Методическая разработка "Социальная стратификация"
методическая разработка по обществознанию по теме

Косова Инна Андреевна

Методическая разработка "Социальная стратификация" с приложениями

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 «ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ

ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА»

Разработчик:

преподаватель истории и обществознания

Косова И.А.

16.10. 2014 г.

Тип урока: урок - исследование с элементами дискуссии.

Триединая дидактическая цель:

образовательные - содействовать формированию знаний о процессах, идущих в сфере социальных отношений, раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний, выявить наиболее значимые социальные проблемы развития общества, критерии выделения основных социальных групп, влияние экономических факторов на социальные отношения;

развивающие - способствовать развитию исследовательских навыков при работе с документами, умению анализировать материал, делать выводы, доказывать свою точку зрения,

воспитательные

 дать представление студентам о тенденциях развития социальных отношений в современном мире и, в первую очередь, в нашем обществе; помочь осознать свою собственную социальную позицию.

Термины и понятия:

  • социальная
  • дифференциация и ее виды, стратификация общества
  • социальная мобильность,
  • социальные лифты,
  • социальное неравенство,
  • класс,
  • страта,

Тип урока: урок изучения нового материала и первоначальное его закрепление.

Группа: ТЭ-135

Структура урока:

I. Организационно-мотивационный момент. Актуализация знаний. Объявление темы урока. Постановка цели урока, знакомство с задачами урока.

II. Изучение новой темы. План изучения нового материала:

1. Основные социальные группы. Социальная структура общества.

2. Социальные отношения.

3. Социальная динамика:

А) причины социальных изменений;

Б) социальная мобильность и "социальные лифты"

4. Тенденции развития социальных отношений в современном российском обществе. Общество, в котором мы живем. Общество, в котором нам хотелось бы жить.

III. Закрепление изученного материала.

IV. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока:

Этапы урока:

Деятельность преподавателя:

Деятельность студентов:

I этап.

 Организационный момент

Преподаватель приветствует студентов, проверяет готовность группы к уроку, отмечает отсутствующих. Мотивация к восприятию нового материала.         

Студенты приветствуют преподавателя, отвечают на вопросы, настраиваются на урок, слушают преподавателя.

II этап.

 Объяснение нового материала

Вступительное слово:

"Свобода, равенство, братство!" Великий лозунг Великой французской революции, ознаменовавшей вступление человечества в новую социальную эпоху. Неотъемлемым качеством этого мира должно было стать равенство людей. Неравенство людей и стремилась уничтожить революция. Но равны ли люди сегодня? Современное общество, какое оно? Выскажите свои суждения.

Обобщает ответы студентов, сообщает цель урока, обращает внимание на базовые понятия.

Преподаватель: Современные исследователи считают, что социальное расслоение свойственно любому обществу. Даже в первобытном обществе выделялись группы в соответствии с полом, возрастом с присущими им привилегиями и обязанностями. Принято различать экономическую, политическую, профессиональную дифференциацию. Объясняя базовые понятия, опирается на подготовленную презентацию (слайд №2).

Слайд № 3. Вывод: социальная дифференциация - это не просто выделение каких-либо групп, но и определенное неравенство между ними (слайд № 4).

Можно ли устранить это неравенство?

Слайд № 5. 2 подхода дифференциации общества.

Слайд № 6. Социальная структура общества.

Социальная структура американского общества с развитой рыночной экономикой представляет собой "лимон" т.к. развита центральная часть, а полюса невысокие. Соц. структура латиноамериканских стран напоминает Эйфелеву башню - широкое основание (беднейшие слои) и вытянутая средняя часть и верхушка (элита), (слайды № 12, 13).

Задание. Составить модель социальной структуры стран Восточной Европы и России по следующим данным: 80 % - бедный класс , 3-5 % - высший класс, 15-18 % - средний класс.

Один из студентов пригашается к доске для составления модели социальной структуры России.

В ходе объяснения преподаватель обращает на понятия и просит их записать в тетради.

Социальная мобильность - совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса (слайд №7).

Маргинал - человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой (слайд №8).

Каналы или "лифты" мобильности - пути и механизмы, позволяющие подниматься наверх (слайд №9).

Преподаватель комментирует: на первый взгляд и сегодня нет равенства, люди не схожи своим образом жизни, благосостоянием, образованием. В то же время есть принципиальное отличие между неравенством во французском обществе времен Людовика XVI и современной Францией. Двести лет прошли не зря.

Равенство нельзя понимать как "одинаковость" всех людей. Во все времена были люди старые и молодые, сильные и слабые, здоровые и больные, толстые и тонкие, брюнеты и блондины, мужчины и женщины. Такое неравенство (объективное) неустранимо, и все попытки сделать людей похожими кончались провалом.

В то же время, в современных демократических странах все граждане равноправны, т.е. равны перед законом, хотя различных социальных несправедливостей в законодательстве разных стран много. Путь к равноправию очень медленный, извилистый, но человечество продвинулось по нему довольно далеко (слайд № 10).

Преподаватель предлагает рассмотреть учащимся два документа и их сравнить (Приложение№1).

