Опорный конспект к уроку по теме "Семья"
план-конспект занятия по обществознанию (10 класс) на тему

Данный опорный конспект можно использовать при изучении темы "Семья" в 10-11 классе на уроках обществознания на базовом и профильном уровнях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМЬЯ

Этапы развития семейно-брачных отношений:

1.Неупорядоченные половые связи

2.Кровнородственная семья (запрет супружеских отношений между родителями и детьми, братьями и сестрами)

3.Групповая семья

4.Моногамная семья (более прочные брачные узы)

5.Партнерская (нуклеарная) семья

Функции семьи

Функция

Пояснение

Пример

Репродуктивная

Продолжение человеческого рода

В семье Петровых родился второй ребенок

Воспитательная

Освоение молодым поколением своих социальных ролей, накопленных знаний, опыта, моральных ценностей

Папа объясняет сыну, что он должен защищать свою младшую сестру, уважительно относится к бабушке и дедушке

Хозяйственно-экономическая

Ведение домашнего хозяйства и материальное обеспечение семьи

В семье Петровых каждый моет за собой посуду после еды

Эмоциональная (эмоционально-психологическая)

Обеспечение взаимной психологической поддержки и защищенности каждого члена семьи

В семье Петровых члены  всегда поддерживают друг друга, если возникают проблемы в школе или на работе

Социально-статусная

Наследование принадлежности индивида к тому же классу, расе, этносу, религиозной группе, к которой принадлежат родители

В семье Петровых дети придерживаются православных традиций как и их родители

Первичный социальный контроль

Определение норм поведения членов семьи в различных сферах

Если сын получает оценку «2» в семье Петровых ему ограничивают время для игры на компьютере

Рекреационная

Организация духовного общения и досуга, проведение семейных праздников, походов и т.д.

Семья Петровых по выходным посещает кинотеатры, музеи или выставки всей семьей

Типы семьи:

I

Патриархальная (традиционная) семья:

-власть принадлежит главе семейства

-все выполняют волю главы семьи

-роли четко регламентированы: муж-добытчик и кормилец, мать-домохозяйка и воспитатель

-объединение под одной крышей минимум 3х поколений

Партнерская (эгалитарная) семья:

-семья равных

-справедливое распределение домашних обязанностей

-взаимозаменяемость супругов

-совместное ведение хозяйства

-совместное принятие важных решений

II

Расширенная (многопоколенная) семья:

включает 2-3 поколения

Нуклеарная семья: родители и дети

III

Полная семья: двое родителей

Неполная семья: отсутствует один из родителей

IV

Бездетные, однодетные, многодетные

Стили воспитания в семье

1.Диктат – стремление старших максимально подчинить своему влиянию  младших; инициатива детей пресекается.

2.Опека – это система отношений, при которых родители не только обеспечивают потребности ребенка, но и ограждают его от всех забот и трудностей, принимая их на себя.

3.Невмешательство – признание возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей.

4.Сотрудничество – стремление старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность, оказывать поддержку.

СЕМЬЯ

Этапы развития семейно-брачных отношений:

1.Неупорядоченные половые связи

2.Кровнородственная семья (запрет супружеских отношений между родителями и детьми, братьями и сестрами)

3.Групповая семья

4.Моногамная семья (более прочные брачные узы)

5.Партнерская (нуклеарная) семья

Функции семьи

Функция

Пояснение

Пример

Репродуктивная

Продолжение человеческого рода

В семье Петровых родился второй ребенок

Воспитательная

Освоение молодым поколением своих социальных ролей, накопленных знаний, опыта, моральных ценностей

Папа объясняет сыну, что он должен защищать свою младшую сестру, уважительно относится к бабушке и дедушке

Хозяйственно-экономическая

Ведение домашнего хозяйства и материальное обеспечение семьи

В семье Петровых каждый моет за собой посуду после еды

Эмоциональная (эмоционально-психологическая)

Обеспечение взаимной психологической поддержки и защищенности каждого члена семьи

В семье Петровых члены  всегда поддерживают друг друга, если возникают проблемы в школе или на работе

Социально-статусная

Наследование принадлежности индивида к тому же классу, расе, этносу, религиозной группе, к которой принадлежат родители

В семье Петровых дети придерживаются православных традиций как и их родители

Первичный социальный контроль

Определение норм поведения членов семьи в различных сферах

Если сын получает оценку «2» в семье Петровых ему ограничивают время для игры на компьютере

Рекреационная

Организация духовного общения и досуга, проведение семейных праздников, походов и т.д.

