ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЗНАЙ! УМЕЙ! ДЕЙСТВУЙ!» (34 ЧАСА) ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) по теме

Зырянова Ирина Владимировна

Данная программа является авторской. Данный элективный курс предназначена для учащихся  9 класса, сделавших свой выбор обществознания как предмета по выбору для сдачи в форме ГИА. Программа предполагает наличие осознанного выбора девятиклассниками предмета по выбору для сдачи в форме государственной итоговой аттестации.  Программа рассчитана на 34 часа.  Исходя из практики апробирования программы целесообразным представляется следующий режим прохождения курса:  во 2 полугодии 9 класса по 2 часа в неделю (занятия подряд), когда завершается прохождение всего школьного курса обществознания основной школы и не пройдена лишь тема «Право» ( к моменту прохождения этой темы на занятиях элективного курса, а она рассматривается последней) у учащихся уже будут иметься определённые необходимые знания.

Цель данного элективного курса и его программы не дублирование содержания уроков обществознания, а подготовка учащихся 9 классов к успешной  государственной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.

Программа содержит сведения о многочисленных формах контроля. Её реализация поможет развивать и совершенствовать метапредметные умения и навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_po_podgotovke_obshch.doc234.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Ницинская СОШ»

ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЗНАЙ! УМЕЙ! ДЕЙСТВУЙ!» (34 ЧАСА)

ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Автор курса

Учитель истории и обществознания МКОУ «Ницинская СОШ»

Зырянова Ирина Владимировна

с.Ницинское

2013 г.

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ

Данная программа является авторской. Данный элективный курс предназначена для учащихся  9 класса, сделавших свой выбор обществознания как предмета по выбору для сдачи в форме ГИА. Программа предполагает наличие осознанного выбора девятиклассниками предмета по выбору для сдачи в форме государственной итоговой аттестации.  Программа рассчитана на 34 часа.  Исходя из практики апробирования программы целесообразным представляется следующий режим прохождения курса:  во 2 полугодии 9 класса по 2 часа в неделю (занятия подряд), когда завершается прохождение всего школьного курса обществознания основной школы и не пройдена лишь тема «Право» ( к моменту прохождения этой темы на занятиях элективного курса, а она рассматривается последней) у учащихся уже будут иметься определённые необходимые знания.

Цель данного элективного курса и его программы не дублирование содержания уроков обществознания, а подготовка учащихся 9 классов к успешной  государственной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.

Программа содержит сведения о многочисленных формах контроля. Её реализация поможет развивать и совершенствовать метапредметные умения и навыки.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обществознание как учебный предмет представляет собой синтез наук, объектом изучения которых является человеческое общество и отдельные стороны его жизни. Поэтому обществознание включает в себя основы экономики, политологии, права, философии, социологии, психологии и других наук. Знания основ обществознания помогает обществу  в эффективном решении множества проблем, стоящих  перед ним в экономической, политической, социальной или духовной сфере.

Элективный курс адресован учащимся 9 классов, как выбравшим предмет «обществознание» для ГИА, проявляющим интерес к предмету.

 Предмет «обществознание» привлекателен в выборе учащимися 9 классов для сдачи в форме ГИА, так как для подросткового возраста свойственно как  стремление разобраться в самом себе, стремление изменить мир вокруг себя. Большинство подростков (из 21 человека- 15) выбирают данный курс, так как в дальнейшем предполагают продолжать обучение в 10 классе, затем получать высшее образование. Для поступления в  вуз именно обществознание будет одним из вступительных экзаменов и поэтому уже в 9 классе учащиеся хотят сосредоточиться на главном, систематизировать свои знания, чтобы было легче учиться в 10 классе, а затем меньше времени заняло бы повторение во время подготовки к ЕГЭ. Именно эти два мотива побуждают подростков к выбору элективных курсов по обществознанию.

Программа элективного курса составлена с учётом и на основе:

 требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

Образовательной программы образовательного учреждения.

Программа рассчитана на 34  часа в год (2 часа  в неделю во 2 полугодии). Темы занятий сформулированы согласно  содержанию образовательных линий Кодификатора ГИА-2014.

Рабочая программа предполагает использование новых подходов в работе, направленных на формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности, направленной на актуализацию знаний по основным темам курса. 

Занятия элективного курса, реализующего данную программу, должны:

  1. В соответствии с запросами учащихся и их родителей помочь организовать работу по подготовке  к успешной государственной итоговой аттестации по курсу обществознания в рамках элективного курса по подготовке  к ГИА с учётом разного уровня подготовленности учащихся (исходя из их текущей успеваемости и степени обученности по предмету, разного уровня сформированности метапредметных умений и навыков, разного уровня правовой культуры,  разного интеллектуального уровня развития детей);
  2. Конкретизировать содержание предметных тем Государственного стандарта;

Цель программы: подготовка учащихся 9 классов к успешной  государственной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.

