Бинарный интегрированный урок по обществознанию и химии «Спирт – друг или враг человека». Калугина С.А., Мокрова И. М. ГБОУ СОШ № 514 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА г. САНКТ ПЕТЕРБУРГА
творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме

Калугина Светлана Александровна

     Бинарный интегрированный урок это одно из новшеств современной методики обучения в школе. Эта технология связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Использование химии и обществознания не является исключением. Урок называется бинарным, так как его ведут два учителя – учителя обществознания и химии. Урок является интегрированным, – так как в нем происходит объединение в целое разрозненных частей, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний по химии и обществознанию. Тема занятия на уроке раскрывается с различных точек зрения, пронизана межпредметными связями и актуализирует знания химии и обществознания в контексте реальной повседневной жизни.

     Актуальность выбранной темы урока обусловлена тем, что в последние годы в стране резко обострилась ситуация по потреблению алкоголя среди школьников. Информация Минздрава показывает, что средний возраст приобщения к алкоголю в России составляет 15-17 лет. Такими образом, первичная профилактика алкоголизма среди подростков является ключевым социальным заказом для системы образования. На уроке были использованы новые, современные подходы к его организации: академические мини лекции учителей и сообщения учащихся, проектная деятельность учеников, презентации учеников и учителей, психологический тренинг, дискуссия. Основой проектирования содержания урока является метод обучения, при котором учащиеся не получает знания в готовом виде, а добывает их сами в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. В рамках деятельностного подхода они овладевают универсальными учебными действиями, что облегчает итоговый самоанализ урока.

     Данное занятие соответствует требованиям ФГОС. В предметном направлении: урок знакомит с причинами появлений человеческих пороков, закрепляет знания о негативном воздействии их на организм. В метапредметном направлении: помогает организации взаимодействия учащихся в группах, развивает навыки делового общения, понимание значимости данного урока для формирования ценностных ориентаций учащихся и выбора ими жизненной позиции в условиях прогрессирующего алкоголизма. В направлении личностного развития:  воспитание здорового образа жизни, формирование устойчивого навыка неприятия алкоголя, умения активного противостояния пагубным привычкам; способствовать развитию творческих способностей учащихся – в этом и выражается актуальность данного урока. Тема занятия на уроке раскрывается с различных точек зрения, пронизана межпредметными связями и актуализирует знания химии и обществознания в контексте проблемы профилактики алкоголизма.

     Целью урока является:

- повышение уровня социально-психологической компетенции учащихся;

- снижение вероятности вовлечения подростков в экспериментирование с алкоголем;

- способствование у подростков формирования умения преодолевать кризисные ситуации и противостоять давлению социального окружения;

- подготовкаиз самих учащихся специалистов по профилактике алкогольной зависимости.

     На обычном уроке подросткам и педагогам общеобразовательной школы часто одинаково трудно преодолеть устоявшийся стереотип отношений «учитель – ученик». На бинарном уроке учителям существенно удалось повысить заинтересованность и активность учеников на уроке. Главное, что подростки видели явную заинтересованность учителей, их твердое и ясное личное отношение к здоровому и безопасному образу жизни. Презентацию урока см. https://cloud.mail.ru/public/3efce3fbc872/%D0%A1%D...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бинарный интегрированный урок по
обществознанию и химии 

Калугина С.А., учитель  истории и обществознания;

Мокрова И. М., учитель химии

ГБОУ СОШ № 514 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА Г. САНКТ ПЕТЕРБУРГА

Тема урока: 

«Спирт – друг или враг человека»

10 класс

(базовый уровень)

Выходные данные литературы и интернет источников, используемых учителями при подготовке к уроку:

  1. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками 7-11 кл. Занятия, игры, тесты. М.: «Первое сентября», 2005.
  2. Кларин М.В. Технологии обучения: идея и реальность. Рига, 1999.
  3. Панова Н.А., Корельская Е.Ю. Бинарный урок как средство оптимизации учебного процесса/http://ito.edu.ru/2010/Arkhangelsk/II/II-0-66.html
  4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: 1996
  5. . Интернет ресурс/:http://www.alcoter.ru/publications/article33/

Бинарный интегрированный урок это одно из новшеств современной методики обучения в школе. Эта технология связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Использование химии и обществознания не является исключением. Урок называется бинарным, так как его ведут два учителя – учителя обществознания и химии. Урок является интегрированным, – так как в нем происходит объединение в целое разрозненных частей, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний по химии и обществознанию. Тема занятия на уроке раскрывается с различных точек зрения, пронизана межпредметными связями и актуализирует знания химии и обществознания в контексте реальной повседневной жизни.

Планирование и организации бинарного интегрированного урока по обществознанию и химии

При планировании урока учитывались следующие условия:

1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух предметов – обществознания и химии. Чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. После определения общей цели, из содержания предметов берутся только те сведения, которые важны для изложения темы урока.

2. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.

3. При проведении интегрированного урока двумя учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий. Интегрированный урок является спаренным и проводится учителями совместно.

Цель интегрированного урока:

1)        В предметном направлении:

  • Основной целью интегрированного урока является не столько усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько развитие образного мышления.
  • Развить потенциал самих учащихся, побудить их к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

2)        В метапредметном направлении:

  • Обеспечение эффективности урока за счет широкого использования различных видов репродуктивно-поисковой, творческой деятельности школьников.
  • Развить творческую активность учащихся за счет использования знаний учебных предметов урока, привлечения сведений из различных областей науки, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

3)        В направлении личностного развития:

  • Помочь учащимся по-новому взглянуть на изученное ранее. За счет межпредметных связей, позволяющих переносить, свертывать и систематизировать знания, реализовать задачу личностного воспитания учащихся.
  • В большей степени, чем на обычных уроках, способствовать у учащихся развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Задачи урока

  • Повысить эффективность усвоения темы урока за счет использования различных видов работы, поддержке внимания учеников на высоком уровне.
  • Создать цельное представление у учащихся о многообразии и единстве изучаемой проблемы, т. к. зачастую изучение отдельных явлений этого единства, дробит его на разрозненные фрагменты и не дает представления о целом явлении.
  • Научить учащихся, аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным вопросам.

Преимущество интеграции урока:

  • Форма проведения интегрированного урока нестандартна, увлекательна.
  • Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.
  • Урок снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления.
  • Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся.

Структура урока:

Структура отличается от обычных уроков следующими особенностями:

  • предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала; 
  • Он не достигает своей цели, если отдается предпочтение обычной воспроизводящей деятельности.
  • логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
  • Большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке

Тип урока:

Урок повторения, закрепления умений, систематизации и обобщения знаний. Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей. Урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса. В этом его особенность. На этом уроке сочетаются контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения.

Данное занятие соответствует требованиям ФГОС. В предметном направлении: урок знакомит с причинами появлений человеческих пороков, закрепляет знания о негативном воздействии их на организм. В метапредметном направлении: помогает организации взаимодействия учащихся в группах, развивает навыки делового общения, понимание значимости данного урока для формирования ценностных ориентаций учащихся и выбора ими жизненной позиции в условиях прогрессирующего алкоголизма. В направлении личностного развития:  воспитание здорового образа жизни, формирование устойчивого навыка неприятия алкоголя, умения активного противостояния пагубным привычкам; способствовать развитию творческих способностей учащихся – в этом и выражается актуальность данного урока.

