Дистанционный курс: Подготовка учащихся 9 класса к государственной (итоговой) аттестации по обществознанию
элективный курс по обществознанию (9 класс) на тему

Белякова Ирина Фёдоровна

Подготовка учащихся 9 класса к успешной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса

Экзаменационная пора рано или поздно наступает в жизни любого человека, это неизбежный этап социализации, этап трудный, но качественная подготовка позволяет успешно его преодолеть. Многие школьники терпят неудачу, начиная подготовку в последние несколько дней перед экзаменом.

Данный  курс  предназначен для подготовки обучающихся  9-х классов к ГИА по обществознанию в новой форме. ГИА  по обществознанию  относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Занятия по подготовке к  ГИА по обществознанию  предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию.  Занятия  ориентированы на  повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х  классов к ГИА. Главный совет – подготовка должна быть систематической, а не фрагментарной. Второй совет – целесообразно пошаговое освоение материала, выполнение различных заданий по мере изучения соответствующих содержательных разделов курса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация курса

Комплексная дидактическая цель дистанционного курса "Подготовка 9 класса к государственной (итоговой) аттестации":

подготовка учащихся 9 класса к успешной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса

Структура дистанционного курса

Разработала : Белякова И.Ф.

Дистанционный курс: Подготовка учащихся 9 класса

к  государственной (итоговой) аттестации по обществознанию.

О курсе

Аннотация курса: Экзаменационная пора рано или поздно наступает в жизни любого человека, это неизбежный этап социализации, этап трудный, но качественная подготовка позволяет успешно его преодолеть. Многие школьники терпят неудачу, начиная подготовку в последние несколько дней перед экзаменом.

Данный  курс  предназначен для подготовки обучающихся  9-х классов к ГИА по обществознанию в новой форме. ГИА  по обществознанию  относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Занятия по подготовке к  ГИА по обществознанию  предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию.  Занятия  ориентированы на  повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х  классов к ГИА. Главный совет – подготовка должна быть систематической, а не фрагментарной. Второй совет – целесообразно пошаговое освоение материала, выполнение различных заданий по мере изучения соответствующих содержательных разделов курса.

Комплексная дидактическая цель дистанционного курса: Создание условий для развития у выпускников 9 класса специальных компетенций, связанных с подготовкой к итоговой аттестации по обществознанию, личностной продуктивной направленности и организацией обучения на основе созданных модулей в дистанционном режиме

Задачи курса:

  1. Помочь в формировании у учащихся целостной картины общества, соответствующей и адекватной современному уровню знаний о нём доступной по содержанию для подростков 14-15-летнего возраста;
  2. Обобщить и закрепить у учащихся знания об основных сферах жизни общества, о формах регулирования общественных отношений, выполнении типичных социальных ролей человека и гражданина;
  3.  Развивать умение находить и систематизировать, критически осмысливать социальную информацию из различных источников, анализировать и обобщать полученные данные;
  4. Способствовать углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  5. Способствовать повышению мотивации к высокопроизводительной учебной деятельности;
  6. Развивать умение применять знания, полученные в ходе социальной практики, для решения конкретных обществоведческих задач
  7. Формировать опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни, для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений.

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать 

- биосоциальную сущность человека

- основные этапы и факторы социализации личности

- место и роль человека в системе общественных отношений

- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших

   социальных институтов

- основные социальные институты и процессы

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы

   правового регулирования

- особенности социально-гуманитарного познания

Уметь 

- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для 

- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации

- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации

- решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности

- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий

- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

Срок реализации:_1год.

Количество часов: 40

Прогнозируемый (ожидаемый) результат:

к окончанию года обучения обучающиеся должны:

знать

 -  социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

 - сущность общества как формы совместной деятельности людей;

 - характерные признаки основных сфер жизни общества;

 - содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

 - существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака

 - термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

 - характерные черты социального объекта, элементы его описания;

уметь:

 - сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

 - приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами  

 - осуществлять поиск социальной информации в различных источниках

 -   оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

 - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

 - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

 - оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

 - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

 - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

 - применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

 - формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

 - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;

-овладение навыками компьютерных технологий;

-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.

