Использование ПК для формирования интереса к научным знаниям.
статья по теме

Новикова Наталья Федоровна

Сообщение для заседания школьного педагогического совета "Использование ПК для формирования интереса обучающихся к научным знаниям"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской округ Домодедово

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Чурилковская средняя общеобразовательная школа

Сообщение для заседания педагогического совета

Использование ПК на уроках для формирования интереса обучающихся к научным знаниям.

Подготовила:

учитель химии,

зам. директора по ВР

Новикова Наталья Федоровна

Чурилково 2010

Сообщение на педсовет

Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном образовании обсуждается широко и на методических советах различного уровня и на страницах всех методических журналов и газет. При этом каждому учителю, безусловно, понятно, что это требование сегодняшнего дня. Но всё равно есть сомнения или неуверенность.

Достижение высокой эффективности учебного процесса - нелёгкая задача для каждого школьного преподавателя. Успешное решение этой задачи определяет уровень его мастерства. Не всегда достаточно заинтересовать учащихся содержанием предмета. Необходимо создать такие условия, при которых полноценное усвоение основ научных знаний было бы доступно каждому ребенку, способствовало развитию когнитивных функций мозга, опиралось на все психические качества, участвующие в обучении, поддавалось контролю со стороны учителя. Для преподавателей школьных предметов естественнонаучного цикла эта задача усложняется тем, что нужно добиваться глубокого понимания учащимися законов и процессов, изучаемых в рамках общепринятой учебной программы. В этом случае использование технических средств, таких, как компьютер, видеомагнитофон, DVD –плеер, может быть весьма эффективным.

Развитие новых информационных технологий и приход их в школу существенно расширяет возможности учителя в преподавании предметов, позволяет проникнуть глубже в суть рассматриваемых явлений.

Персональный компьютер превратился в эпоху Интернета из средства производства информации в средство доступа к ней. И его использование в образовании просто провоцирует учителя и ученика на творчество и новаторство, даёт возможность перейти к более эффективным формам обучения.

Из опыта использования компьютеров в других областях человеческой деятельности известно, что высокая эффективность возможна, если компьютер САМ предлагает человеку решение поставленной задачи. На сегодняшний день на уроках в школах практически каждое действие определяется человеком, а не машиной. Поэтому в основном учитель использует компьютер лишь как средство обучения.

При использовании компьютера постепенно изменяется роль преподавателя: из первичного источника знаний он превращается в один из ресурсов, выступает в роли помощника или наставника в процессе обучения.

Вряд ли кто-то из нас сейчас может с полной уверенностью заявлять, что совсем не использует компьютер в своей преподавательской деятельности. В той или иной мере, мы все прибегаем к его помощи. Учитель - всегда творческая личность, и, получив новое средство обучения, как правило, стремится использовать это средство как можно более полно, как можно более эффективно. Итак, поставим перед собой вопрос: как, и в каком объёме, может быть использован компьютер на уроке?

Сначала просто перечислим возможные на сегодня (т.е. реально используемые учителями) направления внедрения информационных технологий в практическую деятельность учителя обычной образовательной школы:

Опираясь только на домашний ПК учителя;

Реализуя возможности автоматизированного рабочего места учителя в кабинете или специализированном классе школы;

Через проведение занятий в компьютерном классе школы;

Используя домашние ПК учащихся;

С чего же начинать? Наверное, с самого простого и лишь постепенно расширять круг видов деятельности сначала самого учителя, а затем и учащихся вместе с учителем. Не надо пытаться сразу охватить все виды деятельности на уроке, изменить полностью учебный процесс в угоду внедрения новых педагогических технологий. Это будет крайне сложно, да и не принесёт желаемого результата.

Компьютер применяется чаще всего для следующих видов организации учебной деятельности:

организации повторения домашнего материала

объяснения нового материала

закрепления изученного и проверки знаний учащихся.

Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий.
        Возможности компьютера используются в предметном обучении в следующих вариантах:
- фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
- использование диагностических и контролирующих материалов;

- повышение качества наглядности и доступности при изложении материала через использование презентаций на уроках.
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
-использование компьютера для вычислений, построения графиков, сечений многогранников.

- формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников, в том числе электронных.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным.

Объективная реальность сегодняшнего дня не дает всем в полной мере использовать компьютерные технологии в процессе обучения, так как не во всех кабинетах установлены компьютеры.

В кабинете информатики на компьютере классы изредка могут отрабатывать решение задач по определённым темам, проходить тематическое тестирование, но это сопряжено с трудностями расписания и нехватки места. Но по возможности все желающие  могут пользоваться этой аудиторией, а так же кабинетом физики. Но эффективность этих занятий, к сожалению, не такая высокая, как нам того хотелось бы.

В виду того, что компьютерные классы и медиацентр не всегда свободны, использую ИКТ в варианте «проникающей технологии» (применение ИКТ по отдельным темам, для решения дидактических задач).

Поскольку электронные носители содержат в себе учебную, наглядную информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля  используют их для формирования образного представления об изучаемом объекте и для индивидуальной работы с учащимися.

Применение презентаций на уроке позволяет:

более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении,

эффективнее использовать время на уроке.

- создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.

Тестирование позволяет:

--- Организовать самоаттестацию учащихся (проверить свои знания без участия учителя.) Каждый ученик имеет полную и объективную информацию о ходе процесса усвоения знаний по теме.

Обучающие тесты предназначены для выработки навыка применения полученных знаний при выполнении определенных заданий, ученик сразу видит свои ошибки и имеет возможность их исправить с другой попыткой. Обучающий тест и результат, который видит ученик, выглядит следующим образом:

Контролирующие тесты предназначены для проверки знаний учащихся по теме, при его выполнении ученик имеет всего одну попытку. Выполнив тест, ученик сразу видит результат в виде:

Наличие компьютера в свободном доступе значительно расширяет наши возможности его применения. Можно использовать тесты для систематического контроля усвоения знаний учащимися. Это является для ребят мощным стимулом к изучению предмета. Причём использование компьютера сразу задействует межпредметные связи. Появилась возможность привлечь к своей методической работе самих ребят. Появляется такая форма работы с ребятами, как составление ими презентаций на определённые темы.

В дальнейшем, лучшие из этих работ хорошо использовать своей деятельности уже как методические пособия. Причём подобная работа выполняется детьми дома на своих ПК и только по желанию ребёнка. Это рассчитано на формирование интереса и творческого отношения к получаемым ребёнком знаниям.

Существует огромное число готовых программных продуктов, которые могут быть использованы учителями- предметниками при проведении современных уроков с применением новых информационных технологий. Подобные уроки позволяют повысить мотивацию учащихся в изучении предметов естественно- математического цикла, активизировать их познавательную деятельность, формировать общее мировоззрение на научном уровне. Причём подобные программы могут быть использованы как в полном предложенном объёме, так и моделироваться учителем под конкретный урок и конкретные задачи.

Компьютер дает возможность не только использовать программные продукты, но демонстрировать на своих уроках и видеосюжеты. Это расширяет возможности, потому что мы не всегда можем в условиях урока провести сложные эксперименты, наблюдение за которыми ярко демонстрировало бы то или иное явление. Использование на уроках видеоаппаратуры раздвигает и эти границы.

Сейчас в школе появилась ещё одна новинка – интерактивная доска, которая ещё больше облегчает работу и вызывает активный познавательный интерес к изучению всех предметов у наших детей. Интерактивная доска позволяет включить в активную работу с компьютерной программой уже весь класс в целом и каждого ребёнка в отдельности. При выполнении какого-то теста или задания результаты работы, как и ошибки, допущенные в ней, становятся доступны для обозрения не одного ученика, а всего класса. Это увеличивает эффективность использования компьютерных технологий для решения поставленных перед уроком задач. Причём программы, которые идут в комплекте с самой доской, ориентированы именно на развитие познавательного интереса учащихся к предмету.

