конспект урока по курсу обществознания "Социальная стратификация"
план-конспект урока (обществознание , 10 класс) по теме

В разработке содержится раздаточный материал для организации самостоятельной работы обучающихся по теме "Социальная стратификация", предлагаются различные формы работы с разными источниками информации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_socialnaya_stratifikaciya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тумская средняя общеобразовательная школа №3»

План-конспект урока по курсу обществознания в 10 классе

Учитель истории, обществознания и английского языка Косякова Наталья Сергеевна

Социальная стратификация. Социальная мобильность.

Цель. Формировать у обучающихся понимание о связи социальной стратификации и социальной мобильности, связи социальной мобильности с изменениями, происходящими во всех сферах жизнедеятельности общества.

Ожидаемые результаты. Изучив тему, обучающиеся смогут:

  1. называть критерии и принципы социальной стратификации;
  2. давать характеристику  стратификации с использованием понятийного аппарата урока;
  3. различать виды социальной мобильности;
  4. определять  особенности социальной стратификации и социальной мобильности в  западных и российском обществах.

Задачи.

Задачи

Пути решения

Создавать условия для формирования ценностно-смысловых компетенций.

Мотивация на урок: анализ стихотворения К. Ковальджи, определение собственного отношения к содержанию произведения.

Формировать общекультурные и информационные компетенции.

Организация работы с раздаточным материалом: адаптированный текст из работы П.А. Сорокина «Социальная стратификация». Ознакомление с тенденциями развития общественных отношений и изменениями в социальной стратификации, вызываемой этими изменениями.

Организация работы с презентацией, текстом учебника.

Создавать условия для развития учебно-познавательных компетенций.

Организация работы по целеполаганию, определению проблемы, ожидаемых результатов и задач урока.

Определение алгоритма построения занятия.

Организация рефлексии.

Формировать коммуникативные компетенции.

Работа в парах.

Организация дискуссии.

Ресурсы:

  1. А.Ф. Никитин «Обществознание» 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. М., «Дрофа» 2013г.
  2. Е.Н. Салыгин, Ю.Г. Салыгина «Обществознание». Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. «Вента-Граф» 2004г.
  3. Интернет-ресурсы: http://www.sociology.mephi.ru/, http://www.studfiles.ru/
  4. Презентация по теме урока

Тип урока: комбинированный.

 

Межпредметные связи: история, литература (развитие речи).

Понятийный аппарат: социальная стратификация, власть, престиж, богатство, социальная мобильность, люмпены, маргиналы.

Ход урока.

  1. Мотивация на урок.

Работа с текстом стихотворения К. Ковальджи.

Бог

У Марии во чреве.

Вождь

У женщины в животе.

Вор

У бабы в брюхе.

Организация дискуссии:

Выскажите своё мнение по содержанию стихотворения.

Определите отношение автора к персонажам, упомянутым в произведении.

Какое положение они занимают в обществе? Можем ли мы определить социальную иерархию персонажей?

Чем вызвана такая иерархия?

  1. Определение темы урока, его цели, ожидаемых результатов и задач, проблемы.

Можно ли найти универсальный критерий для определения социальной дифференциации?

  1. Организация работы с раздаточным материалом:

П. СОРОКИН         СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ.  СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ*

1. Понятия и определения Социальная стратификация — это дифференциация некой совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации весьма разнообразны. Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от того, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как "общество равных" или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать реальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены какого-то общества, разделены на различные группы по роду их деятельности, занятием, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчиненных, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.

Работа в парах:

Составьте диалог на основе содержания данного материла в форме интервью, которое журналист берёт у учёного: для популярного журнала;  для научного периодического издания; для глянцевого журнала.  Тип издания обучающиеся определяют самостоятельно.

  1. Работа с презентацией к уроку. Презентация содержит материал для организации проверки нового материала.

В процессе работы с презентацией происходит ознакомление с терминологией урока: социальная стратификация, власть, престиж, богатство, социальная мобильность. Обучающимся предлагается для обсуждения вопрос  о влиянии на социальную мобильность в России XVIII века принятия табели о рангах.

