ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА По обществознанию «Человек на планете Земля» (для учащихся 16 – 17 лет)
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему

Надежда Ивановна Кузьменкова

Программа отображает потребность общества и государства в качественном образовании, которое, как указано в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации». В соответствии с основными целями, задачами программа отвечает общему подходу к процессу образования, который определен нами как развивающий, вариативный, гуманистический, личностно ориентированный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelovek_na_planete_zemlya._11_klass.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 456

Колпинского района Санкт-Петербурга

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

По обществознанию

«Человек на планете Земля»

(для учащихся 16 – 17 лет)

Рассчитана на 36 часа.

Согласовано                                                                                 Разработана учителем высшей

                                                                                                       категории Кузьменковой Н.И.

Директор ЦПКС

_____________Н.В. Кислова

«____»____________ 2011 г.

Принято                                                                                            Утверждено

на пед.совете  ГОУ СОШ №456                                                     Директор ГОУ СОШ № 456

протокол № ____________________________                             ___________Гришина Л.А.

«___»____________2011 г.

Санкт-Петербург

2011г

Пояснительная записка

Население Земли почти на одну треть составляют дети – «человеческие существа в возрасте до 18 лет» (ст.1 Конвенции о правах ребенка).

Дети – своеобразный социальный барометр, чутко реагирующий на перемены в государстве, и именно отношение к детям наиболее точно определяет состояние и уровень развития общества, в котором живут и воспитываются. Иными словами, дети – это будущее любой страны, города.

Но будущее закладывается в настоящем: дети должны быть здоровыми физически и нравственно, должны развиваться, познавать окружающий мир, готовиться к самостоятельной жизни.

Дети – это привилегированная часть общества. Государства, подписавшие Конвенцию ООН о правах ребенка, обязались наилучшим образом обеспечивать интересы детей. Но обеспечение этих интересов зависит от многих факторов: уровня развития общества, экономики, культуры, традиций, воли правителей и политиков.

Программа отображает потребность общества и государства в качественном образовании, которое, как указано в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации». В соответствии с основными целями, задачами программа отвечает общему подходу к процессу образования, который определен нами как развивающий, вариативный, гуманистический, личностно ориентированный.

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10-11 классов, ориентирован на решение комплекса задач нравственно – правового воспитания. Его введение должно способствовать более успешной социальной адаптации школьников этой возрастной группы к сложным условиям окружающей среды, с учетом ее высокого динамизма и противоречивости. Курс призван помочь им  осознать свои возможности, свой социальный статус, свои права и обязанности, научить действовать, ориентируясь на свои интересы и потребности, с учетом прав и интересов других людей не выходя за рамки дозволенного, правомерного.

Каждое занятие дает школьникам информацию обо всех сферах жизни общества: социальной, духовной, политической и экономической; знакомит с законодательством Российской Федерации, учит применять знания о правах на практике. Курс состоит из интерактивных занятий, предлагающих активное вовлечение  школьников в дискуссию, совместную работу, самостоятельные размышления.

 Актуальность и педагогическая целесообразность, ценности :

Актуальность курса в том, что на занятиях ученики не просто заучивают материал, но учатся анализировать его, формировать свое отношение к обсуждаемым проблемам. И то, что ведущий занятия может легко его изменить, разнообразить, адаптировать материал для отдельно взятой группы или класса по своему усмотрению, сохраняя при этом ту информационную базу, которая дается в занятиях является неоспоримым преимуществом данного курса.

Целесообразность программы в том, что школьники, овладевшие элементами содержания данного курса получают минимально необходимые и достаточные для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина знания и умения, осознают личные и социальные возможности их осуществления, дальнейшего образования и самообразования.

Ценности 

Содержание курса содействует воспитанию гражданственности, патриотизма, уважение социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.

Цели и задачи курса

  1. Цель: Помочь подросткам приобрести ключевые компетентности и социальный опыт, которые помогут ему адаптироваться в условиях рыночных отношений, получить профессию, найти достойную работу, гармонично отстаивать свои гражданские права.
  2. Задачи: 

Познавательные (обучающие)

1. Сформировать первичные знания об обществе; сущности, функциях, задачах, признаках государства и права, содержании отдельных государственных и правовых институтов и отраслей законодательства, объяснить роль государства и права в жизнедеятельности общества.

2. Помочь ребятам постепенно приобрести основы политической и правовой культуры.

3. Развивать правосознание.

