Конспект урока по обществознанию: "Семья- ячейка общества" (6 класс).
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Репникова Ольга Федоровна

Урок разработан на основе учебника Боголюбова Л.Н. для 6 класса. Урок составлен с использованием технологии развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_-yacheyka_obshchestva.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семья – ячейка общества.

Урок обществознания в 6 классе  с элементами технологии развития критического мышления.

Из опыта работы – учителя истории и обществознания

Репниковой Ольги Фёдоровны.

Цель урока: дать представление о семье – как основной группе общества; рассмотреть отношения внутри семьи, определить классификацию семей.

Оборудование: учебник «Обществознание», Семейный Кодекс  РФ.

Ход урока:

1 Организационный  момент.

2. Рассмотрение новой темы

2.1. Зачем люди создают семью.

2.2. Семья под защитой государства.

2.3. Права и обязанности детей и родителей.

3.  Закрепление.

4. Домашнее задание.

1. На прошлых уроках мы познакомились с параграфами первой главы. Мы говорили о, том, чем человек отличается от других живых существ, о том, любого ли человека можно назвать личностью, об основных видах деятельности человека, о подростковом возрасте.

2. На сегодняшнем уроке мы приступаем к изучению новой главы. Для того чтобы вовлечь учеников в работу урока, предлагаю им ответить на вопросы, глядя на экран, где представлены фотографии различных семей:

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на  уроке?

         Вы правильно определили тему нашего урока – «Семья ячейка общества». Цель нашего урока: определить, что такое семья, какие бывают семьи, какие отношения складываются между членами семьи? Работать мы будем с учебником, тетрадью и отдельными статьями Семейного кодекса.

Работать мы будем по плану, который записан на доске.

Стадия вызова.

Итак, главное слово нашего урока, как вы уже поняли «семья». Напишите это слово посередине листа вашей тетради и запишите слова, которые приходят к вам на ум по данной теме. (Зачитать).

Записать на доске.

2.1  Давайте попробуем ответить на вопрос:

- Зачем человеку семья?

- Может ли человек жить без семьи, не испытывая трудностей?

Да, семья есть у каждого человека из нас. Она может быть большой или маленькой, счастливой, благополучной и, к сожалению, не очень. Но какая бы она ни была – это наша семья! Ближе ее у нас с вами нет ничего на свете: ведь семья, как высказали, это мама, папа, бабушка, дедушка, семья – это ваши братья и сестренки. Они и составляют так называемый семейный круг.

Итак, что же такое семья? Какое вы бы дали определение?

Семья – это объединение людей, которые являются кровными родственниками  или близкими людьми.

Члены семьи ведут общее хозяйство, оказывают помощь друг другу, проводят вместе много времени, несут правовую и моральную ответственность друг перед другом.

Обратимся к учебнику, стр. 69. Какой рисунок вам ближе? Какой из них  напоминает вашу семью?

Семья – это очень древний коллектив. Семьи были и древнем обществе, и в средневековье. Таким образом, семья всегда занимала и занимает главное место среди других объединений людей. К семье всегда было уважительное отношение в любое время, в любом обществе.

О семье сложено много пословиц и поговорок. У вас было опережающее задание – найти пословицы и поговорки о семье. Зачитайте их. Какая главная мысль прослеживается во всех поговорках и пословицах (любовь, уважение, дружба, лад).

Коли вся семья вместе, так и душа на месте.

Каково на дому, таково и самому.

Семья в куче – не страшна и туча.

Согласную семью и горе не берет.

Не будет добра, коли в семье вражда.

В семье разлад, так дому не рад.

Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет.

Полна хата детей, так и счастливо в ней.

Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак и начинают жить вместе. Есть ряд условий, необходимых для вступления в брак, но об этом мы будем говорить в старших классах. Назовем лишь некоторые из них – это достижения брачного возраста, чтобы, вступающие в брак были дееспособными и не были кровными родственниками. Но главное, по-вашему, какое условие необходимо для вступления в брак? Любовь и уважение мужчины к женщине, женщины к мужчине.

