Конспект и презентация к повторительно-обобщающему уроку по обществознанию для 10 класса по разделу "Сознание и познание"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме

Павлова Юлия Сергеевна

 

Данный материал представляет собой конспект урока и презентацию к повторительно-обобщающему уроку обществознания в 10 классе по разделу "Сознание и познание".

   Урок разработан в соответствии с ФГОС нового поколения. В нем четко прослеживаются все необходимые этапы урока: мотивационный, целеполагающий, рефлексивно-оценочный.

   Урок начинается с видеоролика "Я познаю мир", который хорошо мотивирует обучающихся на работу, так как показывает деятельность их сверстников. Цели обобщающего урока предлагается определить самим учащимся. Далее следует групповая работа с различными заданиями, в том числе творческими. 

   Элемент "валео", здоровьесбережение также присутствует  на данном уроке, обучающимся предлагается гимнастика для глаз под мягкую релаксирующую музыку. Физкультминутка плавно пересекается с изучаемым материалом, ведь зрение - это главный элемент чувственного познания.

   Последний этап урока- рефлексивно-оценочный, на котором обучающиеся производят на листах самооценки оценку себя, своих одноклассников, урок в целом по достижению целей и форме проведения.

Урок разрабатывался как открытый в рамках аттестации педагога на высшую категорию и получил высокую оценку аттестационной комиссии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_poznanie_i_soznanie.rar228.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обществознанию  Класс: 10 Программа: на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень 2004 год), примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень) и авторской программы Л.Н, Боголюбова.  (Обществознание)  Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. Л.Н. Боголюбов, Н.И, Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2010).

ФИО: Павлова Юлия Сергеевна

Должность, образовательное учреждение: учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №10

Тема урока: Познание и сознание

Дата проведения: 13 марта 2014 года

Тип урока: урок контроля знаний.

Цель урока: систематизировать изученный материал; определить уровень сформированности  предметных компетенций по разделу   «Познание и сознание».

Задачи: 

1. повторить основные понятия из раздела «Познание»;

2. закрепить полученные знания, умения, навыки;

3. продолжить формирование умений работать в группе, аргументировать свое мнение, участвовать в дискуссии;

4. способствовать формированию навыков критического мышления путем взаимного оценивания.

Ожидаемые результаты: Предметный: систематизирование знаний по разделу

                                           Коммуникативный: формирование умения слушать других учеников, доказывать свою точку зрения.

                                           Регулятивный: проявление ответственности за результаты своей деятельности.

                                           Личностный: развитие нравственных качеств, толерантности, умения принимать точку зрения другого ученика.

                                          Познавательный:  формирование умения строить речевые высказывания, творчески преобразовывать       информацию, рефлексивность.

Оборудование: 1.Компьютер, проектор, экран.

                             2.Презентация к уроку.

                             3.Видеоролик «Я познаю мир» (из социальных сетей Интернета)http://vk.com/video48043119_164121607

                             4. Чистые листы бумаги, цветные фломастеры

                            5. Задания по группам.

                              6. Листы самооценки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный. Мотивация учебной деятельности

Приветствие учащихся. Показ видеоролика

«Я познаю мир»

Приветствие учителя. Просмотр видеоролика.

Мотивация обучающихся на определение темы и целей урока. Обобщение ответов обучающихся. Разбивка класса на группы

Определяют тему урока, предлагают варианты постановки цели урока

2

Повторение и обобщение знаний по разделу

  1. Раздает задания по группам (приложение №1), приводит критерии оценивания работы группы, определяет регламент подготовки к выступлению, самого выступления.
  2. Задает группам творческое задание, определяет критерии оценивания (приложение №3), задает регламент работы.
  3. Проводит физкультминутку.
  4. Раздает тестовые задания, определяет критерии оценивания.

Обсуждают задание, готовятся отвечать, отвечают.

Выполняют творческое задание на листах А4, осуществляют взаимопроверку по заданным критериям.

Участвуют в физкультминутке.

Выполняют индивидуальное тестовое задание (приложение №4)

3

Рефлексивный

     Предлагает листы самооценки обучающимся, чтобы  оценить личную активность на уроке, организацию и проведение урока, достижение поставленных целей.

Работают с листами самооценки

( приложение №2).

Приложение №

ЗАДАНИЕ ГРУППАМ №1

  • 1 группа: «Познаваем ли мир? Приведите различные мнения философов по этому поводу, а также мнение группы»
  • 2 группа: «Дайте характеристику познания, как деятельности, назовите виды познания»
  • 3 группа: «Каковы пути познания мира? Перечислите, дайте краткую характеристику»
  • 4 группа: «Что такое истина? Каковы ее критерии?»