В результате прохождения курса «Практическое обществознание»  у обучающихся формируются следующие умения:

Рефлексивные:

 - соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;

 - определять основания и способы своих и чужих действий;

 - определять способы видения мира другими людьми;

Логические:

 - сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;

- оперировать с абстракциями различной степени сложности;

 - выдвигать гипотезы;

Текстовые:

 - уметь освещать материал логически, последовательно;

 - при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;

Коммуникативные:

 - определять основания чужой точки зрения;

- вести дискуссию;

 - проявлять толерантность;

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать

Понимать

Уметь

Использовать для

Сущность программы курса «Обществознания»

Необходимость личного выбора и личной ответственности за сделанный выбор.

применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений

Продолжения образования в профильных классах

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

изучения курса по подготовке

к  государственной (итоговой) аттестации

Название содержательного модуля

Количество учебных часов

Общий объем часов

В том числе:

Контроль

ные, практические работы (задания)

Индиви

дуальная работа

Самостоя

тельная работа

Форма контроля

(тест, практич. работа)

Особенности ГИА по обществознанию

4

1

1

1

1

Общество и человек

6

1

1

2

2

Человек и личность

4

1

1

2

Экономическая сфера жизни общества

5

1

1

1

2

Социальные отношения

5

1

2

2

Политика

4

1

1

1

1

Право

3

1

1

1

Культура

4

1

1

1

1

Итоговая проверка знаний

4

1

3

итого

40

9

5

10

15

Содержательные модули курса

МОДУЛЬ 1.  Особенности ГИА по обществознанию.

Тест 1. Входное тестирование

Тема 1.1. Кодификатор  элементов содержания

Задание 1. Прочитать кодификатор элементов содержания и ознакомиться с требованиями к уровню подготовки обучающихся;

Тема 1.2. Спецификация КИМов ГИА  по обществознанию.

Задание 2. Изучить спецификацию КИМ ГИА по обществознанию.

 Перечислить элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы
Тема 1.3. Правила заполнения бланков ГИА

Задание 3. Заполнить бланки ГИА по обществознанию.

Тема 1.4. Информационные ресурсы ГИА 

Задание 4. Раскрыть понятие источник по обществознанию. Ознакомиться с «Памяткой для работы с источниками». Перечислите способы работы с источниками.

 Форум: «Зачем мы сдаем ГИА по обществознанию»

Структура учебного Модуля 1

Название учебного элемента

Содержание, формы, методы (советы учителя)

УЭ-0

Интегрирующая цель:

1. Познакомиться с особенностями ГИА по обществознанию.

2. Знать требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию.

3. Уметь  работать с различными видами источников.  

4. Знать правила заполнения бланков ГИА

4. Освоение данного модуля будет способствовать развитию учебных умений и навыков в самостоятельной работе с КИМами по обществознанию. 

УЭ-1

Актуализация знаний

Частная дидактическая цель

выявление общего уровня знаний, умений и навыков по обществознанию.

-  подготовиться к изучению нового материала.

В процессе работы с УЭ-2 и УЭ-4 вы должны:

  • Знать особенности ГИА по обществознанию;
  • Уметь заполнять бланки ГИА по обществознанию
  • научиться работать с различными источниками информации

1) Входной контроль.

 Выполните тест

УЭ-2

- изучить кодификатор  элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся

- изучить спецификацию КИМов ГИА  по обществознанию.

Задание 1

Прочитайте кодификатор элементов содержания и ознакомьтесь с требованиями к уровню подготовки обучающихся;

Вопросы для контроля.

1. Каково назначение КИМ ГИА?

2. Какие документы определяют содержание КИМ?

3. Из скольких частей состоит экзаменационная работа?

4. Что является определяющим признаком для каждой части?

5. Как распределяются задания КИМ по уровню сложности?

6. Сколь времени отводится на выполнение экзаменационной работы?

7. Как оцениваются отдельные задания и экзаменационная работа в целом?

Задание 2. 

Изучите спецификацию КИМ ГИА по обществознанию.

 Перечислите элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы.

Вопросы для контроля.

1.Каковы требования к уровню подготовки выпускников?

УЭ-3

- научиться заполнять бланки ГИА

Задание 3:

1. Ознакомиться с правилами заполнения бланков ГИА

1. Заполнить бланк ГИА по обществознанию

УЭ-4

- изучить информационные ресурсы ГИА

Задание 4:

1. Раскройте понятие источник по обществознанию.

 2. Ознакомьтесь с «Памяткой для работы с источниками».

3. Перечислите способы работы с источниками.