А затем ответить на вопросы:

  • Что объединяет эти документы?
  • Выделите понятия, содержащиеся в документах.
  • На основе чего, по мнению Маркса, происходит противоречие, антагонизм? Что лежит в основе неравенства людей?

Студенты слушают учителя, включаются в беседу, отвечают на вопросы о неравенстве в обществе, участвуют в общей дискуссии,  приводят примеры, вспоминая сказки различных народов мира.

Студент: в сказочном мире всегда торжествует справедливость, но какая? Честный и трудолюбивый, благородный и храбрый, в конце концов все получит, а трусливый, коварный, жестокий все потеряет. При этом от самого человека зависит, каким ему быть - плохим или хорошим. Этот принцип был известен очень давно, еще в Древнем Риме. Справедливость проявляется в воздаянии каждому по заслугам. Гуманисты создали утопическое правило "каждому столько, сколько другому".

Студенты слушают и усваивают материал.

Студенты обращают внимание на презентацию.

Отвечают на вопрос - главный критерий выделения страт и классов - отношение к они выделяется с учетом многих критериев, размеров и форм дохода, образа жизни, уровня образования.

Студент составляет модель социальной структуры России на доске, а остальные записывают в своих тетрадях.

Определения и базовые понятия выслушиваются студентами, обсуждаются и записываются в тетради

Студенты работают с понятиями и высказывают свои мнения.

Студенты работают с фрагментами документов, отвечают на вопросы к документам.

Делают вывод: Причины  социальных изменений интересовали человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение - излюбленный сюжет народных сказок: хитромудрый нищий вдруг становится богачом, бедный принц - королем, Золушка выходит замуж за принца, повысив свой статус. Однако человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. НТР, войны, революции - все это приводит к смене социального положения в обществе групп.

III этап.

 Этап закрепления материала.

Тесты на закрепление материала.

1. Что входит в понятие социальной структуры общества:

классовый состав общества;

социально - профессиональная структура населения;

демографический состав населения;

все указанное выше?

2. Что из перечисленного ниже определяется понятием социальной общности (1), а что - социальной группы (2)?

  • экологическое объединение;
  • пенсионеры;
  • семья;
  • молодежь;
  • трудовой коллектив;
  • городское население;
  • ученики нашего класса;
  • нация;
  • клуб любителей авторской песни;
  • спортивная команда.

3. Изобразите графически вертикальную и горизонтальную мобильность по следующим позициям:

изменение профессии: рабочий стал инженером;

переезд из одного города в другой без изменения профессии;

повышение квалификации в рамках одной профессии;

понижение в должности.

4. Переход людей из одной социальной группы в другую называется:

  • социальным неравенством;
  • социальной мобильностью;
  • социализацией;
  • социальной адаптацией.

Студенты отвечают самостоятельно на каждый вопрос теста, затем сравнивают ответы и исправляют ошибки.

IV этап.

 Подведение итогов.

Преподаватель подводит итоги и просит студентов самостоятельно сделать вывод.

В конце урока объясняет домашнее задание: параграф 17, вопросы 1-6. Записать в тетрадь причины кризиса семьи. Принести информационный материал (вырезки из газет и журналов, а также собранные статистические данные) для составления и оформления проектов по теме "Семья в современном мире".

Самооценка студентами своей работы на уроке.

Студенты делают вывод, что неравенство в обществе существовало, существует и будет существовать. Но необходимо позаботиться о том, чтобы социальное неравенство снижалось, а не увеличивалось. Очень многое зависит и от общества, и от политики государства.

Общественные ожидания сводятся к следующему:

  • демократическая, правовая основа;
  • экономическая, политическая стабильность;
  • высокий уровень образования, науки и культуры.

Приложение № 1.

1) Фрагмент работы К.Маркса и Ф.Энгельса «Манифест Коммунистической партии»

«истории всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов…» (Работа вышла в свет в 1848г)

2) Фрагмент работы В.И.Ленина «Великий почин» (1919 г.)

«Классы – это большие группы людей, которые различаются:

  • по месту в исторически определенной системе общественного производства;
  • по отношению к средствам производства;
  • по роли в общественной организации труда;
  • а также по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают…»

Приложение № 2.

Текстовый файл к презентации по теме: «Социальная структура общества»

Рубрика «в мире мудрых мыслей»

«Всякий социальный слой по-своему любопытен, художник может с равным интересом изображать манеры королевы и привычки портнихи».  М. Пруст

План урока

1. Понятие стратификации

2. Социальная дифференциация

3. Характер, особенности, тенденции развития в современном мире

4. Причины социального неравенства

5. Границы социальной мобильности

6. Возможности изменения социального статуса

Стратификация

Страты:

Классы:

различаются по:

различаются по:

уровню доходов                                    

 месту в системе общественного производства

основным чертам образа жизни       включенности во     властные структуры                                        

отношению к средствам производства

отношениям собственности                    

роли в общественной организации труда  

социальному престижу                            

по способам и размерам получаемого богатства

Страта – социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию, престижу.

