Дидактические материалы по обществознанию для 5-8 классов
учебно-методический материал по обществознанию (5 класс) на тему
Дидактика по обществознанию - 5-8 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические материалы по обществознанию для 5-8 классов | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Обществознание, 5 – 8 классы
Достоинство – это уважение человека к другим и, следовательно, к самому себе. Кант: «Уважение человека к закону человечности в своём собственном лице». Достоинство включает все положительные качества человека, их осознание в себе и признание их другими людьми. Уважение права каждого человека быть свободной, самостоятельной уникальной личностью – это и есть уважение достоинства другого человека.
Гражданство – это правовая связь человека и государства. Это – взаимная обусловленность прав и обязанностей.
Гражданство – это принадлежность человека к определённому государству.
Защита государством своих граждан:
- обеспечение порядка и безопасности граждан;
- таможня – препятствие ввозу опасных предметов и веществ;
- борьба с терроризмом;
- МЧС – помощь при стихийных бедствиях.
Как стать гражданином России:
- по рождению – если оба родителя граждане России. Если один родитель – по договорённости между ними. Если родился на территории России - по месту рождения.
- приобретаемое – а) с 18 лет; б) 5 лет жительства в России; 3) есть законные источники существования в России; 4) знание русского языка.
Гражданин России не может быть лишён гражданства России не при каких обстоятельствах, но может выйти из него добровольно (с ограничениями по закону – если, например, ему нужно служить в армии).
Беженцы – лица, покинувшие свою страну по тем или иным обстоятельствам, которые не позволяют им нормально жить в данной стране.
Права и свободы человека:
- Гражданские права (личные права) – право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, свобода совести (вероисповедания).
- Политические права – право на участие в жизни государства: свобода избирать в органы государства и быть избранным, свобода слова и мысли, свобода информации и печати.
- Социальные права – право на жилище, на образование и здравоохранение, на социальное обеспечение.
- Экономические права – право на труд, право на владение собственностью, право на свободное предпринимательство, право на отдых.
- Культурные права – право на пользование духовными и материальными ценностями.
Все эти права составляют правовой статус личности.
Конвенция о правах ребёнка.
Принята ООН 20 ноября 1989 года. Содержит 54 статьи.
Права детей обеспечивают им:
- выживание
- развитие
- защиту
- активное участие в жизни общества.
Кто представляет и защищает права подростков.
В первую очередь – родители. Если их нет – 1) до 14 лет – опекуны, 2) с 14 до 18 лет – попечители.
Уголовный кодекс РФ.
Виды преступлений:
- Против личности – убийство, насилие.
- Против общества и государства – терроризм.
- Экономические преступления – кража, взятка.
- Экологические преступления – загрязнение природы.
Обязанности граждан России:
- Соблюдение Конституции России и законов России
- Соблюдение прав и свобод граждан
- Уплата налогов
- Защита Отечества
- Охрана природы
- Охрана памятников истории и культуры.
Свобода (свой, собственный) – способность человека к самостоятельной деятельности в соответствии со своими целями, планами, желаниями, стремлениями. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека. В обществе границы свободы определяют законы государства и этические нормы.
Принцип поведения – как человеку вести себя по отношению к другим людям и к природе с точки зрения моральных ценностей и идеалов.
Отличия человека от животных: 1) социальность; 2) разумность; 3) целенаправленность деятельности, творчество.
Мышление – способность познания мира и самого себя, способность осознания окружающей действительности.
Мышление: 1) осознание; 2) научение; 3) предвидение.
Речь – передача результатов мышления с помощью звуков и письменных знаков.
Виды речи – устная, письменная, внутренняя, мимика, жесты.
Самореализация человека – осуществление целей жизни человека.
Ведущие деятельности: 1) дошкольный возраст – игра; 2) школа – учебная деятельность; 3) после школы – профессиональное самоопределение, трудовая деятельность.
Нет человека без деятельности.
Труд: 1) производство; 2) творчество – интеллектуальное, художественное; 2) политическая, общественная деятельность.
Потребности – нужда в чём – либо, необходимом для жизнедеятельности.
Потребности: 1) первичные – физиологические (без которых невозможно физическое выживание); 2) вторичные – вес остальные. Также: 1) материальные; 2) нематериальные. Также: 1) биологические; 2) социальные; 3) духовные. Также: 1) разумные; 2) неразумные (ложные, вредные).
Потребности зависят от ценностей – то, что для человека ценно и важно. Если ценно богатство, то главная потребность – деньги, материальные ценности. Ценностные ориентиры и потребности регулируют поведение человека. Ценность: богатство – потребность: деньги – деятельность: зарабатывание денег.
Способности — ординарные и неординарные
Способности — индивидуальные особенности личности, помогающие человеку успешно заниматься какой-либо деятельностью.
Способности возникают из задатков — природных особенностей человека.
Способность=задатки+обучение
Талант — выдающаяся способность; гений — исключительная способность.
