Урок обществознания по теме "Демократические выборы и политические партии". 10-й класс
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме
Урок обществознания по теме
"Демократические выборы и политические партии".
10-й класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo.docx | 29.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания по теме
"Демократические выборы и политические партии".
10-й класс
Задачи урока:
- Подвести учащихся к пониманию того, что через выборы осуществляется представительная форма участия граждан в политике; раскрыть сущность, структуру и типы демократической избирательной системы;
- Развивать гражданское ответственное отношение к выборам;
- Содействовать развитию практических навыков старшеклассников, их участия в перспективе в избирательных комиссиях.
Методический инструментарий учителя
Предмет | Обществознание |
Тема | Демократические выборы и политические партии |
Источники |
|
Литература |
|
Характер учебной деятельности | Интерактивное обучение |
Форма занятия | Урок-практикум |
Форма организации учащихся | Работа в группах |
Время изучения | 2 часа. |
Класс | 10 |
Виды деятельности | Работа с документами – выдержки из основных документов избирательного законодательства: Дискуссия “Участие в выборах – это участие в управлении государством?” Тренинг “Чудо – выборы” Необходимая база:
|
Основные блоки урока |
|
План урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Оргмомент | Приветствие учащихся | Приветствие учителя |
2.Выбор темы. | Предположите, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?”На какую тему сегодня мы будем говорить? | (уч-ся выбирают тему урока из предложенных на доске) ТЕМЫ: - Политические партии. - Демократические выборы. - Участие граждан в политической жизни страны. - Демократические выборы и политические партии. Слайд 1. |
2. Постановка задач. | Вступительное слово учителя: “Русскому мыслителю И.А.Ильину принадлежат слова (они записаны на доске): “Участнику демократического строя необходимы личный характер и преданность Родине, черты, обеспечивающие в нем определенность воззрения, неподкупность, ответственность и гражданское мужество.” В условиях демократии, когда источником власти является народ, необходимо каждому гражданину страны осознавать важность и ответственность шага, связанного с участием в выборах. Особенно вам, будущим выпускникам – потенциальным избирателям. Рассмотрим ситуацию: Одиннадцатиклассница нашей школы Ольга Э. впервые будет участвовать в выборах 4 мая 2013 года. Является ли ее добровольное участие в выборах – свидетельством того, что она “участник демократического строя”, участник управления государством? Предложите аргументированную защиту своей позиции. При обсуждении ситуации учащимися выявились две противоположные позиции: “да” и “нет”. Учитель: “Далеко не случайно то, что у нас выявилась группа ребят, считающая, что участие в выборах – далеко не участие в управлении государством. Более того, часть молодежи и взрослого населения нашего села выражают пассивное отношение к выборам. Так, по данным участковой избирательной комиссии на декабрьских 2012 года выборах депутатов Государственной Думы РФ явка избирателей составила 53% против 65% от числа избирателей, внесенных в список для голосования в предыдущие выборы. Предположите, какие еще проблемы мы поставим на сегодняшнем уроке? ВЫВОД: Для обсуждения данных проблем необходимо разобраться, прежде всего, с избирательной системой в РФ, многопартийностью. | Учащиеся предлагают: – проблема равнодушного отношения к будущему своей страны; – проблема формирования активной жизненной позиции молодежи; – проблема “мой голос ничего не решает” и т.д.
Содействовать развитию практических навыков старшеклассников, их участия в перспективе в избирательных комиссиях |
| Познакомимся с планом урока. Слайд 2.
А) избирательное право.
А) мажоритарная.
