Методическая разработка раздела образовательной программы по обществознанию «Человек и закон» 7класс
методическая разработка по обществознанию (7 класс) на тему

Казакова Марина Анатольевна

Раздел  «Человек и закон» представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм, в том числе и правовых, в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения законов, о правах, обязанностях человека и необходимости быть дисциплинированным. Специальный урок посвящён необходимости подготовки к выполнению воинского долга.

         Тема знания и  отношения подростков к правовым нормам проблематичная и актуальная. У многих подростков весьма смутное представление о законе. Они не могут дать правильную оценку общественной опасности тех или иных действий. Часто подростки оправдывают своё поведение  словами: «Ничего особенного не натворил», «А что я такого сделал?» За этими словами неумение справедливо оценить своё поведение, понять сущность закона, предусматривающего ответственность за противоправное поведение.  Поведение человека в обществе регулируется не только моральными нормами, но и правовыми. Несоблюдение этих правил влечет ответственность в административном или даже в уголовном порядке. Для подростков главным источником правовых знаний является школа. Подростки изучают некоторые законы на уроках обществознания, что помогает им лучше понять их и использовать в дальнейшей жизни, защищать себя, свой труд. Школа прививает уважение к законам, стремясь, чтобы правовые знания стали не просто знаниями, а нормой поведения каждого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_razrabotka.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 139  Московского района г. Н Новгорода

Методическая разработка

раздела образовательной программы

по обществознанию

«Человек и закон» 7класс

                         

Казакова Марина Анатольевна

учитель  обществознания

МБОУ СОШ № 139

Нижний Новгород

 2014

                                                                                     

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………..3-6
  2. Цели и задачи раздела…………………………………………………………………………………....6-7
  3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения
    учебного материала детьми в соответствии с их возрастными особенностями…………………….7-9
  4. Ожидаемые результаты освоения раздела  программы.……………………………………………...9-10
  5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных                                                      технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.……………………………………………………………………………………………10-12                  

6.Система знаний  и система деятельности ………………………………………………………………..        12-15

7.Поурочное планирование по разделу программы …………………………………..............................15 -20

8.Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

8.1 Характеристика урока: тема, цель и задачи, оборудование ………………………………………….21-23

  1. Проект урока …………………………………………………………………………………………. .. 23 -32      

8.3 Приложения к уроку …………………………………………………………………………………..32 -35

9.Список использованной литературы        ……………………………………………………………………36

1.Пояснительная записка.

Структура программы соответствует учебнику Л.Н. Боголюбов, Е. А. Н.И. Городецкая « Обществознание». 7 класс. –                   М: Просвещение, 2010.Программа составлена в полном соответствии  с федеральным  компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для изучения обществознания в общеобразовательных учреждениях.  Базовый уровень стандарта ориентирован

  • на формирование полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.
  • общей  грамотности и научного мировоззрения учащихся.

Моя работа посвящена разработке раздела программы Боголюбова Л.Н.-Обществознание,7 класс «Человек и закон». Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа из расчёта I час в неделю. Срок реализации программы I год. Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся. 

 Раздел  «Человек и закон» представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм, в том числе и правовых, в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения законов, о правах, обязанностях человека и необходимости быть дисциплинированным. Специальный урок посвящён необходимости подготовки к выполнению воинского долга.

         Тема знания и  отношения подростков к правовым нормам проблематичная и актуальная. У многих подростков весьма смутное представление о законе. Они не могут дать правильную оценку общественной опасности тех или иных действий. Часто подростки оправдывают своё поведение  словами: «Ничего особенного не натворил», «А что я такого сделал?» За этими словами неумение справедливо оценить своё поведение, понять сущность закона, предусматривающего ответственность за противоправное поведение.  Поведение человека в обществе регулируется не только моральными нормами, но и правовыми. Несоблюдение этих правил влечет ответственность в административном или даже в уголовном порядке. Для подростков главным источником правовых знаний является школа. Подростки изучают некоторые законы на уроках обществознания, что помогает им лучше понять их и использовать в дальнейшей жизни, защищать себя, свой труд. Школа прививает уважение к законам, стремясь, чтобы правовые знания стали не просто знаниями, а нормой поведения каждого человека.