УЭ-5

Частная дидактическая цель – проверить полноту и качество усвоенного материала

 

Задание 5.

Выполните самостоятельно демонстрационный вариант, используя ссылку http://www.resolventa.ru

УЭ-6

Рефлексия

Проведите самоконтроль, ответив на вопросы: достигли ли вы поставленной цели на уроке? Для этого вернитесь к началу модуля УЭ-2, к интегрирующей цели урока.

УЭ-7

Практическое задание

Выполните тест и дополнительные практические задания.

МОДУЛЬ 2.  Общество и человек

Тема 2.1. Основные подходы к выполнению заданий первой части,  содержательная линия «Общество»

Тема 2.2. Понятие «общество», взаимосвязь общества и природы. 

Тема 2.3. Сферы жизни общества

Тема 2.4. Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)

Тема 2.5. Социальные последствия научно-технической революции

Тема 2.6. Многообразие и единство мира.

Тема 2.7. Глобальные проблемы человечества

Тест 2. Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «А», решение ситуативных задач по теме «Общество» часть «В».

Задание 2. Адекватность  восприятия содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Составить план текста

МОДУЛЬ 3.  Человек и личность.

Тема 3.1. Деятельность человека, ее основные виды.

Тема 3.2. Познание человеком мира и самого себя.

Тема 3.3. Потребности и способности человека.

Тест 3.  Практический тренинг по содержательной линии «Человек» часть «А», часть «В».

Задание 3. Адекватность  восприятия содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Составить план текста, часть «С»

МОДУЛЬ 4.  Экономическая сфера жизни общества.

Тема 4.1. Экономика, ее роль в жизни общества.

Тема 4.2. Потребности. Ограниченность ресурсов.

Тема 4.3. Факторы производства

Тема 4.4. Экономические системы. Собственность, ее формы.

Тема 4.5. Потребитель. Производство. Производитель.

Тема 4.5. Предпринимательская деятельность

Тема 4.6. Издержки производства. Обмен. Типы рынков.

Тема 4.7. Рыночная экономика, роль государства в экономике.

Тема 4.8 Государственный бюджет. Налоги. Деньги. Денежная политика.

Тема 4.9. Бюджет семьи. Экономический рост. Безработица.

Тема 4.10. Экономика переходного периода в России.

Тест 4. Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть «А» часть «В».

Задание 4. Адекватность  восприятия содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Составить план текста по теме «Экономика».

МОДУЛЬ 5.  Социальные отношения.

Тема 5.1. Социальная структура. Социальные отношения.

Тема 5.2. Социальные группы. Социальные роли.

Тема 5.3. Социальный статус. Социальная мобильность.

Тема 5.4. Социальный конфликт и пути его решения.

Тема 5.5. Семья.  Этика семейных отношений. Правовые основы семьи и брака.

Тема 5.6. Этнос. Нация. Межнациональное сотрудничество. Межнациональные конфликты.

Тест 5. Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» часть «А» часть «В».

Задание 5. Адекватность  восприятия содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Составить план текста по теме «Социальная сфера».

МОДУЛЬ 6.  Политика.

Тема 6.1. Политика, ее роль в жизни общества.

Тема 6.2. Политическая власть. Разделение властей.

Тема 6.3. Политические режимы.

Тема 6.4. Государство. Суверенитет. Формы правления.

Тема 6.5. Гражданское общество и правовое государство. Национально-государственное устройство.

Тема 6.6. Гражданин. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум.

Тема 6.7. Партии и движения. Многопартийность.

Тема 6.8. Политические реформы в современной России.

Тест 6. Практический тренинг по содержательной линии «Политика» часть «А». Решение ситуативных задач по теме «Политика» часть «В».

Задание 6. Адекватность  восприятия содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Составить план текста по теме «Политика».

МОДУЛЬ 7.  Право.

Тема 7.1. Понятие «право». Нормы права.

Тема 7.2. Отрасли права. Право и закон.

Тема 7.3. Конституция – основной закон государства. Основы конституционного строя РФ.

Тема 7.4. Местное самоуправление. Федерация, ее субъекты.

Тема 7.5. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ.  Институт президентства.

Тема 7.6. Всеобщая декларация прав человека. Международное гуманитарное право. Тема 7.7. Права человека. Защита прав человека. Права ребенка.

Тема  7.8. Преступление.  Уголовная ответственность. Административный проступок. Правоохранительные органы.