А) классификация партий.
| Учащиеся знакомятся с планом. |
5. Мотивация изучения материала. Что такое выборы? | Учитель дает задание классу: “Попытайтесь дать свое определение понятию “выборы” и запишите в тетрадь (2 минуты). А как трактуется это понятие в Федеральном законе “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме РФ”, Конституции РФ. | Учащиеся находят в законе определение понятию «выборы». Учащиеся проверяют насколько совпадают данное ими самими определение с тем, которое содержится в законодательстве. Выдержки из документов:
|
Учитель предлагает открыть Конституцию ст. 32 и ответить на вопросы:
Историческая справка о выборах. Слайды 3,4 ВЫВОД: Т.О. выборы имеют давнюю историю, но чтобы от них была польза, нужно владеть информацией о них, знать как правильно в них поучаствовать. | Учащиеся знакомятся с ст.32 КРФ. Ст. 3:
Знакомство с выводами в учебнике на стр.259-260. Уч-ся читают ист. справку. | |
6.Избирательные системы. | Давайте познакомимся с избирательной системой РФ.
А) избирательное Б) избирательный право. процесс Избирательная система – это порядок выборов в представительные учреждения лиц, а также определение результатов голосования. Она включает 2 компонента: А) Избирательное право Б) Избирательный процесс | Слайд 5. |
Избирательное право – политическое право гражданина избирать (активное право) - право быть избранным (пассивное право) | Ст. 4.1 ФЗ «Об основных гарантиях…»
Слайд 6. | |
| Ст.60, 32 КРФ Слайды 7,8,9,10 | |
Что используют граждане, чтобы сделать свой выбор? (бюллетень) Учитель продолжает: “На основе избирательного права реализуется избирательный процесс. Алгоритм выборов прописан в этом же ФЗ. Закон очень объемен и сложен, но вы можете представить сам порядок избирательного процесса, открыв слайд № 8. Политический маркетинг (создание с помощью рекламы привлекательного для избирателя имиджа кандидата) !!! Каждый кандидат стремится «продать» себя подороже при помощи СМИ. Имидж не всегда соответствует действительности. “А всегда ли выборы являются демократическими? | Слайд 11. Стадии избирательного процесса.
(на доске) Всеобщие – демократические Равные – неравные Прямые – косвенные С тайным голосованием – с открытым голосованием (положения левого столбца прокомментировать на основании ст.4-7 ФЗ «Об основных гарантиях..», а правого – используя знания отечественной истории, в частности закон о выборах в I Государственную Думу (1905 г.) Уч-ся проводят сравнительный анализ и приходят к выводу, что выборы не всегда бывают демократическими. Сам по себе факт проведения выборов не гарантирует демократических выборов. Важно соблюдать принципы избирательного права”. | |
7.Типы избирательных систем. А) мажоритарный Б) пропорциональный В) мажоритарно-пропорциональный (смешанный) | Уч-ся изучают самостоятельно и заполняют карточки (Плюсы и минусы избирательной системы) Учащиеся докладывают о выполнении задания. (см. карточку приложение №1) Повторить показ слайдов №13-16 в качестве подведения итогов. Решение задач. (стр.174-175 методички) | |
Задачи: 1. В Австралии выборы в парламент осуществляются по избирательным округам. Победившим считается кандидат, набравший 50% + один голос. К какому типу относится избирательная система Австралии? Ответ поясните. 2.Конгрессмены США избираются по одномандатным округам, насчитывающим равное число жителей. Какой тип избирательной системы иллюстрирует приведенный факт и почему? 3.В одной из демократических стран выборы в высший представительный орган осуществляются по единому избирательному округу за списки кандидатов от политических партий. После очередных выборов обнаружилось, что первая партия получила 60% голосов избирателей, вторая – 30%, а третья – 10%. К какому типу относится избирательная система данной страны? Ответ поясните. Сколько мест получит каждая из партий в парламенте, если в его составе 120 человек? | Мажоритарная система абсолютного большинства. Мажоритарная система относительного большинства. 1.Пропорциональная избирательная система. 2.120 – (60+30+10)=20 голосов 3. 20х60:100=12 (12+60=72 голоса – 1-я партия) 4. 20х30:100=6 (6+30+36 голосов -2-я партия) 5. 20х10:100=2 (2+10=12 голосов – 3-я партия) | |
Особенности избирательной системы РФ. ВЫВОД: т.о., избирательные системы стимулируют развитие многопартийности”. | Слайд № 19. | |
8.Многопартийность и партийные системы.