          Каждый человек с самого рождения наделен определенными правами и обязанностями, постепенно он начинает понимать и осознавать из, а также к нему приходит чувство ответственности за его моральный долг перед обществом и отчизной. Вот так и с законами, они могут либо разрешать, допускать человека к какому-либо действию либо напрочь запрещать ему совершения противозаконных действий.

      Как правило, то, для чего нужны законы, можно определить одним единственным выражением – для соблюдения порядка в обществе и в отношениях между людьми. Если бы в государстве, мире, на планете не существовало законов, и они не имели бы своей силы, тогда бы в среде людей царила полная анархия и беззаконие, которые способны привести к самым плачевным и трагическим последствиям. Поэтому, следует знать и чтить закон государства, в котором вы проживаете, чтобы всегда чувствовать себя в безопасности и защищенным.                                                                                                                            Среди современных правоведов, философов, политологов тема прав и свобод человека имеет неоднозначную трактовку, что ведет к появлению новых вопросов и проблем, на которые нет (и не может быть) однозначных ответов. Вот некоторые из них: где граница прав человека; как быть, когда речь идет о соматических правах (право на смерть, на перемену пола и т.д.); применим ли термин глобализация к правам человека; не нарушен ли баланс между правами и обязанностями и другие.    

Особенностью учебной программы  Боголюбова  является то, что она не носит концентрический или линейный характер. Используется новый принцип выстраивания курса – уровневый. Каждый уровень является ведущим на определенной ступени образования.  На данной ступени присутствует абстрактный уровень мышления; уровень действий – систематизация; уровень понимания – “ Как можно поступать? Что я делаю и почему?” Только через понимание ученик может выйти на новый уровень коммуникации – “ Я – представитель гражданского общества. “ Уровневый подход сочетает в себе лучшие стороны линейности и концентричности. Приоритет отдается практической направленности и конкретности рассматриваемых вопросов. При этом необходимо сохранить межкурсовую преемственность и межпредметное взаимодействие. Программа Боголюбова Л.Н отводит на изучение раздела 9 часов. В     данной разработке добавлен 1 час за счет резерва рабочего времени, т. к. это, на мой взгляд, целесообразно в связи с непосредственным нахождением ребенка в социуме.

2. Цели и задачи раздела.

Цель – формирование социально-коммуникативной компетентности   учащегося, социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, и гражданского общества.

Задачи:

Познавательные:

  • Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации, в том числе знания способов регулирования общественных отношений, механизмов реализации и защиты прав человека и гражданина.
  • Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
  • Объяснение изученных положений на конкретных примерах; знание и использование механизмов защиты своих прав и свобод.

Развивающие:

  • Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной, в том числе правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации.
  • развитие правовой культуры, выработки собственного правосознания.

Воспитательные:

  • воспитание гражданской активности,
  • уважение к праву и его нормам,
  • выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, осознание ответственности за свои поступки.
  • Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, правоотношениях.

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии  с возрастными особенностями.

     Подростковый возраст — это весьма сложный, таящий в себе опасность кризисных явлений, период в жизни ученика. В этот период организм ребёнка претерпевает кардинальные изменения. Развёртывается процесс полового созревания. С этим процессом связано возникновение у подростка физического ощущения собственной взрослости. У него возникает представление о себе уже не как о ребёнке, он стремится быть и считаться взрослым. Отсюда у подростка возникает новая жизненная позиция по отношению к себе, к окружающим людям, к миру. Он становится социально активным, восприимчивым к усвоению норм ценностей и способов поведения, которые существуют среди взрослых.

Таким образом, особенностями возраста семиклассников являются :

  1. Интенсивность полового созревания, в силу чего подростки стремятся быть и считаться взрослыми.
  2. Формирование умственных способностей.
  3. Развитие самосознания.
  4. Развитие индивидуальности.

В этот период происходит личностное новообразование –  частичная готовность к личностному и жизненному самоопределению. В седьмом классе главным для ученика-  самопринятие  сформированного “образа Я”, самопрезентация учащимися своих особенностей, возможностей и личностных качеств. Другими словами, самоопределение – это “Я в будущем”. Необходимо учитывать эту специфику подросткового возраста, и потому для успешной реализации программы самоопределения имеет смысл применять различные формы деятельности: тренинги, деловые игры, тесты, работу в группах, проектную деятельность, диалог, монолог и т.д.

