Научное знание - тезисы по обществознанию
учебно-методический материал по обществознанию (9 класс) на тему

Корпачёв Вячеслав Викторович

Тезисы по теории познания

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     Научное знание

  1. Научное познание – процесс получения объективного, истинного знания.
  2. Научное познание: а) описание б) объяснение в) предсказание процессов и явлений действительности.
  3. Развитие научного познания: а) революционные периоды – смена парадигмы и принципов, основных теорий; б) периоды нормального развития науки – углубление и детализация знаний.
  4. Признаки научного знания:

а) объективность

б) универсальность

в) общезначимость

г) пргностичность

д) верифицируемость (проверяемость), доказательность

е) стремление к объективной истине

ж) систематичность, структурированность

з) методологическая рефлексия – осознание и объяснение методов и приёмов, посредством которых исследуются данные объекты.

и) применение специфических материальных средств (оборудование) и идеальных (духовных, мыслительных) средств – логика, диалектика, системный анализ и т.д.

     Философские теории научного познания

  1. Научный реализм

    Научный реализм – направление в современной западной науке, признающее существование объективной реальности и возможность её истинного познания в ходе исторического развития научных теорий.

    Научный реализм ставит в центр своих исследований анализ природы языка, статуса теоретических объектов науки, критериев онтологической отнесённости понятий науки. Реализм характеризуется вниманием к «лингвистическому аспекту» и сциентистским установкам. Основные представители: Х. Патнэм, У. Селларс, М. Хессе, Г. Харре.

  1. Конвенционализм

    Конвенционализм – в основе математических и естественнонаучных теорий лежат произвольные соглашения (конвенции между учёными), выбор которых регулируется лишь соображениями удобства, целесообразности, принципом «экономии мышления». Радикальный конвенционализм – изображение мира в науке зависит от выбора понятийного аппарата, причём в этом выборе мы свободны.

     Основоположник конвенционализма – А. Пуанкаре. Сторонники – Э. Мах, Р. Авенариус, Р. Карнап, К. Айдукевич.

  1. Инструментализм

    Инструментализм – знания в целом, и научное знание в частности, это – средство успешной теоретической и практической ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом. Согласно конвенционализму, научные понятия, гипотезы, теории – это инструменты для действий человека, а не результат отражения действительности.

     Инструментализм противостоит реализму и близок к конвенционализму. Развёрнутую концепцию инструментализма сформулировал Дж. Дьюи: согласно ему, сознание, интеллект – только средство приспособления к меняющемся условиям среды. Научные понятия, идеи, законы и теории – инструменты, орудия, «ключи к ситуации», «планы действия»; истина – нечто, что обеспечивает успех в данной ситуации.

                 Основные черты современной науки

  1. Социальные черты:

  1. Наука – социокультурный феномен.
  2. Наука – фактор социальной регуляции общественных процессов.
  3. Наука – важнейшая производительная сила общества; непосредственная производительная сила.
  4. Всё возрастающее доминирующее мировоззренческое  значение науки – господство сциентистского мировоззрения.
  5.   Всё возрастающая коллективность научного творчества (научные коллективы, сообщества).
  6. Институализация  научной деятельности – научные общества, академии, институты и центры.
  7. Глобализация научной деятельности – интернациональность научных коллективов и научных проектов: Большой адронный коллайдер, МКС, токамак, Интернет.

  1. Новые черты в развитии собственно научного знания и его методологии:

  1. Широкое распространение идеи эволюции (не только в биологии, но и в астрофизике, космологии и т.д.); идеи коэволюции (геология + биология).
  2. Дифференциация научных дисциплин + интеграция (химия + биология; физика + космология).
  3. Чрезмерная специализация отдельных учёных и научных коллективов.
  4. Широчайшая информатизация и компьютеризация научной деятельности.
  5. Усиливающаяся математизация естественнонаучного знания, математическое моделирование.
  6. Широкое внедрение нанотехнологий (работа с мельчайшими объектами).
  7. Распространение идей синергетики (самоорганизации), нелинейных процессов и самоорганизующегося хаоса – идеи И. Пригожина (рождение порядка из хаоса в сложных самоорганизующихся неравновесных открытых системах).
  8. Возрастание значения идей биосферы и ноосферы как определяющих для развития Земли в био- и антропную эру; биосфера – ноосфера.
  9. Идея целостности – мироздание, биосфера, общество, человека есть единое целое. Коэволюция – сопряжённое, взаимообусловленное изменение систем, или частей внутри целого.
  10. Виртуализация научного знания – возрастание значения идеального компьютерного моделирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства выражения научного знания в речи учителя начальных классов в условиях национально-русского двуязычия

В  статье  представлена  типология  средств  выражения  знания  в  научно-учебной  речи  учителя  нача...

Средства популяризации научных знаний в педагогической речи

В научно-учебной речи используются разнообразные средства выразительности. Наиболее актуальны и частотны тропы и риторические фигуры речи....

Использование ПК для формирования интереса к научным знаниям.

Сообщение для заседания школьного педагогического совета "Использование ПК для формирования интереса обучающихся к научным знаниям"...

СИСТЕМА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ПО ГЕОГРАФИИ

Фундаментальное ядро содержания общего образования (с.21-24) ФГОСГеoграфия...

Урок по истории древнего мира в 5 классе "Школа и научные знания древних египтян"

Разработка конспекта урока с технологической картой на основе учебника А.А.Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свеницкой...

Отклоняющееся поведение и социальные нормы - тезисы по обществознанию

Тезисы по социологии и правоведению для старших классов средней школы...