Но ведь ни для кого не секрет, что для того, чтобы ребёнок хорошо усвоил материал, ему необходимо его индивидуально отработать. Для этих целей необходим тренажёр. Если в обычном  кабинете мы имеем только один компьютер и можем работать коллективно или, в крайнем случае, можем протестировать 2-3 учеников за урок, посадив их за компьютер, то кабинет-тренажёр даёт возможность каждому учащемуся оценить свои знания, потренироваться в решении задач и найти пробелы в своих знаниях.

При использовании информационных технологий возможно формирование следующих умений в области ИКТ:

•        умение работать в тестовых редакторах с физическими текстами;

•        умение писать формулы в редакторе формул Equation;

•        умение выполнять рисунки, схемы, модели в векторной и растровой графике;

•        умение составлять схемы, таблицы в Word, Excel, Power Point;

•        умение решать задачи по физике, делать вычисления, рассчитывать погрешности в электронных таблицах Excel;

•        умение строить графики и диаграммы значений физических величин;

•        умение осуществлять поиск информации по теме в локальной сети и Интернете;

•        умение создавать презентации Power Point, web-страницы (теги-html, Front Page) по темам, главам, разделам физики;

•        умение работать с электронными учебниками, энциклопедиями, библиотеками;

•        умение выполнять виртуальную лабораторную работу по физике, обрабатывать и оценить результат;

•        умение создать анимационную модель явления, процесса, микро– и макромира (в т.ч. 3D модель);

•        умение создавать и редактировать тесты в редакторе тестов SuperTest.

•        Умение выполнить видеосъёмку эксперимента (например, на телефон) и разместить её на сайте, в презентации

Хочется сказать, что не нужно бояться начинать работать по-другому. Подобная методика не предполагает отказа от ранее наработанного. Это лишь обогащает урок, делает его более наглядным. Со временем, когда учитель уже сам привыкнет к применению компьютерных технологий на уроках, подобная методика преподавания сильно облегчит работу педагога.

Уроки с использованием мультимедийных возможностей очень нравятся детям, они активизируют их интерес к изучению предмета. Но здесь есть один подводный камень. При всех видимых плюсах данной методики работы, при всех её преимуществах, необходимо помнить одну старую, давно известную истину: всё хорошо в меру. Нельзя переусердствовать. Материал, излагаемый с использованием новых технологий, должен быть строго дозирован. Нельзя убить эффект новизны и необычности. Мы с радостью ходим в 1-ый класс, просто потому что школа для нас – это «новое». Но очень быстро для многих это становится нудной обязанностью. Задача учителя – сделать так, чтобы поддержать интерес детей к подобной форме работы. Поэтому нужно стараться  у старшеклассников проводить подобные уроки не чаще, чем один раз в неделю, а с учащимися среднего звена не чаще, чем один раз в 3-4 урока. Тогда интерес ребят не гаснет, а наоборот только растёт.

Педагогические ресурсы сети:

http://pedsovet.su/

http://it-n.ru/

http://festival.1september.ru/

http://1september.ru/

http://www.proshkolu.ru/

http://www.rusedu.ru/

http://interaktiveboard.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО–КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

формирование интереса учащихся к занятиям физической культуры с Использованием информационно–коммуникативных технологиЙ  В современный век бурно развивающейся науки и техники, крайне в...

"Влияние использования нестандартного массажера из конских волос на формирование интереса младшего школьного возраста"

В настоящее время в школах морально устаревшее спортивное оборудование, которое не позволяет эффективно проводить уроки физической культуры. Вследствие этого у детей падает интерес к урокам физк...

Тема: Использование ИКТ (информационно - коммуникативные технологии) в системе формирования интереса школьника к занятиям физической культуры, развитие ценностного отношения к здоровью.

Одно из важнейших направлений приоритетного национального проекта «Образование» нацеливает систему на обеспечение доступности и качества образования, формирование конкурентоспособного выпускника. В ус...

СТАТЬЯ Использование ИКТ в формировании интереса детей к чтению

Использование ИКТ в формировании интереса детей к чтению...

Формирование у учащихся средних классов устойчивого интереса к научно- исследовательской деятельности

Цель проекта: а)педагогическая: привить учащимся среднего звена навыки успешного учения; б)практическая: разработать систему активного включения учащихся в научно-исследовательскую деятельность...