Тест 7. Практический тренинг по содержательной линии «Право» часть «А». Решение ситуативных задач по теме «Право» часть «В».

Задание 7. Адекватность  восприятия содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Составить план текста по теме «Право».

МОДУЛЬ 8.  Культура.

Тема 8.1. Понятие «культура». Духовная жизнь общества.

Тема 8.2. Искусство, его виды, место в жизни человека.

Тема 8.3. Образование, самообразование.

Тема 8.4. Наука в современном обществе.

Тема 8.5. Религия, ее роль в обществе

Тема 8.6. Мораль, основные ценности и нормы.

Тест 7. Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть «А». Решение ситуативных задач по теме «Культура» часть «В».

Задание 7. Адекватность  восприятия содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Составить план текста по теме «Культура».

МОДУЛЬ 8.  Итоговая проверка знаний.

Тест 8.1.  Решение варианта ГИА.

Тест 8.2.  Решение варианта ГИА.

Тест 8.3.  Решение варианта ГИА.

Тест 8.4.  Выходной контроль.

Глоссарий.

Анкетирование

Список литературы (источников).

Нормативные документы.

Документы МО РФ об итоговой аттестации в новой форме

Интернет-ресурсы: фипи

КИМы

Российские: Конституция России, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Административный кодекс, Семейный кодекс, Гражданский кодекс. 

Международные акты: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация прав ребенка 1957 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество М., 2005

2..Введение в обществознание. Актуальные проблемы. Пособие. М., 2005

3.Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 8-9  клссовМ., 2004г.

4.Клименко С.В. Основы государства и права. М, 1997
5.Кравченко А.И. Практикум для учащихся 8-9, М. «Русское слово», 2004.

      6. Мушинский В. О. Азбука гражданина. — М.: ЦГО,1997-2000

7. Интернет-ресурсы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.

1.Алексеев В.П. Становление человечества. М., 2000

2.Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 2001

3.Андреева Г.М. Социальная психология . М.,1994г.

4.Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие, М., 2002

5.Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки.Л., 2003

6.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2004

7.Бодалев А.А. Личность и общение: избранные психологические труды 2-е изд., перераб. М., 2004

8.Здоавомыслов А.Г. Социология конфликтов. М., 2004

9.Клибанов А.И. Духовная культура средневековой  Руси. М., 2004

10.Лихачев Д.С. Прошлое будущему. Статьи и очерки. Л., 2004

11.Русская нация: историческое прошлое и проблема возрождения. М., 2005

12.Семеникова Л.И. Цивилизация в истории человечества, учебное пособие. Брянск, Курсив, 2004

13.Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: пособие для старшеклассников.    М., 2003

14.Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 2004

15.Интернет-ресурсы:                                  

http://www.humanities.edu.ru/    -  портал «Гуманитарное образование»

   http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm    - полная электронная версия курса    «Введение в обществознание» 8-9 кл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовительные материалы и методические рекомендации по геометрии для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации

В работе представлено нормативно-правовое обеспечение, методическое и дидактическое обеспечение , электронные образовательные ресурсы и методические рекомендации  учителю математики  по подг...

Организация заключительного повторения по алгебре при подготовке учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации в 2011-2012 учебном году

В работе предлагается календарно-тематическое планирование уроков алгебры по УМК Ю.Н, Макарычева и других, а также тематические тесты по основным вопросам  курса алгебры. Обобщающий  тест 4 ...

Задания по алгебре для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации

Материал представляет собой задачник. Задачи разделены на три части: задания на 2 балла, задания на три балла, задания на четыре балла. Также прилагаются ответы к заданиям. Сборник можно использовать ...

Методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ за курс средней школы по географии. Раздел: «Природа Земли и человек. Оболочки Земли. Атмосфера»

Единый государственный экзамен имеет целью - определение качества подготовки школьников и отбор наиболее подготовленных учеников для поступления дальше в вузы.Введение ЕГЭ показало необходимость измен...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЗНАЙ! УМЕЙ! ДЕЙСТВУЙ!» (34 ЧАСА) ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Данная программа является авторской. Данный элективный курс предназначена для учащихся  9 класса, сделавших свой выбор обществознания как предмета по выбору для сдачи в форме ГИА. Программа предп...

Программа элективного курса по обществознанию "Подготовка к государственной итоговой аттестации по обществознанию"

Элективный курс «Подготовка к ГИА по обществознанию»  предназначен для  учащихся 9 класса основной школы готовящихся к государств...