Урок обществознания в 6 классе "Человек славен добрыми делами" УМК Л. Н. Боголюбова
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Шаронова Татьяна Александровна

Урок открытия новых знаний с применением ИКТ. Воспитывает чувство необходимости совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям. УМК Л. Н. Боголюбов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Человек славен добрыми делами»

Цель: Развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела, воспитывать культуру общения.

Задачи урока: подвести к пониманию значения добра в жизни каждого человека, важности золотого правила морали в жизни человека; продолжить формировать умения анализировать дополнительную литературу, делать выводы, работать по тексту учебника, воспитывать стремление к проявлению заботы о своих близких, умения общаться.

Оборудование: учебник  Боголюбова, рабочие листы, картина Рембрандта «Возвращение блудного сына», экран,  компьютер, мультимедиа.

Тип урока:  урок открытия новых знаний

Ход урока.


1. Организационный момент

-Добрый день, ребята! Я надеюсь, что вы пришли ко мне с хорошим настроением и у нас с вами получится все задуманное!

Вы готовы поработать?

Вы готовы отвечать?

Вы готовы, если нужно

Что-то вспомнить и узнать?

Ну, а главное, готовы

Вы сегодня рассуждать?

- Спасибо за ответы и за готовность сотрудничать со мной.

2.Определение темы и целей урока.

Ну, а чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова:

Жизнь дана на …дела.

Мир не без …людей.

Истинное … всегда просто.

… слово человеку – что дождь в засуху.

- О чем же мы сегодня будем говорить? (О добре)

3. Актуализация знаний

- Что такое добро? (Все хорошее, полезное, что помогает жить)

- Какого человека называют добрым?

Тема нашего урока: Человек славен добрыми делами.

Сегодня мы совершим путешествие по дороге Добра.

Итак, в добрый  путь.

4. Знакомство с новым материалом.

-У вас на столах лежат рабочие листы, в которых мы будем выполнять задания.

1. Работа со схемой в парах.

- Добро всегда ассоциировалось с добрыми словами

- В русском языке много добрых слов и выражений.  Например, встречая гостей мы говорим - …., Провожая гостей -…, Утром - …, Вечером- ….

- Какие еще добрые слова вы знаете, запишите.

- Сказанное слово, словно семя, попадает в сердце человека. От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растёт тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.

То есть добрыми могут быть не только слова, но и чувства.

Давайте познакомимся с одной сказкой о Принце. Стр.192

2. Групповая работа с текстом учебника.

- Почему Принц плакал, ведь его же называли счастливым? (Почувствовал угрызения совести)

«Принц заплакал потому, что ему наконец – то открылась правда. Раньше, при жизни, он наслаждался привычными дворцовыми развлечениями и был вполне счастлив, но счастье оказалось иллюзорным. Он ничего не знал о подлинной жизни своего королевства, скорби и нищете народа.

- Почему Принц решил помогать людям? (Потому что у него появилось чувство сострадания к судьбам несчастных жителей его города.

 Картина которая открылась ему сверху, когда он уже стал статуей, потрясла его, пронзила его сердце: в нем родилось сострадание, а вместе с ним и искренне желание помочь людям. Может быть, именно теперь он стал по – настоящему счастливым.

- Какое чувство испытывала ласточка? (Чувство сострадания испытала и Ласточка. Она преисполнилась жалости, увидев, что Принц плачет, и, поняв причину его страданий, стала искренне помогать ему).

- Чем жертвовала Ласточка, решившись помогать Принцу? (Своей жизнью)

- Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима? ( Сделав доброе дело она ощутила тепло).

- О каких же добрых чувствах говорится в этой сказке? (Сочувствие, сострадание)

- Запишите эти слова во вторую часть схемы.

3. Рубрика «Картинная галерея».

    В рубрике дана репродукция картины Рембрандта (1606—1669) «Возвращение блудного сына».

Сюжет взят из Нового Завета. В Евангелии от Луки (глава 15, стих 11) изложена «Притча о

блудном сыне», (кратко рассказываю притчу).

 - Человек, стоящий на коленях перед стариком, это и есть блудный сын, слово

«блудный» здесь означает «заблудший, сбившийся с пути».

- Рассмотреть репродукцию картины и постараться ответить на вопросы:

- Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает отец?

- Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает его сын?

Учитель: - Безусловно, сын испытывает радость встречи. Но вместе с тем его мучают угрызения

совести, стыд. Он раскаивается, он сожалеет о том, что сделал, просит простить его, готов

исправиться, загладить свою вину и т. д.

- Отец жалеет сына, его сердце полно сострадания, он готов забыть его поступок и простить.

- Можно сделать вывод: все это и есть добрые чувства, и они открывают путь к добрым поступкам.

- Какими чувствами мы дополним свою схему? (любовь, радость, угрызения совести)

А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться? (в добрые поступки)

4. Работа со слайдами презентации

5. Выборочная работа
Какие добрые дела вы могли бы совершить сами? Запишите в третью часть схемы.А кому сложно выполнить задание, вы воспользуйтесь моей подсказкой и выберите дело, которое вам по душе.
сделать уборку в доме;
навести порядок в школьном дворе;
накормить бездомную собаку;
подготовить концерт для пожилых людей и инвалидов;
отнести вещи в организацию по социальной защите населения;
помочь детям сиротам и инвалидам;
сделать кормушки птицам зимой;
сделать скворечники весной;
помочь пожилому человеку нести сумку

6 Проверка заполнения схемы.

- Вот видите, ребята, как бывает в жизни. Если каждый из вас будет совершать хотя бы маленькое доброе дело, то эти капельки добра сольются и превратятся в ручеёк, ручеёк в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

А как вы думаете:  легко ли быть добрым человеком и делать добрые дела?

Добро и зло творить

Во власти всех людей.

Но зло творится без   труда

Добро творить трудней.

   

О чем говорят стихи ?Добрым человеком быть нелегко. Надо учиться им быть.

- Еще раз посмотрите на схему и попробуйте сформулировать правила доброго человека

-Давайте жить и следовать нашим правилам доброты и тогда каждый из вас будет необыкновенно красив и привлекателен, потому, что доброта украшает человека.

5. Рефлексия.

-У меня в руках символическое «Сердечко». В нём стрелы обид от плохих поступков и слов. Вынем их и увидим, что раны заживают, но шрамы остаются на всю жизнь. Хочется вылечить такие сердечки добрыми словами, делами. А вот на этих здоровых сердечках напишите самые добрые слова и подарите тому, кому пожелаете. Пусть ваша доброта поселится в других сердцах.

(Звучит песня Шуры «Твори добро»

Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее. 

Как бы жизнь ни летела –

Дней своих не жалей,

 Делай доброе дело
Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,

 Делай доброе дело –

 Тем живём на земле.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты к итоговому уроку обществознания в 10 классе по учебнику Л.Н. Боголюбова по теме "Духовная культура"

Тесты позволяют быстро проверить знания уч-ся, выявить пробелы в знаниях, показать над какими вопросами работать на резервных уроках....

Конспект урока обществознания 5 класс "Отрочество - особая пора" по учебнику Боголюбова Л.Н.

Второй урок по теме «Отрочество – особая пора» в форме игры-соревнования....

Государство - урок обществознания в 9 классе (презентация+конспект) к учебнику Боголюбова

Тема 2. Государство. Презентация и конспект к уроку. Происхождение государства. Признаки государства. Формы государства. Что такое гражданство....

Презентация к первому уроку обществознания в 10 классе к учебнику Л.Н.Боголюбова

Презентацию можно использовать к первому уроку обществознания в 10 классе к учебнику Л.Н. Боголюбова...