Задачи программы:

  1. помочь в формировании у учащихся целостной картины общества, соответствующей и адекватной современному уровню знаний о нём доступной по содержанию для подростков 14-15-летнего возраста;
  2. обобщить и закрепить у учащихся знания об основных сферах жизни общества, о формах регулирования общественных отношений, выполнении типичных социальных ролей человека и гражданина;
  3.  развивать умение находить и систематизировать, критически осмысливать социальную информацию из различных источников, анализировать и обобщать полученные данные;
  4. способствовать углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  5. способствовать повышению мотивации к высокопроизводительной учебной деятельности;
  6. развивать умение применять знания, полученные в ходе социальной практики, для решения конкретных обществоведческих задач
  7. формировать опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни, для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений.

От уровня подготовленности учащихся данного курса, степени их самостоятельности в самообразовании, инициативности зависит  объём теоретического содержания занятий, но он не может быть ниже, определённого данной программой.

Принципы программы

  • Актуальность

Создание условий для подготовки учащихся к сдаче ГИА посредством актуализации их знаний.

  • Научность

Обществознание -  учебная дисциплина, представляющая собой синтез наук, объектом изучения которых является человеческое общество и отдельные стороны его жизни.

  • Системность

Курс строится от актуализации теоретических знаний к практическим их применениям , от решения частных задач  (конкретных заданий первого уровня конкретной образовательной линии) к решению общих (уровень В, С).

  • Практическая направленность

Содержание элективного курса направлено на актуализацию знаний и развитие необходимых умений, помогающих как успешно пройти ГИА, так и применять  их в повседневной социальной практике.

  • Обеспечение мотивации
  1. развитие и поддержание интереса к обществознанию как к науке
  2.  прохождение данного курса способствует систематизации знаний по обществознанию и, тем самым, облегчает стартовые возможности для изучения предмета в старшей школе
  • Реалистичность

С точки зрения возможностей усвоения основного содержания программы – возможно освоение за 34 часа,  и к тому же дополнительное обстоятельство, позволяющее реализовать данную программу - хорошая мотивация у учащихся, так как они сами выбрали данный предмет для сдачи в форме ГИА.

  • Данный курс одновременно и ориентационный

Он расширяет кругозор, совершенствует знания и умения, удовлетворяет познавательный интерес школьников к общественным проблемам, осуществляет теоретически-практическое знакомство учащихся с возможностью решения многих проблем общества и конкретной личности.

Учебно-методическое обеспечение курса

  1. Комплекты учебников и сборники тестовых заданий по УМК Боголюбова 6-9 класс (для повторения теоретического материала дома), используемые в учебном процессе.
  2. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Обществознание/ ФИПИ авторы- составители:  О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Эксмо, 2011.
  3. ГИА-2012. Экзамен в новой форме. Обществознание. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова - М.: Астрель, 2011.
  4. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2012/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова– М.: Интеллект-Центр, 2011.
  5. Контрольно-измерительные материалы ГИА по обществознанию

Основным результатом освоения данного курса учащимися 9 класса станет их готовность к успешной сдаче государственной итоговой аттестации, как теоретическая, так и практическая, моральная и психологическая.

Предполагаемые личностные  результаты

1. Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни (данный элективный курс поможет систематизировать знания и развить универсальные учебные навыки, необходимые

  • для успешной сдачи ГИА в текущем году,
  • для подготовки теоретической базы и необходимых умений для дальнейшего обучения в старшей школе, затем успешной сдачи ЕГЭ, дающего возможность получения профессионального образования и профессиональной самореализации).

2. Дальнейшее развитие умений коммуникации, усвоение с целью дальнейшего применения умения вести полемику.

3. Ценностные ориентиры, основанные на толерантности, осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия.

4. Понимание необходимости развития внутреннего мира своей личности- члена формирующегося гражданского общества в РФ.

Предполагаемые метапредметные результаты:

  1. Учащиеся научатся сознательно организовывать вою познавательную деятельность
  2. Учащиеся углубят свои знания и разовьют умения объяснять явления социальной действительности с научных позиций
  3. Учащиеся смогут выполнять познавательные и практические задания на:
  • использование элементов причинно-следственного анализа;
  • составление простого плана;
  • составление тезисов;
  • составление конспекта;
  •  использование несложных реальных связей и зависимостей:
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельное определение и выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в схему или таблицу, из диаграммы в текст или таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
  • выбор знаковых систем адекватно предложенной коммуникативной и познавательной ситуации;
  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • объективную оценку своих учебных действий;
  • корректировку своего собственного поведения в социуме;
  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения;
  • способность решать творческие задачи представлять, результаты свей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, опорный конспект, схема и др.).

4.   Учащиеся смогут быть готовыми к сотрудничеству с учениками, с учителем, к коллективной работе.

Предполагаемые предметные результаты:

в познавательной сфере:

  • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах жизни общества, механизмах и регуляторах деятельности человека;
  • знание базовых ключевых понятий обществознания в объёме основной школы;
  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения учащимися своих социальных ролей;
  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно её воспринимать, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);
  • умения давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей.

в ценностно-мотивационной сфере

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности;
  • знание основ нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли в жизни общества, умение применять эти нормы и правила к анализу конкретных реальных ситуации, установка на необходимость руководствоваться этими правилами в собственной жизни;
  • знание особенностей труда и основных требований трудовой этики;
  • знание новых возможностей для коммуникаций в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

Основные виды деятельности учащихся:

  • индивидуальная самостоятельная работа по систематизации теоретических сведений по теме занятия в процессе предварительной подготовки к занятию (прочтение и осмысление теоретического материала, составление плана конспекта, схемы, предварительный подбор ситуативных примеров социальной действительности в соответствии с темой);
  • индивидуальная работа по выполнению заданий ГИА:

- решение тестовых заданий

- решение заданий на анализ признаков событий или явлений

-решение заданий на классификацию событий, явлений;

-решение заданий на умение дать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

-составление простого плана.