4. Разъяснить основные понятия во всех сферах жизни общества.

5. Стимулировать процесс социализации подростка, формировать качества гражданина, необходимые для жизни в правовом государстве и приобщение к общечеловеческим ценностям.

Социально-гуманитарные (развивающие)

1.Формирование у ребят правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

2. Формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и свобод.

3. Обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального развития и самосовершенствования.

Воспитательные:

1. Создать каждому ребенку условия для проявления своих способностей, интеллектуальных умений.

2. Развивать такие качества как умение слушать другого человека, работать в группе.

3. Развивать умение быть ответственным за свои поступки, быть честным и порядочным. 

Результатом данной программы должна стать готовность выпускников к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др.развитие у старшеклассников умения рассматривать события и явления в жизни общества, пользуясь приемами системного подхода, доказательно формулировать свое отношение к актуальным проблемам современного мира; усвоение учащимися широко применяемого в средствах массовой информации категориального аппарата общественных наук, приобретение навыков свободного оперирования им в устной и письменной речи; подготовка старшеклассников к сознательному участию в гражданской жизни.

Разделы образовательной программы.

Название раздела

Кол-во часов

Формы контроля

1

Общество. Духовная жизнь общества

5

тестирование

2

Человек. Познавательная деятельность

1

тестирование

3

Экономическая сфера жизни общества

6

тестирование

4

Социальные отношения

5

тестирование

5

Политика

5

тестирование

6

Право

15

тестирование

Итого:

36

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Название раздела

Кол-во часов

1

Общество. Духовная жизнь общества

9.09. Общественное и индивидуальное сознание, мировоззрение, виды, формы.

16.09. Потребности и интересы.

23.09. Системное строение общества, основные институты общества.

30.09. Понятие культуры, наука, искусство.

07.10. Религия, мораль.

5

2

Человек. Познавательная деятельность

14.10. Истина

1

3

Экономическая сфера жизни общества

21.10. Экономические системы и собственность.

28.10. Факторы производства

04.11. Рынок и рыночный механизм.

11.11. Финансовые институты

18.11. Роль государства в экономике. Контрольное тестирование.

6

4

Социальные отношения

25.11. Социальная структура и социальные отношения.

2.12. Молодежь в современном обществе.

9.12. Нации и межнациональные отношения.

16.12. Социальный статус.

23.12. Конфликты.

5

5

Политика

13.01. Политическая система.

20.01. Правовое государство и правовое общество.

27.01. Отрасли российского права.

03.02. Демократия.

10.02. Политический статус личности.

5

6

Право

17.02. Контрольное тестирование.

24.02. Международные документы по правам человека.

03.03. Конституция РФ.

10.03. Гражданское право.

17.03. Уголовное право.

24.03. Контрольное тестирование.

31.03. Как писать ессе.

07.04. Как писать ессе.

14.04. контрольное написание ессе.

21.04,28.04, 05.05, 12.05,19.05,26.05. Тренировочное выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ

15

ВСЕГО:

36

Формы подведения итогов:

  1. Тестирование в формате ЕГЭ после изучения двух разделов: Общество и Человек (ноябрь).
  2. Тестирование в формате ЕГЭ после изучения разделов: Экономическая сфера и Социальные отношения (февраль).
  3. Тестирование в формате ЕГЭ после изучения сферы Политика и Право (март).
  4. Итоговое тестирование по всему программному курсу (май).

Карты программных требований

Общество. Духовная жизнь общества

Учащиеся имеют представление

Знают

Умеют

- об обществе

- отличие общества от природы

- духовная жизнь общества

 Понимать:

- что такое общественный прогресс

- социум как особенная часть мира

- системное строение общества

- социальные институты

- глобальные проблемы человечества

- культура, искусство, наука, образование, религия, мораль

Человек. Познавательная деятельность

Учащиеся имеют представление

Знают

Умеют

- о человеке

- о потребностях и интересах

- о деятельности

- происхождение человека

- индивидуальность, личность, индивид

- познание

Понимать:

- что такое истина

- социализация индивида

- различать виды познания

Экономическая сфера жизни общества

Учащиеся имеют представление

Знают

Умеют

- о понятиях экономика, хозяйство

 