Форма данного типа урока: обсуждение, диалог, самостоятельная работа, исследование, самопроверка и взаимопроверка.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная работа, работа в группах, парах. Индивидуальная работа проходит по теоретическим вопросам, с последующей самопроверкой и взаимопроверкой. Групповая работа необходима при выполнении более сложных заданий. Последующая интерактивная фронтальная проверка позволяет устранить недочеты в решениях, глубже закрепить пройденный материал.

Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителей и учащихся.

Этапы урока. Деятельность учителя.

Время

Методы и приемы

Деятельность учащихся

Организационный момент

Деление класса на группы с учетом психологических особенностей и способностей детей. Выдача заданий и тем выступлений учеников для подготовки к уроку.

за 2 недели до урока.

Групповая и индивидуальная схема работы с учениками класса

Повторяют изученный ранее материал по химии. Работают с литературой и интернет источниками по теме сообщений выданных учителем обществознания. Консультируются с учителями  теме исследования.

Вступительное слово к бинарному уроку ведущего учителя Разъяснение действий учителей и учеников на уроке.

2 мин

Работа со всем классом

Слушают разъяснения учителя. Задают вопросы по оформлению опорного конспекта.

Актуализация знаний учащихся Ведущий учитель начинает презентацию. Высвечиваются слайды, на которых приведен материал показывающий важность и актуальность поднятой темы урока

5 мин

Дидактическая схема. Показ презентации Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой

Отвечают на вопросы учителя. Называют поднятые в презентации проблемы, заносят в опорный конспект вопросы для дополнительного исследования

«История получения спирта». Заслушиваются сообщения, подготовленные группой учеников класса. Актуализация проблемы наглядно подчеркивается с помощью презентации подготовленной учениками

5 мин

 Индивидуальная работа учителя обществознания с учениками. Последующая проверка сообщений и презентации.

Слушают сообщения и смотрят  презентацию подготовленные учениками их класса. Работают с вопросами в опорном конспекте по данной проблеме.

Повторение и закрепление материала по химии           Учитель химии  показывает презентацию по химическим и физическим свойствам спирта. Одновременно заранее подготовленная группа учеников «Химиков» проводит лабораторные опыты. Учитель подводит итоги опытов и делает выводы.

5 мин

Индивидуальная  и групповая работа учителя химии с учениками. Последующая проверка результатов опытов с помощью показа презентации

Смотрят проведение опытов, слушают выводы по их результатам своих одноклассников и проверяют правильность выводов по презентации, показанной учителем химии. Записывают результаты в опорный конспект

Спирты в жизни человека.  Ученики из группы «социологов - обществоведов» делают  сообщения. Сообщения наглядно сопровождаются презентацией подготовленной учениками

5 мин

Индивидуальная  и групповая работа учителя обществознания с учениками.

Слушают сообщения и смотрят презентацию. Задают вопросы своим одноклассникам по содержанию сообщений. Записывают выводы по презентации в опорный конспект

Влияние алкоголя на здоровье человека.                                Ведущий урока, учитель обществознания просит учащихся из группы «социологов - обществоведов» сделать сообщение о влиянии алкоголя на здоровье человека.

5 мин

Индивидуальная  и групповая работа учителя обществознания с учениками.

Слушают сообщения и смотрят презентацию. Задают вопросы своим одноклассникам по содержанию сообщений. Записывают выводы по презентации в опорный конспект

Задания, закрепляющие полученные знания           Ведущий учитель проводит тестирование учеников класса по вопросам: Умеют ли они управлять своими желаниями? Смогут ли они удержаться от предложения выпить алкоголь? Учитель предупреждает учеников, что результаты тестирования сдавать учителю не нужно!

5 мин

Индивидуальная, групповая и работа со всем классом учителя обществознания с учениками.

Отвечают на вопросы теста. Подсчитывают баллы. Записывают свое мнение по вопросам тестирования в опорный конспект

Статистика употребления алкоголя среди молодежи. Ведущий урока, учитель обществознания просит учащихся из группы «социологов - обществоведов» сделать сообщения  по статистике употребления алкоголя молодежью. 

5 мин.

Индивидуальная  и групповая работа учителя обществознания с учениками.

Слушают сообщения и смотрят презентацию. Задают вопросы своим одноклассникам по содержанию сообщений. Записывают выводы по презентации в опорный конспект

Алкоголизм и борьба с ним Ведущий урока, учитель обществознания просит учащихся из группы «социологов - обществоведов» сделать сообщения  по борьбе с алкоголизмом молодежи. Учащиеся показывают презентацию по этой проблеме.

5 мин.

Индивидуальная  и групповая работа учителя обществознания с учениками.

Слушают сообщения и смотрят презентацию. Задают вопросы своим одноклассникам по содержанию сообщений. Записывают выводы по презентации в опорный конспект

Подведение итогов                   Фронтальный опрос учащихся по  материалу урока Ведущий учитель дает осмысленную аргументируемую оценку всего того, что узнали ученики на уроке Учитель вместе с учащимися. анализирует важность урока в их воспитании. Предлагает заняит активную жизненную позицию по профилактике алкоголизма.

3 мин

Работа учителя обществознания со всем классом

Слушают выводы учителя. Задают вопросы. Сдают учителю опорный конспект

Предварительная подготовка и проведение бинарного урока

За две недели до проведения урока ведущий учитель бинарного урока сообщает учащимся о проведении совместного урока по обществознанию и химии. Затем делит класс на две группы и каждой группе выдает задание:

  • 1-ой группе «Химики» необходимо дома повторить тему: «Химические и физические свойства спиртов». Подготовиться к лабораторным опытам по физическим и химическим свойствам спирта. Сделать краткие сообщения и выводы по результатам лабораторных опытов.
  • 2-я группе «Социологи-обществоведы»  подготовить сообщения по темам: «История получения спирта», «влияние алкоголя на здоровье человека», «Статистика потребления алкоголя среди молодежи», «Профилактика алкоголизма».

Деление на группы осуществляется с учетом психологических особенностей и способностей детей. Лидера в каждой группе лучше выбрать из числа хорошо успевающих и коммуникабельных учащихся. После урока, результаты тестирования и ответы на вопросы сдаются ведущему на бинарном уроке учителю, что позволяет адекватно оценить знания класса и результативность урока. Учащиеся также сами имеют возможность по итогам урока оценить свои знания. Эти методические приемы позволяют устранить пробелы в знаниях учащихся, заставляют детей сотрудничать со сверстниками, слушать, вступать в диалог, контролировать свои действия, вносить коррективы и способствовать формированию у них негативного отношения к алкоголю.

Оборудование и материалы к уроку:

  1. Презентация «Спирт – друг или враг человека» в Microsoft Power Point.
  2. Раздаточный дидактический материал. Опорный конспект, таблицы, иллюстрации, плакаты с высказываниями о пьянстве.
  3. Компьютер, проектор.

Ход урока

Высвечиваются слайды 1, 2. Учитель обществознания: Тема нашего бинарного урока ««Спирт – друг или враг человека».  Прежде, чем приступить к изложению материала урока, необходимо пояснить, что такое бинарный и интегрированный урок, какие цели и задачи мы ставим на этом уроке и какой вывод мы должны сделать после урока (текст подробно приведен на стр. 1 – 4).

Учитель обществознания просит учащихся из группы «социологи - обществоведы» сделать сообщение по истории получения спирта с древних времен до современных промышленных технологий.