  • парная работа
  • групповая работа
  • творческая работа  (составление кроссвордов по терминам идр.)
  • дистанционное консультирование по возникающим вопросам посредством возможностей электронной почты или « Skype»
  • прохождение компьютерного тестирования по теоретическим основам образовательных линий ( в соответствии с Кодификатором)
  • онлайн тестирование на проверенных учителем бесплатных сайтах Интернета.

Организационно-педагогические основы обучения:

Программа рассчитана на второе полугодие учебного года.

Возраст детей: 9 класс

Режим работы: 1 раз в неделю по 2 часа.

Занятие может быть построено по плану:

  1. Проверка домашней работы по теме (проверка, корректировка  и систематизация знаний основного учебного предмета- формы разнообразные – смотрите Приложение №1)
  2. Коллективное решение типичных заданий
  3. Проверка выполнения заданий
  4. Индивидуальная работа по составлению плана текста
  5. Проверка выполнения задания
  6. Групповая или парная работа с текстом по заданиям С2-С4 и дальнейшая коллективная проверка результатов
  7. Задание на дом включает в себя выполнение заданий С5-С6 данной темы с дальнейшей в течение 1-2 дней отправкой их на адрес электронной почты учителя для проверки и, в случае необходимости, доработки; освоение содержания новой темы: прочтение, осмысление, составление конспекта, схемы, кроссвордов по понятиям темы.

Формы контроля:

  • Проверка планов-конспектов, схем, составленных учащимися дома
  • Во внеурочное время принятие учителем теоретических зачётов по образовательным линиям Кодификатора (индивидуально)
  • Взаимопроверка теоретической подготовленности учащихся по теме (Пример такой взаимопроверки Приложение № 1)
  • Проверка подготовки (теоретической) во время работы с презентацией, содержащей частичные сведения и пустографки для фронтальной беседы
  • Компьютерное тестирование по освоенной теме
  • Письменное тестирование
  • Проверка сформированности УУД при решении индивидуальных заданий ГИА
  • Контроль знания основных терминов и понятий (решение кроссвордов)
  • Контроль знания и умения оперировать основными терминами и понятиями (работа с текстом, в который требуется вставить буквы, которые соответствуют понятиям, приведённым вслед за текстом)

Апробация

Данный элективный курс был впервые апробирован в 20…-20… учебном году. Его изучение выбрали …. учащихся, сдававших ГИА по обществознанию. Однако, режим работы (по просьбе родителей учащихся) был иной: 2 раза в неделю (ни у одного из учащихся, избравших данный курс не было оценки «5» по обществознанию) по 1 часу, так как в течение учебного школьного времени учащиеся  ранее (в 6-8 классах) не прилагали максимума усилий и стремились к изучению содержания курса в пределах необходимых минимальных знаний (принцип минимакса). Такой режим работы требовал иной группировки времени (на каждом занятии 1/3 теория, 2/3- практическая деятельность по решению заданий). Итогом изучения курса была успешная сдача ГИА: …. учащихся подтвердили годовую оценку, …. учащийся показал режима занятий, так как 2-часовое занятие позволяет действительно активизировать и систематизировать знания по курсу.

Содержание программы курса

  1. Особенности ГИА по обществознанию (2 часа, в т.ч. 0,5 часа теория). Кодификатор. Спецификатор. Система оценивания. Демоверсия ГИА.
  2. Человек и общество (4часа, в т.ч. 0,5 часа теория). Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие природы и общества. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учеба). Человек и его ближайшее окружение.  Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение.
  3. Сфера духовной культуры (4часа, в т.ч. 0,5 часа теория). Сфера духовной культуры и её особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значение в условиях информационного общества.  Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. 
  4. Экономика (4часа, в т.ч. 0,5 часа теория). Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги, потребности и  ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предприятие и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства. 
  5. Социальная сфера (4 часа, в т.ч. 0,5 часа теория).  Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями.  Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные нормы и ценности. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.
  6. Сфера политики и социального управления (4часа, в т.ч. 0,5 часа теория).  Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства.  Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной  жизни страны.  Гражданское общество и правовое государство. 
  7. Право (4 часа, в т.ч. 0,5 часа теория). Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права. Нормативный правовой акт.  Понятие правоотношений.  Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации.  Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.  Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Гражданские правоотношения.  Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей.  Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения,  правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
  8. Практическое применение  знаний теории в практике решения заданий уровня С1-С6 (4 часа).
  9. Практическое решение тестовых заданий (2 часа)
  10. Итоговое обобщение (2 часа)


Учебно-тематическое планирование курса

Назв. темы курса

Всего

часов

Теория/

практ.

Деятельн.

уч-ся

Формы

 контроля

Межпредмет.

