Главные вкладки

    Дидактические материалы по обществознанию для 5-8 классов
    учебно-методический материал по обществознанию (5 класс) на тему

    Корпачёв Вячеслав Викторович

    Дидактика по обществознанию - 5-8 классы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                       Обществознание, 5 – 8  классы

          Достоинство – это уважение человека к другим и, следовательно, к самому себе. Кант: «Уважение человека к закону человечности в своём собственном лице». Достоинство включает все положительные качества человека, их осознание в себе и признание их другими людьми. Уважение права каждого человека быть свободной, самостоятельной уникальной личностью – это и есть уважение достоинства другого человека.

         Гражданство – это правовая связь человека и государства. Это – взаимная обусловленность прав и обязанностей.

        Гражданство – это принадлежность человека к определённому государству.

       Защита государством своих граждан:

    1. обеспечение порядка и безопасности граждан;
    2. таможня – препятствие ввозу опасных предметов и веществ;
    3. борьба с терроризмом;
    4. МЧС – помощь при стихийных бедствиях.

       Как стать гражданином России:

    1. по рождению – если оба родителя граждане России. Если один родитель – по договорённости между ними. Если родился на территории России -  по месту рождения.
    2. приобретаемое – а) с 18 лет; б) 5 лет жительства в России; 3) есть законные источники существования в России; 4) знание русского языка.

      Гражданин России не может быть лишён гражданства России не при каких обстоятельствах, но может выйти из него добровольно (с ограничениями по закону – если, например, ему нужно служить в армии).

    Беженцы – лица, покинувшие свою страну по тем или иным обстоятельствам, которые не позволяют им нормально жить в данной стране.

    Права и свободы человека:

    1. Гражданские права (личные права) – право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, свобода совести (вероисповедания).
    2. Политические права – право на участие в жизни государства: свобода избирать в органы государства и быть избранным, свобода слова и мысли, свобода информации и печати.
    3. Социальные права – право на жилище, на образование и здравоохранение, на социальное обеспечение.
    4. Экономические права – право на труд, право на владение собственностью, право на свободное предпринимательство, право на отдых.
    5. Культурные права – право на пользование духовными и материальными ценностями.

      Все эти права составляют правовой статус личности.

       Конвенция о правах ребёнка.

    Принята ООН 20 ноября 1989 года. Содержит 54 статьи.

    Права детей обеспечивают им:

    1. выживание
    2. развитие
    3. защиту
    4. активное участие в жизни общества.

       Кто представляет и защищает права подростков.

    В первую очередь – родители. Если их нет – 1) до 14 лет – опекуны, 2) с 14 до 18 лет – попечители.

    Уголовный кодекс РФ.

    Виды преступлений:

    1. Против личности – убийство, насилие.
    2. Против общества и государства – терроризм.
    3. Экономические преступления – кража, взятка.
    4. Экологические преступления – загрязнение природы.

    Обязанности граждан России:

    1. Соблюдение Конституции России и законов России
    2. Соблюдение прав и свобод граждан
    3. Уплата налогов
    4. Защита Отечества
    5. Охрана природы
    6. Охрана памятников истории и культуры.

        Свобода (свой, собственный) – способность человека к самостоятельной деятельности в соответствии со своими целями, планами, желаниями, стремлениями. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека. В обществе границы свободы определяют законы государства и этические нормы.

       Принцип поведения – как человеку вести себя по отношению к другим людям и к природе с точки зрения моральных ценностей и идеалов.

       Отличия человека от животных: 1) социальность; 2) разумность; 3) целенаправленность деятельности, творчество.

     

       Мышление – способность познания мира и самого себя, способность осознания окружающей действительности.

    Мышление: 1) осознание; 2) научение; 3) предвидение.

       Речь – передача результатов мышления с помощью звуков и письменных знаков.

     Виды речи – устная, письменная, внутренняя, мимика, жесты.

    Самореализация человека – осуществление целей жизни человека.

       Ведущие деятельности: 1) дошкольный возраст – игра; 2) школа – учебная деятельность; 3) после школы – профессиональное самоопределение, трудовая деятельность.

      Нет человека без деятельности.

      Труд: 1) производство; 2) творчество – интеллектуальное, художественное; 2) политическая, общественная деятельность.

      Потребности – нужда в чём – либо, необходимом для жизнедеятельности.

    Потребности: 1) первичные – физиологические (без которых невозможно физическое выживание); 2) вторичные – вес остальные. Также: 1) материальные; 2) нематериальные. Также: 1) биологические; 2) социальные; 3) духовные. Также: 1) разумные; 2) неразумные (ложные, вредные).

       Потребности зависят от ценностей – то, что для человека ценно и важно. Если ценно богатство, то главная потребность – деньги, материальные ценности. Ценностные ориентиры и потребности регулируют поведение человека. Ценность: богатство – потребность: деньги – деятельность: зарабатывание денег.

    Способности — ординарные и неординарные

    Способности — индивидуальные особенности личности, помогающие человеку успешно заниматься какой-либо деятельностью.