Сообщения учащихся  группы «социологов - обществоведов» 

Ученик 1. Высвечиваются слайды 3 – 7. История получения спирта.

Опьяняющие свойства и действие алкоголя известны с библейских времен. Как гласит Ветхий Завет, Ной случайно выпил перебродивший фруктовый сок и опьянел.

Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;
и выпил он вина, и опьянел 
(Бытие, 9:20)

Способы получения спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8 тыс. лет до нашей эры. Первые алкогольные напитки были изготовлены из меда, плодовых соков, дикорастущего винограда. Чистый спирт начали получать в VI-VII вв., арабы и назвали его “аль - коголь”, что означает “одурманивающий”. В древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или вино, крепость которых не превышала 5-10%. Чара пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. Обычай пить из одной чаши означал полное доверие друг к другу и единомыслие. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом. Водка в страну стала проникать из-за границы, в России появились первые кабаки (в переводе с татарского означает постоялый двор). Широко насаждались кабаки при Иване Грозном. На протяжении столетий в народе насаждалось пьянство, правящие круги заботились только о том, чтобы больше получать доходы от продажи водки. В 1895 году царское правительство ввело казенную монополию на продажу водки, мотивируя эту меру заботой о народном здравии, но и казенная монополия не устранила пьянства. Водка отпускалась по повышенной цене в любое время дня и ночи кому угодно. Водка стала главным алкогольным напитком. В России, которая занимала одно из последних мест в мире по потреблению алкоголя, количество смертей от опоя было много выше, чем в западных странах. Последний русский царь Николай II даже вынужден был объявить в 1914 году “сухой закон”, который просуществовал до 1925 года. А затем производство алкоголя стало расти в геометрической прогрессии. С 1940 по 1980 года население России выросло на 35%, а производство и потребление алкоголя на 770%. Сегодня на каждого россиянина приходится 24 литра вино - водочных изделий. Повторно “сухой закон” был введен М.С. Горбачевым в 1985–1987 годах, за этот период родилось на 500-600 тысяч младенцев больше, чем в каждом из предыдущих 46 лет, увеличилась продолжительность жизни мужчин на три года.

Учитель химии просит ребят из группы «Химики»: Провести лабораторные опыты: 

 Лабораторный опыт № 1. Определение функциональной группы спиртов. 

Реактивы: этиловый спирт, натрий металлический.

В пробирку налейте 2мл. этанола и поместите туда небольшой (со спичечную головку) очищенный кусочек металлического натрия. Пронаблюдайте, что происходит. Выделившийся газ подожгите спичкой. Определите по характерным признакам, какой это газ. Составьте уравнение данной реакции, сделайте выводы.

Лабораторный опыт № 2.  Окисление этилового спирта.

Реактивы: этиловый спирт, медная проволока. 

В пробирку налейте 1мл этанола. Спираль из медной проволоки раскалите в пламени спиртовки до почернения. Нагретую медную спираль внесите в пробирку со спиртом (повторите опыт несколько раз). Понюхайте реакционную смесь после опыта. Какое вещество образовалось при нагревании медной проволоки? Какие изменения претерпела медная проволока после опыта? Какие выводы можно сделать из наблюдений? Запишите уравнение реакции. Данная реакция является каталитической. Роль катализатора играет медь. Каталитическое окисление спиртов идет и в организме человека в случае попадания в него этилового спирта.

Лабораторный опыт № 3.  Осаждение белков этанолом. 

Реактивы: этиловый спирт, белок, хлорид натрия. 

В пробирку налейте 2мл раствора белка и добавьте на кончике шпателя хлорид натрия. Затем прилейте 2-3мл этанола. Пронаблюдайте, что происходит с белком? Какие предположения можно сделать о воздействии этилового спирта на живые организмы?

Лабораторный опыт № 4. Окисление  спирта хромовой смесью.

 Реактивы: 5%-й раствор К2Cr2O7, 20%-й раствор H2SO4, C2H5OH.

В пробирке смешайте 2мл. 5%-ного раствора дихромата калия, 1мл 20%-ного раствора серной кислоты и 0,5 мл этанола. Отметьте цвет раствора. Осторожно нагрейте смесь на пламени спиртовки до начала изменения цвета. При этом ощущается характерный запах  альдегида. Какой альдегид образовался? Почему цвет раствора меняется  с оранжевого до синевато-зеленого? Напишите уравнение реакции окисления этанола.

Высвечиваются слайды 9 – 14. Учитель химии кратко напоминает учащимся состав и строение спиртов, физические и химические свойства спиртов, их получение в аспекте темы урока. Класс слушает представителей команды «Химики», о результатах выполненных лабораторных исследований.

Результаты выполнения лабораторных работ группой «Химики».

Ученик 1. Группа учащихся «Химики». Результаты опыта № 1. Объясняет механизм реакции взаимодействия этанола с металлическим натрием (кислотные свойства). Особое внимание обращает на то, что эта реакция является качественной реакцией на спирты. Этанол образует водородные связи с молекулами воды, что позволяет смешиваться с водой в любых соотношениях. Этиловый спирт реагирует со щелочными металлами. Это помогает получить вещества с заранее заданными свойствами. Этиловый спирт широко применяют в различных отраслях народного хозяйства. Его используют в качестве растворителя, при изготовлении лаков, для синтеза органических красителей, для производства каучука. Этанол можно использовать в качестве горючего для автомобилей. Он хорошо горит. При горении спиртов выделяется большое количество энергии. Этиловым спиртом заправляют спиртовки в лабораториях и используют их тепло для нагревания веществ и растворов.  

Делает вывод о растворимости спиртов:

В гомологическом ряду предельных одноатомных спиртов нет газообразных веществ. Это связано с тем, что молекулы спиртов в значительной степени ассоциированы, т. е. связаны друг с другом водородными связями. Этанол - бесцветная пахучая жидкость, плотностью 0,79г/cм3. Со времен древних цивилизаций он был основой большинства опьяняющих напитков. В столовых винах каждая двадцатая молекула-это молекула этанола.

На экране с помощью медиопроектора высвечиваются свойства растворимости спиртов (слайд 15 – 16) и сравниваются с результатами ответа ученика.

Ученик 2. Группа учащихся «Химики». Результаты опыта № 2. Записывает на доске реакцию окисления спирта в альдегид. Объясняют механизм этой реакции и записывает уравнение окисления этилового спирта оксидом меди. Затем медную проволоку сворачивает спиралью и сильно накаляет на огне. При ее взаимодействии с этанолом чувствуется запах прелых яблок. Соприкосновение с метанолом запускает реакцию окисления. Выделяться формальдегид — газ с неприятным резким запахом.

Каталитическое окисление спирта идет в печени, где этиловый спирт превращается в уксусный альдегид. В результате систематического употребления алкоголя возникает алкогольное повреждение печени – цирроз, страдает центральная нервная система, эндокринная и дыхательная системы

На экране высвечиваются свойства растворимости спиртов (слайд 17 ) и сравниваются с результатами ответа ученика.