Только тогда семья будет счастливой и дружной. Но всегда ли браки заключались по - любви?  Браки раньше заключались нередко против воли жениха и невесты, одной волей родителей. Давайте обратимся к учебнику, стр. 73 в картинную галерею.

2.2 Семья –  как, мы уже отметили,  обязательная часть любого общества,  государства. Семья всегда остается высшей ценностью, и чтобы укрепить ее позиции, правительствами многих стран принимаются меры государственной поддержки семьи.  

Каким годом был объявлен 2008 год? Вспомните.

Может быть,  вы знаете, какую помощь получают семьи от государств? (отпуск по уходу за новорожденным ребенком, материнский капитал, льготы многодетным семьям, помощь молодым семьям в получении жилья).

Таким образом, семья находится под защитой государства, и об этом записано в основном документе Российской Федерации – Конституции.

2.3 Мы с вами выяснили,  что человеку плохо без семьи, без ее поддержки. А ребенку, зачем семья? Давайте прочитаем стихотворение Берестова на стр. 70.

Это замечательно когда тебя любят мама, папа, бабушка, дедушка. Но ведь не все дети живут в семьях. Почему же так происходит? В жизни, конечно, чаще бывает, что плохо ведут себя дети. Но иногда и родители не отличаются хорошим поведением, не выполняют родительских обязанностей, наносят вред здоровью детей. И, в таком случае нарушают права ребенка. А какими правами вы обладаете. Давайте обратимся к семейному кодексу РФ, где об этом написано.

Рассмотрим  приложение № 1.

Вопрос учителя:

Перечислите ваши права, опираясь на ст. 54 СК РФ.

Если родители нарушают ваши права, то к ним может быть применена такая мера, как лишение родительских прав. Это очень строгое наказание, и в России применить его имеет право только суд. Что же может быть причиной для такого наказания?

Обратимся к приложению № 2.        

Эти статьи еще раз подтверждают то, что семья находится под защитой государства.

Конечно, хочется, чтобы все дети росли  и воспитывались в нормальной семье, окруженные любовью, вниманием и заботой.

2.4.  Все семьи разные, но можно найти и черты, которые делают их похожими. Давайте определим, какие семьи были раньше, а какие – в наше время. Чтобы заполнить таблицу необходимо внимательно прочитать документы и найти ответы на вопросы. Приложения № 3.

Тип семьи

Традиционная семья

Современная семья

Состав

Взаимоотношения

Система ценностей

В семье живут родители и их дети. В этом случаи считается, что эта семья двух поколенная. Первое поколение – это родители, второе – дети. Часто вместе живут бабушка дедушка, родители и их дети. Это семья – трехпоколенная. А если есть прадедушка или прабабушка. Это какая семья? Какие у вас семьи?

Иногда, когда говорят «большая семья», имеют в виду и ближайших родственников, с которыми вы видитесь, общаетесь,  дружите. Ведь у папы с мамой. Есть братья и сестры, у дедушки и бабушки тоже есть сестра и братья, а у них в свою очередь свои дети. Вы все – родственники, члены одного большого и все время разрастающегося  семейства. Многие ваши родственники по отношению к вам или вашим родителям имеют степень родства, которая называется по особому. Знаете ли вы эти названия. Я просила вас, их узнать.

- кто такая свекровь?

- кто такой тесть?

- кто такая золовка?

-  кто такая невестка?

-  кто такой сват?

- кто такая сватья?

У каждого народа существуют свои правила общения между близкими людьми. Вот  один пример.

У одного из племени, живущих на острове Суматра, сохранился древний обычай, по которому свекор и невестка (сноха) не могут разговаривать друг с другом. Если им нужно поговорить, то разговор должен происходить через посредника, которым может быть не только человек, но и животное или растение, а также любой неодушевленный предмет. Например, сноха спрашивает, увидев свекра в саду у дерева: «Скажи мне, дерево, не знает ли мой свекор, куда пошел мой муж?» А свекор отвечает: «Дерево, скажи моей снохе, что он пошел в поле…» Вот так и общаются.

3.  Итак, ребята мы с вами познакомились с понятием семья, затронули вопросы о ваших правах и обязанностях родителей. И сейчас составьте синквейн к слову «семья».