    Способности возникают из задатков — природных особенностей человека.

    Способность=задатки+обучение

    Талант — выдающаяся способность; гений — исключительная способность.

    «Талант попадает в цель, в которую никто не попадает, а гений попадает в цель, которую никто не видит».             А. Шопенгауэр.

    «Гений — это то, чему нельзя научить и научиться».   И. Кант.

    Характер и сила воли

    Характер — особенности индивидуального поведения человека, отличающие его от других людей.

    Характер=наследственность+среда+воспитание (в т.ч. самовоспитание).

    Воля — сила, побуждающая человека к реализации его стремлений и желаний, задач, поставленных перед человеком.

    Мораль и гуманизм

    Мораль (mores – нравы, лат.) - правила поведения человека в обществе и определённые ценности, которыми руководствуется человек в своём поведении.

    Ценности — моральные категории (добро и зло).

    Моральные нормы — образец, идеал.

    Человек и культура

    Два значения слова «культура»:

    1) культура — всё, созданное человеком, человечеством за его историю  (нейтральное значение);

    2) культура — соответствие поведения человека определённым нормам, ценностям и идеалам (оценочное значение).

    Знание: 1) чувственное -

    а) ощущение — схватывание отдельных свойств предметов через органы чувств (цвет, запах, вкус);

    б) восприятие — схватывание чувствами целостного образа предмета;

    в) представление — схватывание предмета, не воспринимаемого непосредственно органами чувств, мысленный образ предмета.

    2) рациональное: а) понятие — мысль, содержащая наиболее общие и существенные свойства предмета, определяющие его сущность и специфичность (отличие от других предметов);

    б) два понятия составляют суждение (отрицательное или утвердительное);

    в) два суждения составляют умозаключение, дающее новое знание.

    Истина — соответствие знания действительности.

    Критерии истины (по каким признакам можно судить, истинно данное суждение или нет, проверяемость истинности суждения): 1) объективная действительность; 2) практическая деятельность; 3) логическая доказательность; 4) мнение экспертного сообщества.

    Методы науки: 1) наблюдение; 2) эксперимент; 3) моделирование; 4) логическое рассуждение.

    Самосознание — осознание человеком самого себя, выделение себя из окружающего мира.

    Образ «Я» - отношение человека к самому себе: 1) как я думаю о себе; 2) как я считаю — как другие обо мне думают (это «зеркальное Я»).

    Самооценка — оценка личностью самой себя.

    Самооценка=успех\притязание

    Самооценка: 1) адекватная; 2) неадекватная (завышенная и заниженная).

    Мораль кажется бессмысленной, ибо всё равно конец один — смерть. Но именно под знаком смерти мораль и имеет смысл. Пример. Убийство — аморально, именно потому, что жизнь — благо, смерть — зло. Но если бы люди были бессмертны, то и убийства не было бы, не было бы зла (смерти), противоположного добру, значит и добра бы не было, нельзя было бы его определить.

    Человек, индивид, личность.

    Человек — отдельный представитель человеческого рода.

    Индивид — единичный, отдельный от других человек как биологическая особь.

    Индивидуальность — человек со своими характерными, только ему присущими качествами, свойствами, чертами характера, уникальный представитель человеческого рода.

    Личность — человек как полноценный член общества, как гражданин с твёрдыми моральными принципами и высокой общей культурой.

    Природа — естественная среда обитания человека. Природа: 1) широкое понимание термина — окружающий нас мир; 2) узкое понимание термина — биосфера Земли.

    Человек — биосоциальное существо.

    Человек - «венец природы» - европейская идея.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические материалы по теме «Базы данных» 9 класс

    Пояснительная запискаПредставленные дидактические материалы разработаны для проведения уроков информатики и ИКТ в 9 классе по программе И.Г. Семакина, Л.А.Залоговой, С.В. Русакова, базовый уровень, ра...

    Дидактические материалы по английскому языку для 5 класса по теме"Олимпийское движение"

    В данной разработке я даю набор готовых заданий с иллюстрациями по основным видам деятельности на уроках английского языка. Материал будет интересен и детям и учителям в преддверии Олимпийских Игр-201...

    Дидактические материалы по английскому языку для 5 класса по теме"Олимпийское движение"

    В данной разработке я даю набор готовых заданий с иллюстрациями по основным видам деятельности на уроках английского языка. Материал будет интересен и детям и учителям в преддверии Олимпийских Игр-201...

    Элективный курс "Технический английский". Методические и дидактические материалы урока "Локальные компьютерные сети" (11 класс).

    Элективный курс "Технический английский" разработан автором на базе предмета "Основы технического перевода", который автор вёл на протяжении многих лет в 9, 10 и 11 классах. Этот курс имеет метапредме...

    Дидактические материалы к уроку литературы в 6 классе по теме: "Пословицы и поговорки" Ребусы.

    Разгадывание ребусов развивает логическое мышление, повышает интерес к изучению литературы, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся на уроках....