«Талант попадает в цель, в которую никто не попадает, а гений попадает в цель, которую никто не видит». А. Шопенгауэр.
«Гений — это то, чему нельзя научить и научиться». И. Кант.
Характер и сила воли
Характер — особенности индивидуального поведения человека, отличающие его от других людей.
Характер=наследственность+среда+воспитание (в т.ч. самовоспитание).
Воля — сила, побуждающая человека к реализации его стремлений и желаний, задач, поставленных перед человеком.
Мораль и гуманизм
Мораль (mores – нравы, лат.) - правила поведения человека в обществе и определённые ценности, которыми руководствуется человек в своём поведении.
Ценности — моральные категории (добро и зло).
Моральные нормы — образец, идеал.
Человек и культура
Два значения слова «культура»:
1) культура — всё, созданное человеком, человечеством за его историю (нейтральное значение);
2) культура — соответствие поведения человека определённым нормам, ценностям и идеалам (оценочное значение).
Знание: 1) чувственное -
а) ощущение — схватывание отдельных свойств предметов через органы чувств (цвет, запах, вкус);
б) восприятие — схватывание чувствами целостного образа предмета;
в) представление — схватывание предмета, не воспринимаемого непосредственно органами чувств, мысленный образ предмета.
2) рациональное: а) понятие — мысль, содержащая наиболее общие и существенные свойства предмета, определяющие его сущность и специфичность (отличие от других предметов);
б) два понятия составляют суждение (отрицательное или утвердительное);
в) два суждения составляют умозаключение, дающее новое знание.
Истина — соответствие знания действительности.
Критерии истины (по каким признакам можно судить, истинно данное суждение или нет, проверяемость истинности суждения): 1) объективная действительность; 2) практическая деятельность; 3) логическая доказательность; 4) мнение экспертного сообщества.
Методы науки: 1) наблюдение; 2) эксперимент; 3) моделирование; 4) логическое рассуждение.
Самосознание — осознание человеком самого себя, выделение себя из окружающего мира.
Образ «Я» - отношение человека к самому себе: 1) как я думаю о себе; 2) как я считаю — как другие обо мне думают (это «зеркальное Я»).
Самооценка — оценка личностью самой себя.
Самооценка=успех\притязание
Самооценка: 1) адекватная; 2) неадекватная (завышенная и заниженная).
Мораль кажется бессмысленной, ибо всё равно конец один — смерть. Но именно под знаком смерти мораль и имеет смысл. Пример. Убийство — аморально, именно потому, что жизнь — благо, смерть — зло. Но если бы люди были бессмертны, то и убийства не было бы, не было бы зла (смерти), противоположного добру, значит и добра бы не было, нельзя было бы его определить.
Человек, индивид, личность.
Человек — отдельный представитель человеческого рода.
Индивид — единичный, отдельный от других человек как биологическая особь.
Индивидуальность — человек со своими характерными, только ему присущими качествами, свойствами, чертами характера, уникальный представитель человеческого рода.
Личность — человек как полноценный член общества, как гражданин с твёрдыми моральными принципами и высокой общей культурой.
Природа — естественная среда обитания человека. Природа: 1) широкое понимание термина — окружающий нас мир; 2) узкое понимание термина — биосфера Земли.
Человек — биосоциальное существо.
Человек - «венец природы» - европейская идея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы по теме «Базы данных» 9 класс
Пояснительная запискаПредставленные дидактические материалы разработаны для проведения уроков информатики и ИКТ в 9 классе по программе И.Г. Семакина, Л.А.Залоговой, С.В. Русакова, базовый уровень, ра...
Дидактические материалы по английскому языку для 5 класса по теме"Олимпийское движение"
В данной разработке я даю набор готовых заданий с иллюстрациями по основным видам деятельности на уроках английского языка. Материал будет интересен и детям и учителям в преддверии Олимпийских Игр-201...
Дидактические материалы по английскому языку для 5 класса по теме"Олимпийское движение"
В данной разработке я даю набор готовых заданий с иллюстрациями по основным видам деятельности на уроках английского языка. Материал будет интересен и детям и учителям в преддверии Олимпийских Игр-201...
Элективный курс "Технический английский". Методические и дидактические материалы урока "Локальные компьютерные сети" (11 класс).
Элективный курс "Технический английский" разработан автором на базе предмета "Основы технического перевода", который автор вёл на протяжении многих лет в 9, 10 и 11 классах. Этот курс имеет метапредме...
Дидактические материалы к уроку литературы в 6 классе по теме: "Пословицы и поговорки" Ребусы.
Разгадывание ребусов развивает логическое мышление, повышает интерес к изучению литературы, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся на уроках....
Дидактические материалы по теме: "Древний Восток" 5 класс
Тесты по истории...
Дидактические материалы по обществознанию 9 класс к учебнику под ред. А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой
Дидактические материалы...