 связи

Метапредметные

знания и умения

Вводное занятие: «Знакомство с особенностями ГИА по обществознанию»

0,5/

1,5

Работа с кодификатором и спецификатором. Ответы на вопросы вводной анкеты, первичное тестирование по тексту демоверсии ГИА, самоанализ результативности имеющихся знаний

Работа по оцениванию и анализу учителем результатов первичного тестирования

Сравнение содержания и формы организации ГИА по обществознанию с ГИА по русскому языке и математике ( с их особенностями ребят ознакомили учителя-предметники в сентябре). Взаимосвязь предмета обществознания с предметами естественно-научного цикла (при анализе содержания заданий А1, А2), художественно=эстетического и гуманитарного цикла  (при выполнении заданий А5, А6).

Использование элементов причинно-следственного анализа;

определение сущностных характеристик изучаемого объекта,

перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в схему или таблицу, из диаграммы в текст или таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.) по заданиям В4-В5;

объяснение изученных положений на конкретных примерах (при выполнении заданий С5);

объективную оценку своих учебных действий (промежуточная и итоговая рефлексия на занятии);

определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения (при выполнеии задания С6);

Человек и общество

0,5/

1,5

Устная работа с планами-конспектами, схемами, составленными учащимися заранее. Работа с презентацией учителя, содержащей ненаполненные содержанием элементы схем. Парная работа по составлению пояснений к кроссворду, имеющему лишь ответы (понятия по данной теме занятия). Работа с текстом, в который требуется вставить буквы, которые соответствуют понятиям, приведённым вслед за текстом (сначала индивидуальная, затем групповая, затем коллективная)

Проверка

планов-конспектов

Окружающий мир 4 класс, часть 2 «Человек и человечество»,

Обществознание 6 класс «Что делает человека человеком», «Сильные личности», обществознание 8 класс (параграфы1-3)

Составление простого плана;

составление тезисов;

составление конспекта;

умение распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания.

Занятие по решению типичных заданий А1-А4, А11-А13, В1-В5, С1-С4 по теме «Человек и общество»

0,5/

1,5

Учащиеся выполняют задания, взаимообучение в случае обнаружения пробелов в знаниях.

Письменное тестирование , Компьютерное тестирование. После данного занятия устный зачёт индивидуальный по теме Человек и общество

Письменное тестирование

Составление простого плана;

составление тезисов;

составление конспекта;

умение распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания.

Сфера духовной культуры

0,5/

1,5

Работа с презентацией учителя, содержащей ненаполненные содержанием элементы схем. Разгадывание кроссворда (понятия по данной теме занятия). Работа с текстами  (задания уровня С1-С4), совершенствуют навык пользования алгоритмом составления простого плана

Беседа, фиксирование результатов предварительной домашней работы, индивидуальные устные выступления по основным вопросам темы занятия. Решение кроссворда

ИЗО 1-7 класс, Искусство 8 класс, Обществознание 8 класс (глава 2), МХК 9 класс, Литература 5-9 класс, Литературное чтение 1-4 класс, Музыка 1-8 классы, Истоки 2-9 классы

составление простого плана;

составление тезисов;

составление конспекта;

Занятие по решению типичных заданий А5-А6, В1-В5,С1-С4 по теме «Сфера духовной культуры»

0,5/

1,5

Учащиеся  вспоминают теоретический минимум, который пригодится для выполнения  заданий, выполняют задания, взаимообучение в случае обнаружения пробелов в знаниях.

Письменное тестирование , Компьютерное тестирование. После данного занятия устный зачёт индивидуальный по теме

«Сфера духовной культуры»

ИЗО 1-7 класс, Искусство 8 класс, Обществознание 8 класс, МХК 9 класс, Литература 5-9 класс, Литературное чтение 1-4 класс, Музыка 1-8 класс, Истоки 2-9 классы

Составление простого плана;

составление тезисов;

составление конспекта;

умение распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания.

Экономика

0,5/

1,5

Устная работа с планом, предложенным учителем (он для подготовки к занятию был доступен для ознакомления учащихся на сайте школы на личной странице учителя). При необходимости учащийся может работать схемами, составленными учащимся заранее. Работа с текстом, в который требуется вставить буквы, которые соответствуют понятиям, приведённым вслед за текстом (сначала индивидуальная, затем групповая, затем коллективная

Компьютерное и письменное тестирование, проверка домашних схем-конспектов.

Обществознание 7 класс (глава3), Обществознание 8 класс (глава 3), история России (темы экономической политики России в разные периоды), Технология 8 класс (Экономика домашнего хозяйства), содержание элективного школьного курса «Основы потребительских знаний» 8 класс, окружающий мир 4 класс 1 часть «Человек и природа» География 9 класс

составление простого плана;

составление тезисов;

составление конспекта;

Занятие по решению типичных заданий А7-А10, В1-В5.С1-С4 по теме «Экономика»

0,5/

1,5

Учащиеся  вспоминают теоретический минимум, который пригодится для выполнения  заданий, выполняют задания, взаимообучение в случае обнаружения пробелов в знаниях

Компьютерное тестирование. После данного занятия устный зачёт индивидуальный по теме

«Экономика»