Ученик 3. Группа учащихся «Химики». Результаты опыта № 3

Под воздействием спирта происходят необратимые изменения белков. Белок при вливании в пробирку спирта свертывается, так как спирт поглощает у него воду. Чрезмерное употребление алкогольных напитков наносит ущерб здоровью. В организме  человека образуется некоторое количество этанола, у пьяниц спирт перестает вырабатываться, но организм постоянно требует его присутствия. Вот почему так трудно вылечится от алкоголизма. Болезненное пристрастие к алкоголю может возникнуть у любого вида животных, если их приучать пить вино. Такой опыт провели на лабораторных крысах. В воду для питья ежедневно добавляют все возрастающие дозы спирта. Через месяц-другой в клетку рядом с поилкой, откуда исходит запах спирта, ставят поилку с чистой водой. И что вы думаете? Крыса презрительно крутит мордочкой. Зато хмельную воду пьют с удовольствием. При отсутствии алкогольного напитка животные ведет себя подобно настоящим алкоголикам: мечутся по клетке, злобно кусают друг друга, жадно выглядывают в ячейки сетки, поводя ноздрями в предвкушении спиртного запаха. Если крольчихам ежедневно в течение беременности вводить в желудок спирт, то у них рождаются мертвые крольчата. Зачатие в момент, когда хотя бы один из родителей пьян, может привести к рождению неполноценных детей с различными физическими и умственными дефектами (олигофрения, дебильность, пороки сердца, заячья губа, глухонемота)

На экране высвечиваются результаты необратимых изменений белков под действием (слайд 18) и сравниваются с результатами ответа ученика.

Ученик 4. Группа учащихся «Химики». Результаты опыта № 4.

После помещения в пробирку 2 мл 5%-го раствора дихромата калия, 1 мл 20%-го раствора серной кислоты и 0,5 мл этилового спирта, получилась смесь оранжевого цвета. Пробирку нагрели. Произошло изменение цвета раствора на синевато-зеленый и чувствуется характерный запах уксусного альдегида (запах прелых или моченых яблок). Ребята записывают на доске формулу окисления этанола. Большая часть потребленного этанола под действием ферментов переходит в уксусный альдегид, который тут же окисляется в уксусную кислоту. Уксусный альдегид очень опасен для здоровья. При лечении алкоголизма медикаменты блокируют ферментную систему перехода уксусного альдегида, вызывающего тошноту, рвоту после потребления спирта. В случае систематического потребления наступает хроническая интоксикация организма.

На экране высвечиваются результаты окисления спирта хромовой смесью (слайд 19) и сравниваются с результатами ответа ученика.

Учитель заостряет внимание учащихся на важных проблемах спиртов:

– Отличить ядовитый метанол от этанола можно только в лабораторных условиях с помощью специального оборудования. Эти спирты, находясь рядом в гомологическом ряду, имеют близкие химические и физические свойства, их очень трудно различить, именно поэтому так часто происходят отравления метанолом. Метанол – яд. Отмечаем, что химические свойства спиртов определяются гидроксильной группой. Спирты не кислоты, а нейтральные вещества. Метиловый спирт получают нагреванием древесины без доступа воздуха. Образующиеся при этом пары сжижали, получая много различных веществ. Среди них был и метиловый спирт, который называли «древесным вином».

Итоги лабораторных опытов учащихся

Учитель просит учащихся записать ответы в опорный конспект на вопросы, размещенные на слайдах 20 – 24.

 Итак, сделаем основные выводы по результатам опытов проведенных группой «Химики». В ходе  сообщений учащихся демонстрировались: строение этанола, химические свойства, химические реакции, лежащие в основе его применения, а также влияние этанола на живые организмы. Реакции доказывают двойственный характер этанола, то есть проявление им основных и кислотных свойств. Реакции окисления этилового спирта показывают его губительное воздействие на живые организмы. Но, следует отметить, что этиловый спирт применяется во многих отраслях промышленности, в медицине, фармакологии, косметологии, поэтому несёт не только вред, но и пользу человеку. Так кем же является этанол – другом или врагом человека? На это вопрос, нам помогут ответить учащиеся из группы « обществоведов-социологов

Внимание! Несколько граммов метилового спирта, попавших в организм человека, приводит в начале к полной потере зрения, а немного большее количество – к смерти!

Спирты в жизни человека

Сообщение учащихся из группы «социологов - обществоведов» 

Ученик 1 из группы «социологов - обществоведов» (Высвечивается слайд 25). Спирты способны приносить, подобно ядам, пользу и вред. Имеют загадочную этимологию: слово пришло в наш язык благодаря заимствованию английского spirit (от spiritus — лат. «душа, дух, дыхание»). Применение спиртов во многих сферах деятельности — медицине, косметологии, промышленности — делают эти органические соединения незаменимым продуктом для человека.

Пищевая промышленность (слайд 25).

Этиловый спирт — основа производства алкогольных напитков.

Этанол является сырьем для натурального уксуса. Продукт получается при окислении уксуснокислыми бактериями. Аэрирование (принудительное насыщение воздухом) — необходимое условие процесса.

Этанол в пищевой промышленности не единственный спирт. Глицерин — пищевая добавка Е422 — обеспечивает соединение несмешиваемых жидкостей. Его используют при изготовлении кондитерских, макаронных, хлебобулочных изделий. Глицерин входит в состав ликеров, придает напиткам вязкость, сладкий вкус.

Применение глицерина благоприятно влияет на пищевую продукцию:

  • клейкость макарон уменьшается
  • консистенция конфет, кремов улучшается
  • предотвращается быстрое зачерствение хлеба, проседание шоколада
  • выпекание изделий происходит без налипания крахмала.
  • Распространено использование спиртов как сахарозаменителей. Для этого по свойствам подходят маннит, ксилит, сорбит.

Промышленность (слайд 26 – 27).

Топливо

Коммерческая доступность метанола, бутанола-1, этанола — причина использования их в качестве топлива. Смешивают с дизельным топливом, бензином, применяют как горючее в чистом виде. Смеси позволяют уменьшить токсичность выхлопных газов. Спирт, как альтернативный источник горючего имеет свои минусы:

  • у веществ повышенные коррозийные характеристики, в отличие от углеводородов
  • если в топливную систему попадет влага, произойдет резкое снижение мощности из-за растворимости веществ в воде существует риск возникновения паровых пробок,
  •  ухудшения работы двигателя из-за низких температур кипения веществ.

Однако газовые и нефтяные ресурсы исчерпаемы. Поэтому применение спиртов в мировой практике стало альтернативой использования привычного топлива. Налаживается их массовое производство из отходов промышленности (целлюлозно-бумажной, пищевой, деревообрабатывающей) — одновременно решается проблема утилизации.

Промышленная переработка растительного сырья позволяет получить экологически чистое биотопливо — биоэтанол. Сырьем для него является кукуруза (США), сахарный тростник (Бразилия). Положительный энергетический баланс, возобновляемость топливного ресурса делают производство биоэтанола популярным направлением мировой экономики.

Растворители, поверхностно-активные вещества

Кроме производства косметики, парфюмерии, жидких лекарственных средств, кондитерских изделий спирты еще являются хорошими растворителями:

  • при изготовлении металлических поверхностей, электронных элементов, фотобумаги, фотопленок
  • при очистке натуральных продуктов: смол, масла, воска, жиров
  • в процессе экстракции — извлечения вещества
  • при создании синтетических полимерных материалов (клея, лака), красок

в производстве медицинских, бытовых аэрозолей.

Популярные растворители — изопропанол, этанол, метанол. Также используют многоатомные и циклические вещества: глицерин, циклогексанол, этиленгликоль.

