Главные вкладки

    Научное знание - тезисы по обществознанию
    учебно-методический материал по обществознанию (9 класс) на тему

    Корпачёв Вячеслав Викторович

    Тезисы по теории познания

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                         Научное знание

    1. Научное познание – процесс получения объективного, истинного знания.
    2. Научное познание: а) описание б) объяснение в) предсказание процессов и явлений действительности.
    3. Развитие научного познания: а) революционные периоды – смена парадигмы и принципов, основных теорий; б) периоды нормального развития науки – углубление и детализация знаний.
    4. Признаки научного знания:

    а) объективность

    б) универсальность

    в) общезначимость

    г) пргностичность

    д) верифицируемость (проверяемость), доказательность

    е) стремление к объективной истине

    ж) систематичность, структурированность

    з) методологическая рефлексия – осознание и объяснение методов и приёмов, посредством которых исследуются данные объекты.

    и) применение специфических материальных средств (оборудование) и идеальных (духовных, мыслительных) средств – логика, диалектика, системный анализ и т.д.

         Философские теории научного познания

    1. Научный реализм

        Научный реализм – направление в современной западной науке, признающее существование объективной реальности и возможность её истинного познания в ходе исторического развития научных теорий.

        Научный реализм ставит в центр своих исследований анализ природы языка, статуса теоретических объектов науки, критериев онтологической отнесённости понятий науки. Реализм характеризуется вниманием к «лингвистическому аспекту» и сциентистским установкам. Основные представители: Х. Патнэм, У. Селларс, М. Хессе, Г. Харре.

    1. Конвенционализм

        Конвенционализм – в основе математических и естественнонаучных теорий лежат произвольные соглашения (конвенции между учёными), выбор которых регулируется лишь соображениями удобства, целесообразности, принципом «экономии мышления». Радикальный конвенционализм – изображение мира в науке зависит от выбора понятийного аппарата, причём в этом выборе мы свободны.

         Основоположник конвенционализма – А. Пуанкаре. Сторонники – Э. Мах, Р. Авенариус, Р. Карнап, К. Айдукевич.

    1. Инструментализм

        Инструментализм – знания в целом, и научное знание в частности, это – средство успешной теоретической и практической ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом. Согласно конвенционализму, научные понятия, гипотезы, теории – это инструменты для действий человека, а не результат отражения действительности.

         Инструментализм противостоит реализму и близок к конвенционализму. Развёрнутую концепцию инструментализма сформулировал Дж. Дьюи: согласно ему, сознание, интеллект – только средство приспособления к меняющемся условиям среды. Научные понятия, идеи, законы и теории – инструменты, орудия, «ключи к ситуации», «планы действия»; истина – нечто, что обеспечивает успех в данной ситуации.

                     Основные черты современной науки

    1. Социальные черты:

    1. Наука – социокультурный феномен.
    2. Наука – фактор социальной регуляции общественных процессов.
    3. Наука – важнейшая производительная сила общества; непосредственная производительная сила.
    4. Всё возрастающее доминирующее мировоззренческое  значение науки – господство сциентистского мировоззрения.
    5.   Всё возрастающая коллективность научного творчества (научные коллективы, сообщества).
    6. Институализация  научной деятельности – научные общества, академии, институты и центры.
    7. Глобализация научной деятельности – интернациональность научных коллективов и научных проектов: Большой адронный коллайдер, МКС, токамак, Интернет.

    1. Новые черты в развитии собственно научного знания и его методологии:

    1. Широкое распространение идеи эволюции (не только в биологии, но и в астрофизике, космологии и т.д.); идеи коэволюции (геология + биология).
    2. Дифференциация научных дисциплин + интеграция (химия + биология; физика + космология).
    3. Чрезмерная специализация отдельных учёных и научных коллективов.
    4. Широчайшая информатизация и компьютеризация научной деятельности.
    5. Усиливающаяся математизация естественнонаучного знания, математическое моделирование.
    6. Широкое внедрение нанотехнологий (работа с мельчайшими объектами).
    7. Распространение идей синергетики (самоорганизации), нелинейных процессов и самоорганизующегося хаоса – идеи И. Пригожина (рождение порядка из хаоса в сложных самоорганизующихся неравновесных открытых системах).
    8. Возрастание значения идей биосферы и ноосферы как определяющих для развития Земли в био- и антропную эру; биосфера – ноосфера.
    9. Идея целостности – мироздание, биосфера, общество, человека есть единое целое. Коэволюция – сопряжённое, взаимообусловленное изменение систем, или частей внутри целого.
    10. Виртуализация научного знания – возрастание значения идеального компьютерного моделирования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Средства выражения научного знания в речи учителя начальных классов в условиях национально-русского двуязычия

    В  статье  представлена  типология  средств  выражения  знания  в  научно-учебной  речи  учителя  нача...

    Средства популяризации научных знаний в педагогической речи

    В научно-учебной речи используются разнообразные средства выразительности. Наиболее актуальны и частотны тропы и риторические фигуры речи....

    Использование ПК для формирования интереса к научным знаниям.

    Сообщение для заседания школьного педагогического совета "Использование ПК для формирования интереса обучающихся к научным знаниям"...

    СИСТЕМА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ПО ГЕОГРАФИИ

    Фундаментальное ядро содержания общего образования (с.21-24) ФГОСГеoграфия...

    Урок по истории древнего мира в 5 классе "Школа и научные знания древних египтян"

    Разработка конспекта урока с технологической картой на основе учебника А.А.Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свеницкой...

    Отклоняющееся поведение и социальные нормы - тезисы по обществознанию

    Тезисы по социологии и правоведению для старших классов средней школы...