Приложение №2

  • Лист самооценки ученика (цы) ____ класса 
  • ________________________________________ 
  •  
  • Критерии                             Мои комментарии             Оценка  (1-5 баллов)
  • Готовность к уроку
  •  
  •  
  • Активность на уроке
  •  
  •  
  •  
  • Личный вклад в работу группы
  •  Ваша оценка организации

 и проведению урока

Приложение №3

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ ГРУППЫ:

  1. Правильность изложения материала
  2. Логика изложения, четкость
  3. Культура изложения материала
  4. Поведение в группе, умение сотрудничать

КРИТЕРИИ ВЗАИМОПРОВЕРКИ

  • Четко представлены и понятны отличия знания от сознания – оценка «5»
  • Отличия представлены, но трудно разобраться – оценка «4»
  • Невозможно понять сущность отличий – оценка «3»

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ

  • Оценка «5» ставится, если дано 13-15 правильных ответов.
  • Оценка «4» ставится за 11-12 правильных ответов.
  • Оценка «3» ставится за 9-11 правильных ответов.
  • Оценка «2» ставится, если дано 8 и менее правильных ответов.

Приложение №4

Итоговое тестирование по разделу: «Сознание и познание».10 класс.

 1.к психическим процессам, позволяющим познавать объективный мир, не относится:

А.ощущение;          б.восприятие;          в. представление;         г. адаптация.

2.мышление не осуществляется в виде;

А.понятий;     б. суждений;              в. умозаключений;             г. эмоций.

3.чувственное отображение объективной реальности:

А.ощущение;          б. восприятие;         в.представление;      г. адаптация.

4. целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств, называется:

А.ощущение;          б. восприятие;         в.представление;      г. Адаптация

5.рациональное – это познание:

А. с помощью наблюдения                        в. с помощью интуиции

Б. прямого контакта                                     г. с помощью мышления.

6. мысль, выраженная в форме повествовательного предположения, которая является объективно либо истинной, либо ложной, называется:

А. понятием;                   б. суждением;                в. умозаключением;              г. гипотезой.

7. Рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называется:

А. понятием;                   б. суждением;                в. умозаключением;              г. гипотезой.

8. к вспомогательным чувствам, создающих мироощущения относится:

А. зрение;         б. слух;           в. чувство равновесия;              г. осязание.

9.методом эмпирического познания не является:

А. эксперимент;             б. наблюдение;       в. аналогия;             г. описание.

10.верны ли суждения?

А. любая истина объективна и относительна.

Б. абсолютная истина практически недостижима.

В. противоположностью истины может быть другая истина

Г. противоположностью истины всегда является заблуждение.

11.зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу. Данное суждение является примером:

А. обыденного знания                                           в. эмпирического знания

Б. мифологического знания                                   г. научного знания.

12. и абсолютная и относительная истины:

А. носят объективный характер                                            в. дают полное знание о предмете

Б. всегда находят подтверждение на практике              г. могут быть опровергнуты со временем.

13. учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира

А.эмпиризм;                   б. рационализм;                 в. агностицизм;                  г. алогизм.

14.     критерий истины для рационалистов:

А. опыт;          б. разум;        в. эксперимент;       г. практика.

15.знание, которое не зависит от воли и желаний субъекта, называется:

А. объективной идеей                         в. абсолютной истиной                        

Б. объективной истиной                      г. относительной истиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация к повторительно-обобщающему уроку по теме "Причастие" (2 часа) 7 класс

Презентация подготовлена к итогово-обобщающему уроку в 7 классе по теме "Причастия". В презентации широко использовался краеведчедческий материал по истории поселка и района, где расположена школа и у...

презентация к повторительно-обобщающему уроку в форме "своей игры" для 5-го класса "Передняя Азия в древности"

презентация поможет интересно провести повторение, закрепить материал на уроке, а также может быть использована на дополнительных или внеклассных мероприятиях по истории Древнего мира....

Компьютерная мультимедийная презентация к повторительно-обобщающему уроку в игровой форме по теме: «Десятичные дроби» МАТЕМАТИКА 5 класс.

Компьютерная презентация к повторительно-обобщающему уроку в игровой форме по теме : "Десятичные дроби", математика 5 класс...

конспект, презентация и самоанализ открытого урока физики в 7 классе по теме "Равнодействующая сил"

Тип урока  формирование новых знаний. Дидактическая цель:  Создать условия для восприятия учащимися и первичного осознания нового учебного материала по теме «Равнодействующая сил. Нахождение...

презентация "Семья и быт" урок по обществознанию, 10 класс

Презентация к урокам по  обществознани на темы: "Семья и быт", "Социальное развитие и молодежь", 10 класс общеобразовательных учреждений, базовый уровень...