отражением его:

1) личностного статуса  2) социальной роли  3) престижа  4) социальной мобильности

7. Применение санкций для обеспечения соблюдения социальных норм составляет основу

1) социализации  2) социального контроля  3) социальной адаптации  4) отклоняющегося поведения

Вариант 2:

1. Установленные в обществе правила, образцы поведения, регулирующие жизнь людей, - это: 

1) социальный статус         3) социальные ценности

2) социальные нормы         4) социальный престиж

2. Свойством, объединяющим мораль, право, обычаи, традиции, является то, что они:

1) закреплены в официальных документах    2)  обеспечены силой государственного принуждения

3) отражают представления о прекрасном  и безобразном

4) регулируют общественные отношения

3. Различный доступ людей к социальным благам отражен в понятии:

1) социальное происхождение  2) социальное неравенство

3) социализация   4) социальная мобильность

4. Положение человека в обществе, занимаемое им как представителем определенной социальной группы и включающее определенный набор прав и обязанностей, - это:

1) социальный престиж   2) социальный статус

3) социальная дифференциация  4) социальное неравенство

5. Верны ли следующие суждения о видах социальных групп?

А. Русские, белорусы и украинцы являются этносоциальными группами

Б. Мужчины, женщины, дети, пожилые люди представляют собой профессиональные группы

1) верно только А  2) верно только Б   3) верны и А, и Б   4) оба суждения неверны

6. Во время первой всероссийской переписи населения царь Николай II вписал в графу “занятие”: “хозяин земли Русской”. Какой аспект своей социальной роли отразил царь:

1) профессию   2) возраст   3) образование   4) принадлежность к конфессии

7. Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области. Этот случай можно рассматривать как пример

1) адаптивного поведения  2) конформистского поведения

3) противоправного поведения  4) отклоняющегося поведения

Вариант 3:

1. Ниже перечислены четыре социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда?

1) дети  2) пожилые люди  3) мужчины  4) молодежь

2. Любая социальная группа характеризуется

1) малочисленностью состава  2) родственными связями

3) неформальным контролем за поведением  4) общностью социального статуса

3. Какой статус относится к предписанному статусу?

1) муж  2) отец  3) преподаватель  4) внук

4. В том, что возможность получить хорошее образование определяется уровнем доходов человека, отражается

1) социальная стабильность  2) социальное неравенство

3) социальная мобильность  4) социальное поведение

5. После расторжения брака гражданин Б. продолжал по выходным дням совершать с сыном лыжные прогулки. Этот пример иллюстрирует особенности

1) выполнения социальной роли  2) соблюдения социальной нормы

3) осуществления социального контроля  4) проявления социальной мобильности

6. Автор романа получил государственную премию. Другим примером формальных позитивных санкций является (-ются)

1) всенародная слава  2) вручение памятного подарка

3) всеобщее уважение  4) лестные отзывы читателей

7. Примером негативного отклоняющегося поведения является

1) повышенный интерес к результатам спортивных состязаний

2) фанатическая преданность творчеству музыкальной группы

3) применение криминальных методов для решения личных проблем

4) чрезмерное увлечение гуманитарными предметами

После выполнения задания, ребята осуществляют взаимоконтроль.  

Ответы по вариантам.      

 ПРОЕКТИРУЮТСЯ НА ЭКРАН ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.

Вариант 1: 3341122  

Вариант 2: 2422114    

Вариант 3: 3442123

    Г. РЕФЛЕКСИЯ: СИНКВЕЙН «СФЕРА»125

  1. Подведение итогов работы на уроке

Домашнее задание                     

1. ГЛАВА 5.  Тема «Социальная сфера»

                    2. Составить кластер по теме: “Социальная сфера общества”.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ МБОУ « Мстерская средняя общеобразовательная школа» Вязниковского района Владимирской области УЧИТЕЛЬ: ЗЕЛЕНЦОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА

Слайд 2

ВАШ ВЫБОР СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ, ИНСТИТУТЫ ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ СЕМЬЯ. МОЛОДЕЖЬ 1 2 4 3 3 5 СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ И СТАТУСЫ

Слайд 3

В нашем поселке проживает пять тысяч человек. Как вы думаете, какие критерии необходимо применить для описания социальной структуры населения поселка, чтобы она соответствовала реальному положению дел?

Слайд 4

ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ РАБСТВО КАСТЫ СОСЛОВИЯ КЛАССЫ 1 2 3 4

Слайд 5

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ВЕРТИКАЛЬНАЯ ВИДЫ МОБИЛЬНОСТИ ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ? ?