Обществознание 7 класс (глава3), Обществознание 8 класс (глава 3), история России (темы экономической политики России в разные периоды), Технология 8 класс (Экономика домашнего хозяйства), содержание элективного школьного курса «Основы потребительских знаний» 8 класс, окружающий мир 4 класс 1 часть «Человек и природа»,

География 9 класс

Использование элементов причинно-следственного анализа;

определение сущностных характеристик изучаемого объекта,

перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в схему или таблицу, из диаграммы в текст или таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.) по заданиям В4-В5;

ообъективную оценку своих учебных действий (промежуточная и итоговая рефлексия на занятии);

определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения (при выполнеии задания С6);

Социальная сфера

0,5/

1,5

Устная работа с планами-конспектами, схемами, составленными учащимися заранее. Работа с презентацией учителя, содержащей ненаполненные содержанием элементы схем. Парная работа по составлению пояснений к кроссворду, имеющему лишь ответы (понятия по данной теме занятия).  Выполняют компьютерное тестирование по уровню В

Компьютерное и письменное тестирование, проверка домашних схем-конспектов.

Обществознание 8 класс (глава 4),  Окружающий мир 4 класс 2 часть «Человек и человечество»

составление простого плана;

составление тезисов;

составление конспекта;

Занятие по решению типичных заданий А11-А13, В1-В5,С1-С4 по теме

«Социальная сфера»

0,5/

1,5

Учащиеся  вспоминают теоретический минимум, который пригодится для выполнения  заданий, выполняют задания, взаимообучение в случае обнаружения пробелов в знаниях

Выполняют тестовые задания А11-А13, В1-В5, С1-С4 по теме занятия

Письменное тестирование

Обществознание 8 класс (глава 4),  Окружающий мир 4 класс 2 часть «Человек и человечество»

Использование элементов причинно-следственного анализа;

определение сущностных характеристик изучаемого объекта,

перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в схему или таблицу, из диаграммы в текст или таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.) по заданиям В4-В5;

объективную оценку своих учебных действий (промежуточная и итоговая рефлексия на занятии);

определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения (при выполнении задания С6)

Сфера политики и социального управления

0,5/

1,5

Устная работа с планами-конспектами, схемами, составленными учащимися заранее. Работа с презентацией учителя, содержащей ненаполненные содержанием элементы схем.). Работа с текстом, в который требуется вставить буквы, которые соответствуют понятиям, приведённым вслед за текстом (сначала индивидуальная, затем групповая, затем коллективная

Компьютерное и письменное тестирование, проверка домашних схем-конспектов. Проверка знания основных понятий по теме посредством работы с текстом, в который требуется вставить буквы, которые соответствуют понятиям, приведённым вслед за текстом

Обществознание 9 класс (параграфы 1-7, с.4-68), история России (внешняя и внутренняя политика нашего государства на разных этапах истории)

составление простого плана;

составление тезисов;

составление конспекта;

Занятие по решению типичных заданий А14-А16, В1-В5,С1-С4 по теме «Сфера политики и социального управления»

0,5/

1,5

Учащиеся  вспоминают теоретический минимум, который пригодится для выполнения  заданий, выполняют задания, взаимообучение в случае обнаружения пробелов в знаниях.

Выполняют тестовые задания А11-А13, В1-В5, С1-С4 по теме занятия.

Работа с кодификатором.

Письменное тестирование

Обществознание 9 класс (параграфы 1-7, с.4-68), история России (внешняя и внутренняя политика нашего государства на разных этапах истории)

Использование элементов причинно-следственного анализа;

определение сущностных характеристик изучаемого объекта,

перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в схему или таблицу, из диаграммы в текст или таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.) по заданиям В4-В5;

объективную оценку своих учебных действий (промежуточная и итоговая рефлексия на занятии);

определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения (при выполнении задания С6);

Право

0,5/

1,5

Устная работа с планами-конспектами, схемами, составленными учащимися заранее. Работа с презентацией учителя, содержащей ненаполненные содержанием элементы схем. Парная работа по составлению пояснений к кроссворду, имеющему лишь ответы (понятия по данной теме занятия). Компьютерное тестирование по проверке умений анализа, сравнения, классификации по теме «Право»

Проверка домашних схем, решения кроссвордов на знание основных понятий, компьютерное тестирование

Обществознание 9 класс (параграфы 8-22, стр. 69-216), обществознание 7 класс (тема «Виновен- отвечай»),история России 7-9  класс (законы России в разные периоды её истории), Истоки 8 класс (тема «Жить по закону»)

составление простого плана;

составление тезисов;

составление конспекта;

Занятие по решению типичных заданий А17-А20, В1-В5,С1-С4 по теме «Право»

0,5/

1,5

Учащиеся  вспоминают теоретический минимум, который пригодится для выполнения  заданий, выполняют задания, взаимообучение в случае обнаружения пробелов в знаниях

Выполняют тестовые задания А11-А13, В1-В5, С1-С4 по теме «Право».

Работа с кодификатором.

