«Межличностные отношения»
методическая разработка по обществознанию (6 класс) по теме

Разработка урока обществознания в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhlichnostnye_otnosheniya.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Цель - создать условия, при которых учащиеся смогут понять причины возникновения симпатии и антипатии; работать с дополнительной литературой, учебником, устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Изучение новой темы.

План урока.

  1. Какие отношения называют межличностные.
  2. Чувства – основа межличностных отношений.
  3. Виды межличностных отношений.
  1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 50 -51). Задание для учащихся. Работая в парах приведите пример межличностных отношений, характеризующихся элементом «взаимо» - взаимосвязь, взаимодействие, взаимопонимание, взаимовосприятие. (формирование познавательных УУД)

Ответы учеников:

В результате совместной работы мы осуществляем взаимосвязь. Совместно читаем отрывок из параграфа, осуществляя взаимодействие. Приходим к единой точке зрения в процессе обсуждения – взаимопонимание. Выслушиваем мнение друг друга, даём общую оценку совместной работы – взаимовосприятие.

  1. Работа учащихся с текстом дополнительной литературы. (формирование познавательных УУД). Задание для учащихся. Что такое симпатия и антипатия? Вспомните содержание «Сказки о царе Салтане» и ответьте на вопросы: Какие чувства вызывают у вас герои сказки? Почему? Как автор относится к своим героям?

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана -

И желанная страна

Вот уж издали видна;

Вот на берег вышли гости;

Царь Салтан зовет их в гости,

И за ними во дворец

Полетел наш удалец.

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце,

С грустной думой на лице.

А ткачиха с Бабарихой

Да с кривою поварихой

Около царя сидят.

Злыми жабами глядят.

Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

"Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете чудо?»

Ответы учеников: Царь Салтан и князь Гвидон – положительные герои, о них в сказке нет ничего отрицательного , а сёстры царевны и баба Бабариха Пушкиным описываются как «злые жабы», вызывают чувства антипатии от начала и до конца сказки.

Работа с дополнительной литературой. Чтение отрывков из романа Марка Твена «Том Сойер». Что вызвало чувства симпатии и антипатии героев?

  1. Вскоре Том повстречал юного парию Гекльберри Финна, сына первого

сент-питерсбергского пьяницы. Все городские маменьки от души ненавидели и

презирали Гекльберри Финна за то, что он был лентяй, озорник и не

признавал никаких правил, а также за то, что их дети восхищались Геком,

стремились к его обществу, хотя им это строго запрещалось, и жалели о том,

что им не хватает храбрости быть такими же, как он. Том наравне со всеми

другими мальчиками из приличных семей завидовал положению юного отщепенца

Гекльберри, с которым ему строго запрещалось водиться. Именно поэтому он

пользовался каждым удобным случаем, чтобы поиграть с Геком. Гекльберри

всегда был одет в какие-нибудь обноски с чужого плеча, все в пятнах и

такие драные, что лохмотья развевались по ветру. Вместо шляпы он носил

какую-то просторную рвань, от полей которой был откромсан большой кусок в

виде полумесяца; сюртук, если он имелся, доходил чуть не до пяток, причем

задние пуговицы приходились гораздо ниже спины; штаны держались на одной

подтяжке и висели сзади мешком, а обтрепанные штанины волочились по грязи,

если Гек не закатывал их выше колен.

  Гекльберри делал, что хотел, никого не спрашиваясь. В сухую погоду он

ночевал на чьем-нибудь крыльце, а если шел дождик, то в пустой бочке; ему

не надо было ходить ни в школу, ни в церковь, не надо было никого

слушаться: захочет - пойдет ловить рыбу или купаться когда вздумает и

просидит на реке сколько вздумает; никто не запрещал ему драться; ему

можно было гулять до самой поздней ночи; весной он первый выходил на улицу

босиком и последний обувался осенью; ему не надо было ни умываться, ни

одеваться во все чистое; и ругаться тоже он был мастер. Словом, у этого

оборванца было все, что придает жизни цену. Так думали все задерганные,

замученные мальчики из приличных семей в Сент-Питерсберге.

  Том окликнул этого романтического бродягу:

  - Здравствуй, Гекльберри!

  - Здравствуй и ты, коли не шутишь.

  1. Вдруг Том перестал свистеть. Перед ним стоял незнакомый мальчик чуть побольше его самого. Приезжий любого возраста и пола был редкостью в захудалом маленьком

городишке СентПитерсберге. А этот мальчишка был еще и хорошо одет -

подумать только, хорошо одет в будний день! Просто удивительно. На нем

были совсем новая франтовская шляпа и нарядная суконная куртка,

застегнутая на все пуговицы, и такие же новые штаны. Он был в башмаках -

это в пятницу-то! Даже галстук у него имелся - из какой-то пестрой ленты.

И вообще вид у него был столичный, чего Том никак не мог стерпеть. Чем

дольше Том смотрел на это блистающее чудо, тем выше он задирал нос перед

франтом-чужаком и тем более жалким казался ему его собственный костюм. Оба

мальчика молчали. Если двигался один, то двигался и другой - но только

боком, по кругу; они все время стояли лицом к лицу, не сводя глаз друг с

друга, Наконец Том сказал:

  - Хочешь, поколочу?

  1. Составление таблицы «Виды межличностных отношений». (формирование познавательных УУД)

Виды межличностных отношений                                                         Характеристика

1. Знакомство.                                                                                    Все люди, которых знаешь.

2. Приятельство.                                                                     Взаимная тяга, стремление к контакту.

3. Товарищество.                                                                     Деловые связи, общая цель.

4. Дружба.                                                                                  Общие интересы, опора, доверие.

