СТАТЬЯ Использование ИКТ в формировании интереса детей к чтению
статья по информатике и икт на тему

Морозова Ирина Витальевна

Использование ИКТ в формировании интереса детей к чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ

Обучение читательской и речевой культуре с использованием технологии формирования правильного типа читательской деятельности способствует выращиванию функционально грамотных людей, воспитывает личностные качества.

Воспитание квалифицированного читателя, который, читая книги, «смотрится, как в зеркало, в другого человека» и таким путём осознаёт действительную ценность других людей и себя самого, вырабатывает стремление запомнить прочитанное, пережить чувства героев художественных произведений, проанализировать их способы поведения и поступки. Он преобразует, перерабатывает знания, накопленные человечеством в книгах, за счёт этого развивает и обогащает свою речь и предваряет приобретённые из книг знания в свой жизненный опыт. Огромное значение в процессе формирования такого читателя играют информационно-коммуникационные технологии. Информационная технология обучения создаёт условия для активизации познавательной деятельности учащихся, а значит, у ребят возникает необходимость в самообразовании и саморазвитии.

Информационные технологии позволяют ребятам реализовать свои идеи и возможности, причём выполнить и оформить свои творческие работы на высоком уровне. Выполнение творческих заданий - это итог работы с текстом. Творческое задание обязательно предполагает самостоятельность ребёнка при его выполнении. Учащиеся создают проекты и представляют их в виде презентаций. Ребята не только работают с различными источниками (книгами, энциклопедиями, Интернет-ресурсами), но и сами могут создавать некоторые страницы электронного пособия: иллюстрации к произведениям, миниатюрные книги с цитатами, словари. 
В читательскую деятельность ребёнка включены четыре сферы: эмоциональная, воображения, осмысления содержания, реакция на художественную форму.
Поэтому учащимся предлагаются разнообразные задания, связанные с этими сферами: рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ, составление плана, структурной модели текста; постановка контрольных вопросов тексту, выполнение творческой работы по содержанию и теме прочитанной книги. Наиболее интересное и увлекательное для детей задание – выпуск уже прочитанной книги. Для выполнения этой работы создаются творческие группы с учётом особенностей интересов учащихся. Детям с художественными наклонностями предлагается создать обложку и иллюстрации к книге, детям с развитым чувством языка – аннотацию к книге и предисловие; учащимся, обладающим артистическими способностями, произвести рекламу книги 
. Для выполнения данного задания учащимся предлагается использовать Интернет-ресурсы, а выпуск книги выполнить в электронном варианте, чтобы затем показать на экране в классе.C:\Documents and Settings\335_320\Рабочий стол\для отчета2017\Отечества достойный сын\20161209_092334.jpg


На фотографии отчетная выставка выполненных ребятами 5-А класса миниатюрных книг с отрывками из стихотворений Н.А.Некрасова

Сфера воображения чрезвычайно важна для ребёнка-читателя. Развитию творческого воображения способствуют такие задания: составление слайдфильма, киносценария, комикса по тексту, творческий пересказ, иллюстрирование, изготовление карт, схем (представление их в электронном варианте), составление синквейна, характеристики рассказчика, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, расшифровка предложения и составление по нему рассказа, цветослово (умение передать в абстрактном рисунке – в сочетании каких-то линий, цветовых пятен, мазков – своё впечатление о чём-то), раскрашивание гаммы чувств, которые испытывает герой: ужас, испуг, тоску, тревогу и т.д. 
Творческие задания на этапе работы с текстом выбираются с учётом:
художественных задач текста;

особенностей группы детей  в целом и возможностей отдельного ребёнка;

учебных задач (выбираются задания, соответствующие основной цели занятия).
Использование информационно-компьютерных технологий в формировании у учащихся приёмов понимания текста помогают захватывать более глубокие слои текста, позволяют проникать в его тайны, вычерпывать разные виды текстовой информации. Активно формируют у школьников мотив самостоятельной читательской деятельности (в первую очередь познавательных интересов и потребности в общении), обеспечивает необходимый уровень получения, переработки, передачи, хранения и представления значимой информации. Осуществляют речевое развитие учеников комплексно, с учётом подготовки будущих выпускников школы к общению в различных сферах, к овладению различными речевыми стилями.
Важно формировать  интерес к чтению вообще и к конкретным книгам через выявление актуального, важного, значимого для каждого ребёнка. Использование компьютерных возможностей на внеклассных занятиях помогает решить проблему восприятия и запоминания на зрительной основе, а также проблему создания пособий, которые дают возможность более эффективно организовывать внеурочную работу.
Благодаря созданию ситуации увлечённости, погружения в интересное дело, в ходе внеурочной деятельности школьники включаются в специфическую систему отношений, выходящую за пределы урочной иерархии «учитель-ученик». Этому способствует доброжелательная атмосфера заинтересованности, свободный выбор учащимися посещения мероприятия, убеждённость в необходимости получения результатов деятельности и удовлетворённость ими, использование информационно-коммуникационных технологий во внеклассной работе. Специфичной становится роль взрослого, который на внеурочных занятиях является для школьников другом, помощником, наставником.
Следует отметить, что на занятиях преобладает творческая активность, ученики выполняют в большинстве случаев без помощи педагога самостоятельные работы, требующие творческого воображения, языкового анализа, интерпретации.

Работая с разными типами текстов и используя средства ИКТ, дети учатся находить нужную для себя информацию, их чтение становится осмысленным, более глубоким, развиваются речевые умения и навыки, а это, в свою очередь, помогает им расти и утверждаться в жизни.
Наблюдается стабильное повышение качества по умениям понимания текста.
Учащиеся являются активными участниками различных творческих конкурсов, проводимых в городе и в школе.

Литература:

  1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А. Дорога к книге. – М., 1996.
  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А. Как учить работать с книгой. – М.: Образование», 1995.
  3. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников. - М.: Педагогика, 1980.
  4. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. Теория формирования типа правильной читательской деятельности. – М.: Магистр, 1993.
    Морозова И.В.

Иванниковой Анне


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в формировании произношения детей с нарушениями слуха

В статье описывется роль ИК технологий в процессе формирования произносительной стороны речи учащихся с нарушенным слухом....

Использование ПК для формирования интереса к научным знаниям.

Сообщение для заседания школьного педагогического совета "Использование ПК для формирования интереса обучающихся к научным знаниям"...

«ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА И ПОТРЕБНОСТИ В ЧТЕНИИ (восприятии) КНИГ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Актуальность Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей.В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры,  электронные и цифровые носители. Книги стан...

«Как повысить интерес детей к чтению?»

Есть ли связь снижения интереса к чтению у детей с высокой степенью технологичности мира? Способы повышения интереса к чтению дома и в школе....

Как повысить интерес детей к чтению?

В статье излагается  идея   актуальнсти внедрения технологии учения  в сотрудничестве....

Рекомендации педагогам "Формирование интереса к чтению у детей с интеллектуальными нарушениями"

Формы и методы развития интереса к чтению у обучающихсяв коррекционной школе...

Конспект родительского собрания в онлайн режиме «Роль семьи в формировании интересов детей и выборе будущей профессии».

В период пандемии мы вынуждены были постигать новые технологии. Была проведена предварительная работа. Собрание является подведением итогов о проделанной работе и её результатах....