Поверхностно-активные вещества производят из высших жирных спиртов. Полноценный уход за автомобилем, посудой, квартирой, одеждой возможен благодаря ПАВ. Они входят в состав чистящих, моющих средств, используются во многих отраслях экономики (см. таблицу).

Отрасль

ПАВ: функции, свойства

Сельское хозяйство

Входят в состав эмульсий; увеличивают продуктивность процесса передачи растениям питательных веществ

Строительство

Уменьшают водопотребность бетона, цементных смесей; увеличивают морозостойкость, плотность материалов

Кожевенная промышленность

Предотвращают слипание, повреждения изделий

Текстильная промышленность

Снимают статическое электричество

Металлургия

Снижают трение; способны выдержать высокие температуры

Бумажная промышленность

Разделяют вареную целлюлозу от чернил в процессе переработки использованной бумаги

Лакокрасочная промышленность

Способствуют полному проникновению краски на поверхности, включая небольшие углубления

Парфюмерия и косметика (слайды 28).

Вода, спирт, парфюмерная композиция (концентрат) — основные компоненты парфюмерных продуктов. Они используются в разных пропорциях. Таблица представляет виды парфюмерных изделий, пропорции главных составных частей.

Продукт

Доля спирта

Доля концентрата

Духи

96 %

25-30 %

Дневные духи

90 %

5 — 25 %

Туалетная вода

85 %

6 — 15 %

Одеколон

70 — 80 %

6 %

В производстве парфюмерной продукции этанол высшей очистки выступает растворителем душистых веществ. При реакции с водой образуются соли, которые выпадают в осадок. Раствор несколько дней отстаивается и фильтруется. 2-Фенилэтанол в парфюмерной и косметической промышленности заменяет натуральное розовое масло. Жидкость обладает легким цветочным запахом. Входит в состав фантазийных и цветочных композиций, косметического молочка, кремов, эликсиров, лосьонов.

Основной базой многих средств по уходу является глицерин. Он способен притягивать влагу, активно увлажнять кожу, делать ее эластичной. Сухой, обезвоженной коже полезны крема, маски, мыла с глицерином: он создает на поверхности влагосберегающую пленку, сохраняет мягкость кожного покрова. Существует миф: что использование спирта в косметике вредно. Однако эти органические соединения — необходимые для производства продукции стабилизаторы, носители активных веществ, эмульгаторы. Спирты (особенно жирные) делают средства по уходу кремообразными, смягчают кожу и волосы. Этанол в шампунях и кондиционерах увлажняет, быстро испаряется после мытья головы, облегчает расчесывание, укладку.

Медицина (слайд 29).

Этанол в медицинской практике используют как антисептик. Он уничтожает микробы, предупреждает разложение в открытых ранах, задерживает болезненные изменения крови. Его подсушивающее, обеззараживающее, дубящее свойства — причина использования для обработки рук медицинского персонала до работы с пациентом. Во время искусственной вентиляции легких этанол незаменим как пеногаситель. При нехватке медикаментозных средств, спирт становится компонентом общей анестезии.

При отравлении этиленгликолем, метанолом этанол становится противоядием. После его приема уменьшается концентрация токсичных веществ. Применяют этанол в согревающих компрессах, при растирании для охлаждения. Вещество восстанавливает организм при лихорадочном жаре и простудном ознобе.

Спирты в лекарственных средствах и их воздействие на человека исследует наука фармакология. Этанол как растворитель используют при изготовлении экстрактов, настоек целебного растительного сырья (боярышника, перца, женьшеня, пустырника).

Принимать эти жидкие лекарственные средства можно только после врачебной консультации. Необходимо строго следовать предписанной медиком дозировке!

Применение спиртов в пищевой промышленности, медицине, производстве парфюмерии и косметике, использование в качестве топлива, растворителей, поверхностно-активных веществ положительно сказывается на состояние экономики страны. Приносит удобство в жизнь человека, но требует соблюдения техники безопасности из-за токсичности веществ.

Влияние алкоголя на здоровье человека

Ведущий урока, учитель обществознания просит учащихся из группы «социологов - обществоведов» сделать сообщение о влиянии алкоголя на здоровье человека.

Сообщение учащихся группы «социологов - обществоведов».

Ученик 2. (Высвечиваются слайды 30 – 32). Спирты оказывают негативное воздействие на организм. Этиловый спирт – наркотик, при приёме внутрь он, вследствие высокой растворимости, быстро всасывается в кровь и сильно действует на организм. Мировое потребление спиртных напитков характеризуется огромными цифрами. От этого страдает всё общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодёжь, а также здоровье будущих матерей. Особенно опасны суррогаты алкоголя – различные по химическому составу и назначению жидкости, которые употребляют с целью опьянения. В качестве суррогатов алкоголя используют спиртосодержащие жидкости: лечебные настойки боярышника, технические жидкости, препараты бытовой химии, одеколоны, лосьоны, самогон.

Наиболее вредное  воздействие оказывает сивушное масло, являющее побочным продуктом спиртового брожения. Человек быстро чувствует действие спиртного, через 10-15 мин алкоголь из желудка попадает в кровеносную систему и начинает циркулировать по всему организму, достигая клеток головного мозга, который контролирует работу всех органов. Быстро появляется эффект опьянения с нарушением координацией движений, нарушением концентрации внимания и глубокой потерей памяти. При употреблении алкогольных суррогатов характерен интеллектуальный распад, огрубение личности, лживость, разрушение семьи, потеря человеческого облика. Одним из спутников вина является метиловый спирт, подобно обычному спирту, эта жидкость способна вызвать опьянение, но через 10-12 часов появляются признаки тяжелого отравления: головная боль, тошнота, рвота, шаткая походка, потеря сознания. Смерть наступает от мозговых расстройств через 1-2 суток, или поражения почек через 1-2 недели. Метиловый спирт - нервно-сосудистый яд, и его доза 100 г смертельна для людей.

Спирт поражает слизистые оболочки желудочно-кишечного тракта, что ведет к возникновению гастрита, язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки. Чрезмерное употребление алкогольных напитков наносит ущерб здоровью. В организме  человека образуется некоторое количество этанола, у пьяниц спирт перестает вырабатываться, но организм постоянно требует его присутствия. Вот почему так трудно вылечится от алкоголизма. Болезненное пристрастие к алкоголю может возникнуть у любого вида животных, если их приучать пить вино. Такой опыт провели на лабораторных крысах. В воду для питья ежедневно добавляют все возрастающие дозы спирта. Через месяц-другой в клетку рядом с поилкой, откуда исходит запах спирта, ставят поилку с чистой водой. Крыса презрительно крутит мордочкой. Зато хмельную воду пьют с удовольствием. При отсутствии алкогольного напитка животные ведет себя подобно настоящим алкоголикам: мечутся по клетке, злобно кусают друг друга, жадно выглядывают в ячейки сетки, поводя ноздрями в предвкушении спиртного запаха.