Коллектив 7 «А» класса целеустремлен, активно  включается в предложенную работу, высокий уровень мотивации к обучению. В коллективе есть деловое сотрудничество, взаимопонимание, ответственность каждого за себя и за весь коллектив. Наиболее частые отметки, получаемые, учениками класса являются 4 и 5. Но в классе есть ученики, которые менее успешно справляются с учебой. Дисциплина в классе не вызывает беспокойства или озабоченности со стороны учителя. Эмоциональный климат в классе положительный. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению. 

Содержание раздела «Человек и закон» позволяет использовать на уроках различные способы усвоения, методы и формы обучения и формы организации. Иногда приходиться очень трудно, чтобы настроить непоседливых семиклассников на усвоение нового материала. Но создание благоприятной обстановки и интересно преподнесенный новый материал заставляет учащихся плодотворно работать на уроке и не отвлекаться на посторонние вещи и предметы.

4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

В результате изучения раздела “Человек и  закон ” ученик должен

          Знать/понимать:

  • Основные источники информации, необходимые для изучения раздела;
  • Содержание и значение правовых норм, регулирующих общественные отношения.
  • Какими правами и обязанностями он обладает;
  • Основные отрасли права.
  • Чем чревато противоправное поведение несовершеннолетних.
  • Как защитить свои права.

Уметь:

  • Оценивать поведение людей с точки зрения правовых норм.
  • Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала.
  • Осуществлять поиск правовой информации по заданной теме.
  • Самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов.

         Использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

  • Нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей.
  • Реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей.

5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

При изучении данного раздела применялись фронтальная, индивидуальная, групповая формы организации деятельности учеников. Основной формой обучения является урок (изучения нового материала; формирования практических умений и навыков; систематизации и обобщения; проверки и контроля знаний, умений и навыков).

Приоритетными технологиями при изучении раздела являлись:

1.Технология проблемного обучения и воспитания – это создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность учащихся по их разрешению с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания. Проблемность достигается через алгоритм проблемной деятельности на уроке и мониторинг качества урока.

2.Информационно-коммуникационные технологии при передаче достаточно больших объёмов информации. Ведущей целью применения ИКТ на уроке обществознания является достижение более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия.

Формы обучения, используемые на уроках:
-Фронтальная работа со всем классом в едином темпе с общими задачами. Фронтальный опрос, беседа при объяснении материала

-Групповая работа. Работа школьников в группах по проектированию и созданию таблиц

-Коллективная работа. Работа с классом, когда каждый выполняет свою определенную часть работы на уроках «учимся проектировать…» ученики выполняют работу заказчика, определяя требования к таблицам

Формы контроля образовательных результатов
Предварительный – определение и фиксация начального уровня подготовки ученика, имеющихся у него ЗУН – тест на опорные понятия, ответы на вопросы, связанные с предстоящей деятельностью
Текущий – систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика – фронтальный опрос, выполнение заданий, индивидуальная беседа, теоретический диктант, самостоятельная работа, беседа в сочетании с практической работой.
Итоговый – комплексная проверка образовательных результатов ученика по всем ключевым целям и направлениям учебного процесса – тест по теме, решение задачи ЕГЭ, домашняя контрольная работа по проектированию таблиц.

6.Система знаний и система деятельности.

        Особенность  изучения данного раздела в том, что  учащиеся  впервые наиболее подробно знакомятся  с  социальными нормами и необходимостью их исполнения, с возможностями защиты своих прав. В тематике курса 6-го класса  только один урок посвящён теме политико- правового статуса личности « Гражданин- Отечества достойный сын».   Работая по теме,  учащиеся  учатся быть более грамотными в правовых вопросах, исполнении своих обязанностей, необходимости  реализации социальных норм.

        Для эффективного усвоения темы « Человек и закон » целесообразно организовать работу последовательно по  параграфам, каждый из которых представляет собой систему  знаний, направленных на формирование необходимых умений.

Понятия:

- права, обязанности, закон, порядок, норма, долг, дисциплина, наказание.

Формирование и усвоение знаний:                                                                                                                                                                 Содержание и значение правовых норм, регулирующих общественные отношения. Какими правами и обязанностями  обладает  гражданин; основные отрасли права; чем чревато противоправное поведение несовершеннолетних; как защитить свои права.

