программа факультативного курса "Религиоведение"
элективный курс по обществознанию (10 класс) по теме

Курс "Религиоведления" предназначен для изучения в старших классах средней школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon religiovedenie.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

      ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «РЕЛИГИОВЕДНИЕ»

Разработан Пила Л.В., учителем высшей категории МБОУ СОШ № 5 г.Азова

  Демократизация,  гуманизация  и гуманитаризация образования в нашей стране привела к появлению в учебном процессе новых учебных и факультативных дисциплин. Введение в преподавание факультативного курса «Религиоведение» позволяет повлиять на формирование мировоззрения учащихся, поднять их общекультурный уровень, расширить объём знаний по обществознанию. Курс «Религиоведение» представляет  собой компонент гуманитарного образования, и его преподавание ведётся в рамках обществоведческого и культурологического подхода к пониманию термина «религия».

         Курс предназначен для старшего концентра обучения. Курс позволяет расширить объем знаний учащихся прежде всего по курсу «Обществознание»

( темы «Введение в философию», «Введение в социологию», «Введение в политологию», «Введение в социальную психологию»).

         Курс обеспечивает интеграцию знаний учащихся по истории России, истории зарубежных стран, обществознанию, МХК.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»:

  • Усиление нравственно-духовного воспитания учащихся.
  • Воспитание толерантности.
  • Дать представление о религиоведении, об основных направлениях религиозных исследований и понятийном аппарате.
  • Дать представление о религии, её структуре, религиозной практики и организации.
  • Знакомство с историей происхождения религии.
  • Дать представление об основных национальных религиях.
  •  Знакомство с понятием «мировая религия», его характеристикой и основными  видами.

КОМПЕТЕНЦИИ

Предметно-ориентированные

Развитие личности в период юности, её духовно-нравственной культуры, социального поведения, способности к личному самоопределению и самореализации; развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать разнородную социальную информацию, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.

Воспитание гражданской ответственности, толерантности. Приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.

Овладение знаниями, необходимыми для дальнейшего образования и самообразования.

Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать и  систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества.

Формирование опыта применения полученных знаний и умений в области гражданской и общественной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность

Поиск информации по заданной теме в источниках различного типа; критическое оценивание достоверности полученной информации; передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

Умение обосновывать суждения; давать определения; приводить доказательства; объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам и правилам ведения диалога.

Рефлексив-ная деятельность

Оценивание и корректировка своего поведения в обществе; выполнение  в практической деятельности и в повседневной жизни принципов толерантности.

Осознание своей конфессиональной принадлежности.

Определение  собственного отношения к явлениям современной жизни; умение отстаивать свою гражданскую позицию.

Познава-тельная деятель-ность

Уметь самостоятельно и мотивированно организовывать всою познавательную деятельность.

Овладение приемами исследовательской деятельности.

СТРУКТУРА КУРСА

№ п/п

Название темы части курса

Название темы раздела

Кол-во часов

1

Введение

Введение в религиоведение.

2

2

Феномен религии.

Истоки религии, её сущностные характеристики. Элементы и структура религии.

5

3

Религиозная картина мира: прошлое и современность.

Исторические формы верований.

25

Национально-государственные религии.

Мировые религии.

Буддизм.

Христианство и его основные вероучения.

Православие.

Католицизм.

Протестантизм.

Ислам.

Религиозные организации и объединения.

4

Особенности религиозно жизни Ростовской области.

Религиозная картина  РО.

2

5

Итоговый урок

Итоговый урок

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА.

№ п\п урока

Тема урока

Тема раздела

Вопросы, рассматриваемые на  уроке.

Дата прове-дения занятия

1

Введение.

Введение в религиоведение.

Религиоведение.

Богословие.Теология.

3

Религия. Вера.

 Истоки религии, её сущностные характеристики. Элементы и структура религии.

Природа веры. Структура и мифология сакрального. Табу.

4

Структура религии.

Структура религии. Религиозное сознание и его уровни. Религиозная психология.

5

Элементы религии. Религи-озная деятель-ность.

Религиозный культ. Обряд. Молитва. Богослужебный канон. Религиозная деятельность: культовая и внекультовая.

6

Религи-озные организа-ции.

Типы религиозных организаций. Религиозная группа, секта, деноминация. Церковь.

7

Религия  в системе культуры.

Религия в системе культуры.

8

Происхож-дение религии.

Исторические формы верований.

Основные подходы происхождения религии.

9

Ранние формы религии.

Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия.

10

Эволюция религии.

Эволюция религии в период перехода к классовому обществу. Родоплеменные религии. Политеизм. Божества.

11

Нацио-нально-государст-венные религии. Предпо-сылки их формиро-вания.

Национально-государственные религии.

Понятие «национальная  религия», её сущностные характеристики. Исторические и социально-политические предпосылки формирования национально-государственных религий.

12

Индуизм.

Индуизм: возникновение, эволюция, основные направления, роль в политической жизни.

13

Нацио-нально-государст-венные религии Азии.

Нац.-гос. религии  Азии: джайнизм, синхизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм.

14

Иудаизм.

Иудаизм.

15

Мировые религии.

Мировые религии.

Понятие «мировая религия», её сущностные характеристики.

16

Буддизм.

Буддизм.

Мировоззренческие основы. Социокультурные предпосылки. Особенности  буддизма.

17

Возникновение христи-анства.

Христианство.

Исторические условия формирования христианства.

18

Разделе-ние христи-анской церкви.