Если крольчихам ежедневно в течение беременности вводить в желудок спирт, то у них рождаются мертвые крольчата. Зачатие в момент, когда хотя бы один из родителей пьян, может привести к рождению неполноценных детей с различными физическими и умственными дефектами (олигофрения, дебильность, пороки сердца, заячья губа, глухонемота)

Ученик 3. (Высвечиваются слайды 33 – 35). Алкоголизм — тяжелая хроническая болезнь, в большинстве своем трудноизлечимая. Она развивается на основе регулярного и длительного употребления алкоголя и характеризуется особым патологическим состоянием организма: неудержимым влечением к спиртному, изменением степени его переносимости и деградацией личности. Для алкоголика опьянение представляется наилучшим психическим состоянием. Это влечение не поддается разумным доводам прекратить пить. Алкоголик направляет всю энергию, средства и мысли на добывание спиртного, не считаясь с реальной обстановкой (наличие денег в семье, необходимость выхода на работу и т. п.). Раз выпив, он стремится напиться до полного опьянения, до беспамятства. Как правило, алкоголики не закусывают, у них утрачивается рвотный рефлекс и поэтому любое количество выпитого остается в организме. В связи с этим говорят о повышенной переносимости алкоголя. Но на самом деле это патологическое состояние, когда организм утратил способность борьбы с алкогольной интоксикацией путем рвоты и других механизмов защиты. У пьяницы ослаблена воля — и не только к ограничению приема алкоголя, но и по отношению к другим, деловым сторонам повседневной жизни.

Алкоголь вызывает беспричинные изменения настроения, взрывы радости и злобы иногда по самым незначительным поводам и в то же время безразличие к действительно волнующим событиям. У пьющего меняется круг знакомых, круг интересов. Как правило, происходит концентрация внимания на бутылке. И какая бы тема ни затрагивалась в компании пьющих, рано или поздно она будет переведена на тему о вине и водке. Невозможность избавиться от мыслей о бутылке спиртного, внять голосу разума и отличает личность алкоголика от просто выпивающих людей.

Ведущий учитель: Очень часто даже те учащиеся, кто хорошо знает о вреде алкоголя, наркотиков и курения, часто не умеют сказать «нет», поддаются на уговоры. А теперь давайте проверим, умеете ли вы управлять своими желаниями?

Ответьте на вопросы теста «Сможете ли вы устоять».

Выберите один из двух ответов. Поставьте галочку или крестик в клеточку соответствующую вашему ответу на вопрос. Отвечать нужно честно, иначе вы ничего о себе не узнаете:

  1. Можно ли считать, что телевизор является Вашим развлечением? Да. Нет.
  2. Если бы у Вас была возможность смотреть «мультики» больше 3 часов ежедневно, то делали бы вы это? Да. Нет.
  3. Хотели бы Вы попробовать закурить сигарету? Да. Нет.
  4. Можете ли Вы утром проваляться в постели, даже если Вам необходимо вставать и что-либо делать? Да. Нет.
  5. Пытались ли Вы попробовать алкогольные напитки? Да. Нет.
  6. Любите ли Вы уроки физкультуры? Да. Нет.
  7. Приходилось ли Вам принимать предложения друзей пропустить некоторые уроки или целые учебные дни? Да. Нет.
  8. Умеете ли Вы не повторять своих ошибок? Да. Нет.
  9. Если бы подвыпивший человек предложил Вам прямо на улице коробку конфет, взяли бы Вы её? Да. Нет.
  10. Сумели бы Вы отказаться от предложения поиграть в игровые автоматы из-за того, что не сделаны уроки? Да. Нет.

Теперь подсчитайте баллы с учетом таблицы. Каждый ответ соответствует 1 баллу.

Ответ                    № вопр.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Да

Нет

Если у вас сумма баллов соответствующая ответу «Да» от 0-3:

Вы умеете управлять своими желаниями. Вы любите получать удовольствия. Но в нужный момент Вы в состоянии понять, что удовольствие ради удовольствия может принести вред, помешать вашим планам, отношениям с родителями, учителями. У вас впереди интересная жизнь, полная настоящих удовольствий.

Если у вас сумма баллов соответствующая ответу «Да» от 4 до 8:

Ваша «зона удовольствий» нередко вас подводит. Вы, быть может, и хотели бы лучше управлять своими желаниями, но это не всегда получается. Не хватает силы воли. Вы много времени теряете зря. Вы стремитесь к сиюминутным удовольствиям. Из-за этого вы можете потерять много приятного в будущем. Рекомендуем быть настороже – слишком дорогой может оказаться цена сомнительного удовольствия.

Если у вас сумма баллов соответствующая ответу «Да» от 9 и выше:

ВНИМАНИЕ!

Вы буквально заражены на получение всяческих удовольствий. Вы не в состоянии правильно оценивать свои действия.

Пожалуйста, просуммируйте полученные баллы и задумайтесь над своими результатами.

Так что же такое алкоголизм? Чем он опасен?

Статистика употребления алкоголя среди молодежи 

Сообщение группы «социологов - обществоведов»

Ученик 4. (Высвечиваются слайды 36 – 37). Ситуация в России, несмотря на самые разнообразные меры, предпринимаемые со стороны государства и общества, все еще остается плачевной. Статистика неумолима: в России пьет каждый пятый. Если учесть, что люди преклонного возраста, младенцы, дети до 12 лет практически не употребляют алкоголь, картина становится и вовсе пугающей. Нужно понимать, что алкоголизм — это не распущенность, не отсутствие силы воли, это — болезнь. И, как любое заболевание, если его не лечить, алкоголизм прогрессирует и оказывает все более губительное влияние на психику и организм пьющего.

Данные статистики показывают, что алкоголизм в России стремительно молодеет. 64% алкоголиков впервые попробовали спиртное в возрасте от 11 до 15 лет, 32% — в возрасте до 11 лет. Алкоголизм в подростково-юношеском возрасте формируется в сжатые сроки, обычно тем быстрее, чем раньше начато употребление алкоголя. Нередко он формируется в течение 2-4 лет. В начале века были проведены опыты по изучению влияния алкоголе на поведение и способности детей. Были отобраны 25 учеников в возрасте от 7 до 15 лет, все они были вполне здоровы и хорошо учились. Детям в зависимости от возраста давали 1-2 рюмки вина и наблюдали за ними на уроках. Сразу после приема алкоголя дети обнаруживали необычайную живость, предприимчивость, свободнее держались в поступках и на словах. Они  быстрее читали, но в письме отмечалась неровность почерка, в арифметических действиях они допускали грубые ошибки. Выучивание наизусть давалось труднее. Характерно, что 13-15-летние мальчики были не в состоянии передавать своими словами содержание прочитанного. В то же время у всех изменялся характер: дети становились непослушными, дерзкими, с повышенным самомнением.

По данным научных исследований; употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику подростка. При этом не только задерживается развитие высших форм мышления, выработка этических и нравственных категорий, эстетических понятий, но и утрачиваются уже развившиеся способности. Подросток, "тупеет" и интеллектуально, и эмоционально, и нравственно. Употребление алкогольных изделий в подростковом возрасте нередко способствует появлению или заострению таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, замкнутость отчужденность. При неустойчивой нервной системе, еще не сформировавшихся жизненных взглядах и убеждениях подросток под влиянием алкоголя становится более восприимчивым к воздействию примеров негативного поведения

Статистика показывает, что до 11-летнего возраста первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают для "аппетита", "лечат" вином, а то и сам ребенок из любопытства пробует спиртное. В более старшем возрасте мотивами и, первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: праздник, семейное торжество, день рождения, прием гостей и т. д. С 14-15 лет появляются такие доводы, как "неудобно отстать от ребят", "друзья уговорили", "за компанию", "для храбрости" и прочее. 91% семей, где подростки часто употребляют алкоголь, социально неустойчивые семьи. По данным науки, 51,7% семей подростков, часто употребляющих алкоголь, характеризуются напряженным психологическим климатом, между родителями происходят постоянные ссоры, скандалы и даже драки. По статистике, 53% подростков, часто употребляющих алкоголь, лишены внимания и контроля со стороны родителей. 76,9% подростков, употребляющих алкоголь, учатся плохо, 23% посредственно и только около 1,5% успевают чуть выше среднего уровня.