Компоненты учебной деятельности.

1. Мотивы учения (мотивация):

- учебно-познавательные (интерес к знаниям, любознательность);

- непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность).

2. Учебная задача (система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действий).

3. Учебные операции (входят в состав способа действий).

4. Контроль (первоначально работу контролирует учитель, но постепенно начинают контролировать ее сами дети, развивается внимание).

5. Содержательная оценка (критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми).

Система деятельности.

1. Познавательная деятельность:

- сравнение  социальных норм

- выделение существенных признаков

- классификация

-анализ

- синтез

- обобщение.

2. Преобразующая деятельность:

- постановка задач

- методы решения этих задач

- способы действия

3. Общеучебная деятельность:

- саморазвитие

- способы поиска новой информации

- способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

4. Самоорганизующая деятельность:

- целеполагание как самостоятельная постановка учебной задачи

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

- прогнозирование - оценка планируемого результата и уровня усвоения содержания

- самооценка и самоконтроль.

7. Календарно-тематическое планирование по разделу 2 “Человек и  закон ” (10 часов).

Распределение уроков изучения темы

2. Человек и закон (10 ч)

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.                

Основные понятия: права, обязанности, закон, порядок, норма, долг, дисциплина, наказание.

Знать/понимать:

- значение понятий:  права, обязанности, закон, порядок, норма, долг, дисциплина, наказание.

- роль права в жизни человека, общества и государства;

- содержание и значение правовых норм, регулирующих отношения в обществе;

Уметь:

характеризовать особенности правового статуса несовершеннолетнего;

- выделять основную мысль в тексте учебника;

- приводить примеры, связанные с различными видами правовых отношений;

- отстаивать свою точку зрения;

- решать познавательные задачи, отражающие типичные ситуации правовых норм;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-  общей ориентации в общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения.

7.        

Что значит жить по правилам.

1ч.

8-9.

Права и обязанности граждан.

2ч.

10.

Почему важно соблюдать законы.

1ч.

11.

Защита Отечества.

1ч.

12.

Что такое дисциплина.

1ч.

13-14.

Виновен – отвечай.

2ч.

15.        

Кто стоит на страже закона.

1ч.

16.                

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и закон».

1ч.

Тема урока

              Задачи урока

Тип урока.

Основные понятия

Основные умения,

навыки.

Д/з

Дата

1.

Что значит жить по правилам.

Познакомить семиклассников с разнообразием социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе; создать условия для практического освоения отдельных социальных норм (правил этикета или любых других по выбору учителя).

Вводный.

Социальные нормы, привычка, обычаи, обряды, ритуал, этикет.

Работа с текстом учебника, вести дискуссию, решение задач.

Пар.5

2-3

Права и обязанности граждан.

Формировать на доступном для семиклассников уровне знания о правах и обязанностях гражданина, о том, что права человека, во-первых, принадлежат каждому от рождения, во-вторых, закрепляются в законах, в которых особое внимание уделяется юридическим гарантиям прав и свобод.

Комбини рованный.

Гражданские права, экономические и социальные права, пакт.

Работа с документом, обсуждение.

Пар.6

4.

Почему важно соблюдать законы.

Формирование уважения к закону, установки на правомерное поведение.

Комбини рованный.

Кодекс, закон, справедливость.

Работа с документом (Конституция),давать определения понятиям, высказывать свою позицию.

Пар.7

5.

Защита Отечества.

Опираясь на традиции защиты Отечества, познакомить подростков с перспективами военной службы; во-вторых, подвести их к осознанию необходимости уже в их возрасте готовиться к выполнению воинского долга; в-третьих, материал уроков призван содействовать военно-патриотическому воспитанию учащихся.

Комбини рованный.

Долг и обязанность, угрозы: глобальные, региональные, повестка, Военная присяга.

Анализ стихотворения, работа с текстом учебника, документом.

Пар. 8

6.

Что такое дисциплина

Дать теоретическое объяснение понятия «дисциплина»;показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины) ;обеспечить мотивацию к самовоспитанию.

Комбини рованный.

Дисциплина, самоконтроль, самодисциплина.

Работа с текстом учебника, решение задач.