Историческая справка «Из истории становления политических партий»
(Анкета. Соцопрос)
5.Классификация политических партий. 6.Признаки политических партий. 7.Функции политических партий. Учитель: “ Обращается к классу с вопросом: Какие партии вам известны?» В какую партию вы хотели бы вступить? Вы не испытали трудности при выборе? Что нужно знать прежде чем вступить в какую-либо партию? Давайте познакомимся с лидерами партий представленных в парламенте РФ. | Слайд №20. Многопартийность – это наличие в обществе 2-х или более партий. Слайды № 21-23. Сайды №24-31. Слайд №32. ПП – это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных слоев населения, стремящаяся к политической власти либо к участию в осуществлении государственной власти. Слайд №33. Слайд №34. Слайд №35. Слайд №36. (КПРФ, ЛДПР, Единая Россия, Справедливая Россия, Патриоты России, Правое дело и др.) Работа с приложением «Политические партии России» (Уч-ся знакомятся с названиями партий и выбирают понравившуюся) Знакомство с выводами №2,3 учебника, с.260. Слайды (фото лидеров партий) | |
Задание: Используя материалы учебника § 23, с. 257 заполните пропуски в предложениях. После проверки задания учитель спрашивает: “какой идеологической ориентации придерживаются известные вам партии?” | Учащиеся отвечают: КПРФ – коммунистическая, ЛДПР – либеральная, Единая Россия – либеральная и т.д. | |
После проверки выполнения задания учитель предлагает тренинг “Чудо – выборы”. На тренинг отводится 5-7 минут, за которое участники должны договорится о том:
Когда обсуждение закончится, каждая группа рассказывает, чем руководствоваться избирателям при выборе, чтобы не ошибиться. Учащиеся отмечают, что среди депутатов много демагогов, людей злоупотребляющих своим положением. Учитель: “А почему мы назвали тренинг “Чудо – выборы”? V этап урока.Для подведения итогов занятия внимание учащихся вновь обращается на слова И.А.Ильина, записанные на доске. Учитель просит объяснить: “Почему участнику демократического строя необходимы преданность Родине, неподкупность, гражданское мужество?” После бурных высказываний учитель цитирует мыслителя: “Нет этого – и он пустое место, картонный кирпич в стене, гнилое дерево, проржавевшее кольцо в цепи, заранее обеспеченный предатель”. Вот что значит, по Ильину быть участником демократического строя. Выводы по итогам занятия учитель делает вместе с учащимися, сравнивая их с целями учебного занятия. VI этап урока.Задание: “ Составьте перечень опорных терминов для нашего плана в рассмотренной на уроке теме. П.23, с.256-262 | Записать в тетрадь опорные термины по рассмотренной на уроке теме. “выборы, избиратель, кандидат, избирательное право, федеральный закон, избирательный процесс, политическая партия, многопартийность и т.д.” |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по обществознанию в 10 классе «Демократические выборы и политические партии».
Урок по обществознанию в 10 классе «Демократические выборы и политические партии».Учебник: «Обществознание. 10 класс» (авторов Л.Н.Боголюбова, Ю.И Аверьянова и др. - М.: Просвещение, 2008Урок ...
Демократические выборы и политические партии 10 класс
презентация...
Демократические выборы и политические партии
nИзбирательная система – порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования....
Разработка урока на тему "Демократические выборы и политические партии"
Данная разработка поможет провести урок в 10 классе в нестандартной форме и сделать его полезным с практической точки зрения...
Открытый урок "Демократические выборы и политические партии".
Демократические выборы и партии Демократичные выборы – один из главнейших институтов легитимизации действующего политического режима и политической системы.Демократичные выборыДемократичные выбор...
«ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ»
Урок изучения нового материала. Он является логическим продолжением занятий по теме «Политическая сфера». После общей темы, которая раскрывает вопросы, следует обсудить проблемы демократиче...
Презентация. Демократические выборы и политические партии. 10 класс. Базовый уровень.
Презентация. Демократические выборы и политические партии. 10 класс. Базовый уровень....
- Мне нравится (1)