Слайд 6

После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. ? К акой социальный процесс иллюстрирует данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

Слайд 7

СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ ЭКОНОМИКА ПОЛИТИКА АРМИЯ БРАК ЦЕРКОВЬ ОБРАЗОВАНИЕ

Слайд 8

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ЛЮМПЕНЫ МАРГИНАЛЫ ? ? ?

Слайд 9

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

Слайд 10

КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ СТРАТ ВЛАСТЬ ОБРАЗОВАНИЕ ПРЕСТИЖ ДОХОД

Слайд 11

6. Прочитайте текст , выберите из списка пропущенные слова « Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой ________ (1). Это явление получило название социальной ________ (2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ________ (4). ________ (5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные ________ (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.». Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. А) миграция Б) мобильность В) горизонтальная Г) лифт Д) статус Е) вертикальная Ж) группа З) стратификация И) маргинализация 1 2 3 4 5 6 ДБВАЕГ Ответ

Слайд 12

В одном из первых сводов законов Киевской Руси – «Русской Правде» - предусмотрены различные наказания за убийство. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась во много раз дешевле . Какие выводы можно сделать о социальной структуре Киевской Руси, используя данные «Русской Правды»?

Слайд 13

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ И СТАТУСЫ ПРЕДПИСАННЫЙ ТИПЫ СТАТУСОВ ДОСТИГАЕМЫЙ

Слайд 14

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ И СТАТУСЫ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС СРАВНИ СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ Это то, кем является человек в обществе Это ожидаемое поведение человека, обладающего каким-либо статусом.

Слайд 15

В отличие от авторитета личности, престиж не зависит от антуража отражает степень признания окружающими личных и деловых качеств оценка социальной позиции, занимаемой в обществе является особой силой подчинения одних людей другим

Слайд 16

ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ НАЦИЯ НАРОДНОСТЬ ПЛЕМЯ РОД ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ТРАДИЦИОННОЕ ПЕРВОБЫТНОЕ ПЕРВОБЫТНОЕ О Б Щ Е С Т В О

Слайд 17

ЭТНОС ИНТЕГРАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Слайд 18

? Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах. Б. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом. верно только А верно только Б верно и А, и Б оба утверждения неверны

Слайд 19

позитивные негативные формальные неформальные Ф- Н+ Ф+ Н- Социальный контроль ?

Слайд 20

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВО СЕМЬЯ РЕЛИГИЯ ЭКОНОМИКА ? ? ? ? Какой социальный институт не указан в схеме?

Слайд 21

СЕМЬЯ СЕМЬЯ ФУНКЦИИ Репродуктивная В оспроизводства рабочей силы Воспитательная Х озяйственно- бытовая Досуговая Э моциональная

Слайд 22

? Главная функция семьи: воспитательная репродуктивная досуговая воспроизводство рабочей силы

Слайд 23

Молодежь как социальная группа ВОЗРАСТНЫЕ ГРАНИЦЫ Х 25 16 0

Слайд 24

Презентацию подготовила Зеленцова Светлана Николаевна, учитель истории Мстёрской СОШ Вязниковского района Владимирской области 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древний Восток (повторительно - обощающий урок)

Урок - обобщение проведен в виде игры викторины....

Нестандартный урок по теме «Петр I (повторительно-обощающий)» 10 класс

Нестандартный урок по теме "Петр 1". Урок повторения и обобщения в виде передачи "Пусть говорят".  Формы организации деятельности учащихся: "ведущие" программы и активные участники....

Презентация к повторительно-обощающему уроку на тему: "Социальные нормы"

в презентации содержатся тестовые задания, составленные по учебнику кравченко, Певцовой "Обществознание 6 класс". Презентацию можно использовать как в виде итогового контроля по теме, так и для провер...

Повторительно-обощающий урок по теме: "Квадратные корни"

Урок проводился в конце изучения темы "Квадратные корни"...

Повторительно-обощающий урок "Древний Восток"

Материал может быть использован как урок-игра....

Повторительно-обощающий урок физики

Здесь размещены материалы к повторительно-обощающему уроку по физике  в 8 классе "Изменение агрегатных состояний вещества"....

Вопросы к повторительно-обощающим урокам по истории России 10 класс

Вопросы к повторительно-обощающим урокам по истории России 10 класс. Подготовка к зачету по истории....


 

Комментарии

Коршунов Алексей Николаевич

Спасибо! Очень качественная работа.