Пар.9

7-8

Виновен- отвечай.

Углубить понятия ответственности за свои поступки, способствовать формированию уважения к закону.

Комбини рованный.

Законопослушное поведение, противозаконное поведение, преступление,

Подстрекательство.

Вести беседу, раскрывать смысл понятия, сопоставлять выводы.

Пар. 10

9.

Кто стоит на страже закона.

Познакомить учащихся со структурой правоохранительных органов, способствовать формированию уважительного отношения к сотрудникам правоохранительных органов, непримиримого отношения к правонарушениям. 

Комбини рованный.

Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат.

Анализировать взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Пар.11

10.

Урок обобщения по теме «Человек и закон.

Обобщение знаний учащихся.

Урок викторина.

Обобщать полученные  знания и уметь применять на практике.

                                                            8. Разработка урока  « ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Материал учителя  обществознания  МБОУ СОШ № 139 города Н.Новгорода     Казаковой Марины Анатольевны

Тема и номер урока в теме: Права и обязанности граждан ( урок № 2 в разделе «Человек и закон»).

Класс: 7

Учебно-методический комплекс:

учебник «Обществознание.7 класс» под редакцией Л.Н. Боголюбова,  Л.Ф. Ивановой (М.: Просвещение, 2010);

тетрадь О.А. Котовой, Т.Е. Лисковой «Обществознание. 7 класс»  (М.: Просвещение, 2010);

Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Ф. Ивановой   (М.: Просвещение, 2010).

Цель  урока: углубление знаний  о правах и обязанностях граждан  через организацию работы учащихся с текстом и ЭОР.

Задачи:

- обучающие: научить определять, как права человека связаны с его потребностями, какие группы прав существуют, что означает выражение «права человека закреплены в законе»;

-развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в парах с учебником, нормативно-правовыми документами  и  ЭОР;

-воспитательные: создать условия для формирования культуры общения при работе  в парах.

Планируемые результаты:

Личностные:  осознание, что   права и свободы человека и гражданина -  это  высшая ценность.

Межпредметные:  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск нужной информации, осуществлять анализ, выделять главное, умение взаимодействовать с одноклассниками и работать в парах. Высказывать суждения, подтверждая их фактами,  овладение элементарными практическими умениями работы с учебником, нормативно-правовыми документами  для  перевода  информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу).

Предметные:  называть права и обязанности граждан ; определять,  какие группы прав существуют; объяснять выражение «права человека закреплены в законе».

Универсальные учебные действия:?????????????

Личностные:  осознание смысла учения и понимание личной         ответственности за будущий результат.

Регулятивные: планировать свою деятельность; определять  последовательность действий;  вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае необходимости; анализировать ход и способ действий; адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.

Познавательные: решать учебные проблемы, возникающие в ходе  работы в парах, фронтальной работы; строить логическую цепь размышлений; вести поиск и выделять необходимую информацию;   анализировать и выделять главное; структурировать найденную информацию в нужной форме.

Коммуникативные: сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации;  договариваться не силовыми методами; вступать в диалог; уметь слушать и слышать; выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия и термины: конституция, декларация, права человека, гражданские (личные) права, политические права, экономические права, социальные права, культурные права.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.

Методы: частично-поисковые, иллюстративно-объяснительные.

Техническое оборудование: проектор, экран, интернет, ЭОР,  персональный компьютер.

Этапы

урока

Время

(мин.)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы организации деятельности на уроке

Промежуточный

контроль

1.

Мотива

ционный

     

     6

Эмоциональная,

психологическая

подготовка

учащихся к усвоению

изучаемого материала.

Рассказывает притчу «Гвоздь воспитания». (приложение 1)

Проводит беседу по обсуждению притчи:

1. О чем повествует данная притча?

2. Как вы думаете, что символизирует столб, вкопанный отцом возле дома?  

3. Символом чего являются гвозди, вбиваемые отцом в столб, после каждого проступка сына?

4. Почему мальчик заплакал, несмотря на то, что все свои проступки он исправил, и на столбе не осталось ни одного гвоздя?

Подводит учащихся к формулированию темы урока.

Демонстрирует слайд №1 презентации «Права и обязанности граждан».

Участвуют в беседе. Формулируют тему урока, записывают в тетрадь.