Причины и условия  возникновения разногласий внутри христианства.

19

Христи-анские ценности.

Система ценностей в христианстве.

20

Правосла-вие

Православие.

Особенности православия.

21

Православные церкви современ-ности.

Православный мир сегодня.

22

Русь-Россия  и православие.

Роль православия в жизни нашей страны.

23

Католи-цизм.

Католицизм.

Особенности католицизма.

24

История католической церкви.

Основные вехи истории римско-католической веры.

25

Папство.

Институт папства в католицизме.

26

Реформа-ция. Протестантизм.

Протестантизм.

Реформаторские движения в Европе. Противоречивый характер реформации

27

Основные течения в протестантизме.

Основные течения в протестантизме.

28

Ислам. Предпо-сылки возникно-вения.

Ислам.

Социокультурные предпосылки возникновения ислама.

29

Основные направле-ния в исламе.

Основные направления в исламе: cунниты и шииты.

30

Ценности ислама.

Система ценностей в исламе. Вероучение ислама и исламская картина мира.

31

Религиоз-ное многообразие современ-ного мира.

Религиозные организации и объединения.

Предпосылки появления новых религиозных течений.

32

Религиоз-ные течения и секты.

Особенности религиозные течений и сект.

33

Религиоз-ное многооб-разие донской земли.

Религиозная картина РО.

Исторические особенности религиозного разнообразия  региона.

34

Современная религиоз-ная картина  РО.

Современная религиозная картина  РО.

35

Итоговый урок.

Мозаика религиозных культур.

Защита презентаций.

 

ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬЕНОСТИ:


  • работа с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации ( в том числе ресурсы Интернета);
  • критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • анализ явлений и событий, происходящих в современной жизни, с применением методов социального познания;
  • участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным проблемам Религиоведения, отстаивание и аргументация своей позиции; оппонирование иному мнению;
  • подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных религиоведческих проблем и проблемы толерантности;
  • осмысление опыта взаимодействия с другими людьми.

ЗНАТЬ:

  • различные подходы к исследованию проблемы происхождения религии;
  • исторические формы религиозных верований;
  • эволюционный характер развития религии;
  • предпосылки формирования  национально-государственных и мировых религий;
  • основные характеристики мировых религий;
  • исторические особенности религиозного разнообразия РО.

УМЕТЬ:

  • характеризовать (описывать) основные социальные объекты (факты, явления, институты, нормы, процессы, выделяя  их существенные признаки;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпритацию социальной информации по темам курса из оригинальных неадаптированных источников (философских, научных, религиозных, публицистических);
  • анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, аудиовизуальный ряд); переводить её из одной знаковой системы в другую;
  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных  социальных объектов;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих и культурологических знаний собственные оценочные суждения и аргументы по проблемам курса.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ:

  • в процессе выполнения типичных социальных ролей;
  • для ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах;
  • выработки личной  позиции по отношению к религии и толерантности;
  • для совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • для самостоятельного поиска, анализа и использования собранной информации.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Конституция РФ.
  • «Декларация принципов толерантности» от 16.11.1995.
  • Л.Н.Боголюбов «Человек и общество». М., «Просвещение», 2004 .
  • «Человек и общество. Современный мир» п\р В.И Купцова. М., «Просвещение», 1994. (р)
  • «Религии мира» . Пособие для учителя п\р Я.Н.Щапова. М., «Просвещение», 1994. (р)
  • Л.С.Васильев «История религий Востока». М., «Высшая школа», 1988. (д)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

  • «Православие. Словарь атеиста». М., «Политиздат», 1988.
  • «Католицизм. Словарь атеиста». М., «Политиздат», 1991.
  • «Протестантизм. Словарь атеиста». М., «Политиздат», 1990
  • «Русский народ.  Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». Р-н-Д, «Феникс», 1996.
  • В.Петров-Стромский «Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология». М., «Терра», 1999.
  • Э.Б.Тайлор «Первобытная культура».М., 1989.
  • «Легенды и мифы древней Греции и Рима». М., 2005.
  • Д. Апостоолос-Каппадона «Словарь христианского искусства». «Урал LTD», 2000.
  • Н.А.барская «Сюжеты и образы древнерусской живописи».М., «Просвещение», 1993.
  • «Космические легенды Востока.» М.. 1992.
  • «Христианство. Словарь». М., 1994.
  • «Мифологический словарь.». М., «Советская энциклопедия», 1991.
  • «Настольная книга атеиста». М., «Политиздат», 1985.
  • «Философский словарь». «Политиздат», 1987.
  • К.М.Хоруженко «Культурология. Схемы». М., «Владос-Пресс», 2003.
  • «Библия». М., изд-во партиархата, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательной школы)

Пояснительная запискаПрограмма факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента  (для 6-ых классов общеобразовательных школ)  пред...

Программа факультативного курса "Bunte Schritten"

Факультативный курс «BunteSchritten» (Разноцветные ступеньки) рассчитан на учащихся 5 класса и призван помочь учащимся приобрести углублённые знания о стране изучаемого языка, использовать пол...

Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов

Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...

Программа факультативного курса "Забытые ремёсла"

Программа факультатива "Забытые ремесла" представляет собой курс обучения в области древних ремесел наших предков таких как пирография, ислими, инкрустация и др....

Авторская адаптационная педагогическая программа «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» Программа факультативного курса

   Программа факультативного курса «Химическая мозаика» способствует усвоению определенного объема химических знаний, формированию в сознании научной картины мира, интеллектуальному р...