Создание условий для социализации школьников через уроки обществознания
статья по обществознанию на тему

Создание условий для социализации школьников через уроки обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для социализации школьников через уроки обществознания

Обществознание занимает особое место среди общественных и гуманитарных дисциплин, которые преподаются в школе. Особенность его состоит в том, что данный курс является не собственно наукой или ее разделом в системе научного знания, а учебной дисциплиной, призванной познакомить как с основами жизни общества, так и ввести в комплекс социальных, общественных и гуманитарных наук.

Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания и активной гражданской позиции. Данный курс призван помочь школьникам ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни

Важным условием реализации целей современной обществоведческой подготовки учащихся является активное использование комплексов познавательных и практических заданий, которые учитывают специфику обществоведческого курса; опирается на учет интересов жизненного опыта учащихся.

Остановлюсь кратко на некоторых подходах в  изучении обществознания.

1. Ситуативно-воспитательный подход. Для него характерно обращение первоочередного внимания на рассмотрение реальных жизненных ситуаций, поощрение активности учащихся, использование ролевых игр, групповых дискуссий. В основе данного подхода лежит обращение к социальному опыту подростка, моделирование его поведения, обучение и воспитание через рассмотрение, и решение жизненных проблем.

На уроках создаются ситуации, когда учащимся нужно применить имеющиеся знания на практике. Например, при изучении раздела «Экономическая сфера», мы разбираем спрос, предложение. Для закрепления материала предлагается решить задачи как цена спрос и предложение влияют на цену товара

Тема «Предпринимательство» разъясняет сущность предпринимательской деятельности, дает представление о модель поведения предпринимателя, его качествах и трудностях с которыми он может столкнуться. После изучения этой темы учащимся предлагается создать свое производство, придумав логотип, рекламу.

На уроке, посвященном труду, ребята знакомятся с трудовой деятельностью человека, ее регулированием законодательством. Мы  изучает трудовой договор, его основные положения. При наличии времени мы знакомимся с КЗоТом. Особое внимание уделяется вопросам о правах и льготах подростков, устраивающихся на работу. Также мы затрагиваем вопрос о безработице и устройстве на биржу труда. В конце урока учащимся предлагается составить резюме.

2. Правовой подход. Акцентирует внимание учащихся на то, что каждый гражданин в первую очередь должен знать законы своей страны, уметь их анализировать, не бояться защищать свои права и пользоваться законами. Главная цель подхода - формирование гражданско-правовой культуры (совокупности правовых знаний, убеждений и установок личности, формирование уважения к демократическим ценностям и законопослушности). Конечная цель - формирование высокого уровня правосознания гражданина демократического общества.

Право изучается в 9-м классе. Мы знакомимся и называем не только функции и отрасли права, но и рассматриваем как право регулирует конкретные ситуации. Например, администрация города запретила предвыборную агитацию партии «Н», т.к. в городе итак много партий (конституционное право).  Или директор фирмы вынес благодарности работникам (трудовое право).

Важной я считаю тему «Потребитель и его права», т.к здесь формируются элементарные умения защищать свои потребительские права. На уроке мы рассматриваем  случаи нарушения прав, и каким образом их можно отстоять. Например, предлагается такое задание: Маша купила сапоги, но через две недели они порвались. Что будет делать девушка. Решая такие задачи, учащиеся узнают весь алгоритм действий при защите своих прав и могут применять их на практике.

3. Обществоведческий подход. Гражданское образование понимается как система знаний об обществе, окружающем мире, включающая основы политологии, социологии, философии и других дисциплин. При этом в центре внимания оказывается человек, находящийся в системе общественных отношений. Затрагивая острые общественные вопросы - социальное неравенство, богатство, бедность, межнациональные и экономические конфликты, проблемы семьи и  т.д.- уроки обществознания учат анализировать ,самостоятельно объяснять и интерпретировать те проблемы и противоречия с которыми можно столкнуться в повседневной жизни. К таким темам относятся например «Нации и межнациональные отношения» , «Богатые и бедные». Такие уроки учат толерантности, уважению к другим народам

4. Культурологический подход. Здесь акцент делается на сравнительный анализ культур различных народов мира, изучение опыта становления современной цивилизации, поиск общечеловеческих ценностей и выделение культурных особенностей. Главная идея - формирование толерантного отношения к представителям других народов и их культур, понимание и уважение культурного разнообразия.

5. Компетентностный подход. При данном подходе на первое место выдвигается не информированность ученика, а его умение решать проблемы. От учащегося требуется постановка задачи, проектирование и оценка нового опыта, рефлексия и контроль эффективности собственных решений. Иными словами, это метод проектирования. Он только начинает внедряться в школьную практику и имеет много положительных моментов: переход от передачи знаний к освоению и применению их на практике; высокая мотивация к учению; личностно-ориентированное обучение.

6. Политологический подход. Данный подход акцентирует внимание на изучение государства, политических идей, идеологий, партий и общественных организаций, прав человека и конституционализма.

Здесь рассматриваются принципы демократии, основные характеристики правового государства, формы политического участия граждан в этом процессе, политические режимы.. Кроме теоретической части предполагается и моделирование политического процесса. Например, изучив политические партии, их функции, программы учащимся предлагается сформировать свою политическую партию, указав название, цели, и разработав свою программу. После прохождения темы «Голосование, референдум, выборы», когда обучающиеся знают все стадии избирательного процесса, можно предложить инсценировать выборы президента класса. После ознакомления с формами обращения граждан  в законодательные органы власти, мы составляем письмо например,  мэру города с каким- либо предложением.

Таким образом,  независимо от избранного профиля, выпускник школы должен достичь определенного уровня компетентности:

- в семейно-бытовой сфере (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении её проблем);

- в сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой дисциплины, разумно пользоваться льготами для работников, совмещающих работу с учебой);

- в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества);

- в сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе (проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий);

- в сфере массовой коммуникации (быть способным находить, критически воспринимать необходимую социальную информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа для работы в условиях CРЦ " Социализация воспитанников через игру"

Игра - это не только источник знаний, но и радость, удовольствие от победы, умение познавать мир и действовать в различныхситуациях. игра помогает скрасить досуг, развивать умственные способности, улу...

Социализация школьников через применение на уроках современных образовательных технологий (работа в рамках модульной технологии обучения на уроках обществознания)

Способности учащихся трансформировать, осуществлять перенос знаний в новых условиях в большей мере и определяют значение нового понятия «компетентность», появившегося в школе с началом модерниза...

Открытый практико-ориентированный семинар на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды». «Создание условий для социализации школьников в открытом образовательном пространстве»

Выступление по теме:"Роль социально-педагогического сопровождения в создании условий социализаций подростков с девиантным поведением"...

Развитие творческих способностей учащихся через создание условий для формирования УУД на уроках технологии

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей учащихся через создание условий для формирования УУД на уроках технологии"...

Статья на тему: «Создание благоприятных условий для социализации воспитанников через организацию разнообразной содержательной досуговой деятельности в городском оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей.

Статья на тему:«Создание благоприятных условий для социализации воспитанников через  организацию разнообразной содержательной досуговой деятельности в городском оздоровительном лагере с дне...

Методическая разработка «Метод проектов как условие социализации школьников на уроках английского языка»

Исследуя тему социализации обучающихся применительно к урокам английского языка, мы выяснили, что для формирования и развития социальной компетенции нужны такие формы, методы  организации обучени...

«Социализация школьников через урок»

Выступление на педагогическом совете по теме  «Социализация школьников через урок»...