Семья Петровых по выходным посещает кинотеатры, музеи или выставки всей семьей

Типы семьи:

I

Патриархальная (традиционная) семья:

-власть принадлежит главе семейства

-все выполняют волю главы семьи

-роли четко регламентированы: муж-добытчик и кормилец, мать-домохозяйка и воспитатель

-объединение под одной крышей минимум 3х поколений

Партнерская (эгалитарная) семья:

-семья равных

-справедливое распределение домашних обязанностей

-взаимозаменяемость супругов

-совместное ведение хозяйства

-совместное принятие важных решений

II

Расширенная (многопоколенная) семья:

включает 2-3 поколения

Нуклеарная семья: родители и дети

III

Полная семья: двое родителей

Неполная семья: отсутствует один из родителей

IV

Бездетные, однодетные, многодетные

Стили воспитания в семье

1.Диктат – стремление старших максимально подчинить своему влиянию  младших; инициатива детей пресекается.

2.Опека – это система отношений, при которых родители не только обеспечивают потребности ребенка, но и ограждают его от всех забот и трудностей, принимая их на себя.

3.Невмешательство – признание возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей.

4.Сотрудничество – стремление старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность, оказывать поддержку.

10 класс, обществознание (базовый уровень)

37

Семья и быт. Семья как социальный институт.

1

18

38

Семья в современном обществе. Бытовые отношения.

1

Тип урока – комбинированный урок

Оборудование урока: учебник, печатные материалы

Цель уроков: проанализировав  изучаемые  аспекты, доказать значимость социального института семьи и необходимости бережного отношения к её ценностям

Задачи урока:    

  • способствовать формированию у учащихся чувства личной  ответственности за благополучие в своей семье, как основы духовно- нравственного развития личности;
  • развивать умения анализировать и переводить большой объем  изучаемой информации в компактные знаковые  системы;
  • обучать работать в парах, отстаивать свою точку зрения;
  • конкретизировать знания учащихся о семье как об одном из наиболее важных социальных институтов

Основные понятия: семья, функции семьи, ценности, быт, типы семей

План изучения темы:

1.Семья как социальный институт: понятие семья и брак.

2.Функции семьи.

3.Семья в современном обществе:

  • Изменение положения женщин (отход от патриархальной семьи)
  • Развитие семьи партнерского типа
  • Разрушение системы многопоколенной семьи и создание нуклеарной
  • Разделение институтов брака и семьи
  • Малое уделение внимания духовному развитию
  • Ухудшение здоровья
  • Увеличение количества разводов

4.Гендерное поведение и воспитание: каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли, т.е. предъявляет предписания и ожидания к «правильному» мужскому или женскому поведению; выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида.

5.Бытовые отношения.

6.Культура топоса.

7.Подведение итогов и рефлекстя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорный конспект к уроку по теме "Культура России в 17 веке"

Вспомогательный материал к уроку по русской культуре 17 века...

Конспект обобщающего урока по теме "Семя" (6 класс)

Урок, проводимый в форме аукциона био-бизнес, позволяет включить в работу большую часть класса. А разнообразные задания максимально активизируют активность учащихся....

конспект открытого урока по теме: Опорные системы животных 6 класс по программе Н.И.Сонин

Открытый урок биологии 6 класс по программе Н.И. Сонин с использованием  системно-деятельностного подхода в обучении биологии...

Опорный конспект к уроку в 5 классе по теме "Тип речи - рассуждение"

В этом опорнои конспекте представлен ход урока по теме "Доказательства в рассуждении". Где представлена схема построения типа речи; тренировочные упражнения и задача, решение которой требует от учащих...

Конспект обобщающего урока по теме "Семья" 3 класс

Дается полный план конспект урока, который можно использовать поокончании темы "Семья" в 3 классе...

План - конспект открытого урока На тему: «Семья» Класс: 6А

План конспект урока 6 класс по учеднику Enjoy English 5 - 6 класс М.З. Биболетова....

Опорный конспект к уроку по теме:Чистые вещества и смеси. 8 класс

8 класс. Опорный конспект по теме : Чистые вещества и смеси....