- государственный бюджет

- собственность и ее виды

- налоговая политика

- различать виды экономических систем

- понимать категории макроэкономики

- различать виды экономической деятельности

- решать задачи

Социальные отношения

учащиеся имеют представление

Знают

Умеют

- о социуме

- социальная группа

- социальная роль

- определять отклоняющееся поведение

- регулировать социальные конфликты

- выражать свое отношение к различным видам социальных групп

- выполнять задания на обращение к социальным реалиям

Политика

учащиеся имеют представление

Знают

Умеют

- о политике

- политическая партия

- политический статус

- определять вид политического режима

- различать виды избирательных систем

- выражать свое отношение к различным видам идеалогии

- выполнять задания на обращение к социальным реалиям

Право

учащиеся имеют представление

Знают

Умеют

- о праве

- правовая норма

- Конституция РФ

- Правоотношения

- определять вид правоотношения, правонарушения

- различать виды юридической ответственности

- решать юридические задачи

- выполнять задания на обращение к социальным реалиям

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 456

Колпинского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы № 456

___________________ Гришина Л.А.

«____»____________________2011 г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

образовательной программы

«Человек на планете Земля»

Цель: Помочь подросткам приобрести ключевые компетентности и социальный опыт, которые помогут ему адаптироваться в условиях рыночных отношений, получить профессию, найти достойную работу, гармонично отстаивать свои гражданские права.

Ожидаемый результат: результатом данной программы должна стать готовность выпускников к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др.развитие у старшеклассников умения рассматривать события и явления в жизни общества, пользуясь приемами системного подхода, доказательно формулировать свое отношение к актуальным проблемам современного мира; усвоение учащимися широко применяемого в средствах массовой информации категориального аппарата общественных наук, приобретение навыков свободного оперирования им в устной и письменной речи; подготовка старшеклассников к сознательному участию в гражданской жизни.

Категория слушателей           16-17 лет

Срок обучения                        9 месяцев – 36 часов

Режим занятий                        1 раз в неделю по 1 часу

Форма итоговой аттестации: отсутствует.

Название раздела

Кол-во часов

Формы контроля

1

Общество. Духовная жизнь общества

5

тестирование

2

Человек. Познавательная деятельность

1

тестирование

3

Экономическая сфера жизни общества

6

тестирование

4

Социальные отношения

5

тестирование

5

Политика

5

тестирование

6

Право

15

тестирование

Итого:

36

Программно-методическая оснащенность учебного плана

Название учебной программы

Наличие учебно-методического обеспечения программы: учебники

Наличие учебно-методического обеспечения программы: учебно-методическое обеспечение

Человек на планете Земля.

1. Алехина Ю. Сочинение по обществознанию? Почему бы и нет! // Обществознание для школьников. _ 2002.

2. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию / Науч. редактор Э.М. Никитин. – М.: АПКиПРО, 2005.

3. Единый государственный экзамен: обществознание: задания для подготовки / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт – М.: Просвещение, 2006.

4. Единый государственный экзамен: обществознание: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом: Учебное пособие для 10-11 классов / С.В. Борисов, Л.Д. Ибрагимова, Е.В. Киприянова, Л.П. костыря, О.Н. Полякова, Т.В. Якубовская. Челябинск: Взгляд, 2005.

5. Обществознание. Контрольные и проверочные работы:11 класс. / П.А. Баранов, А.В. Воронов. – Астрель,2007.

6.Задания и тесты по обществознанию: 11 класс. / Ю.И.Аверьянова, Л.Н. Боголюбов, Л.Н. Городецкая. – Школа-Пресс, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовая работа по теме: "Человек на планете Земля"

"Инновационные технолгии в рамках национального проекта "Образование" с использованием ИКТ на основе УМК "Сферы"...

Контрольная работа по географии "Человек на планете Земля" 7 класс

Контрольная работа по географии для 7 класса , линия "Сферы"...

ЧТО УНИЧТОЖИЛ ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ...

22 апреля - Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха....

Методическая разработка раздела образовательной программы по обществознанию «Человек и закон» 7класс

Раздел  «Человек и закон» представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм, в том числе и правовых, в ...

Классный час "Я - человек на планете Земля"

Классный час был проведён с целью расширения знаний ребят о понятиях«индивид», «организм», «индивидуальность», «я», «личность».   «гражданин» и «гражданская позиция», развития у учащихся уме...

Проверочный тест по теме «Человек на планете Земля»

Тест на два варианта по теме "Человек на планете Земля"....

Контрольная работа по географии 7 класс "Человек на планете Земля"

Контрольная работа по географии 7 класс "Человек на планете Земля"...