  1. Работа с текстом учебника. §10 Н.А. Никитин «Обществознание»:

- соотнесение названия параграфа с темой урока («Многообразие социальных групп»);

- ознакомление с названиями раздела §10, определение места люмпенов и маргиналов в социальной иерархии;

- определение классифицирующих признаков страты по результатам анализа раздела «Что такое страты?» с. 84.

  1. Практическое задание: определите положение в социальной иерархии олигарха в современной России, организатора предприятия  «теневой экономики»  в СССР. Выделите общие черты и различия. Можно ли однозначно утверждать, что богатство – определяющий критерий в социальной стратификации? Возвращение к проблеме урока.
  2. Работа со второй частью раздаточного материала. Найдите подтверждения или опровержения.

2. Основные формы социальной стратификации и взаимоотношения между ними  Конкретные ипостаси социальной стратификации многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификация. Как правило, все они тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам; и наоборот. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений. Так, к примеру, самые богатые далеко не всегда находятся у вершины политической или профессиональной пирамиды, также и не во всех случаях бедняки занимают самые низкие места в политической и профессиональной иерархии. А это значит, что взаимозависимость трех форм социальной стратификации далека от совершенства, ибо различные слои каждой из форм не полностью совпадают друг с другом. Вернее, они совпадают друг с другом, но лишь частично, то есть до определенной степени. Этот факт не позволяет нам проанализировать все три основные формы социальной стратификации совместно.   Реальная картина социальной стратификации любого общества очень сложна и путанна. Чтобы облегчить процесс анализа, следует учитывать только основные, самые главные свойства, в целях упрощения опуская детали, не искажающие при этом общей картины.

*П. Сорокин. Социальная стратификация и мобильность. // Питирим Сорокин. «Человек. Цивилизация. Общество». (Серия «Мыслители XX века»). М., 1992. С. 302-373. (Текст адаптирован). http://www.sociology.mephi.ru/

  1.   Обсуждение содержания раздаточного материала, определение, решена ли проблема урока. Работа с понятийным аппаратом занятия: какие термины вы бы использовали  при характеристике социальной стратификации общества?
  2. Мотивация на следующий урок: как развиваются отношения между различными стратами? Определение темы следующего урока.
  3. Домашнее задание. Подготовка к диктанту по терминам, подготовить материал для написания эссе по одной из тем:

В теории нет ничего проще равенства; на деле же нет ничего невыполнимее и химеричнее.

Люк де Вовенарг

В жизни всё бывает, но не каждому достаётся.

                                                                      Георгий Ковальчук

Люди равны, но на сцене жизни они играют разные роли.

                                                                                Франсуа Вольтер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по курсу ОРКСЭ ( «Основы православной культуры») для 5-го класса. Тема «Православный монастырь».

Тема разработанного мною урока есть  в программе А. Я.  Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Предполагается  использование на уроке учебника А.В. Кураева «Основы...

Конспект урока по курсу основы светской этики "Добро и зло"

Материал урока построен на основе учебника "Основы светской этики" и электронного приложения....

конспект урока по курсу "Человек и общество" на тему "Деньги"

Данный конспект урока по курсу "Человек и общество" на тему "Деньги" состален для учащихся класса послешкольного обучения с умереннной степенью умственной отсталости проживающих в условиях детского до...

План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры». Тема урока: « Чудо в жизни христианина»

План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры».Тема урока: « Чудо в жизни христианина»...

Методическая разработка. Конспект урока по курсу истории «Средние века» ( 6 класс) Тема урока: «Культура Византии»

Цели урока: знакомство с культурой ВизантииЗадачи– сформирование у учащихся представление о Византии, как наследнице античной культуры, развитии образования, научных знаниях, архитектуре.Результ...

Конспект урока по обществознанию. Социальная стратификация

Данная тема одна из центральных в изучении общества, она описывает социальное неравенство в обществе, деление на социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий...

План-конспект урока по курсу ОДНКНР Тема урока: «Семья – хранитель духовных ценностей» 5 класс

Цель урока: Способствовать формированию представлений о семье как о первом социальном институте,  где ребенок   получает уроки  нравственности....