 Главное, мне бы хотелось, чтобы вы из всего того, о чем мы говорили, на сегодняшнем уроке сделали для себя вывод, что семья, - близкие вам люди всегда были и будут самыми главными в жизни человека. И если  ваш родной дом – уютный и крепкий, то и ваша дальнейшая жизнь будет согрета огнем домашнего очага, станет счастливой и радостной.

4. Домашнее задание прочитать параграф № 5. Напишите небольшой рассказ о своей семье.

Приложения к уроку

Приложение № 1.

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье.

  1. Ребенком признается лицо, не достигшее восемнадцати лет (совершеннолетия).

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса

Приложение №2

Статья 69. Лишение родительских прав.

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;

злоупотребляют своими родительскими правами;

жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними;

являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

                                       Приложение №3

Крестьянская семья

В далеком средневековье крестьяне жили большими патриархальными семьями из 15-20 человек: престарелые родители, женатые сыновья с детьми и внуками – три-четыре поколения родственников. Тесновато бывало такой семье в небольшом крестьянском доме. Может быть, тогда и родилась поговорка "В тесноте да не в обиде"? 

В XVII в. преобладали семьи не более 10 человек, состоящие, как правило, из представителей двух поколений – родителей и детей. Главой семьи был старший мужчина в доме. Его уважительно называли "большаком". Даже взрослые женатые сыновья, имевшие собственных детей, считались с ним. Большак распоряжался имуществом семьи и судьбой ее членов, руководил полевыми работами, распределял трудовые обязанности. Во время обеда большак сидел на почетном месте в красном углу избы под образами. 

В основе крестьянского супружеского союза лежал прежде всего хозяйственный интерес.

Невесту старались выбрать не столько красивую, сколько здоровую, умелую, трудолюбивую. Ведь после замужества ей приходилось брать на себя все домашнее хозяйство, воспитывать детей, ухаживать за скотиной, работать в огороде, поле.

Родители были для своих детей непререкаемым авторитетом. Даже взрослый сын беспрекословно подчинялся отцу. Авторитет родителей поддерживали и государство, и церковь. "Домострой" поучал: "Чада... любите отца своего и мать свою, и слушайте их, и повинуйтесь им по Богу во всем, и старость их чтите, и немощь их...". Родительское проклятье, с точки зрения веры и народных представлений о нравственности, считалось самым страшным, какое только могло быть. Вместе с тем, "Домострой" требовал от родителей заботиться о своих детях, велел учить их "страху Божьему и вежливости и всякому благочинию и, по времени... учить рукоделию матери–дочь, а отцу – сына". 

Семейные отношения крестьян были освещены вековыми традициями. Многие из них безвозвратно ушли в прошлое, некоторые продолжают жить, составляя часть нашего бытия или, как сегодня принято говорить, часть русского национального менталитета.

Ю. Рябцев. Крестьянская семья 
// История русской культуры: Художественная жизнь и быт XI-XVII веков / Ю. Рябцев. – М., 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания "Семья в современном обществе"

Урок по обществознанию в 10 классе...

Урок по обществознанию "Семья в жизни человека" 6 класс

Урок по обществознанию для учащихся 6 класса, на котором дети защищают свои проекты и выполняют познавательные и проблемные задания....

урок по обществознанию "Семья - ячейка общества"

Данный урок разработан  по новым ФГОС. В ходе  урока  реализуются  различные УУД. Урок  «открытия нового знания» Цель урока: коллективное решение главных вопросов связанных ...

Конспект урока по теме "Семья - ячейка общества"

Урок обществознания в 6 классе по теме "Семья - ячейка общества"...

Материалы открытого урока по обществознанию. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня, завтра.

Урок по обществознанию "Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня и завтра"  Предлагается методический материал открытого урока по технологии "Социальный проек...

Урок по обществознанию "Семья в современном обществе"

Разработка урока обществознания в 11 классе по теме "Семья в современном обществе"...

Разработка урока по теме "Семья - ячейка общества"

Материал включает в себя разработку урока английского языка на тему  "Семья - ячейка общества". Урок для 10 класса(базовый уровень). Урок включает в себя элемент, направленный на отработку навыко...