Письменное тестирование

Обществознание 9 класс (параграфы 8-22, стр. 69-216), обществознание 7 класс (тема «Виновен- отвечай»),история России 7-9  класс (законы России в разные периоды её истории), Истоки 8 класс (тема «Жить по закону»)

Использование элементов причинно-следственного анализа;

определение сущностных характеристик изучаемого объекта,

перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в схему или таблицу, из диаграммы в текст или таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.) по заданиям В4-В5;

объективную оценку своих учебных действий (промежуточная и итоговая рефлексия на занятии);

Совершенствование навыков по выполнению заданий С1-С5

0,5/

1,5

Учащиеся работают с текстом памятки по составлению плана к тексту (задание С-1). Текст памятки выдан каждому учащемуся, кроме того он имеется на сайте школы, на личной странице учителя по адресу

http://school37k.ucoz.ru/index/lobova_svetlana_anatolevna/0-142

Письменный контроль, беседа

Обществознание 6-9 классы, Литература 5-9 классы, География 9 класс Литературное чтение 1-4 классы, ИЗО 1-7 классы, Музыка 1-7 классы, Окружающий мир 2-4 классы, Искусство 8 класс, МХК 9 класс, Технология 8 класс, Истоки 2-9 классы

составление простого плана;

объяснение изученных положений на конкретных примерах (при выполнении заданий С5);

Практикум по решению заданий С6

0/2

Учащиеся работают с 4-5 текстами, один из которых предполагает коллективную работу совместно с учителем, другой- работу в четверке, третий – работу в паре, 4 и 5 тексты предполагают самостоятельную работу учащихся.

Письменный контроль, беседа

Обществознание 6-9 классы, Литература 5-9 классы, География 9 класс Литературное чтение 1-4 классы, ИЗО 1-7 классы, Музыка 1-7 классы, Окружающий мир 2-4 классы, Искусство 8 класс, МХК 9 класс, Технология 8 класс, Истоки 2-9 классы

определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения

Практическое занятие по решению тестов

0/2

1.5 часа учащиеся работают с тестовыми заданиями, 0,5 часа проверяют свои знания и, в случае необходимости, их корректируют

тестирование

Обществознание 6-9 классы, Литература 5-9 классы, География 9 класс Литературное чтение 1-4 классы, ИЗО 1-7 классы, Музыка 1-7 классы, Окружающий мир 2-4 классы, Искусство 8 класс, МХК 9 класс, Технология 8 класс, Истоки 2-9 классы

Использование элементов причинно-следственного анализа;

определение сущностных характеристик изучаемого объекта,

перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в схему или таблицу, из диаграммы в текст или таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.) по заданиям В4-В5;

объяснение изученных положений на конкретных примерах (при выполнении заданий С5);

объективную оценку своих учебных действий (промежуточная и итоговая рефлексия на занятии);

определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения (при выполнении задания С6);

Итоговое занятие

0/2

Участвуют в «круглом столе» по наиболее сложным вопросам теории и практики ГИА, к данному занятию готовят те задания, которые у них при домашней работе при самообразовании вызвали сложности

Итоговое тестирование, выявление тех проблем, над которыми учитель будет работать с учащимся(если они всё же имеют место, так как возможно присоеинение учащихся к данному элективному курсу на всём времени его проведения»

Обществознание 6-9 классы, Литература 5-9 классы, География 9 класс Литературное чтение 1-4 классы, ИЗО 1-7 классы, Музыка 1-7 классы, Окружающий мир 2-4 классы, Искусство 8 класс, МХК 9 класс, Технология 8 класс, Истоки 2-9 классы

В идеале демонстрация учащимися большинства сформированных навыков


Рекомендованная литература

Для учителя

  1. Закон РФ « Об образовании».
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.-

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/

  1. Воспитание на уроках обществознания и истории // Преподавание истории в   школе. - 2009. - № 4.
  2. Данилов А. А. Не уйти от требований дня // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 1.
  3. Журин И.А. Тематический контроль и рейтинговая система оценки знаний учащихся // Преподавание истории в школе. -2008. - № 5.
  4. Иоффе А.Н. Проблема оценивания в общественных дисциплинах // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. -  № 5.
  5. Капустняк А.Г. О государственной аттестации выпускников 9 классов в условиях введения единой независимой оценки качества образования // Преподавание истории и обществознания в  школе. - 2007. - № 8.
  6. Киселева Н.Б. Нравственное воспитание на уроках обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2007. - № 8.
  7. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. – М., 2002
  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – С., 2000.
  9. Соболева О.Б. Педагогические риски обучения обществознанию на основе использования личного социального опыта учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. - № 6.
  10. Тороп В.В. Проблема использования информационных технологий в преподавании предметов социально-гуманитарного цикла // Преподавание истории в школе. 2007. - № 2.

Сборники для подготовки заданий для проведения занятий

  1. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Обществознание/ ФИПИ авторы- составители:  О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Эксмо, 2011.
  2. ГИА-2014. Экзамен в новой форме. Обществознание. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова - М.: Астрель, 2013.
  3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2014/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова– М.: Интеллект-Центр, 2013.

 Электронные ресурсы

  1. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  2. http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов
  3. http://www.humanities.edu.ru - портал социально - гуманитарное образование
  4. http://lib.thewalls.ru/ - электронная библиотека политической литературы
  5. http://www.vmoisto.narod.ru/index.html - Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
  6. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2715&tmpl=com - Интернет-сообщество учителей истории и обществознания на сайте «Сеть творческих учителей»
  7. http://www.fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html - сайт ФИПИ, раздел КИМов ГИА 2013

Для учащихся

1  Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Обществознание/ ФИПИ авторы- составители:  О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Эксмо, 2013.