Фронтальная,

Индивидуальная.

Работа в тетради.

2.

Актуали зация знаний

     

     3

Беседа по теме

«Права и обязанности граждан».

Организует диалог с учащимися по вопросам:

1. Какие права человека и гражданина вы знаете?

2. Можете ли вы дать определение понятию «права человека и гражданина»?

Демонстрирует

1часть слайда №2 презентации к уроку.

3. Какие обязанности гражданина вы

можете  назвать?

4. Что такое «обязанности  граждан»?

Демонстрирует 2 часть слайда №2 презентации к уроку. Обсуждает с учащимися цели и задачи урока, организует составление плана работы по изучению новой темы.

Отвечают на

вопросы. Формулируют определение понятий, записывают в тетрадь. Определяют цели и задачи урока. Участвуют в составлении плана работы по изучению новой темы, записывают план в тетрадь.

Фронтальная, индивидуальная.

Устное

задание.

Работа в тетради.


3.

Откры

тие

нового

знания

   

    22

1. Презентация   «Права и обязанности граждан».

                                                               2. Работа с текстом учебника    с. 68 – 69.

3. Работа с нормативно-правовым документом. Конституция РФ, глава 2.

 

                                                        4.Презентация «Права и обязанности граждан»

5.Работа с текстом Декларации прав ребенка.

                                           

6.Презентация «Права и обязанности граждан».

1.Демонстриру ет и поясняет слайды №3 - №9 презентации.

2.Поясняет задание:

- прочитать текст

«Права человека»;

- письменно ответить на вопросы:

1) Какие группы прав выделены в тексте параграфа?

2) Что означает выражение: «Права человека закреплены в законе»?

- провести взаимопроверку

                          3. Делит класс на пять групп, поясняет задание каждой группе.

                            4.Демонстриру ет и поясняет слайды             № 10 – 13.

                             5. Организует работу с текстом Декларации прав ребенка.

Поясняет задание: прочитав принцип декларации, прокомментировать его, определив к какой группе прав человека и гражданина относится данное право ребенка.

6.Демонстрирует слайды № 14, 15. Организует обсуждение.

1.Просматривают презентацию, делают записи в тетради.

                                 

2.Выполняют задание.

3.Заполняют таблицу (каждая группа заполняет только одну колонку таблицы согласно заданию)

( Конституция гл.2)

4.Просматривают слайды, оформляют записи в тетради.

                                    5. Читают текст Декларации прав ребенка, выполняют задание.

(Приложение 2)

                                                                                                   

6. Принимают участие в обсуждении, демонстрируют свои знания по вопросу «Обязанности граждан РФ».

1.Индивидуаль ная.

2.Работа в парах.

3. Групповая.

4.Индивидуаль ная

                          5.Индивидуаль ная, фронтальная.

                           

6.Фронтальная.

1. Записи в тетради.

2. Проверка тетрадей.

3. Отчет групп.

4.Работа в тетради.

                               5.Устное задание.

                                                         

6.Устное задание.

4.

Первич ное осмысле

ние   и закрепле

ние

       7

Тест  «Права и обязанности граждан» ( Приложение 3)

Организует тестирование учащихся по изученной теме. Поясняет правила выполнения теста.

Решают тестовые задания

Индивидуальная.

Самопроверка выполнения теста.

5.

Итоги урока.

Рефлек сия.

      5

Обобщение полученных на уроке знаний.

Презентация «Права и обязанности граждан».

1.Демонстрирует слайды № 16 – 20; предлагает учащимся выполнить задания.

2. Проводит интеллектуальную рефлексию. Раздает карточки с заданием «Продолжить фразу»:

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Завтра я хочу на уроке…

1.Выполняют задания, отвечают на вопросы.

2. Заполняют карточки и по желанию

зачитывают их всему классу.

Фронтальная,

индивидуальная.

Оценивание работы учащихся на уроке.

6.

Домаш нее задание.

2

Параграф 6. Задание №3 из рубрики «В классе и дома».

Объясняет выполнение домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневники

Индивидуальная

                                                                                                                                                                 Приложение 1.

«Гвоздь воспитания».