Около половины подростков, употребляющих алкоголь, читают мало книг, причем 19% из них не читают книг вообще. И это в тот возрастной период, когда интенсивность чтения у человека наибольшая. По 5-6 книг в месяц читают 5,7% подростков, но по содержанию это приключенческо-детективное чтение.

Ученик 5 (Высвечиваются слайды 38 – 39). Мотивы употребления алкоголя подростками:

а) нравится, приятно - 45,1-60,6%;

б) влияние компании ровесников - 1l,2-22,5%;

в) снятие напряжения - 12-15,4%;

Формы прио6щения к алкоголю:

а) в кругу родных (родители, родственники);

б) в кругу друзей.

По статистике, мальчики в 4 раза чаще пробуют спиртное в раннем возрасте, нежели девочки. Приобщение к алкоголю девочек протекает медленнее. Они в среднем на два года позже, чем мальчики, знакомятся с алкоголем, в более старшем возрасте происходит у них, и наибольшее приобщение к употреблению спиртного в 15-!6 лет (у мальчиков в 13-14 лет). По оценкам специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в России на середину 90-х годов XX века до 30% населения имели умственные дефекты (!). Из общего числа детей 13% отставали в интеллектуальном развитии от среднего уровня, еще примерно 25% испытывали различные затруднения в учебе, не могли полностью усвоить программу общеобразовательной школы. Сегодня в стране практически здоровых детей в возрасте до 7 лет всего 23%, школьников старших классов менее 10%, среди учащихся общеобразовательных школ более 53% имеют ослабленное здоровье.

  • - алкоголь снижает процессы торможения и высвобождает насильственные импульсы;
  • - алкоголь нарушает деятельность центральной нервной системы;
  • - алкоголь приводит к дисфункции височной доли мозга, что способствует агрессивному поведению;
  • - алкоголь усугубляет поведенческие нарушения.

Комментарий ведущего учителя:

Необходимо отметить, что наряду с еще значительным употреблением алкоголя среди молодежи в нашей стране наметилось снижении употребления алкоголя среди подростков. Данные, опубликованные ВОЗ, свидетельствуют о значительном В частности, по данным Европейского регионального бюро ВОЗ, согласно последнему отчету об исследовании “Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья” (HBSC) число 13-летних девочек, которые курят не реже одного раз в неделю, снизилось почти в 3 раза. Показатели еженедельного курения среди 15-летних  девочек и мальчиков тоже снизились значительно.

Уровень употребления алкоголя, который постоянно возрастал с 1998 по 2006 г., также существенно снизился как среди девочек так и среди мальчиков.

Хотя показатели употребления алкоголя и табака в Российской Федерации и остаются высокими, в сравнении со многими из 39 стран и регионов, участвующими в исследовании HBSC, они, однако, ниже, чем в любой из стран, ранее входивших в состав СССР.

В этой связи директор Европейского регионального бюро ВОЗ Zsuzsanna Jakab отметила следующее: “Очень хорошо, что российские подростки по-видимому выбирают здоровый образ жизни и тем самым подают хороший пример своим родителям. Тем не менее, в отчете также отмечены те области, где желательно скорректировать политику и стратегии, направленные на подростков – например, с целью поощрения их большей физической активности, что необходимо для сохранения хорошего здоровья в будущем”.

Это исследование проводилось группой ученых под руководством профессора Олега Шурганова из Санкт-Петербургского научно-исследовательского института физической культуры, который сделал следующее заявление: “Правительство Российской Федерации недавно предприняло ряд шагов, направленных на снижение употребления табака и алкоголя среди подростков, и это привело к положительным изменениям в их поведении в отношении здоровья. Мы также видим, что проводимая в Российской Федерации комплексная программа укрепления здоровья в образовательных учреждениях, а также стратегия развития спорта приносят хорошие плоды, что, в частности, нашло отражение в повышении уровня физической активности среди населения в целом. Мы надеемся, что сможем достичь таких же результатов и в возрастной группе от 11 до 15 лет уже в самом ближайшем будущем”.

Алкоголизм и меры борьбы с ним

Сообщение группы «социологов - обществоведов»

Ученик 6.  (Высвечиваются слайды 40 – 41). Алкоголизм! Каких мер борьбы с ним не знает история!? Еще в Спарте (204-122 г. до н.э.) пытались уничтожать виноградники, а профессор Глазенап в прошлом веке единственно верным средством борьбы с алкоголизмом в России считал запретительную систему (по опыту Норвегии и Швеции). Протестуя против пьянства,

Л.Н. Толстой лично раздавал рабочему народу "пьянственные" книги, выступал с антиалкогольными статьями "Пора опомниться" и др. Государственные запретительные законы, указы издавались в разных странах (в России в 1914, 1920, 1972 и 1985 годах). На борьбу с вредными привычками поднимались медицина и общественность.

«Алкоголь, - писал И. П. Павлов,- гораздо больше горя причиняет, чем радости, всему человечеству, хотя его и употребляют ради радости. Сколько талантливых людей погибло из-за него!» Систематическое злоупотребление спиртным приводит к снижению умственных функций, ухудшению внимания, утрате способности к творчеству. Это умственное оскудение очень ярко описал Сергей Есенин в поэме «Черный человек»:

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль , как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Истории известны случаи смертных приговоров за спаивание солдат в годы гражданской войны. Но всегда отыскивались способы обойти временные запреты, и пока после их снятия заново выращивались виноградные сады, пили водку, суррогаты, пили все, что веселило, отключало от сует. К сожалению, верными и на сегодня остаются слова Севрюкова: "Мы, русские, должно быть еще долго упорно будем носить в памяти, что "Руси веселие есть пити". Слишком прост механизм алкоголизма - удел психологически нездорового, нетвердого характера людей, поэтому он проникает во все регионы и континенты, разные возрасты и пол. На все случаи порочной жизни наркотическая эйфория - их спасательный круг. Больше случаев - дальше в бездну. Лишь высокие моральные качества: самоуважение, человеческое достоинство, внутренняя культура, уверенность в себе и своем завтрашнем дне - не позволят случаю искалечить жизнь.

Люди спиваются постепенно, незаметно для себя и, нередко, окружающих. Никто от формирования алкогольной зависимости не застрахован! Никто из алкоголиков не мечтал им стать. Традиционным для алкоголиков является утверждение: "Брошу пить, когда захочу" - однако пить не прекращают, несмотря на обилие алкогольных бед. Алкоголизм — это одна из самых серьезных проблем современного человечества. О нем много говорят, пытаются бороться и медицинскими и политическими средствами, однако из года в год ситуация не улучшается — люди продолжают спиваться.

Некоторые называют алкоголь легальным наркотиком. Наверное, они недалеки от истины. Сначала употребление алкоголя в интересной компании приятно. Затем, по мере развития алкоголизма, количество выпитых литров увеличивается, а компанию составляют не прежние интересные друзья и знакомые, а такие же зависимые, смысл жизни которых можно описать таким тезисом: «напиться и забыться». Алкоголик — это потерянная для общества личность. Он не интересуется происходящим в мире, он, если и ходит на работу, то только для того, чтобы заработать денег и тут же пропить. Алкоголизм — это болезнь, которая, поразив одного человека, влияет автоматически и на всю семью зависимого.

Ученик 7.  (Высвечиваются слайд 42 – 44).

Российское Законодательство определяет, что лицо, совершившее преступление в состоянии алкогольного опьянения, не только не освобождается от уголовной ответственности, но, напротив, несет её в значительно большей степени, ибо опьянение является отягощающим обстоятельством. По данным МВД России в состоянии алкогольного опьянения совершается от  5 до 7 % преступлений несовершеннолетними. В настоящее время проводиться профилактическая работа с молодёжью по предупреждению преступлений, пропаганде здорового образа жизни через занятия спортом, повышения культурного уровня. В подростковом возрасте любой алкоголь, даже в очень малом количестве, наносит организму непоправимый вред. На несформировавшийся молодой организм он действует наиболее грубо, обязательно затрагивая личностные качества подростка. Среди специалистов в этой области сложилось единое мнение, что даже умеренный прием алкоголя в подростковом возрасте равносилен злоупотреблению спиртным.

Подростковый алкоголизм, как говорит статистика, в большинстве случаев, начинается с семейных застолий. Со стороны детского восприятия весь праздник строится вокруг водки или вина. Ребенку кажется, что взрослые собрались вместе не ради общения, а ради того, чтобы выпить. Это и есть ключевой момент в отношении будущего подростка к алкоголю. Еще сложнее ситуация с семьями, где детям легкомысленно дают пробовать пиво или сладкое вино. Ребенок приучается к мысли, что это – вкусно.

В подростковом возрасте к положительному восприятию алкоголя добавляется стремление подражать старшим. В поведении молодых людей отчетливо начинают прослеживаться особенности домашнего уклада. Страх перед пьянством у подростков отсутствует напрочь, как и опыт употребления спиртного. А вот бравада перед ровесниками присутствует в максимальном количестве. Психология подростков такова, что они стремятся быть похожими на своих кумиров и подражать их поведению. Глядя на экранных героев, которые курят, пьют и ругаются матом, молодые люди стремятся вести себя точно так. Подражание основано на том, что подростки стремятся выглядеть модными, лучшими, как их кумиры.

Немалое значение в алкоголизме среди молодежи имеет и подростковый конформизм – подражание другим подросткам в кругу своего общения. Если в пьющей компании находится юноша или девушка, отказывающиеся от спиртного, над ним начинают насмехаться, презирать, и, в конце концов, изгонят из группы.

Еще одна причина подросткового алкоголизма – безнадзорность и уличное воспитание. Это происходит, в основном, если ребенок растет в неполной семье и предоставлен сам себе. Гиперопека ребенка также может привести к тому, что подросток станет увлекаться алкоголем. Стремясь оградить свое чадо от жизненных трудностей, родители всячески ему потакают, и в результате воспитывают безвольное и морально слабое существо, которое попав в иную среду и не имея «моральных тормозов», легко поддается плохому влиянию.

Приобщенный к алкоголю подросток меняет свои привычки и ценности. Все свободное время он проводит в кругу своих пьющих товарищей, за  слушаньем музыки и принятием спиртного. Подростки просиживают в кафе и барах или бесцельно слоняются по улицам. Для саморазвития и интеллектуальных занятий у них нет ни желания, ни времени. Учеба и чтение книг воспринимаются такими подростками как ненужная и скучная обязанность. По статистике, 50% пьющих подростков вообще не читают книги.

Регулярные медицинские осмотры старшеклассников  ежегодно выявляют все большее количество алкоголиков в возрасте не более 16 лет. Детский и подростковый алкоголизм формируется на протяжении каких-то двух-трех лет активного употребления разных спиртных напитков, абсолютным лидером среди которых является пиво. Следует заметить, что активная реклама большого количества сортов пива привела  к росту пивного алкоголизма среди молодых девушек.

Какими бы ни были причины подросткового алкоголизма, с этим заболеванием нужно бороться, чтобы не потерять для общества полноценного человека. Алкоголь разрушительно действует на мозг и нервную систему  молодых людей, замедляет и даже останавливает развитие их организма. Пьющим подросткам даже в трезвом состоянии сложно запоминать что-либо и логически мыслить. Их личность деградирует. Лечение подросткового алкоголизма осложняется тем, что увлечение спиртным приходится на период жизни человека, когда изменениям подвергается не только тело, но и психика взрослеющего подростка. В это время подросший ребенок смотрит на все через «очки» своего гормонального всплеска, многократно усиленного алкоголем. Особенно важно, что многие методы лечения, используемые в случаях с взрослыми, для растущего организма не подходят? Например, условно-рефлекторная терапия может негативно сказаться на состоянии органов и тканей подростка.

В связи с перечисленными выше факторами вреда алкоголизма, профилактика алкоголизма имеет первостепенную важность. В первую очередь, она заключается в воспитательных и организационных мерах. Они направлены на то, чтобы подросток больше узнал о пагубном действии алкоголя на свой организм и психику, и стремился избегать соблазнов и контакта с пьющими ровесниками и взрослыми. Во вторую очередь, проводится ряд мер по стимулированию разного рода увлечений среди молодежи, повышению ее интереса к образованию и овладению профессией. Важную роль в профилактике подросткового алкоголизма играют родители. Они должны уяснить для себя самый главный факт – для подростка безвредных алкогольных напитков не существует!

Подведение итогов

Комментарии ведущего учителя:

– Китайская мудрость гласит "Первая порция спиртного превращает человека в соловья, вторая – в обезьяну, третья – в свинью" 

Оставаться, что бы ни произошло человеком – эта возможность у каждого из нас в руках, и этот выбор каждый из нас делает самостоятельно. Так пусть же он будет правильным!

Так кем же является этанол -другом или врагом человека? На это вопрос, я думаю, вы получили ответ в ходе сегодняшнего урока (слайды 43 – 48.). 

Выводы делать только вам!!!

Литература для учащихся:

М.А. Алоева. Классные часы в 5-7 классах. Ростов н/Д: Феникс, 2003

В.Н. Ягодинский. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. М.: Просвещение, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОБЖ на тему "Огонь - друг и враг человека"

Интегрированный урок ОБЖ и развития речи в 5 классе...

Рабочие программы для 5 сп классов для детей с ОВЗ 8 вида. ГБОУ школа № 7 Красносельского района города Санкт-Петербурга составила учитель Казачек И.А.

Рабочие программы по предметам 1. Развитие речи и окружающий мир,2. Математические представления и конструирование.3. Альтернативное чтение.4.Графика и письмо.5.Адаптивная физкультура,6. Музыка и движ...

Интегрированный урок русского языка и ОБЖ. "Огонь друг или враг". 6 класс.

Интегрированный урок русского языка и ОБЖ.  "Огонь друг или враг". 6 класс....

Формирование soft-skills у учащихся на уроках английского языка в ГБОУ школа №100 Калининского района г. Санкт- Петербурга (из опыта работы)

Формирование soft-skills у учащихся на уроках английского языка в ГБОУ школа №100 Калининского района г. Санкт- Петербурга (из опыта работы)....