2 ГИА-2014. Экзамен в новой форме. Обществознание. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова - М.: Астрель, 2013.

3 Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2014/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова– М.: Интеллект-Центр, 2013.

Приложения

Приложение №1.

Конспект  занятия по теме «Экономика»

Цель занятия: актуализация знаний и  выработка умений самостоятельно применять знания по теме «экономика» при решении заданий ГИА.

Задачи занятия:

Обучающая: закрепить умения составлять простой план, решать задания на анализ, сравнение, классификацию, рассмотреть типы заданий по теме «Экономика» в рамках сдачи ГИА.

Развивающая: продолжить развитие речи, формирование умений и навыков самостоятельной работы, работы в паре, четвёрке, развитие общеучебных умений – выделять главное, анализировать, сравнивать.

Воспитательная: ответственное отношение к полученному заданию.

Оборудование: схема-опора, примеры заданий по теме «Экономика», ПК, мультимедиапроектор.

Методы и приемы обучения: беседа, работа с алгоритмами, выполнение упражнений, диалог.

Тип занятия: комплексное применение знаний.

Вид занятия: комбинированный.

Дидактическая задача: усвоение новых понятий и способов действий, формирование системы ценностных ориентаций.

ЗУН:

Учащиеся должны знать определение понятия «экономика», её роль в жизни современного общества, имущественные и трудовые отношения,  алгоритм написания простого плана, применение экономических знаний на практике.

Учащиеся должны уметь выполнять типичные задания на анализ, сравнение, классификацию по теме «Экономика», прогнозировать изменение экономической ситуации на рынке товаров, труда.

время

Этапы занятия

Действия учащихся

Действия учителя

1 минута

Организационный

Мотивация учащихся на деятельность.

Открывают конспекты домашней подготовки по теме «Экономика», придвигают к себе Рабочие листы. Заслушивают цитату занятия

Объявление начала занятия. Цитата сегодняшнего занятия «Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение. Недостаточно только желать; надо делать»

Гёте И.

от 1 до 3 минут ( при наличии вопросов расходуем резервное время)

Этап первичной актуализации знаний

Открывают конспекты домашней подготовки по теме «Экономика», готовятся задавать и задают вопросы, вызвавшие затруднения.

, предложение к учащимся  обратиться к кодификатору. Учитель уточняет,  какие темы вызвали наибольшее затруднение при домашнем повторении.

При наличии вопросов учитель организует ответ на возникшие вопросы  одного из учащихся, справившегося с данным вопросом, в случае, если вопрос неясен всем, учитель отвечает на него сам, сообщая в каком учебнике и в каком разделе дома ещё раз поработать с данным сложным вопросом теории.

1-2 минуты, так как этот навык уже сформирован на 5 предыдущих занятиях

Этап личного целеполагания

Работа с Рабочим листом занятия по определению личных целей на сегодняшнее занятие

Учитель предлагает учащимся поработать с Рабочим листом занятия по определению личных целей на сегодняшнее занятие

10-12 минут

Этап актуализации комплекса знаний

Проговаривание темы друг другу (говорит один, остальные слушают и дополняют, затем говорит следующий и т.д. вплоть до окончания презентации) по слайдам с пустографками, корректируют схемы, подготовленные самостоятельно дома

Учитель предлагает начать проверку домашней подготовки с помощь презентации, имеющей слайды со схемами и пустографками. Включает мультимедиапроектор и презентацию учителя, выложенную для ознакомления на сайте школы. Внимательно слушает говорящего и наблюдает за деятельностью остальных учащихся

10 минут

Работа в парах проговаривание блока темы из схемы-конспекта, подготовленного дома каждым

Организует групповую работу

5 минут

Этап самостоятельного применения экономических знаний при выполнении типичных заданий

1 часть учащихся: Решение кроссворда по терминам: 5 терминов (5 минут)

2 часть учащихся -Составление пояснений (определений) для кроссворда ( индивидуальное) определения  (5 минут).

Организует групповую работу

3 минуты

Этап промежуточного контроля и рефлексии

Обмен результатами труда и взаимопроверка, т.к.сосед выполнял обратное задание. Участвуют в выявлении  причин ошибок (коллективный).Промежуточная рефлексия ( самоанализ результативности по знанию терминов)

Организует  анализ результатов, в случае ошибок- организует выявление причин ошибок.

Организует работу с Рабочими листами

 6 минут

Этап самостоятельного применения экономических знаний при выполнении типичных заданий

Решение заданий на соотношение (умение  классифицировать).

А) 1 этап – индивидуальная работа (4-5 минут)

Б) 2 этап – работа в четвёрках (группы формирует учитель после завершения работы каждым). В процессе взаимодействия выслушивают выбор каждого и  корректируют свои знания. (3-4 минуты)

Предлагает продолжить работу дальше и выдаёт индивидуальные карточки заданий на классификацию. Организует работу, следит за соблюдением времени, самостоятельностью выполнения заданий учащимися.

После окончания 1 этапа формирует группы-четвёрки.