(Данная притча – повествование о безответственности и о том, что нет прав без обязанностей)

«Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее. Вкопал столб против дома, и после каждого проступка сына вбивал гвоздь. Прошло некоторое время и на столбе не осталось живого места. Он был утыкан гвоздями. Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый положительный поступок отец стал доставать гвозди из столба. И вот когда их не осталось,  мальчик заплакал.

- Что же ты плачешь? – спросил отец – Ведь на столбе не осталось и гвоздя.

-Гвоздей нет, а дырки остались – ответил сын».

Вопросы:  1. Как вы думаете, что символизируют столб и гвозди? ( Столб символизирует закон, а гвозди - это нарушение прав и несоблюдение обязанностей, которое не проходит без последствий.)

                    2. Почему подросток заплакал?  (Подросток осознал свои ошибки, но он понял, что след от них все равно остается, как и дырки на столбе).

                                                                                                                                                            Приложение 2.

Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:

10 принципов Декларации:

Принцип 1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена спец. защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые бы позволяли ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При  издании  с     этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение   интересов ребёнка.

Принцип 3.   Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью спец. уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой      и (послеродовой уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и мед. обслуживание.

Принцип 5. Ребёнку, который является неполноценным в физ., психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться социальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6. Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью.

Принцип 7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайне мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Принцип 8. Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9.    Ребёнок    должен    быть    защищен от всех форм небрежного отношения,  жестокости и эксплуатации.  Он  не должен быть объектом торговли в какой-то бы  ни  было  форме.  Ребёнок  не должен приниматься на работу до     достижения надлежащего возрастного минимума; ему не в коем случае не должны поручатся или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его    здоровья или образования или препятствовали его физическому умственному или нравственному развитию.

Принцип 10. Ребёнок должен ограждаться от практики. Которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

                                                                                                                                                                                 Приложение 3

  1. Найдите в приведённом списке конституционные обязанности граждан РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1.сохранять и охранять природу и окружающую среду    2.получить высшее образование   3. Платить налоги   4. Разрешать споры в судебном порядке   5. Защищать Отечество

                                                       

  1. Гражданские права ещё называют………………………………..

  1. Права человека принадлежат каждому с момента
  1. совершеннолетия  2. рождения   3. получения гражданства

4.Основным документом, закрепляющим права гражданина России, является

1.Декларация прав ребёнка   2. Конституция РФ   3. Семейный кодекс

5. В зависимости от чего человек должен обладать всеми правами и свободами

1. от национальности, расы, пола, религии  2. от богатства, от политических убеждений  3. ни от чего- все должны обладать равными правами

Дополнительная литература для учителя:

Конституция Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Кодекс об административных правонарушениях.

Семейный кодекс РФ.

Трудовой кодекс РФ.

Уголовный кодекс РФ.

Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М. : Айрис-Пресс, 2010.

Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб, пособие для студентов пед. высш. учеб, заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.

Бекешев, К. А. Обществознание : учеб, пособие / К. А. Бекешев. - М. : Проспект, 2010.

Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.

Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб, заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М. : Дрофа, 1997.

Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.

Дополнительная литература для учащихся:

Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М.: Виктория Плюс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" "Выдающиеся деятели культуры англоязычных стран и России"

методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" М.З. Биболетовой "Выдающиеся деятели культуры англгязычных стран и России, знаменитые учёные, спортсме...

Презентация методической разработки раздела образовательной программы по экономике

Презентация методической разработки была представлена мною в качестве одного из этапов квалификационных испытаний...

Методическая разработка раздела образовательной программы по биологии

Раздел 3 «Царство Растения» включает 16 часов и объединяет 5 тем: Общая характеристика растений (2 часа); Подцарство Низшие растения (2 часа); Подцарство Высшие растения (4 часа); Отдел Голосеменные р...

Методическая разработка раздела образовательной программы

Методическая разработка раздела образовательной программы по физике в 7 классе "Двавление твердых тел, жидкостей и газов"...

Методическая разработка раздела образовательной программы

Содержание:1.     Пояснительная записка2.     Цели и задачи раздела.3.     Психолого- педагогическое объяснение специфики восприятия и ...

Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  РАЗДЕЛА ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Тема разработки: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

   “Физика – 7 класс” – это начало изучения предмета в школьном курсе. Цель – сформировать у детей стойкий интерес. В этом курсе рассматриваются такие фундаментальные темы, как строен...