5. Любовь.                                                                                  Особые отношения двух людей.

  1. Закрепление. Работа с отрывками из романа «Волкодав» Марии Семёновой. Задание для учащихся.Определите, в каком из них отношения официальные, а в каком личные.

  1. На всякий случай он обежал глазами лица бояр. Лучезара-Левого не было видно, и на том спасибо. Зато присутствовал тот, кого Волкодав про себя называл Правым, – боярин Крут Милованыч, седой, немереной силы воитель с квадратным лицом и такими же плечами. Он и теперь стоял справа от кресла, пока ещё пустого. Он взирал на Волкодава с хмурым недоумением, и тот, присмотревшись, именно по его лицу догадался: дружинные витязи не лучше его самого понимали, зачем кнесинке понадобилось в несусветную рань собирать их во дворе. Юная правительница, впрочем, не заставила себя дожидаться. Как только Бравлин подвёл Волкодава к краю ковра, дверь в покои кнесинки растворилась, и Елень Глуздовна вышла на крыльцо. Она держала в руках тщательно свёрнутый тёмно-серый замшевый плащ.

– Гой еси, государыня, – сейчас же поклонились все стоявшие во дворе.

– И вам поздорову, добрые люди, – отозвалась она.

Выпрямившись, Волкодав сразу встретился с ней глазами. Потом перехватил сердитый и непонимающий взгляд Правого и насторожился ещё больше. Между тем кнесинка села в своё кресло, оглядела недовольных бояр, покраснела и не без вызова вздёрнула подбородок. Она сказала:

– Подойди сюда, Волкодав!

Волкодав осторожно ступил на пушистый ковёр и остановился в двух шагах от неё. Кнесинка Елень ещё раз огляделась и тоже встала, оказавшись ему по плечо, хотя кресло было снабжено подножкой. На щеках молодой государыни пылали жаркие пятна, но голос не дрогнул ни разу. Она громко и звонко выговорила осенённую временем формулу найма телохранителя:

– Я хочу, чтобы ты защищал меня вооружённой рукой. Заслони меня, когда на меня нападут!

Волкодав настолько не ожидал ничего подобного, что на мгновение попросту замер, растерявшись. Но потом опустился перед кнесинкой на колени и глухо ответил:

– Пока я буду жив, никто недобрый не прикоснётся к тебе, госпожа.

Краем уха он услышал возмущённый ропот дружины. И окончательно понял, что добра ждать нечего.

  1. Боярин ходил среди гибких юнцов медведь медведем и раздавал нескладёхам отеческие затрещины. Он поспевал это делать без большого труда: годы его, седовласого, ещё не скоро догонят. Он заметил наблюдавшего за ним Волкодава и не подал виду, только побагровел ещё больше, но венн не уходил, и наконец Правый сам позвал его:

   – Эй, ты там! Поди-ка сюда!

Волкодав осторожно опустил наземь пухлый свёрток с плащом и одеждой и подошёл.

– Почему я должен тебе доверять?.. – сверля его пристальным взглядом маленьких серых глаз, осведомился боярин. В его голосе Волкодаву послышалась неподдельная горечь. Он немного помолчал, обдумывая ответ, и спокойно проговорил:

– Потому, что госпожа мне доверяет.

– Тебе она госпожа! – прорычал Правый. – А мне – дочь родная! Почём мне знать, что ты, висельник, её не обидишь?

Волкодав поневоле припомнил норовистых, тяжёлых на руку молодцов, которые обхаживают друг друга, толкаясь крутыми плечами и обдумывая, стоит ли драться уже как следует. Драться определённо не стоило. Значит, кто-то должен был уступить.

– Скажи лучше, воевода, грозил ли кто Глуздовне? – негромко спросил Волкодав. – Были какие-нибудь письма подмётные? Или разговор недобрый кто слышал?

– Не было ничего, – чуть-чуть остывая, буркнул Крут. – И на что ты ей, обормот?

– Нужен, не нужен, то не нашего с тобой ума дело, – сказал Волкодав. – Велела, надо служить. Есть ли ещё телохранители у госпожи?

– Нету! – по-прежнему нелюбезно, но уже без былой лютой враждебности ответил боярин. – Допрежь не было, и ты недолго пробудешь.

– Как госпожа велит, так и станется, – сказал Волкодав. – Спасибо за науку, воевода.

4.Подведение итогов. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межличностные отношения в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей.

Важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды....

Развитие межличностных отношений у детей младшего школьного возраста через использование игровых форм работы

Становление ребенка как личности происходит в коммуникативных играх, где моделируются человеческие взаимоотношения, существующие в сообществах взрослых людей. В ролевых играх, по мнению известно...

Конспект урока по обществознанию на тему: "Межличностные отношения" 8 класс

Урок «Межличностные отношения» способствует помочь восьмиклассникам лучше уяснить свое место в системе многообразных связей с ближайшим окружением, знакомит учащихся с особенностями и видами межличнос...

Игра как средство коррекции и развития межличностных отношений младших школьников

В данной работе рассмотрены теоретические и практические аспекты коррекции и развития межличностных отношений  младших школьников.Материалы работы могут быть использованы классными руководи...

Межличностные отношения

Урок по обществознанию в 8 классе по учебнику Боголюбова...

Посткросинг как способ формирования толерантного отношения в межличностных отношениях у подрастающего поколения

Данная тема имеет практическую значимость, на базе МБОУ Заларинская СОШ№1 БЫЛ ПРОВЕДЁН ЭКСПЕРИМЕНТ. Группа учащихся была объединена общим хобби, которое носит название посткроссинг.Это обмен открыткам...