3 минуты

Этап промежуточного контроля и рефлексии

В) 3 этап – контроль результата коллективной работы групп. Задания у всех четвёрок были разные, а результат работы в цифровом выражении должен быть одинаковым.

Промежуточная рефлексия ( самоанализ результативности по умению классифицировать)

Организует работу с Рабочими листами

3-4 минуты

Этап самостоятельного применения экономических знаний при выполнении типичных заданий

Учащиеся выполняют задания на отработку умения анализировать

1 этап - в парах с помощью работы с круговой диаграммой и вопросами по диаграмме.

Учащиеся демонстрируют и совершенствуют навык коммуникативный, умение аргументировать свою точку зрения.

2 этап- представление парами результатов своей работы

Для групповой работы используются только 1 вид диаграмм и заданий к ним, поэтому проверка вслух займёт немного времени. Остальные пары корректируют результаты своей работы.

Предлагает продолжить работу дальше и выдаёт карточки заданий на анализ данных диаграмм. Организует работу, следит за соблюдением времени, самостоятельностью выполнения заданий учащимися.

1 минута

Промежуточная рефлексия ( самоанализ результативности по умению анализировать)

Организует работу с Рабочими листами

20 минут

Этап самостоятельного применения  и контроля экономических знаний при выполнении типичных заданий посредством компьютерного тестирования.

Первичная групповая работа с начальным этапом выполнения задания повышенного уровня сложности

Начало работы учащихся 2 большими потоками (по 9 человек) не более 10 минут.

1 поток- работа с комп. программой «My Test»

2 поток- работа с текстом уровня С1-С4 в тройках (или парах при отсутствии некоторых учащихся) – Первичное прочтение текста, первичное деление теста на части. Подготовка учащихся к составлению плана текста. 10 минут.

Далее потоки меняются своими местами.

Организует деление на потоки, обеспечивает взаимодействие без потерь времени. Отвечает на возникающие вопросы, с которыми не могут справиться учащиеся сами. Называет принцип деления на тройки. Консультирует по орг. Моментам запуска теста.

10 минут

Этап самостоятельного применения экономических знаний при выполнении заданий уровня С

текстом начинается индивидуальная  работа с заданиями уровня С1-С4.

8 минут

Этап контроля и корректировки знаний.

учащиеся проверяют  результаты своей индивидуальной работы путём прослушивания вариантов выполнения заданий своим одноклассником( на каждое задание С1-С4 выступает отдельный учащийся), задают уточняющие вопросы или выражают своё аргументированное несогласие, корректируют свои записи

Организует работу учащихся по проверке заданий, называет ФИО отвечающего.

3 минуты

Этап рефлексии

Самооценка результативности работы с заданиями уровня С1-С4.

Анализ личной результативности занятия (достижение поставленных индивидуальных целей). Заполнение рабочего листа занятия.

Организует работу с Рабочими листами, фиксирует внимание на учащихся, неудовлетворённых своей работой (после занятия индивидуальная беседа с каждым и определение вариантов педагогической помощи)

2 минуты

Этап получения домашнего задания

Фиксируют домашнее задание

Учитель подводит итог занятия, даёт  учащимся задание сегодняшнего дня: выполнить задания С5 и С6, результат выполнения отправить на электронную почту учителя.

2 минуты

Резервное время

Резервное время

Всего 90 минут

Приложение № 2

Рекомендации по работе с текстом ГИА по обществознанию.

  1. Не торопясь,  прочитай текст.
  2. Постарайся определить тему текста, его главную мысль.
  3. Ещё раз прочитай текст.
  4. Выдели в тексте смысловые части. Как правило, в тексте количество смысловых частей или равно количеству абзацев или меньше Если абзацы начинаются со слов «Во-первых», «Во- вторых» вполне возможно, что автор просто продолжает развивать ранее высказанную мысль.
  5. Прочитай по очереди каждую из смысловых частей, подчеркни предложение, в котором в данной части содержится её (части) главная мысль.
  6. Озаглавь части. Названия частей должны быть ёмкими и короткими, в них должно быть кратко сформулировано главное.
  7. Перепиши план в черновик.
  8. Ещё раз перечитай текст, сверяясь с записями пунктов плана. При необходимости подкорректируй план.
  9. Продолжай работать с заданиями уровня С по тексту дальше, возможно, работа над ними приведёт тебя к идее более точного названия пунктов плана.
  10.  Запиши план текста в бланк ответа.

 









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Обобщение опыта "Система подготовки учащихся к ЕГЭ". Методы и формы работы при подготовке к ЕГЭ...

Методика подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по математике в 9 классе

На что следует обращать внимание при подготовке девятиклассников к экзамену по математике. Основные темы и подборка заданий...

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации...

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации...

Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации

О подготовке учащихся 9 -х классов к ГИА...

Кейс-технологии в системе подготовки учащихся к Государственной итоговой аттестации по математике .

Материал выполнен в виде презентации. Презентация раскрывает основные направления и способы помощи учащимся в подготовке к Государственной итоговой аттестации по математике....

«Система подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации по математике»

ЕГЭ по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы. Существенная особенность ЕГЭ по математике – он является обязательным для всех учащихся 11 классов. Основная цель введения ЕГЭ...