Научное знание - тезисы по обществознанию
учебно-методический материал по обществознанию (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Научное знание
- Научное познание – процесс получения объективного, истинного знания.
- Научное познание: а) описание б) объяснение в) предсказание процессов и явлений действительности.
- Развитие научного познания: а) революционные периоды – смена парадигмы и принципов, основных теорий; б) периоды нормального развития науки – углубление и детализация знаний.
- Признаки научного знания:
а) объективность
б) универсальность
в) общезначимость
г) пргностичность
д) верифицируемость (проверяемость), доказательность
е) стремление к объективной истине
ж) систематичность, структурированность
з) методологическая рефлексия – осознание и объяснение методов и приёмов, посредством которых исследуются данные объекты.
и) применение специфических материальных средств (оборудование) и идеальных (духовных, мыслительных) средств – логика, диалектика, системный анализ и т.д.
Философские теории научного познания
- Научный реализм
Научный реализм – направление в современной западной науке, признающее существование объективной реальности и возможность её истинного познания в ходе исторического развития научных теорий.
Научный реализм ставит в центр своих исследований анализ природы языка, статуса теоретических объектов науки, критериев онтологической отнесённости понятий науки. Реализм характеризуется вниманием к «лингвистическому аспекту» и сциентистским установкам. Основные представители: Х. Патнэм, У. Селларс, М. Хессе, Г. Харре.
- Конвенционализм
Конвенционализм – в основе математических и естественнонаучных теорий лежат произвольные соглашения (конвенции между учёными), выбор которых регулируется лишь соображениями удобства, целесообразности, принципом «экономии мышления». Радикальный конвенционализм – изображение мира в науке зависит от выбора понятийного аппарата, причём в этом выборе мы свободны.
Основоположник конвенционализма – А. Пуанкаре. Сторонники – Э. Мах, Р. Авенариус, Р. Карнап, К. Айдукевич.
- Инструментализм
Инструментализм – знания в целом, и научное знание в частности, это – средство успешной теоретической и практической ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом. Согласно конвенционализму, научные понятия, гипотезы, теории – это инструменты для действий человека, а не результат отражения действительности.
Инструментализм противостоит реализму и близок к конвенционализму. Развёрнутую концепцию инструментализма сформулировал Дж. Дьюи: согласно ему, сознание, интеллект – только средство приспособления к меняющемся условиям среды. Научные понятия, идеи, законы и теории – инструменты, орудия, «ключи к ситуации», «планы действия»; истина – нечто, что обеспечивает успех в данной ситуации.
Основные черты современной науки
- Социальные черты:
- Наука – социокультурный феномен.
- Наука – фактор социальной регуляции общественных процессов.
- Наука – важнейшая производительная сила общества; непосредственная производительная сила.
- Всё возрастающее доминирующее мировоззренческое значение науки – господство сциентистского мировоззрения.
- Всё возрастающая коллективность научного творчества (научные коллективы, сообщества).
- Институализация научной деятельности – научные общества, академии, институты и центры.
- Глобализация научной деятельности – интернациональность научных коллективов и научных проектов: Большой адронный коллайдер, МКС, токамак, Интернет.
- Новые черты в развитии собственно научного знания и его методологии:
- Широкое распространение идеи эволюции (не только в биологии, но и в астрофизике, космологии и т.д.); идеи коэволюции (геология + биология).
- Дифференциация научных дисциплин + интеграция (химия + биология; физика + космология).
- Чрезмерная специализация отдельных учёных и научных коллективов.
- Широчайшая информатизация и компьютеризация научной деятельности.
- Усиливающаяся математизация естественнонаучного знания, математическое моделирование.
- Широкое внедрение нанотехнологий (работа с мельчайшими объектами).
- Распространение идей синергетики (самоорганизации), нелинейных процессов и самоорганизующегося хаоса – идеи И. Пригожина (рождение порядка из хаоса в сложных самоорганизующихся неравновесных открытых системах).
- Возрастание значения идей биосферы и ноосферы как определяющих для развития Земли в био- и антропную эру; биосфера – ноосфера.
- Идея целостности – мироздание, биосфера, общество, человека есть единое целое. Коэволюция – сопряжённое, взаимообусловленное изменение систем, или частей внутри целого.
- Виртуализация научного знания – возрастание значения идеального компьютерного моделирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства выражения научного знания в речи учителя начальных классов в условиях национально-русского двуязычия
В статье представлена типология средств выражения знания в научно-учебной речи учителя нача...
Средства популяризации научных знаний в педагогической речи
В научно-учебной речи используются разнообразные средства выразительности. Наиболее актуальны и частотны тропы и риторические фигуры речи....
Использование ПК для формирования интереса к научным знаниям.
Сообщение для заседания школьного педагогического совета "Использование ПК для формирования интереса обучающихся к научным знаниям"...
СИСТЕМА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ПО ГЕОГРАФИИ
Фундаментальное ядро содержания общего образования (с.21-24) ФГОСГеoграфия...
Урок по истории древнего мира в 5 классе "Школа и научные знания древних египтян"
Разработка конспекта урока с технологической картой на основе учебника А.А.Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свеницкой...
Отклоняющееся поведение и социальные нормы - тезисы по обществознанию
Тезисы по социологии и правоведению для старших классов средней школы...
Мировоззрение и общественное сознание - тезисы по обществознанию
Тезисы по обществознанию...