«Классы – это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». В. И. Ленин

Социальная дифференциация.

 Разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение – это социальная дифференциация.

Виды дифференциации

- экономическая - различие уровня жизни  и доходов

- политическая – политические лидеры и народные массы

- профессиональная – деление по роду занятий и деятельности

Социальная структура

Классы или страты?

Социальная структура – социальные общности

Социальный класс

Богатые и бедные

Эксплуататоры и эксплуатируемые

Угнетатели и угнетенные

Распределительная теория (Ф. Гизо и А. Смит) –

1.собственники земли,

2.владельцы капитала,

3.наемные рабочие

Рубрика « в мире мудрых мыслей»

«Общество составлено из двух классов: из тех у которых обедов больше, чем аппетита, и тех у которых аппетита больше, нежели обедов».  Н. Шамфор

Классы или страты?

Современная западная социология

Страты. Критерии деления:

  • образование,
  • доход
  • профессия

Социальная мобильность - переход человека из одной социальной группы в другую

Горизонтальная – семья – семья, фабрика – фабрика – низкая активность (касты)

Вертикальная – служащий – управляющий – высокая активность  (революции)

Социальные «лифты» - быстрое социальное перемещение (армия, церковь, школа).

Тенденция развития социальных отношений

Социальная структура  изменчива

Традиционные общества                      медленно

Запад             новый средний класс      увеличение

                                                                                            работников в сфере

                                                                                            услуг и

                                                                                            информационных

                                                                                            технологий

Словарь терминов:

Социальная группа – любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям (пол, возраст, национальность, раса, профессия, власть, доход и др.)

Люмпены    (бродяги, нищие, бомжи)  и маргиналы (пограничные социальные слои – выходцы из деревни).

Квазигруппы – спонтанные неустойчивые группы, при необходимости превращающиеся в устойчивые социальные группы.

Маргинал – индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде, в рамках которой он формально существует. 

Изменение социальных отношений в российском обществе:

Дифференциация населения, прожиточный уровень  - 60% населения за чертой бедности

Оплата труда

Бедные 1:10 богатые   + нетрудовые доходы

Тенденции развития социальных отношений в России:

1. возрастание социальной дифференциации

2. падение статуса интеллектуальных профессий

3. появление новых социальных групп

4. усиление маргинализации

Социальная политика: возможные варианты

  • Европейский:

Высокие налоги с населения, НО большая часть из них расходуется на социальные программы

  • Азиатский:

Нет трат на социальную сферу. НО средства вкладываются в развитие производства.

  • Латиноамериканский

Приватизация социальной сферы

Задание

Обсудите каждый из вариантов социальной политики, выявите их достоинства и недостатки. Есть ли среди этих вариантов приемлемый в наших условиях? Обоснуйте свой выбор.

Вопросы:

  • Что понимается под социальной мобильностью?
  • Объясните различия между горизонтальной и вертикальной мобильностью?
  • Приведите примеры обществ:

А) с низкой социальной мобильностью;

Б) с высокой социальной мобильностью.

  • Что такое социальные лифты?
  • Какие социальные лифты выделял П.А. Сорокин?
  • Действует ли и сегодня те социальные лифты, о которых писал П.А.Сорокин? Какие новые каналы социальной мобильности появились в наше время?
  • Какими социальными лифтами вы собираетесь воспользоваться, чтобы добиться жизненного успеха?

Творческое задание: «Старые песни о социальном»

  • Когда ласкали вы детей своих, Я есть просил, я замерзал.
    О, увидав меня, не прячьте взгляд, Ведь я ни в чем, ни в чем не виноват.

Кто и что виновато в том, что сегодня кто-то начинает жизнь в городских трущобах? На какое неравенство указывает автор песни? 

  • По диким степям Забайкалья, Где золото моют в горах,
    Бродяга, судьбу проклиная, Плетется с сумой на плечах.

Какому классу посвящены эти строчки? Что на это указывает? 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме: Социальная стратификация

Подготовка к уроку по теме : Социальная стратификация 11 класспомощь для учителей 11 классов...

Урок по теме "Социальная стратификация"

Урок в технологии РКМЧП с использованием стратегии «эффективная лекция»,приемов "вопросительные и ключевые слова", "вводный вопрос", "резюме"....

презентация "Социальная стратификация"

Презентация содержит обучающий материал по теме "Социальная стратификация. Социальная мобильность". Продукт содержит задания для самостоятельной работы обучающихся, имеющие целью закрепление материала...

конспект урока по курсу обществознания "Социальная стратификация"

В разработке содержится раздаточный материал для организации самостоятельной работы обучающихся по теме "Социальная стратификация", предлагаются различные формы работы с разными источниками информации...

Презентация к уроку обществознания Социальная стратификация и мобильность 8 класс

Презентация к уроку обществознания Социальная стратификация и мобильность 8 класс...

тест "Социальная стратификация и мобильность"

Данный тест является дополнением к проверке домашнего задания в 8 и 10 классах по теме СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ...

Социальная стратификация и мобильность. Социальные группы.

Презентация по обществознанию.Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ...